Художественные изделия из металла всегда считались произведениями искусства самого высокого качества и потому, с большим интересом душанбинцы и гости столицы посетили очередную выставку – продажу художественных изделий художника по металлу Рахмона Сатыева, которая открылась 14 мая с продлением до10 июня в Культурном Центре «Бактрия».
Как отметил его директор Марк де ла Фушардьер: «основной задачей КЦ «Бактрия» всё так же является сохранение и продвижение в массы таджикской культуры и искусства. В этих целях уже прошли выставки – продажи работ таджикских художников Бахрома Исматова, Марьям Сафаровой, Янтобте Маматкулова. И вот теперь, - обратился он к посетителям, - вам предоставлена возможность оценить работы очередного таджикского мастера – чеканщика по металлу Рахмона Сатыева.
Следует отметить и такой важный момент в организационной работе Центра - гости не сразу прошли в зал к интерьеру выставки, вначале прозвучала музыка. С небольшим, но ярким по своему исполнению концертом перед ними выступили воспитанники республиканской музыкальной школы им. Атоева. Виртуозно играли: ученик 11 класса, лауреат республиканских фестивалей, участник международного среднеазиатского молодёжного симфонического оркестра Шарифджон Гиясов (скрипка) и ученик 7 класса, лауреат республиканских фестивалей Идибек Тошев (рубоб). Такой музыкальный «подогрев» в этот день был как нельзя кстати. За окном бушевала весенняя непогода с проливным дождём, но настоящему искусству она не была помехой.
В выставочном зале тоже было на что посмотреть. Здесь же, комментируя посетителям свои работы, находился и «виновник» торжества – сам мастер Сатыев. Без смущения и ложной скромности отвечал на вопросы, сыпавшиеся на него со всех сторон. К такому вниманию мастеру было не привыкать. С 2000 года он – член Союза художников Таджикистана. Большую часть своей творческой жизни посвятил живописи и росписи, а к работе по металлу пришёл по велению души. О таких как он говорят: «самоучка, мастер от Бога»… и потому, его путь к познанию очередного мастерства был трудным и долгим. А ведь мог бы остановиться на уже достигнутом и совершенствовать своё мастерство дальше.
Его творческий путь был определён. В 1978 –м году окончил Республиканское художественное училище им. М. Олимова (у педагога Сабзали Шарипова). Был направлен на интересную оформительскую работу. Вначале поработал художником в «Таджикбытрекламе», затем перешел в «Таджиктекстильмаш». Но в корне, - он и сам так считает, - в его творческую жизнь уже вошло новое чувство, которое он познал во время службы в Армии, где в часы досуга он и познал от русского сослуживца первые азы чеканного мастерства. Увлечение чеканкой не остыло, а с годами даже превратилось в страсть. Он много читает специальной литературы по технике обработки металла, учится мастерству работы с инструментами… но лишь в 2006 - м году ( в 48 лет) познакомившись с профессиональным чеканщиком из Грузии Гурамом Сордия начинает у него заниматься. Как говорит он сам: «что его профессиональная деятельность по чеканке начинается именно с этой даты».
В 2010 – 2011 годах Сатыев работает художником по металлу в Художественном фонде г. Москвы и выставляет свои работы в городе Дмитрове. В последующие годы принимает участие в крупных республиканских выставках, участвовал в выставке ШОС в Таджикистане.
Большая часть работ Сатыева выполнена в малом формате на пластинах цветного металла. В основном - это работы плоскорельефной чеканки с четко проработанными деталями рисунка и тончайшей моделировкой рисунка.
Основные материалы для создания изделий медь, латунь, алюминий, бронза, железо, нержавейка, оловянный сплав. Несмотря на свою твердость, металл податлив. Его гнут, плавят, штампуют, скручивают, заливают в формы, чеканят, куют. В сочетании со стеклом, деревом, камнем, тканью чеканка создаёт прекрасную композицию, которая напоминает песню.
Как выяснилось, такого металла в Таджикистане нет… «достаёт» его мастер у знакомых и своей мастерской у него нет. Раньше арендовал помещение в Фонде Союза художников РТ, но дорого платить по 500 сомони в месяц. Заниматься любимым делом приходится в жилой квартире, в которой для этой цели нет условий. Дело в том, что даже малые формы чеканки требуют кропотливого труда и грязной по своей технологии работы. Назову перечень лишь нескольких из них:
Вначале рисунок будущего изделия выполняют контуром в натуральную величину на бумаге. Кровельными ножницами из листового металла, вырезают заготовку. Далее рисунок точками переводят на заготовку и нагревают её пламенем горелки, что повысит пластичность металла. Затем укрепляют пластину на кожаном мешке с песком и приступают к выколотке рельефа рисунка, т.е. несколько сотен, а то и тысяч раз (с обратной стороны заготовки) ударяют по рисунку на пластине специальным инструментом – чеканом. Уже с рисунком, готовую пластину вновь обжигают и обрабатывают химическими, механическими, гальваническими и другими способами. Только представьте во что превратится квартира с этой производственной технологией, стуком чекана по металлу и резким запахом кислот.
Сегодня изделия из металла на пике популярности, но нет у художника возможности создавать подобную красоту в большом объеме.
Министерству культуры РТ просто необходимо возрождать прикладное искусство, помогать таким мастерам, - сказал полковник запаса и сам страстный чеканщик Саидкарим Ахроров. Жаль, нет сейчас такого учреждения как бывший «Армугон». Когда – то в молодости я там работал, сейчас в бывших цехах - складские помещения. Из меди, латуни, бронзы, алюминия можно было бы выпускать целые картины на металле, декоративные изделия: люстры, бра, канделябры, настольные лампы, фонари и светильники, мелкие сувениры. А как бы украсили здания фасадные металлические таблички, номерные таблички на домах. Жаль будет, если в другой стране, в той же России предоставят Сатиеву условия и он уедет!»
По признанию специалистов изделия из металла мастера Сатиева - считаются произведениями искусства высокого качества. Жаль, если будет создавать он их где - то за горизонтом. Они должны радовать людей здесь.