Красотка Pretty Women, США, 1990-рецензия на фильм

Максим Странник Петров
Я не собирался писать о фильме "Красотка". Тем более, что смотрел его довольно давно. Но наткнулся на разбор этой картины, на мой взгляд, ошибочный, поверхностный и извращающий смысл, в общем-то, неплохой мелодрамы. И меня это задело за живое.

В последнее время я, в основном, занимаюсь исследованием советского кино. Но этот фильм, снятый в 1990 году, пожалуй заслуживает некоторого внимания. Несмотря на его голливудское происхождение. Качественно сделан, хорошая игра известных актёров. И есть довольно чёткая идея, но поданная в виде красивой комедийно-драматической любовной истории. Почему бы и нет? Я сам 25 лет назад смотрел этот фильм с большим удовольствием. И даже не один раз. Видимо, в нашей жизни тогда не хватало такого вот красивого, изящного и величественного.

Сначала приведу образчик разбора фильма, который меня так встревожил. Пишет некто Юрий Мороз. Но не режиссёр и отец актрисы Дарьи Мороз. А основатель секты так называемого Института Юрия Мороза. Кто хочет знать подробнее, пусть посмотрит в Интернете: Институт Юрия Мороза, Школа Своего Дела и т.д. Суть не в этом. Привожу полностью его анализ фильма.



##### Все не так как кажется.
«На примере. Все вы, наверное, видели фильм «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс в главных ролях.

Этот фильм классическая лирическая история, точнее так нас призывают это видеть создатели фильма.

А на самом деле:

1. Уличная проститутка случайно встречается с миллиардером. Она тут же начинает его учить, демонстрируя, что в автомобилях она разбирается лучше. Поэтому она, наверно, и не имеет машины и стоит на панели?

2. Она начинает его учить как жить, как отдыхать, как и с кем делать бизнес. Разумеется, она в этом прекрасно разбирается, ведь она работала на улице?

3. Когда он предлагает ей то, о чем она несколько дней назад и не мечтала, а именно снять ей квартиру и определить деньги на содержание, угадайте, что она делает? Она заявляет, что ей этого мало, она хочет ВСЕ!

4. Поступилась ли проститутка своими правилами, принципами хоть раз? Ничего подобного. Зато миллиардеру нужно менять свою жизнь и преодолевать себя (преодолевать свой страх высоты). И преодолеть себя, чтобы быть вместе с бывшей проституткой. И кто она - знают многие. А ей не надо себя преодолевать, чтобы быть с миллиардером.

5. Почему она во всем лучше этого несчастного миллиардера, который о правильной жизни и понятия не имеет? А, понятно, она же на улице работала и там все поняла о жизни. Однако, все равно не понятно, как она оказалась на панели, обладая столь многочисленными достоинствами?

6. Очень показательным является эпизод, когда к ней в гости в отель приходит ее подружка. Она бы никогда не оказалась в таком месте, но так как она подружка проститутки, которой посуточно платит миллиардер, то она тут же начала права качать, оказавшись в лобби отеля. Ей можно — она имеет право! Она стала крутой, круче чем те, кто живут в этом отеле. Почему она себя так ведет?

Разумеется, этот фильм очень нравится многим женщинам и вы теперь понимаете, почему. Кем бы они ни были, и чтобы они из себя не представляли, они хотят ставить условия и учить жизни тех, кому в подметки не годятся.

Не все, разумеется, женщины таковы, но увы, многие.

Все не так, как кажется. Этот фильм — вранье. Но он популярен и имел кассовый успех. Правда же кассовый успех не имеет. Почему — спросите вы?

Потому что очень мало кто хочет отождествлять себя с отрицательными героями, которые проявляют трусость, предательство, лицемерие, корысть, под маской хорошего человека, заботы и добра.

Правда слишком неприятна, чтобы ее хотелось «массам» знать. Это совсем не развлечение.» [конец цитирования]

##### Мой собственный анализ
Я высказываю своё мнение на основе моих воспоминаний. Но фильм я помню очень хорошо. Мне кажется, что Мороз поверхностно смотрит на сюжет фильма, пытаясь анализировать чисто внешнее поведение героев. Раз проститутка, то она заведомо ниже миллионера. В иерархии современного мира это так. Но он не затрагивает внутренний мир героев. Герой Ричарда Гира зарабатывает деньги, разоряя других. Он ничего не производит, а занимается спекуляциями. Т.е. жулик высокого уровня. Он ведёт себя цинично. Мол, ничего личного, только бизнес. Он хищник. Им движут инстинкты. Он потребитель. И то, что он на ночь покупает женщину доказывает, что он не хочет отдавать, зарабатывать своими душевными силами, чувствами. Он хочет заплатить деньги за любовь.

А проститутка не хочет быть такой. У неё есть душа, чувства. Она живая. Да, ей хочется хорошо жить, иметь деньги, хорошую жизнь. Но она, работая проституткой, продаёт тело, но не душу. Она сохранила свои душевные качества, стеснительность. Поэтому она, кстати, не хочет целоваться на своей работе. Для неё это уже признак проявления душевных качеств, чувств.

И она постепенно пробуждает чувства миллионера, взывает к его душевным качествам, к его совести, к его нравственности. Она видит, что он ещё не полностью закостенел. И любовь пробуждается в нём. А затем уже эта любовь заставляет его стать более человечным в бизнесе. Причём он не отказывается от зарабатывания денег. Просто он начинает заниматься бизнесом, который что-то создаёт, а не разрушает. Та самая социальная ответственность бизнеса, о которой так много говорят. Но которой всё меньше в мире.

В отличие от других женщин, - и герой Ричарда Гира это чувствует, - эта проститутка не пытается от него только получить его деньги. И это его подкупает. И поэтому он влюбляется в неё.

Во внешнем мире, в существующей модели общества, герои стоят на разных уровнях иерархической пирамиды. Но внутренне они похожи. Проститутка торгует собой ради денег, хотя природа создала любовь для создания семьи и продолжения рода для развития и блага общества. А бизнесмен занимается своим делом тоже только ради денег, разрушая результаты чужого труда, хотя изначально бизнес нужен для того, чтобы создавать какие-то ценности, опять же, на благо общества.

И оба героя в этом фильме помогают друг другу стать лучше, обмениваясь тем ценным, что есть в их душах.

________________________________________
Краткая справка о фильме
Красотка (1990). реж. Гарри Маршалл. В гл.ролях: Ричард Гир, Джулия Робертс.