Дорогу осилит идущий

Ангелина Кныш
Во все времена, и особенно в дохристианские, основным ИДЕАЛОМ построения человеческого общества был принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ, нашедший свое отражение в ветхозаветных заповедях и основанных на них общественных законах, которым подчинялись люди.
 
Если коротко, то законы эти можно объединить одной фразой: «Живи и давай жить другим». Игнорируешь их – будешь сурово наказан, «око за око, зуб за зуб». У иудеев даже города были выделены специальные для тех, куда могли бежать совершившие убийство по неосторожности – не успел убежать, пеняй на себя.

Разумеется, всегда находились нарушители общественных законов, но в целом справедливость – это то, что ПОНИМАЛИ ВСЕ, к ней тяготели и даже возводили в некий абсолют.
 
Так и жило человечество долгие тысячелетия, не задумываясь над тем, что досконально-то заповеди никто исполнить не в состоянии, а значит, за грехи – если уж судить по справедливости! – должна была немедленно следовать расплата от Бога, которая для многих, как правило, почему-то все не наступала. Солнце продолжало светить как для грешных, так и для  праведных, и всеми благами земли продолжали пользоваться те и другие.

Недосмотр и упущения со стороны Господа Бога? Никак нет. На самом деле, в отношениях Бога с людьми действуют совсем другие законы – ДУХОВНЫЕ. Для того, чтобы понять и «вместить» эти законы, человечество должно было «дорасти и созреть», а процесс этот продвигался очень трудно.
 
Согласно этим законам, Бог не карает нас тотчас после совершения греха потому, что Он поступает с нами не по СПРАВЕДЛИВОСТИ, а по МИЛОСЕРДИЮ, или по ЛЮБВИ в ее евангельском понимании (как отец, многое прощающий своим детям), а человек духовно приобретает лишь тогда, когда что-то бескорыстно отдает и прощает. И основной задачей человека в кратковременной земной жизни является не забота о потребностях тела и прочих мирских делах, а обретение контакта с Богом и максимально возможное уподобление Ему в духовном плане. Для этого человек должен постоянно проявлять усердие (Господь пристально за этим наблюдает!) и не роптать при жизненных испытаниях, попущенных Богом для нашего же блага.
 
Пришедший в мир Иисус Христос приоткрыл людям  завесу над духовными законами. Он акцентировал, что основную роль играет не  доскональное ВНЕШНЕЕ соблюдение общественных законов и предписаний (часто надуманных и «неудобоносимых»), а ЧИСТОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА, или ПОМЫСЛОВ, которые должны быть добрыми, а не злыми и греховными.

То есть, человек, например, может физически и не прелюбодействовать, но если он смотрит с вожделением на женщину, то уже прелюбодействует в сердце своем (Мф.5:28).

Именно к чистоте помыслов должен стремиться каждый человек, потому что сердце наше – это раскрытая книга для Бога, ничего утаить все равно не удастся. ЧИСТОТА СЕРДЦА –  ВОТ ИСТИННЫЙ ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ ДУШИ.
 
Святые отцы утверждают, что между возникновением греховного помысла и физическим совершением греха есть многие промежуточные звенья по УКОРЕНЕНИЮ ГРЕХА в душе человека (так появляются страсти) и советуют без колебаний гнать от себя дурные помыслы СРАЗУ ЖЕ, КАК ТОЛЬКО ОНИ ВОЗНИКАЮТ. Любыми путями нужно стремиться переключиться на что-то другое, «отсекая соблазняющую тебя руку или глаз» (Мк.9:42-47).
 
Не менее жесткую борьбу нужно вести с уже укоренившимися страстями (здесь важно решительное, в чем-то даже жертвенное начало и усиленное молитвенное обращение к Богу, который обязательно поможет в дальнейшем, видя усердие человека).

Все это кажется далеким от земной реальности и трудновыполнимым, но на самом деле, это далеко не так. Нельзя забывать о том, что после воскресения Христа люди не остались «брошенными и забытыми», в мир был послан Обещанный Ним Утешитель – СВЯТОЙ ДУХ, который постоянно испытывает теперь наши сердца, ходатайствует перед Богом о достойных и время от времени посылает людям Святую Благодать.

Недавно на одной из телевизионных лекций в Сретенской духовной семинарии от лектора-монаха удалось услышать парадоксальную мысль. Оказывается, у мирян не меньше (если не больше!) возможностей заниматься своим духовным совершенствованием, поскольку они свободны от тех многочисленных послушаний, которыми загружены в настоящее время монахи.

Дорогу, как известно, осилит идущий…