Педсовет

Алексей Жарёнов
Педсовет, назначенный на 14. 00, не начинался. Опаздывал директор, которому неожиданно позвонил главный инженер завода-шефа. Явка на педсовете на этот раз была 100%. Нет, конечно, все собрались не ради того, чтобы прослушать статистику оценок на конец 2 четверти, и не ради того, чтобы высказать в глаза отцу Сидорова-хулигана из 7Б, всё, что думают о его сыне. Все собрались из-за двух льготных туристических путёвок в Болгарию, которые выделили по профсоюзной линии сверху. Побывать в Болгарии на льготных условиях целых три недели, да ещё во время учебного года, хотелось всем.
Наконец директор Иван Павлович пришёл. Извинился за опоздание и начал педсовет.
-Товарищи! – начал он.
-Господа! – негромко поправил его кто-то с задних рядов.
Директор нахмурился и громко повторил:
-Так вот, товарищи, повестка нашего педсовета состоит из 4 пунктов .Первый. О текущей успеваемости заслушаем завуча по учебной работе Таисию Леонтьевну. Второй. Беседа с родителями неуспевающих учеников по 8 и более предметам. Сегодня к нам пришёл отец Сидорова. Третье – разное. Четвёртое – розыгрыш льготных путёвок.
Руку подняла учительница биологии Костюничева.
-Предлагаю поменять очерёдность вопросов. Разное – четвёртым пунктом, а розыгрыш – третьим!
-Нет, Тамара Ивановна! – отрезал директор. –Сегодня благодаря этим путёвкам собрались все! А то всегда (и у вас в том числе) всякие уважительные причины не ходить на педсовет: то к зубному надо; то родители пришли; то утюг включённым оставили! Не торопитесь! Посидите, послушайте! Итак, Таисия Леонтьевна, пожалуйста!
Таисия Леонтьевна вышла к доске, как школьница, открыла огромный блокнот, потом осмотрела всех поверх очков и вздохнула. Женщины пригорюнились, мужчины опустили головы.
-Знаете, коллеги, вот я проверила классные журналы и ужаснулась! Ряды двоек, колонки единиц! Это так мы обучаем детей! Вот смотрю литературу у Натальи Николаевны – три пятёрки, пятнадцать двоек! А в классе 18 человек.
-Они стих не учили принципиально! И я им принципиально поставила! – невозмутимо с места отозвалась Наталья Николаевна. – Я что им должна была поставить?
-Когда учитель ставит столько двоек, он расписывается в собственном бессилии! – поддержал завуча директор. – Значит, вы что-то не довели до них, Наталья Николаевна!
-Всё я довела. Учить они не хотят! Вот и результат! – не сдавалась литераторша. Все одобрительно зашумели.
-Нет, коллеги, так нельзя! – повысила голос завуч. – По моим подсчётам, на сегодняшний день в школе каждый восьмой ученик – неуспевающий! Напомню: у нас не вспомогательная школа, где дети с отклонениями учатся, а основная.
-Так что делать-то? Дебилов с каждым годом всё больше и больше! – возразил физкультурник Шитов. – У меня вон два «огурца» из 8А привязали надутую резиновую перчатку к «козлу» снизу и сидят, типа доят! Юмор у них такой!
Раздался смех и среди учителей, но на смеющихся зашикали со всех сторон.
-Да, кстати, и по физкультуре полно двоек у вас, Николай Иванович! – обратилась конкретно к Шитову завуч. – Уж по физкультуре-то… Ну, пусть побегают дополнительно, мячик побросают! Пусть исправят двойки-то!
-Что значит «уж по физкультуре-то»? – взорвался физкультурник. – Михаил Иванович Калинин говорил, что три главных предмета в школе – это русский, математика и физкультура! А двойки не у меня, а учеников 9 класса стоят, потому что вместо физкультуры пошли за школу курить!
-Ну, не знаю, что там Калинин говорил 60 лет назад, а столько двоек по физкультуре – это уж как-то чересчур!
Руку поднял Павел Максимович Переверзев – учитель рисования по кличке «Кисточкин». И хотя слово ему никто не предоставил, он взял и вышел к столу, за которым сидел директор.
-Господа! – торжественно начал он. – Все наши неудачи в образовании и воспитании подрастающего поколения не случайны!
-Короче, Склифосовский! – попросил трудовик Степанов. Но «Кисточкин» сделал вид, что не слышал это высказывание.
-Наши двойки и единицы подавляют учеников! – продолжил он. – Я вам расскажу одну притчу…
Все вздохнули, потому что знали, что «Кисточкин» ещё тот демогог и сейчас затянет минут на двадцать.
-Павел Максимович, погодите, пожалуйста! – вежливо, но твёрдо прервал директор. – Мы ещё не дослушали завуча по учебной работе!
-Согласен! Смиряюсь!- и Павел Максимович гордо вернулся на законное место!
-Так вот, коллеги, - подытожила Таисия Леонтьевна. – До конца четверти осталось 2 недели, нужно поднимать успеваемость!
-Товарищи! Когда будете сдавать отчёты по успеваемости, то, те учителя, которые выставят двойки за четверть, должны мне будут в индивидуальном порядке объяснить правомерность постановки отрицательной оценки! В моём кабинете! – сделал заключение за завуча директор.
Все притихли и призадумались.
-Так, товарищи, у нас в коридоре отец Сидорова Олега! Я думаю, всем есть что сказать!
Учителя зашумели. Директор открыл дверь и пригласил:
-Вениамин Захарович! Проходите! Да, да! С Олегом вместе!
-«Господи! Между мной и Болгарией какой-то жалкий Сидоров!» – подумал молодой учитель по информатике Сладков.
Отец Сидоров осторожной походкой осужденного, впервые попавшего в камеру к блатным, подошёл к столу директора, чуть поклонился всем учителям и еле слышно сказал: «Здрасте!» Глаза его воровато бегали, нос был красным, - чувствовалось, что для храбрости он «клюнул» граммов 100-150 водочки. Его сынок Олег шёл более свободно и независимо.
-Вениамин Захарович! Объясните нам, почему ваш сын безобразничает в школе и на улице и совершенно не учится? – громко спросил директор.
-Ты почему не учишься и безобразничаешь? – переадресовал вопрос Сидоров-старший Сидорову- младшему. Тот шмыгнул носом и ответил с вызовом:
-Чё это «не учусь»? Я учусь!
-Ты учишься? – театрально усмехнулся директор. – У тебя тройка по трудам да пятёрка по физкультуре – остальные двойки!
-А всё-таки по физкультуре 5, - неожиданно подал голос Сидоров-старший. – Значит, нашёл учитель подход к моему Олежке!
Все учителя зашумели. Руку подняла учительница по географии Серафима Семёновна. Она задыхалась от гнева.
-Ваш Олежка бьёт всех ребят в классе! Мне в кактус воткнул пять окурков! Ребята сказали, что специально окурки на улице собирал! А что он делал с Передковой, товарищи! Хорошо я в класс зашла!
-А там? – поинтересовался физкультурник.
-Вам важно знать? Так вот! Руки Сидорова были на груди Передковой!
-Танька сама ко мне лезла! – хмуро отозвался Сидоров-младший. – Ты, говорит, целоваться умеешь?
Тут поднялись все учителя. Шум стоял невообразимый. Минуты через три директор остановил крики, подняв вверх, как римский трибун, руку.
-Вот видите, Вениамин Захарович, сколько претензий у учителей к вашему сыну?
-Вижу! – гордо отозвался Сидоров-отец. – Будем работать!
-Дома у меня получишь! – пообещал он поникшему отроку. Учителя зашумели и одобрительно закачали головами, поддерживая решение отца… Сидоровы вышли.

-Так, товарищи, переходим к третьему пункту нашей повестки. Слово предоставляется заведующей нашей школьной столовой Ирине Константиновне.
Заведующая вышла к доске, как школьница, которая хочет прочитать стихотворение, убрала руки за спину и, несколько смущаясь, заговорила:
-Завтрак на следующей неделе – 67 рублей, обед – 120. Собирайте денежки, не затягивайте! И ещё! Классные руководители, смотрите, как едят ваши дети! Вчера 8А семь стаканов с чаем перевернули кверху дном! Вот, как хочешь, так и убирай! Весь чай вчера разлили по полу! Спасибо за внимание, у меня всё!
-У 8А классный руководитель на больничном, но мы обязательно разберём этот вопиющий случай! – заверил директор. – Слово предоставляется организатору по внеклассной работе! Ольга Михайловна, пожалуйста!
-У меня объявление только для учителей начальных классов! – затараторила Ольга Михайловна. – На следующей неделе к нам в школу приезжает цирк!
-Да, нам и своего хватает! – громко вставил трудовик Степанов. Ольга Михайловна дежурно улыбнулась, оценив шутку коллеги. – Нет, товарищи! Приезжает настоящий цирк – клоуны, обезьянки, дрессированный удав. Представление будет в актовом зале во вторник в два часа. Билет стоит 30 рублей.
-А если, кто из детей не захочет идти? – спросила обстоятельная учительница 1Б Ираида Степановна.
-Все, все должны захотеть, Ираида Степановна! – требовательно наставила Ольга Михайловна. – 30 рублей для ребёнка не много! Кружку пива папа не выпьет и всё!
-Опять придётся свои деньги вкладывать! – грустно подытожила учительница третьего класса Жанна Александровна.
-Так, всё, товарищи! –перебил директор, назревавшую перепалку. –Слово предоставляется председателю месткома – Галине Михайловне! Отжеребимся, да и по домам! – позволил пошутить себе директор.
Галина Михайловна встала и, к удивлению всех собравшихся, вышла из класса.
-Куда это она? – громко удивился трудовик Степанов., Но дверь снова открылась, и в класс вернулась Галина Михайловна. За ней несмело шли технички, много техничек! Столько в школе их никогда не видели! Сесть им было негде, и они встали вдоль свободной боковой стены.
-Товарищи! – звонким, радостно-весёлым голосом начала председатель месткома. – Две путёвки мы должны разыграть среди всех членов месткома, включая и технических работников школы!
-Как много у нас в школе техничек оказывается! – неприятно для директора удивился трудовик Степанов. – А мы постоянно видим только двоих!
-Я прочитаю, товарищи, список! Запомните каждый свой номер! Чьи номера выпадут, те и поедут в Болгарию.
Председатель месткома начала читать список. Сначала фамилии не вызывали удивления.
-Шестьдесят второй – Зайцев!
Все зашумели: « А кто это – Зайцев?» Директор поморщился, затем встал и пояснил:
-Зайцев Анатолий Фёдорович – наш электрик!
-Это свояк директора! – прошелестело по рядам. Трудовик Степанов хотел возмутиться, но подумал и не возмутился.
-Итак, товарищи, все номера закладываем в этот барабан, - продолжила Галина Михайловна, - и наша всеобщая любимица – вожатая Аллочка вытащит два номера! Аллочка выходи сюда!
Вожатая Аллочка медленно, как по подиуму, подплыла к барабану, покачивая красивыми бёдрами на радость всех присутствующих мужчин. Жеребьёвка началась…
-Первая путёвка достаётся номеру 81! Это у нас Зуева! – заглянув в список, огласила председатель месткома.
-Зуева? А кто такая Зуева? – наперебой стали спрашивать учителя.
-Зуева – это я! – гордо сообщила гардеробщица Захаровна, которую не иначе, как «Захаровна» звали все – от первоклассников до директора школы.
«Захаровна в Болгарию! Это бред какой-то! Ей на погост пора, а она в Болгарию поедет!» - побледневший учитель информатики Сладков не хотел верить собственным ушам.
-И вторая путёвка… Так, Аллочка, смелее! Вторая путёвка – номер 54! Рукин Юрий Иванович.
Все разочаровано выдохнули .Путёвка досталась школьному завхозу, который, встав, неестественно улыбался и раскланивался в разные стороны, по-боксёрски прижав руки к груди, словно только что послал кого-то в нокаут на ринге.
-Педсовет закончен! – провозгласил директор.
В конце коридора молодой учитель информатики Сладков догнал гардеробщицу Захаровну.
-Слышь, Захаровна, может, продашь мне путёвку. Я тебе ещё сверху доплачу! – чуть не плача предложил молодой педагог, подобострастно заглядывая в глаза гардеробщице.
-Да, нет, милок! Сама-то я, конечно, никуда не поеду, а вот дочь пошлю! Разведённая она у меня! Глядишь, подцепит там кого-нибудь! – Захаровна широко улыбнулась, показывая отсутствие всех передних зубов, и шаркающей походкой зашагала к лестнице. Молодой учитель Сладков грустно опустил голову.