Тайная жизнь русских мертвых

Евгений Габелев
Мертвые хватают живых.



МИР ЖИВЫХ


Человек, как считал Лакан, живет в трех мирах.


Он живет в Символическом, Воображаемом и Реальном, причем чем невротичнее или инфантильнее человек или общество, тем важнее для него дела, вещи и факты Воображаемые и Символические, чем Реальные.


Вот скажем, мертвые. В Реальном мире, это останки тел.


В Воображаемом, мертвые живы, они говорят с нами, отвечают, требуют и зовут, вопрошают и корят. Мы отчитываемся и спорим с ними, вечно пытаясь что-то доказать.


В Символическом, мертвые дают основания власти, приковывают нас к сословию и рангу, накладывают обязательства, снабжают славой и страшат стыдом.  Мертвые становятся знаменем и тотемом, центром смыслов и источником прав.


Кто правит мертвыми, тот правит миром.



ПРАВА МЕРТВЫХ


Рассмотрим самый свежий пример. Родной, российский.


Все слышали про «Бессмертный полк», и празднование Победы, с каждым разом все более громкое, и ту важную роль, что занимают в нашем мире павшие герои.


Этот год принес новые памятники войне, шедшей почти век назад. А вскоре после празднования Дня Победы, директор института экономических стратегий Российской Академии Наук призвал дать мертвым гражданские права.


То есть, предложил наделить павших бойцов избирательным правом.


Пока на диком Западе фантасты спорят о предоставлении гражданских прав роботам и системам искусственного интеллекта, наши академики призывают души мертвых.


Инициатива, еще вчера выглядевшая глупой шуткой, нашла поддержку среди депутатов, и предложена к рассмотрению. Сейчас это лишь предварительные речи, а не проект закона, но… мы знаем, как быстро и резко действуют эти люди.


Так что, идея ученого пришлась ко двору.


Странно, что он не предложил наделить мертвых правом избираться, и занимать высокие государственные посты. Быть депутатами, министрами, судьями. А потом, и баллотироваться в президенты. Тогда судьбы Отечества окажутся в их крепких руках.


Это будет вполне разумно.



ВЛАСТЬ ШАМАНОВ И КОЛДУНОВ


Теперь, исследуем символические аспекты и смыслы дела.


Надо сказать, что само обращение публичных лиц к культу мертвых, напрочь упраздняет политический дискурс, отменяет всю возможность политической речи.


Политика, как спор о живых, как состязание сил, выражающих интересы разных общественных групп – сменяется спором об интересах и воле мертвых. Бывшие политики становятся некромантами и колдунами.


Теперь они не конкуренты в публичном поле, а тайная каста.


Это новый властный класс – люди, имеющие прямой контакт с Миром Мертвых.


Народ – остальные, лишенные благодати общения с Миром Мертвых, и способные обрести его лишь по воле и с дозволения вождей.


Члены властного класса соединяют в себе мирскую, экономическую и священную власть, превращаясь в волхвоцарей, совмещающих в себе архетипические фигуры Вождя, Старейшины и Жреца, что делает их существами особого рода.


Они не только правят живыми, но и судят мертвых как боги.


Подобное совмещение трех фигур – вождя, старейшины и жреца – в одних и тех же людях, свойственно лишь редким и крайне жестко организованным обществам. Древний Египет и Китай, с их божественными царями, имперский Рим…


Хотя, есть примеры и в двадцатом веке.


Думаю, вы их знаете.



ВОЙСКО ПОСЛЕДНЕЙ БИТВЫ


Мертвые, вызванные к жизни заклятьями волхвоцарей, собираются в Бессмертный Полк, шествующий в свой последний бой.


Это войско Армагеддона, финальной битвы Добра со Злом. Армии, включающие живых и восставших мертвых, должны сойтись в последней и страшной битве, ведомые самим Богом и его могущественным Оппонентом.


Ангелы режут друг друга, как простые бойцы. Небо рушится, Земля горит.


Битва, это столп, утверждение и исток власти.


Живые, и даже дети, отныне имеют смысл не как самостоятельные существа, но как слуги мертвых и будущие вооруженные мертвецы. Праздники, фильмы и песни приобретают с каждым годом все более восторженный некрофильский акцент.


Младенцев одевают в костюмы бойцов, и везут торжественным маршем, в колясках, задрапированных под танки и самоходные пушки.


Дети ценны тем, что они умрут.


Они больше не праздный источник радости. Не странные и смешные диковинные существа, населяющие одну с нами планету. Они солдаты Армагеддона, идущие на смерть.


Восставшие из могил тянут к ним руки, алчут их жизни.


Мы должны продолжать их войну и чтить их мертвых вождей. Мертвые учат нас, и наверно, скоро станут учить, как заниматься сексом. Возможно, им удастся открыть нам нечто, совершенно нежданное и святое.


Вот тогда заживем.





ПРИЛОЖЕНИЕ


АЛЛЮЗИИ, АРХЕТИПЫ И БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК


Все это бесконечно старо, и совсем не ново. Бессмертный Полк, как помнят знающие историю древнего мира, или смотревшие "300 спартанцев", был еще у персидского царя Ксеркса, и состоял из бойцов, считавшихся ожившими мертвецами.


Соответственно, в символическом смысле, российские волхвоцари заявляет о своей преемственности по отношению к Персидской империи.


Видимо, предъявляя претензии на власть в Средиземноморье.


Так что, грекам и всей европейской цивилизации, традиционно ведущей род от античности и средиземноморской культуры, пора готовиться.


Далее, в войске мертвых, прослеживается аллюзия на финальную битву за Гондор из "Властелина Колец", где король Арагорн призвал в свою армию мертвых, во исполнение некогда данной ими присяги, предъявив им Священный Меч.


Тем самым, мы заявляем права на трон Гондора.


И опять-таки, на власть и доминирование в Средиземье, что отсылает нас все к той же Средиземноморской цивилизации. Видно, все знаки сошлись.


Гондор, или Небесный Иерусалим.


В мире символического это Священный Храм, одновременно являющийся неприступной крепостью: архитектурный аналог волхвоцаря, совмещающего вождя, старейшину и жреца. Могучая и неприступная Белая Башня, сакральный Кремль.


Небесный Кремль, первообраз и матрица Земного Кремля.


Его сторожат трупы. Мертвые на страже, они готовы пуститься в бой, сорваться с цепи и наброситься на всех, позволивших усомниться или не выполнить приказ.


Мертвые живы. Но, это жизнь зомби.


Все это - типичная магия вуду. Умерших и давно похороненных оживляют с помощью могущественных заклинаний, чтоб обратить в рабов вызвавшего их колдуна.


Вызванные к жизни и восставшие из могил, те не знают покоя, и не в силах обрести забвения в Вечном Мире. Пойманные заклятьем, они рабски подчинены воле вызвавших их к жизни некромантов и колдунов.


Ими пугают, их именем вершат суд… но в самом деле, они просто рабы.


Былые заслуги, подвиги и победа в Великой Войне, свершения и труд – ничто не дает им отдохновенья, не может избавить от службы вызвавшему их магу.


Но они еще могут выйти из повиновения и восстать.


Бунт будет страшен.