Случайный Шагал

Валентин Губарев
Что такое случайность? Случайность - это революция. Причем революция настоящая, в истинном понимании этого слова. Революция, которую осуществил в 1917г. Ленин, не была случайностью, а явилась результатом тщательной подготовки. Какая же это случайность, если ее нужно готовить? Яркий пример истинной революции – любовь. Как любовь возникает? Мужчина и женщина живут отдельно, ходят, бродят, встречают на своем пути тысячи людей, но в определенной точке времени и пространства, вдруг  пересекаются их пути, смотрят друг  другу в глаза и всё… революция.

Но, друзья мои, как говаривал тот же Владимир Ильич: «Не бывает истины абстрактной. Истина всегда конкретна». Поэтому я сейчас хочу поговорить о конкретной случайности и, может быть, «маленькой революции», так что приготовьтесь к моей мысленной интервенции.

Звонит мне как-то, не так давно, давнишний мой приятель  и приглашает  срочно в кафе «Оазис».  Он там, случайно, познакомился с двумя очень даже соблазнительными дамами и назревает «революционная ситуация», но одному ему два «Зимних дворца» не взять.

«Петя, как ты мог мне, примерному семьянину, такое предложить? Я такими гнусностями не занимаюсь… почему мой ответ не был таким?» - так думал я, на ходу заправляя рубашку в брюки и соображая,  как быстрее проехать к  «оазису любви».

В первый раз за пять лет не завелась моя «Ауди». Для отечественных авто не завестись – закономерность. Для немецких – случайность.

В автобусе  встречаю Машку Петрову – мою первую любовь. Случайность. Машка  говорит, что разошлась с мужем, живет  одна и приглашает к себе на коньяк с кофе. «Петр! Как ты мог мне, примерному семьянину, такое предложить! Стыдись Петр!» - так говорил я в трубку мобильного телефона, обнимая Машу за талию.

К ее дому  можно было пройти двумя путями – мы выбрали тот, что проходил мимо выставочного центра, и Машка  предложила зайти на выставку Марка Шагала. Снова случайность.

Можно сказать, что привела меня на эту выставку цепочка случайностей. Как спутник выводит на орбиту несколько ступеней ракеты. Сначала сработала первая ступень – мой товарищ с его похождениями. Затем эта ступень отработала и отошла. Сработала вторая ступень – Маша. И вот я здесь. И куда-то пропала  Маша…

А я стоял и смотрел. Затем ходил и смотрел. Затем думал. Затем, по совету одной  «просветленной»  дамы, перестал думать и просто смотрел и прислушивался к своим ощущениям, ждал, когда откроется во мне  «канал»,  ведущий в «неизъяснимый и божественный мир».

На этом месте  мне положено написать, что я вышел обогащенный и одухотворенный. Ну и вставить пару стандартных фраз про творческий потенциал великого художника и всё такое.

Ничего подобного. Что я могу сказать об увиденном? Как сказал бы Ленин: «Буржуазные пережитки». Более экспрессивный Хрущев, наверное, изрек бы: «Полное вырождение». Кто-либо из современных политкорректных деятелей произнес бы: «У каждого свои представления о прекрасном». Вот и я не знал, какой из этих тезисов выбрать, чтобы оценить творчество Шагала.

Пришел домой и первая книга, которая попалась мне на глаза - «Приключения Буратино» А.Н. Толстого. Тоже, кстати, случайность.
 
Начинается это произведение описанием  жизни столяра по имени Карло: «Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага. Но красивый очаг, и огонь в очаге и котелок, кипящий на огне, были не настоящие – нарисованы на куске старого холста».

Затем  Карло случайно нашел полено. Его товарищ Джузеппе посоветовал сделать из полена куклу: «…научи ее говорить всякие смешные слова, петь, танцевать, да и носи по дворам. Заработаешь на кусок хлеба и стаканчик вина».
Папа Карло выстругал куклу, а умный сверчок шаблонно поучал  Буратино: «Брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу».
Но беда в том, что Буратино  захотел кушать. В поисках еды сунул свой длинный нос, куда не следовало, пробил в холсте дыру и увидел тайную дверь, за которой скрывалась «страшная тайна» -  чистый мир искусства.

Примерно так и творчество Марка Шагала. «Умные сверчки» - искусствоведы говорят  стандартные, банальные, смешные фразы о художественном авангарде, сюрнатурализме, о совокупности новаторских движений, о современной эстетике, но всё это не то. «Сверчки» эти просто зарабатывают на  кусок хлеба и стакан вина.  Картины Шагала – не настоящие. Да, собственно, и картинами эти холсты назвать сложно. Это ширма, блеф, имитация. Это «упаковка». Как возможно судить, скажем, о телевизоре по его картонной упаковке?  Весь волшебный мир скрывается «за» этой картиной. Нужно своим сознанием  «пробить дыру»  в картинах Шагала, «снять упаковку»  и только там мы увидим  что-то подлинное, поймем «страшную тайну» Марка Шагала.

Господь Бог - опытный Портной и сшил ткань нашей жизни подходящими ей по цвету нитками случайности. Поэтому мы часто их и не замечаем. Но если внимательно присмотреться и подумать, то шов этот увидеть можно.

За каждой картиной Шагала – случайность высшего порядка.

За каждой картиной Шагала – произвол Творца.

И еще одно, можно сказать, постскриптум. Папа Карло проживал «где-то на побережье Средиземного моря». Марк Шагал  жил, творил  и умер в местечке Сен-Поль-де-Вансе. Расположен этот небольшой городок на побережье Средиземного моря. Закономерны ли эти совпадения? Да нет, конечно.

Это снова случайность.