Художник-керамист и реставратор Анна Андрианова

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Лицом к Лицу
Художник Анна АНДРИАНОВА:
О ТОМ, ЧТО ВХОДИМ В ПЕРВУЮ СОТНЮ КЕРАМИСТОВ, МЫ УЗНАЛИ ИЗ ИНТЕРНЕТА

В гостях у передачи «Лицом к Лицу» художник-керамист и реставратор Абрамцевского музея-заповедника Анна Андрианова.

Профессию мне выбрала мама…

- Аня, ты у нас в передаче, так сказать, первая леди. Замечательно выглядишь.
- Спасибо (улыбается).

- Традиционно мы начинаем нашу беседу с биографических данных гостя – где, когда, зачем? Вот и расскажи нашим слушателям, как ты стала художником?
- Моя мама решила, что после школы я должна поступать в Абрамцевский колледж им. Васнецова. Потому что это было рядом с нашим домом. Мама очень переживала за меня, и ей не хотелось меня, скажем так,  далеко отпускать. Это было ее решение, хотя я с детства ходила в художественную школу, самозабвенно рисовала, сама сделав выбор между музыкалкой и художкой в пользу последней. 

- И почему вдруг ты захотела заниматься именно керамикой?
- Надо сказать, что после окончания колледжа я не испытывала особого рвения к керамике, больше того, я пробовала себя совсем в других, отнюдь не творческих специальностях…

- Водителем такси?
- Нет, я работала в войсковой части, в секретном отделе. Это получилось совершенно случайно…

- Так ты носитель наиважнейших секретов?!
- Я думаю, мы все носители каких-то секретов в той или иной мере. Потом прошло какое-то время, и я пришла преподавать в свой колледж. Ушел педагог по технологии и материаловедению, и его нужно было кем-то заменить. Он рекомендовал меня, и я после этого десять лет преподавала в колледже. И, если сначала я как бы совершенно не обращала внимания на свою личную творческую жизнь, скажем так, но прошло время, и я поняла, что преподавать, самой не занимаясь тем, что преподаешь, очень сложно. Необходима личная практика. И вот так все началось…
Сначала это были эпизодические занятия керамикой, обычно вечерами, после работы, или в свободное время, а потом я вошла в творческую группу Экспериментального творческо-производственного комбината «Воронцово» в Москве, что возле станции метро «Калужская». Он от Союза художников России…

- И чем он помогает таким, как ты?
- Это некий оплот «коммунизма» или золотого времени для художников в Москве. Эта один из центров сосредоточения керамистов, и там организуются творческие группы, в одну из которых взяли и меня.
В тот год у меня был первый выпуск дипломников в колледже, и, сами понимаете, времени на творчество катастрофически не хватало, но все равно все сложилось так, как я хотела. И с первыми моими самостоятельными работами, которые были там созданы, я не могу расстаться до сих пор. Они мне дороги, как первый этап моего творчества.

- И что они собой представляли?
- Со временем я сходила дважды в авторский тираж – это когда с художником заключается договор, и он делает определенное количество повторений на одну тему. У меня это был цикл блюд под эпическим названием «Родина» (улыбается). Ну, конечно, это в основном были пейзажи Сергиева Посада, Хотькова и Абрамцева. То, что мне всегда ближе, как в том анекдоте про акына – «что вижу, о том и пою».
Желание показать те места, где я живу, такими, как их вижу я, керамика позволяет довольно хорошо, потому что ее пластические и цветовые возможности на порядок выше, чем, скажем, у живописи... 

- Замечательно, походя «пнула» живопись и живописцев, и это твое мнение наверняка станет для нашей передачи в будущем хорошей темой для обсуждения с другими художниками.
- Нет, я не пытаюсь кого-нибудь обидеть. Просто это МОЁ ощущение. У меня были моменты, когда я какие-то свои живописные, акварельные или масляные, работы затем переводила в керамику, используя уже найденную композицию. И в керамике мне все нравится больше.
 
- Впервые я увидел твои работы, когда вы вместе с подружками из Хотькова,  Екатериной Базловой и Анной   Филипповой, делали совместную выставку керамических работ в арт-кафе «Сан-Марино». Затем в  интернете вычитал, что вы входите в первую сотню лучших керамистов России. Вам об этом кто-нибудь сообщил?
- Собственно говоря, мы тоже прочитали об этом в интернете и были немало удивлены (смеется).
ЭТПК "Воронцово" совместно с СХР выпустило двухтомник о керамистах России. В 1-м томе была представлена история комбината и были представлены первые 70-80 керамистов, начиная с 1960-х годов. А мы с моими коллегами, с Аней и Катей, вошли во 2-й том этого издания…

- Хорошо, что вы попали во 2-й том, а не в 1-й. Во втором томе все-таки люди помоложе…
- Золотые слова (смеется)!

Когда диктует технология

- Откуда исторические корни керамики?
- Во-первых, я считаю, что керамическая посуда и в мире, и в России появилась достаточно давно. Ведь у нас, как и во многих странах мира, керамика – это те изделия, которые испокон веков использовались в быту – например, посуда. То есть, горшечники и гончары были еще в те времена, когда человек узнал, что глину можно обжечь…

- А потом сварить в ней кашу или приготовить борщ…
- Да. А появление архитектурной керамики, например, изразцов – это уже следующий этап развития керамического искусства. Ведь это интерьер, декор. И этот этап в нашей стране связан с эпохой Петра Первого. Сначала это были неглазурованные изразцы с небольшим рельефом. Потом появились муравленые – это зеленые изразцы. Еще позже -  расписные, как некое подражание Голландии. И есть совершенно потрясающие образцы, которыми я всегда восхищаюсь, - это голландский домик в Кусково и Меньшиковский дворец в Питере. Эти здания просто впечатляют по насыщенности керамическим убранством, которое делает любой интерьер и богатым и очень красивым...

- Какие школы керамики существуют в мире и у нас, в России?
- У нас в стране существуют несколько школ – например, московская школа керамики очень отличается от  питерской. Причем в Питере нас считают представителями московской школы, а в Москве нас всегда относят к абрамцевской школе. Нас в Хотькове человек десять керамистов, и все мы выпускники Абрамцевского колледжа.
Когда мы участвуем в московских выставках, нас четко выделяют – нам это даже приятно. Хотя точного и единого критерия, что такое есть абрамцевская школа, как мне видится, не существует. 

- Что за процесс – изготовление керамики? Чего в нем больше – технологии или творчества?
- Я думаю, что технология все-таки диктует очень многое. И многие керамисты пытаются победить материал, но технология играет огромную роль, и ее не отнимешь, против нее не пойдешь. Она все равно на каком-то этапе тактично и мягко напомнит о себе…

От Парижа до Бостона

- Ты занимаешься еще и реставрацией антикварных вещей...
- Я работаю в Абрамцевском музее и все вещи, которые мне приходится реставрировать, я делаю для нашего музея. Здесь есть предметы абрамцевской гончарной мастерской – это Врубель, Головин, Серов, которые приходят в музей, скажем так, пожив. Историй попаданий их в музей масса. Когда я пришла работать в музей, то сменила реставратора керамики Невского, который до меня проработал здесь пятьдесят лет. И работы с керамикой, которая мне досталась – тоже на срок никак ни меньший. Работаешь, не поднимая головы, чтобы привести их в экспозиционный вид.

- Все-таки реставратор занимается восстановлением чужих вещей, чужих произведений. А в то же время ты занимаешься еще и своим творчеством. А что тебе ближе?
- Конечно, мне ближе создавать вещи самой, потому что у меня много образов и впечатлений, которые мне хочется воплотить в керамике.

- Я знаю, что ты большая путешественница. Только за последний год ты побывала во Франции, в США, а недавно еще и в Санкт-Петербурге. Это туризм или выставки?
- Это были разные поездки. В июне прошлого года мы с моей подругой Аней Филипповой съездили во Францию. Это была скорее творческая поездка, мы участвовали там в 3-м конкурсе «Живопись на большом формате», который проходил в Верхней Нормандии, в небольшом городке Фурш.
Это конкурс не только для профессионалов, но и для любителей. Абсолютно любой человек, который хочет попробовать себя в живописи на большом формате, может подать заявку, сделать взнос и поучаствовать в пленэре.

- Что вы там делали, что выставляли?
- Фурш – это очень небольшой городок, почти деревня по нашим меркам, в окружении потрясающих пейзажей французской провинции. И я даже рада, что в эту поездку во Францию увидела сначала провинцию, а затем уже Париж. Это не оставило бы такого сильного впечатления. Потому что в Париже у меня были совсем другие эмоции…
На конкурсе было условие, чтобы участники в течение трех дней нарисовали пейзаж или какую-то картину по тематике, связанной с Фуршем.

- То есть, это не керамика?
- Не керамика. Размер холста был метр на метр. Я рисовала на холсте пастелью, а моя подруга Аня выбрала акварель.

- И вы эти работы там оставили?
- Аня привезла, а я свою работу подарила (смеется).

- Жалеешь?
- И да, и нет. Во-первых, моя работа осталась во Франции. А, во-вторых, человек, которому я ее подарила, был абсолютно счастлив. Моя работа висит теперь у него в столовой.

- А по-русски на ней расписалась?
- Конечно.

- Вот пусть теперь французы знают, что могут эти русские! А что ты делала потом в Париже?
- Дело в том, что в Париже живет моя знакомая керамистка из Москвы, и она пригласила нас погостить у нее недельку. Правда, это не совсем Париж, а пригород с похожим на русское названием - Malakoff. И она шутила: «Ну, вот я и в Париже живу в Малаховке!»

- Что запомнилось больше?
- Музей Клюни – это музей Средневековья (Государственный музей Средневековья — термы и особняк Клюни;, или просто музей Клюни — парижский музей в центре Латинского квартала. Расположен в «отеле Клюни;» — средневековом особняке XV века. Хранит одну из значительных в мире коллекций предметов быта и искусства средневековой эпохи – прим. автора) и, конечно, Сент-Шапель (Святая капелла -  готическая часовня-реликварий на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже – прим. автора). Это удивительный по архитектуре готический собор с витражами. В общем, непередаваемое впечатление!

- Это даст тебе толчок для новых творческих поисков?
- Думаю, что даст, потому что средневековая религиозная скульптура произвела на меня очень сильное впечатление. Я никогда не думала, что она такая эмоциональная. Я была потрясена…

- Но католичество ты принимать не будешь.
- Нет (смеется).

- Ну, слава НАШЕМУ Богу. А что ты делала в Америке?
- Я была в Бостоне. И это был скорее туризм, потому что туда меня пригласила в гости еще одна моя подруга…

- Как выгодно дружить и иметь много подруг…
- Ее родители давно эмигрировали в Америку, а сама Оля приезжала ко мне в Хотьково  заниматься керамикой на протяжении нескольких лет. И теперь она позвала меня погостить. И я решила, что, так как меня не каждый день зовут в гости в Америку, принять ее приглашение. Но оказалось, что Бостон – один из самых дорогих городов Америки, и я полетела через Нью-Йорк…

- Ты не ходила там с плакатом «Руки прочь от Сирии!»?
- Нет (улыбается).

- А что ты делала недавно в Санкт-Петербурге?
- В Питере у нас был, скажем так, один из завершающих этапов нашего французского конкурса. Питерские художники, которые уже не первый год участвуют в мероприятии в Фурше, решили организовать у себя  выставку и пригласили к себе всех участников этого пленэра. Мы откликнулись и решили съездить, тем более что у меня знакомства с Питером в весенний период не было.
Выставка называлась «Окно во Францию» и организована была при поддержке Французского университета в Питере и ассоциации «Культурный перекресток».

- Мне кажется, что на уровне творческих людей выстраиваются и поддерживаются какие-то связи, какие-то коммуникации, какая-то дружба. Не то, что на государственном уровне  – все эти санкции и взаимная неприязнь.
- Безусловно.

- Где ты выставляешься? Где можно посмотреть твои работы?
- С начала года уже было несколько выставочных проектов с моим участием и в Сергиевом Посаде, и в Москве.

- Это требует финансовых затрат?
- Конечно! И зачастую немалых. Легче объяснить обывателю, что занятие керамикой для меня – это хобби, потому что я ТРАЧУ деньги на это, а не зарабатываю. Конечно, отдача не всегда бывает равнозначной потраченным усилиям. Мой основной заработок – это работа в музее, она дает мне возможность заплатить за квартиру и за аренду мастерской.

- Кто покупает керамику? Ты знаешь своего покупателя и ценителя?
- Чаще процесс продажи моих вещей проходит мимо меня, если продаешь через какие-то галереи. Но в первую очередь покупают коллекционеры, люди, которым керамика близка.

- А как ты оценишь такую мысль? Я, как старый больной поэт, когда-то давно написал вот такую фразу:

Что ж я мучился так, идиот,
Поему не порвал эти путы?!
Я писал этот стих целый год,
А прочел за четыре МИНУТЫ…

Улавливаешь смысл? Не обидно ли тратить многие часы и даже дни на свое произведение искусства, вкладывать в него всю душу, все знания, все эмоции. А люди на выставке задержат на нем взгляд на пять секунд, максимум на минуту, и переходят к другой вещи…
- Нет, мне не обидно, потому что я иногда себя ловлю на мысли, когда сама брожу по музеям, по залам и разглядываю какие-то произведения искусства, что, да, художник, конечно, потратил неимоверно больше усилий, чем этому уделяет внимание зритель. Но я думаю, что, наверно, после музыки изобразительное искусство… даже один взгляд, брошенный на произведение, оставляет впечатление, след в душе. Может быть, даже, что человек не сразу это осознает. Но если мой образ, пластика попали в точку, то они все равно зацепят. Даже на мгновение…

 Вместо эпилога

- Продолжая твою мысль и как бы заключая нашу сегодняшнюю беседу, хочу немного поморализировать.
Я иногда ловлю себя на мысли, что смотришь – вот Троице-Сергиева лавра, православный Ватикан.
А читаешь – одного главу города сняли по уголовному делу, второго отрешили от должности, другого убили, еще одного тоже сняли, следующего отодвинули, последний – вообще в бегах… Сплошной негатив о нашем святом городе.
Но если стать спиной к нашему «Белому дому» и поглядеть на библиотеки им. Горловского и им. Розанова, зайти в галерею Леже, галерею Марины Мигуновой в гостинице «Красная гора» за лаврой, посетить выставки в Доме художника на улице Шлякова или в галерее Арт-Баzа на Скобяном поселке, то настроение меняется. Видишь массу творческих людей, замечательные произведения искусства – и душа успокаивается.
А уж когда пообщаешься с умной, да еще и с красивой девушкой-художником, то на сердце приходит праздник…


Беседовал Вячеслав СУХАНОВ
(для Радио Посад)