О реформе правил движения в Китае

Мишаня Дундило
Китай славится не только изобретением пороха, производством теннисных шариков и нетрадиционной медициной. Китай знаменит также прогремевшей в середине двадцатого века Великой Красной Пролетарской Китаййской Культурной Революцией и связанными с нею грандиозными реформами. Много было сделано руководством страны и лично Великим Кормчим товарищем Мао Цзэ-дуном для достижения великой цели — победы коммунизма во всем рабоче-крестьянском мире. Вот об одной из этих реформ, по странному стечению обстоятельств не отраженных в мировой печати и потому малоизвестных, я и расскажу.

Реформа состояла в коренном изменении стандартов дорожного движения. Почему так глупо придуманы сигналы светофора? Почему по зеленому надо ехать, по желтому - приготовиться к остановке, а по красному - стоять? A? А?? Разве это революционно - стоять по красному свету? Ведь красный цвет символизирует рабоче-крестьянскую кровь, пролитую в боях с японским милитаризмом, американским империализмом и гнусной бандой четырех бумажных тигров под водительством предателя Лю Шао-ци. Недаром же Великий Китаййский Государственный флаг имеет красный цвет. По красному - дружно вперед, к новым победам!

А желтый цвет? Это - поганый цвет желтого дьявола, ненавистного доллара, что являет собой символ загнивающего американского империализма. Перед желтым необходимо стоять, не приближаясь к нему ни на шаг (вернее, ни на оборот колеса) и сурово осуждая в душе этот проклятый цвет.

А зеленый куда девать? Он какой-то никакой, далекий от коммунистической идеологии. Значит, зеленый надо сделать эдаким промежуточным между красным и желтым - приготовься к остановке, мол.

Великий Кормчий товарищ Мао Цзэ-дун созвал всенародное собрание пролетариата на площади Тянь Ань-мынь и объявил о коренной революционной реформе правил движения. На этом всенародном митинге присутствовали труженики столичного транспорта, рабочие автомобильных заводов "Взрыв", "Протест" и "Вызов", а также съехавшиеся со всех концов страны представители революционного крестьянства. Бурными овациями приветствовали собравшиеся мудрое решение Великого Кормчего сделать красный свет разрешающим, желтый - запрещающим, а зеленый предупредительным.

Кроме того, дабы не потакать правым уклонистам и идти в ногу с политикой всемирных левых сил, решено было сменить правостороннее движение транспорта на левостороннее. Всем партийным органам великой страны был дан указ внедрить реформу немедленно.

Всю ночь трудились ремонтно-строительные батальоны Восьмой Народно-Освободительной Армии и коммунальные службы городов, разворачивая дорожные знаки и светофоры на сто восемьдесят градусов.  В этой суматохе и спешке не обошлось без недоразумений: так, например, знаки "Въезд запрещен" превращались в "Выезд запрещен", что привело к образованию огромного множества транспортных пробок и ловушек.  Прекратилось трамвайное движение: у великой страны не нашлось ни сил, ни средств для срочной перекладки рельсовых путей и переоборудования стрелок.

Новые правила просуществовали в Китаййской Народной Республике ровно три дня. И хотя механического транспорта в ту пору в Китае было относительно немного, жертвами новых правил за эти три дня стало более трех миллионов человек, как среди водителей, так и среди мирного населения. Сильнее всего пострадал город Сянь-Хай - восемьсот тысяч китаййцев погибло там.  Почти столько же отдало Будде душу в Бэй-Цзине, полмиллиона в Пук-Дене, четыреста тысяч в Харь-Бине. В одном только городе Му Дань-цзянь произошло десять тысяч автомобильных, трамвайных и железнодорожных катастроф, повлекших за собой массовые пожары в городских кварталах и гибель более ста пятидесяти тысяч человек. Сгорел дотла пожароопасный город Бянь-цзин. Более миллиона китаййцев погибло на волостных и уездных дорогах Поднебесной. Число выживших, но оставшихся калеками на всю жизнь, просто невозможно было подсчитать, несмотря на традиционную для Китая тенденцию все на свете нумеровать и подсчитывать, подобно серьезным предупреждениям за нарушение пресечения китаййских границ или количеству бумажных тигров в оппозиции коммунистическому режиму. Поэтому решением ЦК КПК новое правило было отменено, что крайне редко случалось с политическими преобразованиями в эпоху Великой Красной Китаййской Культурной Революцийи.  Возврат к старым правилам тоже сопровождался многочисленными жертвами.

В ту пору в Китае за нарушение правил движения полагался бессудный расстрел на месте с конфискацией транспортного средства и прочего личного имущества.  Массовые расстрелы начались по всей стране сразу после внедрения великой реформы.  Народная милицийя, осведомленная о реформе, расстреливала неосведомленных, "правосторонних" водителей. Народная милицийя, до которой еще не добралась информацийя о реформе, расстреливала осведомленных, "левосторонних" водителей.  Число расстрелянных не сообщалось, поскольку в стране царила догма: "В нашем социалистическом государстве нет и не может быть нарушений правил дорожного движения".  Однако есть обоснованное предположение, что число расстрелянных во время действия реформы и после оной, сопоставимо было с количеством жертв всеобщего дорожного бардака.

Властям Китая надо было найти "стрелочника", на которого можно было бы свалить вину за произошедший транспортный бардак.  Таковым оказался министр транспорта Ор Чжо Ни Ки Цзе.  Его судили и приговорили к смертной казни через закусание голодными собаками.  Казнь состоялась в городе Цзау Чжи-кау.

Материал представил Дунь Фу, перевел с китаййского с сохранением специфического китаййского стиля и китаййских речевых оборотов М. Дунь Ди-ла.