Взгляд принца Глава 3. 4

Алекс фон Джаго
Психовать совсем ещё юному правителю торгового града было из-за чего. Формально ведь подчинялся он единокровному брату Ярополку, сидящему в Киеве. Только и тот был не на много старше Владимира и так же являлся марионеткой в руках "старших товарищей". И прежде всего имевшего огромный вес ещё при Святославе, даже собственной дружиной владевшего воеводы Свенгольда, "более достойного" (по его мнению) сынка растившего. Известия о зашатавшейся центральной власти, с собственными дополнениями и размышлениями о смысле перечисления Киеву двух третей налогов, принес успевший вернуться до ледостава торговый караван.

    С которым на ладье Гостомысла прибыли и выписанные из Болгарии монахи-миссионеры. "Лучших людей" Новгорода задушила жаба, и велик оказался риск Майдана, но отход от заветов отца для юного князя означал войну с братом, также удовольствие весьма платное и по итогам непредсказуемое. Возникла дилемма - либо изгнание собственными подданными, либо разгром.
    Наше появление в городе несколько смягчило накал страстей - людям кинули новый предмет обсуждений, и бабы горячо принялись гадать и спорить, кого нынче Малуша мне подарит, большинство уверяло что непременно сына. Темой пересудов явились и прибывшие с юга загорелые монахи-христиане, своим появлением припугнувшие местных языческих жрецов. Правда, прознав, что это "ко мне", страхи прошли и наложения на "народное недовольство" ещё и религиозной составляющей не случилось.

   Момент "революционной ситуации" оказался оппозицией упущен, а тут и снежок выпал, подстёгивая в выполнению сезонных работ - дровишки с сеном чёрным людишкам по первопутку подвезти потребно, а дружине округу примучить - подати собирая. Вот под прикрытием этого важного занятия и предложил я своему работающему князем пасынку из ст города смыться.
    Как к весне проясниться всё, тогда и решать. То ли возвращаться на престол местного значения, либо превращаться в правительство в изгнании - у матери всегда сыт будет. Выход из города в составе дружины как бы "на работу" подозрений ни у кого не вызовет - занятие рутинное. Сопроводив князя до Муравы, пусть основной отряд дальше направляется чухонцев обирать, а мальчик у мамы погостит сможет. Сговорились с оставшимся при дружине Добрыней встретиться через три месяца в Острове - пора уже новый острожек обживать, может когда и он сгодится.

    В этот милый город, в 21-го век, мы с сыном втихаря заглянули по дороге в Мураву. Вновь нужда заставила просить помощи у настоятельницы Спасо-Казанского монастыря. Требовался зарождавшемуся посёлку мед.работник остро, а с приближением даты родов уже архисрочно. Ранее, матушка Маркелла обещала подготовить послушницу с фельдшерским образованием, вот попутчицу мы как бы и прихватили "случайно".  Хотя Владимир для матери и так пару сенных девок в услужение вёз, но нужда имелась в специалисте квалифицированном и публичном.
    Следующий "заказ в монастыре" оставлен был на сценариста, способного написать Креатив под будущий шведско-российский блокбастер. Для хода его мысли в нужном направлении приготовил флешку с тем, что сам заснял в время последнего визита в средневековье, то что "наехав" отобрал у телохранителей сына и у самого графа. Пригодился даже заснятый с дрона "вид с верху", с очень колоритными фэйсами, которые даже самый талантливый гримёр не "нарисует".

     Документального материала накопилось изрядно. Грамотно его обработав и слегка разбавив павильонными съемками,  был шанс создать историческую фильму, например, про Рюрика. Многократно превосходящую по качеству и сборам "Трою" или "Пиратов Карибского моря". По крайней мере, убивали в нашем кино "гораздо натуральнее", на фоне "очень реалистичных декораций" древнего Новгорода, Киева, Константинополя. Не грех было бы к такому мега-кино-проекту и властям подключиться. Даже очень далёкая Новая Зеландия после "Властелина Колец" на туристах более полумиллиарда  заработала. А Испания на "Битве престолов" настроилась получить миллиард. Такие суммы наверняка смогли бы разрулить даже "неизлечимую" проблему дорог в Новгородской и Псковской области, но вот куда там дураков да воров во власти девать?

     Даже нынешняя наша дорога изрядно колоритных кадров добавила. Ведь отправляясь за данью, дружина немало пустых дровней прихватила, а первый снег запечатлел следы непуганого зверья, как только от города удалились. Почему бы попутно не набить сани дичиной? Вот и устраивались регулярно весьма уловистые облавы. В одной из которых получилось взять даже шайку шпыней-разбойников. Добрыня тут же для острастки прочим (и мне "на камеру") главаря повесить приказал. Но вот полсотни бедолаг я его уговорил на стройки феодализма в Острог определить. Пусть искупают свою вину, честно брёвна да камни ворочая, не задумываясь об экономической  эффективности системы ГУЛАГа.

   Уже на подходе, когда до Муравы оставалось не более полусотни верст, получил я на малую походную рацию сигнал SOS из посёлка. Его осадил довольно крупный жмудский отряд, случайно набредший на неизвестную ранее новостройку, во время традиционного для них набега на чухню. Неожиданный для нападавших огненный бой сорвал первый приступ, оставив на льду окружающих поселение озера и речки чернеющие трупы, но от дурных намерений не отвадивший. Экстрималы из-за речки встали лагерем в ближайшем лесочке, дабы не спеша, с безопасного расстояния разобраться как здесь оружием бога Перкона смогли овладеть и нельзя ли его отобрать. Ну и павших родственников под покровом ночи со льда забрать, не подозревая о существовании приборов ночного виденья и умножив незнанием свои потери.

   Утром, пребывающие в уверенности, что время работает на них, нападавшие затеяли переговоры. С просьбой забрать трупы и получили разрешение сделать это на следующий день - зимой те не протухнут. Но перед рассветом на бивуак обрушились с двух сторон и муравские ополченцы, и  неизвестно откуда появившаяся новгородская дружина (хоть и далеко не в полном составе). Эффект неожиданности, помноженный на гремящую и полыхающую огнём вундервафлю, позволил только пленных взять втрое больше чем было нас совместно и достались они Мураве. А оружие нападавших пошло трофеем новгородцам, к огромной радости дружинников. Несмотря на то, что состояло в основном из самодельных шитов и палиц с шипами из вживлённых в стволы ещё молодых дубков острых кусков кремня. И копий с так же кремнёвыми наконечниками. Варяги били прибалтов не потому, что последние были менее воинственны или слабы, а потому, что в Скандинавии металл имелся. Мелких лошадок-жмудок уходящим, наконец, примучивать эстов новгородцам кормить было в походе нечем и конный парк вместе с санями остался так же в поселении.

   Но вот прощальный банкет подсобившим союзникам устроили благодарные ополченцы первостатейный, удивив всех фирменной закусью: "Макароны по-флотски", и пельменями (правда из "давальческого" мяса) под не ограниченный по случаю победы разведённый спиртик. Стресс требовалось снять всем, так что  пришлось распечатать запасы сделанные на празднование Рождества. А затем потянулась череда занятий, сделать которые требовалось ещё вчера. Оставив Владимира на попечение матери, чтобы она ему более доступным языком объясняла не волшебную суть наших многочисленных "привезённых из-за моря" девайсов, мы с сыном занялись своей основной работой в "транспортном цеху". Брёвен с начала зимы в наше отсутствие навалить народ успел изрядно, и их требовалось срочно "перенести", дабы кормившее нас производство стружечной плиты не останавливалось. А "обратно" требовалось существенно пополнить запасы полюбившихся хроно-аборигенами макарон, муки, овса для пришлых лошадок.

   Проблемы, возникшие с "победой над жмудью", также добавили забот. Пленных налётчиков практически сразу удалось трудоустроить, ибо сезон был в разгаре и уже через день мужики рубили сучки и выволакивали брёвна. Но ведь где то оставили они баб, детей и стариков, обречённых на гибель "без кормильцев и защитников". А гуманно отпускать тех, кто не спровоцированно шел убивать и грабить значило безнаказанностью потворствовать новым нападениям. Обеспечить себе спокойную жизнь мы могли только внедрив в сознание ближних и дальних соседей мысль о неизбежности наказания за преступления, так что ближайшие десяток лет и бабы заключенных наша забота. И отобранный из пленных толмач, говоривший по-славянски, вызвался показать дорогу к местам откуда заявились агрессоры.

    Вновь длительная командировка разлучала с женой, но тащить зимой в неизвестность беременную женщину было нельзя. А у побеждённых жизнь требовалось срочно налаживать, пока не успели они проесть до конца свои сделанные на зиму невеликие запасы. Хоть в экспедицию с собой старались взять только самых там востребованных, свита всё равно получилась не малая. Прежде всего послушница вернулась к исполнению прямых своих обязанностей - обучению сына шаолиньским премудростям и сбережению наших тушек. Не хотел обидеть Владимира и взял подаренного им ловчего, действительно чувствовавшего зверя не хуже нашего обязательного спутника - Абрека. Возникла острая необходимость в карте приращённых территорий, потому потребовался и оператор дрона со своей птичкой и прочим оборудованием. Ну и забрал с собой обоих болгарских монахов - дабы несли они язычницам свет истины, как смогут, ибо для начала следовало им язык изучить "методом погружения". В дороге же благочинные отвечали за питание, и с большим старанием поддерживали почти вечный огонь в находившемся на их санях самоваре.

Продолжение  http://www.proza.ru/2016/05/28/794