Следуй за Мною...

Валерий Дуров
Приход Христа на землю, Богоявление произвели глобальную антропологическую революцию. Появился совершенно новый тип человека: человека, страдающего отвращением к миру и собственной плоти, к радостям жизни. «Все лежит во грехе». Нельзя прикасаться - запачкаешься - не спасешься. Генезис этих изменений человека не ясен до сих пор. Даже самой Церкви.
Смысл учения Христа остается малопонятен, непостижим человеком. Христос говорил притчами, загадками. Зачем? Не знает никто. Наиболее ясен и прост «гуманистический» аспект проповедей Иисуса: «возлюби ближнего своего», «любите друг друга». Но это все кажется поверхностным, не главным. В евангелиях существует таинственный второй план.
Христос заповедует любовь, но Он же говорит: «Не мир принес Я, но меч...» Христос взмахнул мечом - и рассек пуповину, соединяющую человека с миром. Настало разделение.
Все царства мира и слава их принадлежат дьяволу. Христианство отторгает человека от этого, но в разряд «дьявольского» попадает все, что окружало человека с колыбели.
Достигнув тридцати лет, Христос покинул Назарет, ушел из семьи, оставил навсегда  отца и мать. Это первое деяние Христа. Первые Его ученики - геннисаретские  рыбаки  Симон (Петр) и Андрей бросают свое занятие, родителей и следуют за Ним. То же происходит и с остальными. Ради Христа они забывают все, отрекаются от прежней жизни, от всех, кого любили и кто любил  их. Они идут за Христом, не рассуждая, как лунатики. Но куда зовет их Христос?
Вообще, в евангелиях «человеки» - только ученики, остальные - солома, которая сгорит в огне. Ученики - это «пшеница», которая останется.  Влюбленные в Иисуса, они идут за Ним в никуда, в темную неизвестность. Христос завораживает их: «вы - соль земли», «вы - свет мира». Что перед этим семья, дом, хозяйство, все мирское? «Вы наречетесь великими в Царстве Небесном». Ученики - в рай. А куда все остальные?
Иногда кажется, что Христос повторяет учение  Будды, жившего за четыреста лет до Него.
Нагорная проповедь - проповедь «угасания», ухода от всякого действия. «Не противься», «примирись», «отдай все»... Мир уже не может схватить избранного - тот уже полностью неподвижен и равнодушен к миру обманчивых форм. У него нет самости, личность угасает. Живой труп, который оживет в близком Царстве Божьем. Которое должно было вот-вот настать и не настало. Но обратной дороги уже не было. Так возникло монашество - сокровенное ядро христианства.
Плотской теплоты, теплоты человеческой души, то , что мы называем «душевностью» в евангелии нет вовсе. Это - лишнее. Христос подзывает ребенка, но лишь для того , чтобы нагляднее сделать свою притчу. Нет той нежности, что испытывает взрослый к ребенку. Даже любовь последних строк евангелия Иоанна дышит потусторонностью, она призрачна, здесь уже не люди, но ангелы.
За Иисусом следуют и женщины, но это уже - сестры Христовы. Не матери, не жены, не любовницы. Никогда уже рука мужчины не коснется их.

«Следуй за Мною...»
Это - главный лейтмотив евангелий. Это - пропасть, бездна между Ветхим Заветом и Новым.
Ветхий Завет: исполняй заповеди, и будешь спасен.
Новый Завет: иди за Мной, Я - все заповеди.
И за Ним идут. До распятия и воскресения. А дальше?
Христос уходит, но что остается?
В Апокалипсисе Он снова приходит, но это уже не спаситель, это - судия, из его уст выходит острый меч.
Христос говорит: оставьте все и всех и идите за Мной. А почему бы не взять всех оставшихся? А потому, что мешают спасению, то есть бегству из мира. Если бы ушли все - некуда было бы бежать. Значит, «спастись» - это сбежать из мира, «умереть» для него. Поразительное бессилие Бога перед миром, который есть зло. Единственное, что может Бог - дать совет, как угаснуть, перейти в небытие. Ибо жизнь есть зло. Тайна тайн. Бог не хочет  мира, который Сам создал.

Первые христиане могли устраивать свои богослужения в недоступных лесах или горах, но вместо того спускаются в катакомбы, как в могилы, хоронят себя заживо. Как только возникли христианские храмы - кончилось «чистое» христианство. Может быть отсюда - стремление к мученичеству?
Иисус жив, но на Него женщина изливает мирро, умащивает, как уже мертвого. Смерть заживо. Может быть, Иуда, видя, ужаснулся сего? Не захотел быть живым мертвецом и сбежал, обезумел, решил предать?
Разве может что-нибудь в евангелиях радовать, если на земле Бог, которого должны умертвить?
Евангелие - это книга, целиком посвященная теме смерти, приготовления к ней. Воскресенью посвящены несколько строк, немногим больше - времени после него. Иначе и быть не может. Смерть - это опыт человека, жизнь после смерти - это идея, в которую нужно верить. Смерть перевесила все остальное в Евангелии. Проповедь Христа - это как бы речь осужденного на казнь. Это навсегда отложило отпечаток на этику и эстетику христианства.
Перед концом света все теряет смысл, кроме участи души и Того, Кто принес весть об этом.
Некто сказал Иисусу: «Дозволь мне, Господи, похоронить отца моего». - «Оставь, они - мертвые, ты будешь живой». И некто пошел за Иисусом. Отца похоронили «мертвые» - мать, братья, сестры. Пройдет не много времени, и сын будет смотреть с неба, как они все варятся в серном, зловонном озере. Потому что их не избрали. Они - обычные. Сын будет смотреть спокойно, все чувства остались для своих, для Иисуса.
Вот две женщины возле Христа - сестры Лазаря, Его друга, Марфа и Мария. Марфа - обыкновенная, хлопочет по дому, готовит еду усталым Иисусу и его ученикам. Ей не будет награды. Ее хлопоты - суета.
Мария взыскует Царства Небесного, она сидит у ног Иисуса и слушает слова Его. Для нее больше ничего нет, кроме этих чудных слов. Она избрала «благую часть». Наивная Марфа заботится о не благом, о тленном, и она получит свое - извергнется во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов. Бедная, бедная Марфа. Она хотела, как лучше.
«Крещением должен я креститься, и как Я томлюсь, пока сие не совершится!» Томление по смерти? Крещение - смерть? Или воскресение?
Марфа не должна обижаться. Христос сказал: «Я пришел к грешникам». За праведность не будет награды. За труд не будет награды. Ибо вот-вот рухнут небеса. Мария успеет уйти вместе с Иисусом, Марфа - нет.



И вот - свершилось. Учитель умер - Учитель воскрес. Он рядом.
«Любишь ли ты Меня?» - спрашивает Иисус воскресший Петра. Спрашивает три раза. «Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя», - отвечает  Петр. «Потому, что мир весь возненавидел, как Ты учил»,- надо продолжить ему.
Так хорошо, как будто все снятся друг другу. Берег Тивериадского озера - как райский берег. Здесь и Иоанн - любимый ученик Христа, и другие ученики. Здесь уже царствует совершенная любовь, какую еще не знали люди. И снова Иисус зовет Петра, снова раздаются те же страшные и самые желанные слова : «Иди за Мною...»
Все удивительно, все бесплотно, все призрачно. Плоть мирская побеждена. Сладость бесплотная, сладость нирваны. Только встретившиеся после смерти могут так любить.
Иисус снова уходит. Только они - избранные, могут ждать Его вечно.



18.09.2015