Гений чистой красоты

Иван Зубарь
ГАННА ЧЕРКАСЬКА

http://uahistory.com/topics/famous_people/4722
Героиня стихотворения Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» умерла 27 мая 1879 г. в возрасте 79 лет.
Анна-Мария Полторацкая (за первым мужем Керн, за вторым Виноградская) родилась 22 февраля 1800 года в Лубнах – казацкий потомок, внучка выдающегося украинского певца Марка Полторацкого. Ее отец – Петр Полторацкий в молодости состоял на дипломатической службе в Швеции; впоследствии подпоручик в отставке был предводителем Лубенского дворянства. О своем детстве она писала: «Грудным ребенком я переехала в Лубны, где отец получил имение в 700 душ». Усадьба в Лубнах разместилась «в чрезвычайно живописном месте, на склоне горы, спускавшейся террасами до реки Сулы, среди берестових, липовых и дубовых рощ...». За словами Анны Петровны, ее отец «был выше всех на голову и его все уважали. Он своим умом и образованностью очаровывал простодушных лубенчан и снискал их любовь». В их доме бывали Новицкий, Кулябки, Кочубеи, другие потомки древних родов украинской казацкой старшины. Мать Анны – Екатерина Вульф.
В Лубнах прошли самые счастливые годы жизни Анны: она много читала, прекрасно пела романсы, понемногу рисовала и мечтала о любви.
Девушке шел 16-й, когда отец нашел себе будущего зятя и привел в дом 52-летнего генерала Ермолая Керна.
Послушная дочь подчинилась обстоятельствам, и 8 января 1817 г. их обвенчали в Лубенском соборе.
С этого времени она ездила с мужем по гарнизонам, выслушивала его солдафонские жирные анекдоты, терпела сцены ревности мужчины-"дармовиса". Ревность ревностью, а пользоваться шармом жены ради своей карьеры генерал считал святым делом. Он даже гордился, что его благоверной заинтересовался сам царь-батюшка Александр I, покоритель женских сердец. Когда же после «смотрин» от имени царя Ермолаю Федоровичу передали 50 тысяч рублей, писатель Сысоев заметил: «...конечно, эту милость заслужил не генерал Керн бравой выправкой на маневрах, а молодая генеральша». После рождения дочери Екатерины Александр ІІ стал ее крестным отцом.
С этого времени юная Керн стала дорожить общением с достойными людьми. Так, в Киеве она подружилась с семьей Раевских; в Дерпте ее подругой стала жена профессора хирургии Мойера (первая любовь и муза поэта Жуковского). В 1819 г. в доме своей тетки Е. М. Олениной слушала Крылова. Девятнадцятилетней Анна познакомилась с Александром Пушкиным, но внимания на него не обратила. Именно это равнодушие разожгла желание в поэта. Интересно, что любовник Керн, помещик А. Родзянко, любил поэзию Пушкина и именно он открыл ее вершины партнерше. Анна Петровна пришла в восторг от стихов и заинтересовалась их автором.
В двадцать пять судьба снова их свела. Она наслаждалась голосом поэта, чтением стихов; он заслушивался ее песнями. В письме к П. Плетневу А. Пушкин просил: «Скажи старцу Козлову, что здесь есть одна прелесть, которая поет его «Ночь». Как жаль, что он ее не увидит, дай бог ему услышать!» А. Пушкин своим поведением доказывал, как он желает близости с Анной Петровной. Она же оставалась вежливой – и все. Но с этого времени началась их переписка. Когда Анна Керн с дочерьми отправлялась в Ригу на отдых, Пушкин пришел и принес  экземпляр «Евгения Онегина». Между неразрезаними страницами Керн нашла лист почтовой бумаги со стихотворением «Я помню чудное мгновенье». Однако мужское желание Пушкина Керн тогда не удовлетворила, потому что была страстно влюблена в Алексея Вульфа.
В 1828 г. сестра Пушкина Ольга выходила замуж за Николая Павлищева. На роль посаженных отца и матери пригласили Александра Пушкина и Анну Керн. Они вдвоем в карете отправились на квартиру Дельвига, которую приготовили для молодоженов. По пути к чужой свадьбе в морозный февральский день в старинной карете поэт наконец добился своего. И сразу же покоренный объект стал охотнику отвратительным. Так, в феврале 1828 г. в письме к Сергею Соболевскому Пушкин сетовал: «Безалаберный! Ты ничего не пишешь мне о 2100 г., мною тебе должных, а пишешь мне о M-me Kern, которую с помощию божией я на днях <уэб>.» В письме к Алексею Вульфу поэт назвал А.Керн вавилонской блудницей и уже никогда не отзывался о ней без похабщины, хотя их отношения продолжались до его женитьбы.
Вот уже и осень жизни наступает, а она любви так и не испытала. Так, ею восхищались Александр-царь И Александр Пушкин, Михаил Глинка и Дельвиг, но любви не было... Анна Керн ушла от генерала, начала писать прелюбопытные мемуары и тешилась одиночеством.
И вот к ней пришел Саша Марков-Виноградский, родственник, ведь их прадедом был Федор Полторацкий.
16-летний курсант смотрел на 36-летнюю Анну большими глазами, краснел, запинался. Со временем ей понравилось, как мальчик ее обожает, она влюбляется и ее сердце потеряло размеренный ритм. Формальный брак с генералом не помешал любовникам соединиться.
И вот странный момент. Две беременные женщины, мать Анна Керн впервые с радостью ждала ребенка, и ее дочь Екатерина ожидала маленького от любовника Михаила Глинки. Они получили подарок – романс Глинки на слова А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». В 39 Анна впервые родила мальчика и дала ему имя Александр (в честь какого из трех Александров?). Анна и Александр не обращали внимания на окружение, просто радовались жизни. Когда же Анна Керн овдовела, они решились на брак. Она теряла солидную пожизненную пенсию, но это не пугало ее; не пугала и 20-летняя разница в возрасте. Они обвенчались, переехали в Сосницы и жили в любови. Наконец она избавилась от ненавистной фамилии, подписывалась всегда «Виноградская»! Анна зарабатывала переводами Жорж Санд; мужу иногда везло выиграть в карты.
Анне Петровне было семьдесят... Домашний концерт для именинницы начался романсом Глинки «Я помню чудное мгновение». Она расплакалась и произнесла: «Какое безжалостное время! Что оно с нами делает?!»
И 50-летний Александр опустился на колени и сказал: «Успокойтесь, дорогая! Ничто не может сравниться с моей любовью к Вам».
Больше сорока лет они жили счастливо, потом он ушел навсегда (заел рак желудка), а через четыре месяца после его смерти не стало и «гения чистой красоты».