Шажок в Небо

Дмитрий Карпенко
Самолет – вовсе не оружие войны и не орудие коммерции,
самолет - это прекрасная мечта!
М/Ф “Ветер крепчает”

    Многие летчики, описывая свой, как правило очень яркий, жизненный путь, рассказывают о том, как они пришли в Авиацию, начиная с самого детства. Часто сию часть повествования они называют “Путь в Небо”. Мне же, не пилоту и не авиаконструктору, а попросту увлеченному Небом (и техникой, которая в нём летает) человеку, было бы слишком пафосно так писать. Никакого пути пока что нет, но есть один, маленький, шажок. О нём и хотелось бы рассказать.
Интерес к авиации у меня впервые появился ещё в детстве. Отец - врач, при этом - совсем не чуждый интереса к технике человек, периодически летал на сан. задания на самолётах (как я позже узнал - Ан-2) и на вертолётах (Ми-2 и Ми-8) и само собой рассказывал об этом. В числе прочих книг, дома были замечательные издания - “Детская энциклопедия” (любимым был том про технику и производство) и энциклопедия с фотографиями “Самолёты страны Советов”, которую я в детстве также любил разглядывать…

Полностью данный интерес никогда не угасал, а повторный его всплеск пришелся на период где-то с 9 класса по второй курс университета. Тогда я прочитал книгу М.Калашникова “Сломанный меч Империи” о разработках и технологиях СССР, где очень много внимания уделялось самолётам, вертолётам и ракетам… При некоторой спорности самой книги, интерес к теме вспыхнул с новой силой, и я стал подолгу просиживать в появившемся у меня недавно интернете, добывать тематические журналы и с нетерпением ждать очередного полёта на отдых на каникулах. Как и для героя известного “Рассказа без названия” за авторством Алексея Кочемасова(Лётчика Лёхи), полёт для меня в тот момент казался интереснее самого отдыха).

Капитально же меня “накрыло” уже после окончания ВУЗа и “начала трудового пути”, где-то с полгода назад. Тогда, будучи на отдыхе в южных краях с ласковым морем и тёплым солнцем, заскучав после активного загара и отмокания, открыл в своей электронной “читалке” почти случайно скачанную по чьей-то рекомендации в Сети книгу - “Раздумья ездового пса” за авторством бывшего пилота Ту-154 Василия Ершова… Зацепило так, что читал в любую “свободную от отдыха” минуту, а также в течение почти всего многочасового перелета домой.

И пошло-поехало… Начал гуглить и качать книги по теме. Вначале были другие книги В.Ершова, в том числе и замечательная художественная повесть “Страх Полёта”. Позже, разыскивая что-то по авиационной тематике в Сети, наткнулся на отличные мемуары Николая Шуткина “Авиакатастрофы и приключения”, чуть позже, через авиафорум открыл для себя “10600” штурмана ГА Алексея Поправкина, по рекомендациям нашел книги испытателя Марка Галлая…

И тут, в определенный момент, я понял, что хочу попробовать, “как оно”, собственными руками и увидеть собственными глазами. Какой самолёт избрать для первого полёта, вопрос у меня не стоял - что Василий Ершов, что Николай Шуткин очень красочно описывают свои полёты на трудяге-биплане Ан-2, про полёты на этом же самолёте я слышал в “Музее свободного полёта” в Феодосии, на нём же летал на сан. задания отец, да и в целом этот колоритный биплан ещё с юности был одним из моих любимых самолётов. Летающие “Антоны” есть в аэроклубах, к тому же - это пожалуй самый крупный и тяжелый самолёт, доступный новичку-энтузиасту без длительного обучения.

Когда я учился в университете на программиста, замечательный преподаватель Е.Н.К. говорила нам, что главная цель - даже не ознакомить нас с определёнными технологиями, а научить учиться, и навык этот для разработчика ПО действительно крайне важен. Вот и в своём первом знакомстве с реальной авиацией я не хотел смотреть на происходящее в кабине аки баран на новые ворота - добравшись до заветного пилотского кресла, хотелось пусть в общих чертах, но понимать, что происходит с самолётом, что показывают приборы и т.д. Вот тут умение учиться пригодилось мне, как никогда.

В итоге, по совету Василия Ершова, я засел за симулятор - установил MS FS X, пару знакомых мне по полётам пассажиром аэропортов, скачал для него свой любимый Ан-2. Помимо того, почувствовав в очередной раз силу интернета, быстро нашел Руководство по Лётной Эксплуатации Ан-2, описание его конструкции и практической аэродинамики, и сел “ботать” наиболее интересные и могущие быть нужными разделы - панель приборов, основные элементы конструкции, взлёт, набор высоты, полёт в “горизонте”, снижение, посадка… Читал, какую скорость следует удерживать, когда выпускать закрылки, когда начинать выравнивание, что делать, если самолёт “даёт козла”, подпрыгивая после касания ВПП. И тут же - опробовал прочитанное в симуляторе - взлёт, разворот на обратный курс, полёт по прямой, разворот на посадочный курс, посадка… В качестве “штурвала” изначально использовал планшет, имеющий акселерометр и необходимое ПО. В какой-то момент осознал, что “не то” и купил немного подержанный джойстик…

Тем временем вовсю шли поиски аэроклуба. Совсем по близости “не склеилось”, в результате я вышел на Барнаульский аэроклуб ДОСААФ, и там мне наконец ответили, что да, такая возможность есть, как только просохнет ВПП и будут оформлены все необходимые бумаги.

Наконец долгожданный день настал - солнце ярко светило, словно благославляя мои начинания, и я как на крыльях полетел на аэродром.
Красавец - “Антон” встретил меня уже с запущенным двигателем, а вскоре подошел и пилот - А.И., я вслед за ним прошел в кабину, мы взяли на борт парашютистов и порулили на старт.

И вот разбег, самолёт потряхивает на неровностях грунтовой ВПП, как я себе и представлял, Ан-2 поднимает хвост, отрыв… Мы проносимся над деревьями и резко идём вверх. Справа под крылом проплывают коттеджи и дорога с крохотными, словно игрушечными, машинками на ней. Да, я видел подобные картины с пассажирского кресла, но теперь-то я на месте второго пилота, как когда-то те, о ком я читал, и крылья прямо рядом с форточкой, и прекрасный обзор чуть ли не в круговую, и новое совершенно чувство Полёта… Восторг.

А мы “лезем” вверх. Я перевожу взгляд от окружающей местности на приборы, потом на А.И. и его уверенную работу в кресле КВСа, беру фотоаппарат и делаю пару кадров. Стрелки, как и в компьютерной “леталке”, послушно показывают скорость, высоту, курс… Передо мной грохочет двигатель, винт рисует расплывчатый желтый круг, правое крыло плывёт на фоне поймы Оби и маленьких башенок Барнаула в лёгкой дымке, из-под левого в сторону Новосибирска уносится лес.

Вот под нами аэродром с множеством самолётов, и парашютисты покидают салон на высоте 1200м, а нам приходит время возвращаться. А.И. переводит Ан-2 на обратный курс и наступает столь долгожданный и волнительный для меня момент.

“Давай! Разворот вправо, скорость держи 190!” Руки сжимают штурвал, я чувствую то, что когда-то ощущали Николай Шуткин, Василий Ершов и другие авиаторы, книги и рассказы которых я так люблю читать. Пятитонный самолёт, отзываясь небольшим сопротивлением на штурвале, неспешно, но послушно опускает нос и кренится на правое крыло, рисуя дугу над сосновым лесом. Я, поглядывая то вперед, то на показания авиагоризонта, стараюсь держать крен и лёгкими движениями то на себя, то от себя, сохранять заданную мне скорость. Мечта исполнилась.

И вот мы уже близко к аэродрому, А.И. уверенными движениями вводит самолёт в глиссаду, мы проходим над деревьями, “Антон” выравнивается, как по книге, касается летного поля всеми тремя колёсами, и - катимся… Даже не ожидал что на не слишком ровное в сравнении с аэропортовыми “бетонками” лётное поле можно так мягко и четко посадить самолёт.

Полечу ли я ещё? Обязательно. Тем паче - очень хочется сотворить самому хотя бы одну посадку)

И напоследок - несколько советов из скромного лично опыта для тех, кто одержим такой же мечтой. Если хочется не просто посмотреть с высоты на красивые виды - нужно учиться. Управление самолётом/вертолётом - не самая простая наука, недаром профессия эта весьма почётна и требует столь длительного обучения. При этом книг в стиле “Учимся программировать на Java с нуля”, рассказывающих с самых азов о том как научиться летать хотя бы на уровне выполнения самых основных элементов (взлёт, разворот, посадка) я не нашел. Уже после полёта и написания данной заметки, по совету бывшего штурмана и нынешнего писателя Алексея Поправкина, наткнулся на книгу Анатолия Маркуши "Вам взлёт!", с которой Алексей начинал свою Дорогу в Небо. Да, книга детская, однако снабжена отличными иллюстрациями и рассказывает о вполне себе взрослых вещах - ничего лучше в плане объяснения азов я не видел.
Ещё одно хорошее решение - поставть авиасимулятор. Те же MS FS или же XPlane - не “прыгалки-стрелялки”, как кто-то может подумать, а программы, имеющие серьёзную точность моделирования и применяемые при создании реальных тренажеров. Эти программы действительно позволяют приобрести определённые навыки, которые нужны и в реальном полёте. В том же MS FS, что немаловажно, есть и набор уроков, объясняющих взлёт, посадку, маневрирование, выпуск/уборку закрылков, назначение приборов в кабине и т.д. Если, как в моём случае, интересует полёт на определённом типе - стоит поискать аддон,добавляющий в симулятор интересующий Вас самолёт или вертолёт. Если модель достаточно качественная - это позволит как-то ознакомиться с интерьером кабины и работой конкретных приборов на выбранном воздушном судне.

Также, советую приобрести нормальный джойстик, имеющий движение рукоятки по трём осям (соответственно для рулей крена, направления и высоты) и рукоятку/клавишу РУД, а также 4-5 (чем больше, тем лучше) доп. кнопок. Клавиатура и мышь не дают ни малейшего представления о работе реальным штурвалом. Планшет с акселерометром в этом плане несколько удобнее, однако в отличие от джойстика он не имеет нейтрального положения, а также не оказывает никакого сопротивления перемещению.

Помимо симулятора, само собой, следует ознакомиться и с некоторой литературой. Для отечественных самолётов обычно рекомендуют читать прежде всего РЛЭ, а также описание конструкции и практической аэродинамики самолёта - последние две книги помогут понять, что именно происходит при выпуске закрылков, регулировании триммера и т.д. Лично мне проще усвоить что-либо, когда я понимаю, хотя бы в общих чертах, внутреннее устройство и сущность происходящего.

Когда же вы добрались до аэроклуба или иного места, где решили летать - стоит обязательно посидеть в кабине перед вылетом. Симуляторы и книги - это хорошо, но где-то приборы могут быть показаны недостаточно точно или же “списаны” с другой модификации летательного аппарата, что-то вы можете попросту забыть от обилия впечатлений, ну и, конечно же, реальная кабина - это совсем не то,что клавиатура и джойстик. Очень хорошо, если пилот/инструктор сможет выделить некоторое время до полёта для ответов на ваши вопросы, а также после - на “разбор полёта”, т.к. лично у меня на месте каждого старого вопроса появилось три новых.

PS: На тему “сможет ли в случае чего симмер посадить реальный самолёт”
Слово Василию Ершову:

    "Начну с интересующей всех симмеров, набившей уже оскомину и среди них самих темы: "Сможет ли симмер, если чего, посадить настоящий самолет?"
Отвечу сразу: "если чего" - нет, не справится. Потому что такое вот "если чего" бывает один раз в жизни и неожиданно; при этом вероятность подпасть под влияние сильнейшего стресса больше, чем навыки компьютерного полета в дрожащих руках."

Да, конечно, симмер симмеру рознь, и опыт у меня не велик. Однако сидя в кресле второго пилота, вспомнил я эти строки и подумал, что скажи мне сейчас инструктор “всё, управление полностью на тебе, садись!” - скорее всего не справился бы. Всё же не имея никакого опыта реальных полётов, с реальной кабиной вместо клавиатуры и джойстика, не привыкнув быстро и точно находить все необходимые кнопки, рычаги и т.д., посадить даже сравнительно тихоходный и не слишком сложный в управлении Ан-2 - очень непростая задача. Ну а фильмы с сюжетом про девочку, в одиночку сажающую по подсказкам с земли огромный реактивный лайнер, теперь уж точно у меня ничего кроме усмешки не вызывают)

В общем, если вы искренне желаете увидеть Небо "не с земли, не на конфетном фантике" - на пути мечты не может быть преград) Летайте!)

Сокращения и обозначения

Ан-2 - одномоторный многоцелевой самолёт-биплан.
ВПП - Взлётно-Посадочная Полоса
ГА - Гражданская авиация
ДОСААФ - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту
КВС - Капитан Воздушного Судна, он же Первый Пилот, он же Командир Корабля применительно к летательным аппаратам - лётчик, имеющий навыки для самостоятельного управления воздушным судном, а также осуществляющий руководство экипажем. Решения КВС в полёте обязательны к исполнению всеми, находящимися на борту. Как правило, занимает левое кресло в кабине.
Ми-2 - лёгкий многоцелевой вертолёт
Ми-8 - многоцелевой вертолёт
ПО - Программное Обеспечение, общее название для всех программ для компьютеров и прочих вычислительных устройств
РЛЭ - Руководство по Лётной Эксплуатации, основной “учебник” по некоторому типу летательных аппаратов
MS FSX - Microsoft Flight Simulator X, компьютерный авиасимулятор