О дуальности мира и человеческой природы

Вла-Да
      Мир многогранен. Мир можно рассматривать в аспекте дуальности. Итак, мир, ко всему прочему, дуален. Дуальность можно объяснять, как дополнение, как разделение на дополняющие противоположности, как определённую поляризацию. Дуальность может придавать характеру человека, явлениям природы взаимоисключающие свойства. Дуальность мира, представляющая из себя взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой Вселенной, отражена во многих символах.

      Наиболее известный  из них — символ «инь-ян». Даосская монада, изображающая концепцию инь-ян, а в славянской трактовке Навь-Правь, дуальна. Идеей противопоставления света и  тьмы  изобилуют многие оккультные магические символы, но суть одна: свет(ян, правь) и тьма (инь, навь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десять тысяч вещей», то есть Мир Сотворённый.

     Итак, уяснили, что дуальность – проявление двойственности в мире. Вся наша реальность соткана из противоречий. Здесь к месту будет припомнить известное выражение о стакане полупустом и полуполном. Оно как нельзя лучше характеризует дуальность взглядов людей на окружающий мир. А дуальность этих взглядов на мир предопределяет дуальность поступков. Так, часто в самом человеке скрыты противоречия, порой разрывающие его не только пополам, но и на части…

     Зачастую мы в неуверенности стоим перед выбором. Причём, выбор приходится делать постоянно: от рождения и до скорбного ухода. Если незначительные события, действия, решения мы проделываем автоматически, почти не замечая этого, не заостряя на этом внимания, то сложнее становится, когда дело доходит до более серьёзных вещей, хотя и с этим выбором мы справляемся довольно легко. Так происходит потому, что мелкие противоречия не терзают нас. И чем крупней
противоречия, тем сложней выбор. К выбору профессии, cупруга или судьбы мы относимся, по крайней мере, должны относиться более осторожно и ответственно. Но зачастую нас поджидают разного рода казусы. Как говорится, карамболь нам в судьбу. Если поддавшись влиянию близких людей или общества, мы с течением времени понимаем о совершённой ошибке, мозг начинает прокручивать варианты сожаления, обиды, которые здорово могут отравлять нам полноценную жизнь. Но есть ли смысл в таком раскладе? Может быть проще или принять всё как есть, выделив положительные стороны сложившихся обстоятельств, или изменить принятое в прошлом решение на новое? Оба варианта неплохи, оба варианта ведут к выходу из противоречия. Чем больше человек чего-то хочет, тем активней оно отдаляется. И человек не догадывается, что своим этим желанием порождает в себе полюсность, дуальность желаний. Все дуальности создаются только в уме человека. Дождь, к примеру, есть дождь, и он не плохое и не хорошее событие. Он просто событие, он есть и всё. И так во всём.

     Дуальность проявляется и в разделении людей на оптимистов и пессимистов. Пессимист видит трудности в каждой возможности, а оптимист в каждой трудности
видит возможности. Во все времена среди людей находились такие, кто смело бросал вызов судьбе, тогда как большинство превращалось в серую массу, с осторожностью и опаской взирая на смельчаков, как на безумцев. Это разделение непреодолимо. Кто-то бесконечно и неустанно пророчит нам конец света, ссылаясь на разложение общества и глобальные катастрофы. Кто-то спокойно вещает о всё большем проникновении в массы тайных знаний, позволяющих раскрывать законы природы, глубже проникать в психику людей, и познания себя самого. И невозможно изменить кого бы то ни было без его на то согласия. Все согласятся, что человек – это его тело. С его помощью мы познаём материальный мир.  Но наше тело – это ещё не весь человек. У него ещё есть Сознание и Подсознание. Утверждают, что если хотя бы 5 % людей настроено оптимистически по отношению к судьбе человечества, то оно не погибнет в очередной «конец света». Что ж, неплохая перспектива.

     Свобода появляется, когда исчезает двойственность восприятия. Но вернёмся к дуальности мира. Любое понятие у человека имеет свою противоположность. Чаще это
проявляется в виде отрицания: «пойти» — «не пойти», «посмотреть» — «не посмотреть». Следует учитывать, что мы видим только одну сторону дуальности, другая затенена. Т.е. либо любовь, либо ненависть. А ненависть уже заложена в нас благодаря наличию любви. И наоборот, когда есть неприязнь, незначительный толчок - в виде доброго слова или поступка - может культивировать зарождение любви. И
так во всём. Так работает монада. Нет чистого Добра, и нет всеобъемлющего Зла, Правды или Лжи. Мир дуален изначально в нашем сознании. Понимание этого не
позволяет нам судить других людей за их поступки и прегрешения. Вот поэтому следует быть более терпимыми друг к другу, ибо понятия «хорошо» и «плохо» не абсолютны и относительны. Именно гибкость в мышлении позволяет нивелировать последствия действия дуальностей.
     Итак, дуальность – пара противоположностей в уме человека. Примеры? Есть, их несчётное количество:

активность – пассивность
верх – низ
гармония – хаос
добро – зло
душа – тело
истина – ложь
интуиция – логика
любовь - ненависть
прозрение - обольщение
риск – расчёт
свет – тьма
творчество – восприятие
экстраверсия – интраверсия
априори - апостериори

     И так далее… Дуальность везде, во всём. Каждый делает свой выбор. Дуализм – учение, утверждающее, что в основе всего существующего находятся два начала. Дуалистическое понимание действительности, метафизический дуализм  порождаются внутренним дуалистичным состоянием человека.
 
     На днях, проснувшись утром, я взглянула в окно: полюбоваться на летнюю природу. И обомлела. Прямо передо мной за стеклом окна красовалось удивительной прелести большое воздушное Золотое Сердце.
     - Откуда эта красота? – восхищённо воскликнула я.
     - Бог прислал – озвучил свою версию кто-то из домочадцев.
     - Не Бог. Оно приземлилось с Неба, куда его запустили Люди – оппонировали озвученному мнению.
 
     Какая разница, откуда. Оно прекрасно. Настроение вдруг взметнулось и зашкалило где-то высоко-высоко в поднебесье. Золотое Сердце неспешно колыхалось от горячего летнего ветерка. Моё же сердце готово было выскочить из телесного плена и билось теперь так, как скачет галопом вспененный конь. Моей душе хотелось петь.
 
     Вдруг послышалось мерзкое жужжание. Это молодой человек “кавказской наружности” (придумают же определение!) по заданию жилищной компании,
располагающейся на кладбищенской улице Старовского, в доме номер 35, поодаль, завёл своё орудие труда и теперь активно размахивал громогласно жужжащей
бензокосилкой, усмиряя и укладывая по пояс проросшую под окнами дома цвета тёмного изумруда траву. Он быстро приближался к моему окну. Сенокос? Сенокос. Раз в год вот так косят.

      Трескотня и жужжание косилки раздавались, казалось, на весь район, разрывая вклочья не только медовостью разлившуюся тишину лета, но и мозг любого жителя,
попавшего в эпицентр сенокоса. Длинная рукоять лёгонькой на вид косилки, похожей на грабельки, в руках косаря яростно взлетала то налево, то направо.
Сначала мне показалось, что Человек исполняет свой национальный танец. Выражение его лица было суровым, сосредоточенным и даже каким-то счастливым. Может он
представлял себя джигитом на поле сражения, безусловно повергающим опасного врага, а может и правда танцевал, представляя в своём воображении какой-нибудь пышный праздник...

      Наконец, он достиг Золотого сердца. Вдруг, увидев его, осёкся, будто в испуге. Быстро пришёл в себя, выйдя из того состояния иллюзии, в котором
находился до столкновения с Золотым Сердцем. Кажущийся испуг резко перешёл в ярость. Сначала косарь яростно рубил длинную нить, ниспадающую от
Золотого Сердца к земле. Замершее было Золотое сердце, словно удивившись, медленно-нежно заколыхалось из стороны в сторону чуть выше уровня его лица, будто дразня. Затем, пренебрежительно отбросив в изумруд переросшей травы свою косилку, джигит набросился на Золотое Сердце, как тигр набрасывается на свою жертву, и стал злобно мять его своими загорелыми натруженными руками. Его худощавую фигуру неведомая сила мотала из стороны в сторону. Он топтался по изумрудному ковру, сминая его.

      Но Золотое Сердце не сдавалось. Оно выскальзывало из рук Ловца, устремляясь ввысь. Однако тяжёлая длинная нить сдерживала его полёт, а руки Ловца опускали жертвенное Золотое Сердце, возвращая его к Ловцу. Человек устал, его злость
не желала убывать. Он подпрыгнул, дёрнул нить к себе и ухватил, наконец, Золотое сердце. Руками прижал Золотое Сердце к земле и начал яростно, сколько было
сил топтать его. Со стороны казалось, что джигит ввёл в свой танец новые элементы и с вожделением повторял их. Элементы эти были агрессивны, разрушительны.
      Что это с ним? Что случилось с Человеком? Чем помешала эта прелесть косарю? Какую затаённую тайну или обиду высвобождала наружу его ярость из его может быть раненой души?

      Приоткрыв окно, я крикнула косарю что-то хлёсткое. Он не ожидал того, что за его действиями кто-то наблюдает, осёкся, сник, как человек, пойманный при неприглядном деле, как человек, любящий жизнь, любящий работу и ненавидящий свою неустроенность, выпавшую на его долю.
      Дальше мне не хотелось заводиться: там, за окном, был прекрасный день, там было Золотое Сердце. Но там был Человек, ценность которого не измеряется и тысячей Золотых Сердец. Я отошла от окна. Мне было жалко Золотого Сердца. Мне было очень жалко Человека. Комфорт наших душ этим неравным боем был нарушен. Радость от заглянувшего в мою жизнь Золотого чуда осталась в памяти. Вдруг нахлынувшая на меня стервозность едва поддалась усмирению. Мало ли – шар. Может у этого косаря в жизни случилось что-то страшное… Не может же человек вот так, беспричинно, возмещать свою злобу на такой красоте. А почему, собственно, не может… 

      Хорошо, что это был просто бой с воздушным шариком, а не с котами, которых раньше работники этой организации убивали на глазах жителей, в том числе и детей, хватая котов за хвосты и умерщвляюще ударяя их головами о стоящий на углу дома железный мусорный контейнер. Хорошо, что этот бой не был с бездомными псами, которых те же работники отлавливали и увозили их в дни и ночи дымящие печи
жилкомхоза.   

      Хорошо и то, что в его злобном порыве на его пути не оказалось детей… 

      Шар не сдался. Изрядно сдувшийся, он вспорхнул из-под его ног к небу, но спадающей от него нитью его рвение ввысь было ограничено. Потрёпанное сердце
не могло оторваться далеко от Земли. Изрядно уставший и смущённый косарь ушёл на обед. Он чувствовал себя пойманным на месте преступления. Вид его был жалкий, заискивающий. В тот день он уже не вернулся. На следующий день пришёл другой работник и доделал его работу.

     Удивляет и то, к чему эта показательная, до одури оглушающая косьба? Если это забота о жителях, то разовой косьбы явно недостаточно. А этот
недопустимо резкий сотрясающий треск бензокосилки, покрывающий чуть ли не весь квартал, способен свести жителей с ума даже при разовом таком “наведении
красоты”. И разве это забота о жителях, разве это наведение порядка и красоты, если поверженная трава, постепенно превращаясь из изумрудной в жухлое сено,
так и валяется повсюду, создавая собой и демонстрируя ещё больший беспорядок, но никак не заботу о жителях и ухоженность территории. Говорят, что в каких-то
городах жилищников уже  штрафуют, если трава на газонах и возле домов проросла выше десяти сантиметров. Да, аккуратно скошенные газоны – красиво. Очень красиво. А если газоны, парковые  и придомовые участки прибраны так, что кажется застелены ровными, гладко зачёсанными зелёными коврами – это красота желанная, радующая глаз.

      В Эжве, маленьком городке-спутнике, к примеру, не только не борются с прилетевшими невесть откуда шарами, украшающими невесёлое поселенческое
пространство, но и выстилают, высаживают, где только возможно, красивые ковры из живых разных оттенков цветов. Как же я хочу просыпаться, видеть вокруг
красоту и радоваться каждому новому дню!
 
    
© Copyright: Влада Эмет, 2013
Свидетельство о публикации №213070600952