Окружающая среда. 2. Нежданьчик

Изольда Казанова
       Пятнадцатый – последний – вагон поезда  "Владивосток- Благовещенск", несмотря на то, что был обычным плацкартным, был еще и международным:  ехали китайцы,  цыгане, армяне… Да, кто их знает кто – лица восточных национальностей и масса… тараканов.

      Красивые дородные цыганки с пронзительными криками  загружали в вагон в Хабаровске гору  необъятных сумок, загромоздили ими все проходы, плюс все третьи полки, а на возмущения пассажиров отвечала одна:  "Нам надо  - я мать Героиня."

      Потом она же, оглядев наши места с  пятого по восьмое, ткнула  пальцем в моё место и сказала: - "я здесь буду спать ". Услышав возражение ,очень удивилась и четко произнесла; "Чтоб ты легла и не встала". Я мгновенно вспомнила наставления моей тёти Вали – на все проклятия отвечать : "твои речи на твои плечи",- громко озвучила и цыганка молча исчезла. Действует!

        Было 1 ноября 1997 года.
        Сервис был на уровне момента; в одном туалете не закрывалась дверь, в другом – вода стекала через край раковины. Отопление не работало и тараканы , спасаясь от холода , прыгали с верхних полок и заползали нам за воротники. Разруха (наверное) как в гражданскую войну, но это называлось перестройкой. От хорошего к плохому. А что мешало отремонтировать замок в туалете – не такой уж там сложный механизм;  и прочистить раковину?

   Постельное  бельё продавали в вагоне проводницы. Оно было серым и сырым. Проводницы тоже, видимо, не получали  никакой зарплаты.  И чтобы выжить - один и то же комплект белья продавали несколько раз, предварительно расправив его и сбрызнув водой .  Однажды мне попалась простыня с чётким чёрным  отпечатком сапога. Я возмутилась и мне мигом молча заменили простыню.  Тогда -то я и узнала от соседки по купе, что  так проводницы делают свой маленький бизнес.

    В тамбуре  нашего последнего вагона  дрались бывшие заключенные. Их только что  выпустили  из лагерей под Комсомольском. Эту информацию сообщила проводница.   Дверь в вагон трещала, слышалось рычание и отборная ругань. Все, кто мог, ушли вглубь вагона.

       Минут через тридцать, пойдя за чаем, я увидела, что моя цыганка понуро сидела на первом месте.  Значит, поменялась всё-таки. А дверь в вагон уже еле-еле держалась.  "Ну, что - говорю – страшно?"  Она молча кивнула. "Вот не будешь меняться. Сидела бы на своём месте в центре вагона…"
      Проводницы вызвали дорожную милицию, но она что-то не торопилась. Мои соседи тоже ушли дальше в вагон и я сидела одна.

       Слышу, что дверь из тамбура, не выдержав очередного толчка, распахнулась и дерущиеся вывалились в коридор. Потом, поднявшись, подошли к моему месту и даже вежливо спросили  -  могут ли они  тут присесть и  "пообщаться". Наверное, устали  драться.  (Почему-то около цыганки они не пристроились).

       И сели. Один маленький светленький , щуплый с небольшой  головкой сел напротив, а другой – высокий крепкий брюнет с большой круглой головой сел на мою лавку. Был он моложе блондина. По щекам струйки запекшейся крови – из ушей, на шее полоса от шнура- удавки.  Наверное, поэтому он говорил хриплым голосом и всё пытался выяснить , за что маленький напал на него и чуть не удавил.  Тут появилась дорожная полиция (или тогда ещё была милиция?), посмотрела на них и  забрала брюнета.

 Маленький скромно сидел у окна. Некоторое беспокойство я испытывала, но страха не было.
   Когда детину увели, оставшийся мне и говорит: - "Вот, он сейчас вернётся и мы  тут маленько постреляем".  Думаю – врёт, пистолетов, факт, у них нет.  А то бы давно уже постреляли. Устрашает?  Говорю ему :-"Ты с ума сошел? Тут люди кругом!"
   -  Ну, мы тогда тихонечко… ножичками…   
   -  Успокойся. Его не выпустят. В лучшем случае с поезда снимут.
   - Давно освободился? – вижу, что недавно, но молчать хуже.
   - Да, вот только что, досрочно, за хорошее поведение (?!!) Домой еду. Явлюсь к мамке  - нежданчик.
   - Чего не поделили?
   - Да, девушку  он у меня увёл . Я на вокзале в Хабаровске – там пересадка с Комсомольского поезда – девушку в ресторан пригласил, так хорошо сидели, а тут он подвалил, и она с ним пошла, а я что терпеть такое буду?
    Всё это говорилось на определённом жаргоне, повторить не могу,  но поняла, и перевожу смысл.
     - Так неужели из-за какой-то вокзальной « девушки» надо было опять  рисковать свободой!?
     -  Нет, девушка хорошая…
      Я в тюрьму ещё по малолетке попал, за драку и вот так уже шестнадцать лет, выйду-сяду, выйду-сяду. Как с друзьями встретимся, так и начинается пьянка-гулянка, обалдеваю от свободы, иногда через день-два опять забирают. И не всегда я виноват, но раз сидел – значит Я.
     - А где-то работать пытался устроиться?
      - Работать негде вообще,  да и не успевал я…
            И он мне долго ещё рассказывал про свои ходки, про то, что он крепкий, вёрткий и цепкий и что он всегда  за справедливость  и честность… и, видимо, проникшись доверием, называл меня  "мать". Ох, чур меня от такого сыночка!
       Сказал, что едет в Среднебелую; потом до утра ушёл в купе проводниц.
Знаю, что Среднебелая – посёлок городского типа: там была птицефабрика, завод ЖБИ, кинотеатры, детские сады. Рядом с посёлком был  военный городок  и исправительная колония строгого режима. Сейчас всё разрушено, ни птицефабрика, ни ЖБИ не работают. От военного городка остались руины. Работать здесь, конечно, негде.  Это – перестройка!
 
        В Среднебелую  прибыли рано утром. Я посмотрела в окно – он бежал, перепрыгивая через лужи – нежданчик.
       Хорошо, если радость матери продлится  больше суток.