Замечательные частушки

Коршуниха62
Частушки - это короткие песни, в основном из четырёх строк,  сопровождаются пляской. О них говорят: весёлые, задорные, любовные, поучительные, насмешливые, порой с хулиганским намёком, иногда дурашливые, и ещё можно сказать много другого. У частушек такое множество сочинителей, что автором считается не отдельный человек, а народ.

Я не изучала историю этого жанра устного народного творчества, но выросла в «поющей» деревне, кое-что усвоила.

 Припевки, или частушки, знавали исстари, но их бум, по моему мнению, пришёлся на тридцатые , сороковые , частично, пятидесятые годы ХХ века,  при советской власти. Помните кинофильм «Волга-Волга», в котором все пели и плясали, от мала до велика? В этом нет выдумки, страна была на подъёме, народ трудился и жил весело. Однажды я познакомилась с пожилой женщиной, которая от колхоза ездила в Москву на конкурс частушечниц. Они с подругой спели по !50 частушек и стали лауреатами.

В постсоветское время частушки вышли из моды. По телевидению пропагандируют иностранные песни, даже в передаче »Поют дети» ребятишки что-то лепечут по-английски, на западный манер машут ручонками, дрыгают ножонками и плачут: победители от радости, остальные горюют, что слава обошла их стороной.

В далёкие послевоенные годы народ был окрылён Победой. Сила духа помогала пережить потери близких на фронте, неподъёмную для женщин тяжесть восстановления народного хозяйства, разрушенного  немецкими захватчиками. В те далёкие годы вся деревенская Россия пела не по приказу партии, как любят говорить теперешние либералы, а по зову души бесплатно, на пятачках, под открытым небом. Там не было нынешних соблазнов - наркотиков, пива и прочих источников обогащения пронырливых людей. Тогда считалось дурным тоном появиться пьяным на танцах или ругаться матом. Преобладали культура и нравственная чистота тех поколений, не испытавших диссидентской отравы по развращению молодёжи.

На Прозе размещён мой материал «Родные частушки». Некоторые читатели предложили развить эту тему, что я и делаю с удовольствием. В моей памяти словно оживают и звучат девичьи голоса из тех времён:
 «Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, ПропОём мы вам частушки очень замечательно.»

Посреди деревни молодёжь облюбовала участок земли в виде большого круга, потому и стало называться пятачком культурное мероприятие. От постоянных танцев трава была вытоптана до состояния гладкого асфальта.
 
Девушки приходили на пятачок в ситцевых светлых платьях с рисунком в цветочек, в парусиновых туфлях на среднем каблуке, начищенных для белизны зубным порошком. От них пахло земляничным мылом и луговыми травами, которыми они пропитались, таская охапками высушенное сено и складывая его в копны. Парни не отставали в работе от девчонок, тоже складывая копны. Умытые родниковой водой, с аккуратными чубчиками, в белых рубашках, они сияли чистотой.


Стоило услышать первые пробные звуки гармошки «тыры-тыры», молодёжь дружно устремлялась на пятачок, и начинался весёлый концерт, все  пели и танцевали до рассвета. От веселья уставали не хуже, чем на работе, но всё окупалось радостью творчества и общения. Под гармошку парами танцевали вальс, краковяк, страдание с пением частушек, танго. Кому из девчат не хватало партнёров, танцевали друг с другом. Разминка длилась до тех пор, пока гармонист не просил отдыха. Недаром ходила шутка: танцы до упаду.


Приходит время пляскам и частушкам. Ребята и девчата стоят вместе, посмеиваются, переговариваются, наблюдают, что на сегодня «отмочат» бедовые девчонки. Они уже  пляшут по паре, время от времени уступают место в круге другим исполнителям. Танцы посещали и подростки, но они только смотрели и слушали. Я не выходила в круг петь и плясать, но частушки запоминались сами собой, не забыты и в старости. Предлагаю любителям частушек и деревенской жизни кучу старинных поэтических самоцветов.

Выхожу и начинаю С первой песни боевой.
У меня сегодня нету провожатого домой.

Выхожу и начинаю потихонечку дробить,
Настроение такое - у кого-нибудь отбить.

Не хотела я плясать Свою выходку казать,
А теперя вот и я, Вот и выходка моя.

Не хотела выходить, стояла стеснялАся,
А гармошка заиграла, я не удержалАся.

Гармонист, гармонист, не опускай глаза вниз,
Гляди прямо на меня, завлекать буду тебя.

Гармонист, гармонист, тоненькая шейка.
Расшиби тебя пралик, играй хорошенько.

Гармонист, гармонист, рубаха зелёная.
Не у тебя ли, гармонист, изба развалённая?

Гармонист, гармонист, в кухне поварёшка.
Не бывать бы тебе в моде, кабы не гармошка.

Я на Витину гармошечку повешу кисею.
Если Витя невесёлый, я его развеселю.

Гармонист, гармонист, хорошо играете.
Почему же, гармонист, с нами не гуляете?

Под гармошЕЧку под эту Я согласна петь до свету.

Пойду плясать, надену баретки ( насмешливо босоножки на толстой подошве),
Стану ноги подымать выше табуретки.

Ах, юбка моя, четыре волана. Никто замуж не берёт,  пойду за барана.

Пойду плясать, головой качну,
Потом серыми глазами завлекать начну.

Ой, подруга дорогая, расскажи, любовь какая?

Любовь зла, любовь постыла, Любовь на сердце застыла.

Ой, залётка, где ты тама? А я здесЯ нахожусь.
Через карие глазёночки я рано спать ложусь.

Ой, залёточка, залёточка, вертучие глаза,
На твою любовь, залёточка, надеяться нельзя.

Скоро, скоро Троица, зелёный лес покроется,
Скоро миленький приедет, сердце успокоится.

Ой, заЛётка, где ты тама? На мой голос, иди прямо.

Ой, заЛётка, где ты тама? А я здесЯ, вот она.
Забери меня отсюда, чтоб я не работала.

Ой, заЛётка, где ты, где ты?  Про тебя пишут газеты.

Ой, заЛётка, подай пять. Почему не стал гулять?
Или я тебе не нравлюсь, или ваши не велят?

Говорят, что куры - дуры, в огороде роются.
нет, ребята - дураки, за приданым гонятся.

Говорят, я бедова, правда я бедовая,
Ребятам головы кружила десяти годовая.

Говорят, я бедова, но какой же во мне бой?
Отбивают ухажёра, у меня , у боевой.

Говорят, я бедова, в самом деле атаман,
На горячий камень стану, но заЛётку не отдам.

Говорят, я бедова, в девках не останусЯ.
Но и горе тому будет, кому я достануся.

Говорят, я бедова. В самом деле, атаман.
У начальника милиции отрезала наган.

Я любила молотить, любила подМолачивать.
Я любила у ребят карманы выворачивать.


Много спето частушек, притомились исполнители и зрители. И тут для придания бодрости в круг врывается чья-то мамаша, с сединой в висках. Будто споря с кем-то невидимым, а может, с судьбой, топает ногами и «радует» народ своеобразной частушкой:
И петь будем, и гулять будем, а смерть придёт, помирать будем.

Время летит быстро. Свежий утренний ветерок охлаждает разгорячённые лица, светает, вдали на небе  за верхушками деревьев леса пробиваются розовые полоски восходящего солнца. Подают голоса ранние птахи. Пора расходиться по домам, работу никто не отменял, да и девушки заждались провожатых кавалеров и горячих поцелуев. Всех переполняют бодрые эмоции, отличное настроение. Активисты пятачка провожают народ  смешными, «нескладными» частушками.

Колокольчик оборвался и звенит один дуга.
Сидит заяц на дороге и грызёт своя нога.

Вы послушайте, девчата, нескладУХа новая.
Парень новый, вышитой, рубаха чернобровая.

С добрым утром, Россия!