Ленивы ли русские в работе?

Александр Попов 8
Такое название моей заметке я дал неслучайно. Звучит несколько шокирующе, хотя в истории российской общественной мысли этот вопрос поднимался неоднократно. Известны высказывания деятелей русской культуры, философов и политиков о русской нерасторопности и ленивости, русском «авось» и т.п.
Великий русский историк Ключевский Василий Осипович свойства русского национального характера объяснял климатическими условиями России, сезонным характером труда крестьянина, тем более в сравнительно недалеком историческом прошлом русский народ был преимущественно крестьянским.
Что-то в этом есть… Конечно, в кропотливости, старательности и трудолюбии мы, русские, не японцы и не немцы, но, на мой взгляд, абсолютизировать это нельзя. Иначе трудно будет объяснить, каким образом этот народ достиг берегов Тихого океана, преодолев и освоив огромные территории, а в дальнейшем совместно с другими народами, населявшими это евразийское пространство, построил великое государство.
Трудно также понять, какие мотивы двигали многими лучшими сынами России, которые, находясь в условиях несвободы, в застенках или «шарашках» создавали проекты космических кораблей, разрабатывали траектории их полетов к Луне и другим планетам (Кибальчич Н.И., Королев С.П.).
Я заговорил на эту тему ленивости или не ленивости по той простой причине, что и сегодня можно столкнуться с рассуждениями такого порядка. Однажды один украинец, который многие годы работает на московских стройках строителем,   задал мне вопрос: «Почему русские такие ленивые? Почему они не работают на стройках, где можно хорошо зарабатывать, не хотят работать дворниками или на других трудоемких и тяжелых работах?»
Сразу мне было трудно ответить на этот вопрос. Я задумался над ним. И действительно, почему русские, да и вообще многие россияне сегодня не хотят работать в этом секторе экономики (я имею в виду не руководящие, а простые рабочие должности)? Ведь до 90-х годов прошлого столетия, то есть до начала ельцинских преобразований, называемых реформами, русские люди активно работали на простых должностях в строительстве, работали и дворниками.
И все-таки со временем я нашел этому явлению свое объяснение. Дело в том, что у меня много родственников на Украине, а в Крыму я прожил до восемнадцатилетнего возраста. В прошлом я по работе хорошо исколесил, изъездил всю Украину, особенно восточную, русскоязычную. Да и в настоящее время бываю в этих краях во время летних отпусков. Конечно, я присматриваюсь к людям, беседую с ними. Так вот, действительно, украинский гражданин, трудовой мигрант, заробытчанин, работая на тяжелых работах в России и испытывая много неудобств, экономя на всем, вплоть до того, что привозит с собой сало и какие-то другие продукты, может существенно помогать своей семье. Ему, если он работает в таком режиме не один год, удается даже скопить какие-то средства и улучшить свои жилищные условия (пристроить во дворе частного дома какой-нибудь флигелек, выстроить второй этаж, либо купить какую-нибудь плохонькую однокомнатную или двухкомнатную квартирку). Некоторым наиболее удачливым, наиболее шустрым удается завести на родине свой собственный бизнес и тогда «не нужен им берег турецкий, чужая земля не нужна».
За счет чего могут происходить такие метаморфозы? За счет различия в курсах валют, их, я сказал бы, весомости на разных территориях. Когда российские рубли меняются на родине заробытчанина на гривны, то этот обмен дает хороший коэффициент, так как Украина более теплая, чем Россия, страна, более пригодная для сельского хозяйства. Отсюда и продукты намного дешевле, да и многие услуги тоже.
Что же может достичь российский рабочий, особенно москвич, если он будет за, к примеру, одну тысячу условных единиц «горбатиться» на стройке из года в год. Да ничего не достигнет. Однокомнатная квартира в Москве стоит от 170 до 200 тысяч долларов и выше. В других российских городах дешевле, но тоже стоит немерено.
Вот и не идет он, россиянин, на стройки, потому что нет смысла, жизни не хватит, чтобы решить какие-то главные, основополагающие проблемы.
И не идет он в дворники в Москву, россиянин из глубинки, с периферии. Нет мотивации. Ведь, являясь гражданином России, он не хочет, приехав в Москву, жить в подвале, без семьи, или в какой-нибудь комнате на 10-15 человек. Ведь сейчас уже нет того служебного жилья, которое для дворников существовало до 1999 года, и нет перспективы получить когда-нибудь бесплатное жилье от городских властей. Не существует также дешевых гостиниц, либо доходных домов (как до революции 1917 года), когда российский мигрант, как путиловский рабочий, опять же до 1917 года, мог снимать апартаменты и на свою зарплату содержать семью.
Но ведь гастарбайтеры же могут жить без этих условий, возразит мне какой-нибудь дотошный читатель. Да, они могут, потому что, видимо, у них там, на родине, дело совсем «швах», либо как у украинцев, после долгих лет мытарств и унижений, есть хоть какой-то свет в туннеле.
У российского рабочего такого света нет, а поэтому нет и мотивации работать на таких работах.
---------------------
Источник:
Статья «Ленивы ли русские в работе?» впервые опубликована в газете «Вести трудовой миграции», №1(6), январь 2009 г., стр.7 под псевдонимом Серафим СЕРОВ