Выписали штраф...

Александр Ручко
ВЫПИСАЛИ ШТРАФ – ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ… ЕГО ЕЩЕ НУЖНО ЗАПЛАТИТЬ!

     Наша страна плавно вливается в цивилизованное русло дорожно-правовых отношений между водителями и дорожной полицией. Останавливать полицейские начали меньше, а вот штрафовать, уж если остановили, серьезнее. И, к сожалению, простой улыбкой и 101 устным предупреждением, повлиять на желание ряда водителей, не нарушать ПДД, похоже не получается.
     В частной беседе, полицейские сетуют, что отношения на дороге с автолюбителями у них в последнее время достаточно «натянутые». По словам моего собеседника, бывшего юриста и ветерана АТО, который пошел на полицейскую службу, как у нас сегодня принято говорить – по велению «души» и гражданского долга,  к полиции на дороге водители, нынче, относятся не лучше чем раньше к сотрудникам ГАИ.
     - «Как же меня «задолбало» слышать от остановленных водителей,  за реальное нарушение ПДД о том, что «в милиции» ничего не поменялось, Так и хочется спросить в ответ -  «А вы поменялись?» - сетует патрульный, в доверительной беседе.
     - Неужели, все так плохо? – спрашиваю я.
     - Сегодня, уже почти каждый раз, когда я останавливаю машину, за явное нарушение, мне чаще стали хамить (типа, что за «ментовской беспредел»? «А ты кто такой»? «А пошел ты «нахер»! – делится своим опытом общения с автолюбителями полицейский.  По его словам, граждане не только сознательно нарушают правила дорожного движения, но и откровенно, не понимают того, что их «вольница на дороге», не есть признаком цивилизованного европейского общества!
     - Действительно, нарушать стали чаще, - делюсь своими наблюдениями я.
     - Вот-вот, - подтверждает мой собеседник, - при этом ты его останавливаешь, а он мне через окно машины, так сквозь сжатые губы – «А что, кроме меня некого останавливать?», или еще -  «А ты парковки сначала построй, в потом штрафуй за неправильную парковку!» и т.д…
     - А взятки предлагают? – интересуюсь я.
     - Чаще просто намекают. А когда мы выписываем штраф – мы «пида*асы». Мы, которые сделали все по закону – пида*асы. А они, которые правила нарушили, которые знают, что пытаясь дать взятку, еще и Закон нарушили – «гордость нации». Так как вы хотите менять страну, если сами не хотите меняться?» - в сердцах отмахнулся от моих вопросов полицейский патрульный…
     Конечно, можно долго обсуждать моральную составляющую нынешних взаимоотношений полиции и водителей, которых они штрафуют. Водителей и дорожных служб, которые не латают дороги, на которых выходит из строя подвеска автомобилей.  Горожан и мэрии, которая не решает проблему с парковками, перекладывая этот, уже социальный конфликт, на голову полиции… И везде найдутся аргументы в пользу того или иного мнения. Это тупик. И я бы хотел поговорить сегодня о том, как из этого тупика выходить.
     Для начала, если уж есть необходимость ужесточать ответственность на дороге, нужно это делать не ради того что бы наказать или заработать на водителе, а превратить сей процесс в современную, профилактическую меру, лишенную старых и не добрых бюрократических шипов.
     В качестве примера цивилизованного подхода к проблеме наложения штрафных административных санкций, хотел бы поведать читателям историю, нашего с вами соотечественника, которого оштрафовала полиция стольного града Нью-Йорк за неправильную парковку. Смысл истории в том, что наш соотечественник оплатил этот штраф, уже находясь в Украине (http://alexrewa.livejournal.com/6917.html).
     Конечно, наш соотечественник мог и не платить, но…  это может грозить, как минимум проблемами взять в следующий раз машину на прокат, а как максимум вашу визу могут аннулировать при следующем въезде. Что может быть эпичнее, чем потерять визу из-за такой ерунды как штраф за парковку?
       Впрочем, основной причиной, почему он таки решил отплатить штраф, было то, что, по его собственным словам, он просто не мог поступить непорядочно. Дескать, если получил штраф, его нужно оплатить. И больше стараться так не нарушать. Вот это вполне цивилизованный подход к своей гражданской ответственности.
     Надо сказать, штрафной талон меня приятно удивил своей удобочитаемостью. Я думаю, что даже с минимальным знанием языка можно разобраться за какое нарушение тебе дали талон и какая сумма твоего штрафа. С помощью отметок можно указать любую комбинацию нарушений. Вся информация очень понятна и находится в одном месте. Есть единый номер талона (крупные цифры внизу слева от штрихкода), который нам впоследствии может пригодиться для оплаты. Даже как-то рука не поднимается, не оплатить такой талон!
      К сожалению,- пишет наш «оштрафованный» соотечественник, -  я немного сглупил и не показал штрафную квитанцию менеджеру, когда сдавал машину. Я думаю, что это был бы самый простой способ разобраться в этой ситуации. Я бы заплатил на месте и потом бы не имел головной боли ( https://www.youtube.com/watch?v=RLWd0uIPbpo ). Поэтому я советую обращаться к менеджерам сразу, при сдаче машины. Если же вы сдали машину, то придётся платить самому. И это не так сложно как может показаться на первый взгляд.
     Как это ни поразительно, но в США любой штраф можно заплатить онлайн через Интернет! Мне пока сложно представить себе такой сервис в украинских реалиях. Причем оплатить штраф, полученный в другой стране можно спокойно находясь и в Украине. Особенно легко это сделать в случае с США. Я без труда смог найти аналогичные сайты для других городов Америки. Навигация и структура там очень похожи на Нью Йоркский.
Надеюсь, что информация в этом посте будет кому-то полезна. Не нарушайте и платите штрафы вовремя!
     Перейдя по адресу www.nyc.gov/html/dof вы выходите на страничку муниципального ресурса (рис.1), где просто жмем кнопку "Pay Online Now". И попадаем на страницу с выбором, за что будем платить (рис.2). Кликаем на отмеченную стрелкой ссылку.
     Далее, следуя по навигации сайта, на следующей странице нужно ввести номер и штат регистрации машины. Эту информацию берем с штрафного талона (рис.3).
     Введя данные со штрафного талона, вы увидите наш штраф в базе данных и сумму к оплате (рис.4). Кстати, выяснилось, что свежая запись в базе данных сайта появляется примерно в течении месяца, после самого нарушения. Поэтому не нужно отчаиваться, если по номеру машины ничего не находится. Обычно информация появляется через 2 недели.
     После этого остается лишь делом техники заполнить данные карты, и адрес регистрации этой карты (Billing Information). Наш соотечественник, прошедший успешно весь этот путь, рекомендует для оплаты использовать карточку классом не ниже чем Visa Classic. Visa Electron может не пройти проверку адреса. Например, MasterCard Gold без вопросов принимается в любой стране мира(рис. 5).
     Далее, всплывает подтверждающая введенные данные страница.  И информация о налоге - почти 3 доллара плюс (рис.6)! Потом - страница об успешном платеже. Практически сразу приходит СМС, что платеж прошел, в данном случае $117.86 поступили в бюджет славного города Нью Йорка (рис.7).

С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ
     Американский опыт конечно хорош, что же касается наших, украинских реалий, то, к сожалению пока «все сложно». Правда речь идет скорее об организационных возможностях реформируемой структуры. На мой взгляд, МВД Украины было бы куда проще, если бы автовладельцы могли самостоятельно контролировать наличие и количество наложенных на них штрафных санкций (если так уж получилось). Ну а если будет введена автоматическая система фото-видео фиксации нарушения правил ПДД, то ситуация может только усугубится. И решать, как упростить жизнь и полиции и автомобилистам нужно начинать уже сейчас. Так широко разрекламированная «оплата штрафа на месте» через POS-терминалы, с помощью которых можно рассчитаться за нарушение с полицейским нарядом, оказалось не выходом.  Тем более, что, доступный сервис в условиях столицы, на практике оказывается совсем недоступен в других городах Украины.  Например, в Запорожье, после получения постановления, идти в банк, а потом еще бегать в исполнительную службу доказывать, что ты не осел (поскольку идет разнобой в действиях полиции и часто МВД отправляют письмо, не удосужившись проверить оплату штрафа). Все это является стимулом попытаться дать на лапу полицейскому, и отмахнуться от дополнительных не решенных административных проблем оставшихся в наследство от ГАИ.  Так, по моим наблюдениям, можно иметь серьезные проблемы с оплатой штрафа из Киева, выписанного в Виннице. Причем проблема исключительно административно-бюрократическая, связанная с бардаком в организации работы той или иной службы.  Правда, проблему постепенно пытаются решить. Например, есть ряд сервисных интернет-ресурсов, которые, предлагают заплатить штраф полиции - через них(https://gospay.com.ua/). Штраф так же можно заплатить через лайт-боксы некоторых крупных украинских банков. Там достаточно простая навигация, и никаких очередей. Но вот проконтролировать дистанционно о наличии или отсутствии штрафных санкций после оплаты, не получится, поэтому думаю надежнее все же заплатить через банковский терминал, и уже, на крайний случай, через, непроверенные интернет-сервисы, дабы избежать недоразумений.
     В качестве примера привожу достаточно распространенный случай:  Гражданину выписали постановление, он оплатил штраф, через сервис https://gospay.com.ua/. Через несколько дней принес квитанцию в админ практику. Там ему заявили, что в назначении платежа одна буква указана неправильно и ему нужно платить, еще раз, причем уже в двойном размере. В протоколе серия написана не разборчиво и что там реально писали не понятно. В том, конкретном случае админ практике уперлись - только платить по новому в двойном размере, а потом возвращайте предыдущий платеж (если сможете), хотя как меня, как журналиста, убеждали в админ-практике, если оплата прошла во время, то они не настаивают на пене.
     Не идут на встречу и на сервисе оплаты (https://gospay.com.ua) , вышеупомянутому гражданину, по телефону сказали, что изменить назначение платежа не могут, только возврат средств, хотя по сути это вина самого сервиса – который ввел плательщика в заблуждение, и не желает идти на встречу дабы исправить ошибку. Вот и получается – вроде бы и штраф оплачен во время, а «головной боли» в два раза больше! Проблема в том, что гражданин не может убедиться в том, что штраф с него после оплаты снят.

ДОКАЖИ ЧТО ЗАПЛАТИЛ ШТРАФ!

     И все равно, после оплаты через банк, или даже на месте, через терминал в машине полиции, вы не сможете убедиться, в последствии, в том, что штраф с вас снят. Это закрытые базы данных – можно только подъехать непосредственно в МРЭО или обратится в полицию лично.
     Перечень нарушений и сумма штрафов установлены Кодексом Украины об административных право-нарушениях(https://vodiy.ua/ru/dai/penalty/) . Штраф ГАИ оплачивается в пользу районного Госказначейства по месту регистрации водителя. Помните, оплата штрафа в течение 15 дней исключает дальнейшие санкции, иначе сумма штрафа увеличивается в 2 раза. (http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/80731-10/page5#n958)

НАРУШАЙ МЕНЬШЕ – ОПЛАЧИВАЙ ШТРАФ БЫСТРЕЕ – ОПЛАЧЕННОЕ, ПРОВЕРЯЙ
     Создается такое впечатление, что государству не выгодно напоминать автолюбителям, в течении 15 дней, с момента наложения штрафа, о его существовании. Пока, согласно текущему законодательству, на этот штраф, не будет наложена пеня в двойном размере. Вот тогда опять же в течении 2 месяцев еще можно заплатить но уже в двойном тарифе, а уже потом по прошествии этого срока за вами будет бегать исполнительная служба, с целью «принудительного взыскания» штрафа. Вот тут то и начинаются основные недоразумения. Часто, оплатив штраф, вовремя, автолюбитель, все равно сталкивается с общением в исполнительной службе. Поэтому чек об оплате штрафа в установленные сроки в полиции советуют сохранять достаточно продолжительное время, что бы исключить скандалов.  Причин тому, что уже оплаченный штраф числится в базе данных полиции как неоплаченный, немало. Начинаются они с банальной ошибки в передаче или вовсе отсутствием передачи информации из банка или другого платёжного инструмента в полиции с занесением в базу и заканчиваются ошибкой в самой базе данных.
     В отличии от Украины, в других странах, проверить наличие «неоплаченного штрафа» в базах данных можно даже в соседней России дистанционно, для этого есть надлежащие интернет ресурсы(https://beta.gosuslugi.ru/10001/1/). Это только у нас, нужно куда то ехать лично. В США и России с разными вариациями, через сеть интернет, благодаря специальным сервисам, можно выяснить не только о наличии самого неоплаченного штрафа, но и удобный способ его оплатить.
     В случае с российским сервисом (https://beta.gosuslugi.ru/10001/1/ ) для предоставления информации о наличии правонарушения гражданин должен войти на соответствующий ресурс, ввести в предложенные поля электронного запроса регистрационный знак автомобиля и номер свидетельства о регистрации транспортного средства. Об американском сервисе я писал в начале статьи.
    
ВОПРОС ЮРИСТУ
     Для того что бы досконально разобраться в этой ситуации, я обратился с просьбой прокомментировать этот вопрос со штрафами и их оплатой в Украине в автомобильный Fa-FaClub (fafaclub.com), там мой вопрос направили юристу Дмитрию Богатыреву, и предварительно дав прочитать проект статьи получил на него коментарий который привожу ниже.
    
МНЕНИЕ ЮРИСТА:
     Актуальное законодательство на текущий момент не регулирует какого-либо автоматизированного доступа участников дорожного движения к государственным базам, содержащим информацию о зафиксированных протоколах, о правонарушениях и постановлений о наложении штрафов.
     Речь не идет о возможности оплаты штрафов в интернете или через отделения банков, а именно о доступе к информации о самом существовании штрафа. На практике это может создать ряд трудностей для владельцев транспортных средств. Например, при пересечении государственной границы на транспортном средстве или при операциях с транспортным средством (снятие с учета, перерегистрация, прохождение обязательного техосмотра и тому подобное). Неожиданные «сюрпризы» в виде информации о неуплаченных вовремя штрафах могут подпортить не только настроение, но и финансовое состояние владельца. Хорошо еще, когда речь идет о взыскании штрафов на месте осуществления правонарушения.
     Для этих случаев статья 309 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает выдачу нарушителю сотрудником полиции квитанции и ее оплате тут же на месте с использованием безналичных платежных устройств (мобильный терминал для банковской карты). А как быть, если решение о наложении штрафа принимается по прошествии некоторого времени, например, судебными органами?
     Особенно актуально это в связи со вступлением в силу с 07 ноября 2015 года Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» от 14 июля 2015 года № 596-VIII. Данным нормативным актом в Украине была внедрена система автоматической фиксации нарушения правил дорожного движения и система штрафных баллов. Теперь в соответствии со статьей 258 Кодекса об административных правонарушениях копия постановления в деле об административном нарушении должна отправляться лицу, привлекаемого к ответственности (собственнику транспортного средства), в течении трех дне с момента его вынесения органами полиции.
     Согласно Приказу МВД Украины № 606 от 20 июня 2013 года «О совершенствовании процедуры уплаты штрафов за нарушение Правил дорожного движения и применения механизма автоматического зачета таких штрафов при получении средств» осуществляется ежедневная загрузка информации в «Национальную автоматизированную информационную систему Департамента Госавтоинспекции» из автоматизированной системой "Управление финансами МВД Украины". И это замечательно, но свободного доступа к этой информации у законопослушного гражданина нет, спасет только личный визит в МРЕО.  Поэтому собственник автомобиля может и не знать о том, что в отношении него существуют какие-то неоплаченные штрафы (тем более, что он мог и не быть за рулем в момент фиксации нарушения, или если собственником вообще является юридическое лицо). К этому следует добавить, что законодательством предусмотрены довольно короткие сроки для выполнения обязательств перед бюджетом для таких случаев.
     В стандартных случаях – это 15 календарных дней со дня вручения соответствующего постановления. В случае с автоматической фиксацией нарушения этот срок увеличен до 30 дней. Но для того, чтобы оплатить штраф, необходимо знать его размер. В Украине это делается только при обращении в ГАИ. Правда, благодаря единой базе НАИС (национальной автоматизированной информационной системе), обращаться можно в любое отделение ГАИ, не зависимо от места жительства или места нарушения ПДД. В отделении необходимо обратиться к инспектору административной практики. Только он сможет проверить информацию о задолженности. Это занимает время. И тут необходимо помнить, что если не оплатить штраф вовремя или не обжаловать его в установленном порядке (на протяжении 10 дней), на штраф начинает начисляться пеня, которая приводит к многократному увеличению суммы ответственности, а затем и вовсе – к передачи дела на принудительное исполнение. Именно в рамках такого принудительного исполнения транспортное средство может быть изъято на штраф-площадку, или в Государственный реестр отягощений движимого имущества может быть внесена запись об аресте транспортного средства в связи с долгами перед бюджетом. Порядок принудительного исполнения постановлений о привлечении к ответственности в рамках производства по административному правонарушению и законность действий представителей власти в отношении автомобилей привлеченных к ответственности лиц – тема для дополнительного обсуждения.
     А пока что можно подвести следующее резюме: обеспечение оперативного круглосуточного доступа участников дорожного движения к информации, о наложенных административных взысканиях значительно упростило бы жизнь автомобилистам и способствовало бы своевременной оплате штрафов в бюджет. Для этого необходима не только материально-техническая база, но и изменения в существующее законодательство и нормативные акты МВД.


В КАЧЕСТВЕ МНОГОТОЧИЯ…

     Я думаю, мы еще вернемся к этой проблеме и попытаемся обсудить ее со специалистами, ведь решив ее, снимается административная нагрузка как с исполнительной службы, так с управления полиции, при этом, снижается риск коррупционной составляющей этой проблемы.  И было бы желание, эту проблему решать, а рецепты найдутся.
    

Продолжение следует.