Свои люди

Сергей Скепко
  -Весна!
Сказал Иван радостно и полной грудью вдыхая, свежий утренний воздух. Обращаясь к своей половинке,жене.  В которой ещё сохранились остатки былой красавицы. И которая умела любить до боли в сердце. И своих родных защищала как волчица. Не дай бог ,кто обидит. Хвала и низкий поклон всем тем жёнам,женщинам .Кто выстоял в борьбе за семейную жизнь и не дал погибнуть их семейному очагу..
 А  вместе они прожили долгую жизнь. Всё было в их не простой семье. Но любовь не покинула этот дом. Главным счастьем были дети. Многое они успели уже повидать. Застали ещё краешком, перестройку.  И голодное правление первого президента. Когда их батя,труженик потерял работу. Порой не было ,что есть. И мать выкручивалась,зажав свою гордыню в кулак. Она, человек с высшим экономическим образованием. По распределению попала в этот город. Здесь нашла свою любовь и семью. И ни минуты не жалела,что попала в этот край. Где находилась среди добрых людей,тружеников. Которые также выживали  в этот трудный период .Когда , вся страна находилась в упадке.
 Наступила  на горло своего Эго и работала.  И всё это ради детей и больного мужа. Мыла полы в домах новых русских. И думала всегда,как накормить и одеть получше  своих детей . Порой приходилось перешивать свои платья.
 Да,там. Порой, сами учителя  были хуже одеты. Чем не которые их ученики. Родители которых успели отцепить вагон материальных ценностей от советского государства. Распродали всё ,что можно. И зажили в роскоши и считались новыми русскими..
-Мать,мы всё таки дожили до весны.
Та согнувшись убирала остатки прошлогодней ботвы на своём огороде,ответила.
-Да,Ваня. Мы дожили до этой весны и доживём до следующих вёсен. Нам сейчас,как никогда нельзя сдаваться. Дети подросли и их надо ставить на ноги. Ты только больше не болей. Не делай мне больно. Я так молилась за тебя. Просила только об одном ,только поживи на этом свете  с нами подольше .
Она подошла к нему,нежно прижалась к его худой груди и сказала:
-Иди в дом,ты ещё слаб.
Муж обнял её ,  взял её натруженные руки в свои. Ещё красивые руки, поднёс их к своим губам и поцеловал. Предательская слеза покатилась из глаз у обоих. Эту идиллию нарушил голос из за соседнего забора.
  - Иван Степанович,золотой вы наш человек. Добро пожаловать ,на наш белый грешный свет.
 Его приветствовала соседка. Худощавая труженица,с высохшим лицом. И продолжила радостно охая и ахая:
-Галинушка!  Вот и дождалась. Вот и ожил твой муженёк. Всё сбылось по твоей вере и любви. Врачи,было отказались под конец. Мол вези домой,он овощ. Надо же ,какое слово нашли,паразиты.  А ты,подняла своего. Сколько в тебе сил и любви. Дай вам бог счастья,мои соседи. За каждую тобой Ваня, спасенную детскую душу .Господь вернул тебя к нам. Живите теперь долго и счастливо.
Спасибо.-Ответила Галина,жена Ивана. А соседка продолжила свою речь:
- Говорят, горящая балка на пожаре упала на тебя Ваня. Чуть не сгорел. Хорошо ,что народ подбежал во время. Тебя уже обгоревшего вытащили. Но главное жив Ваня,а ожоги заживут.  Главное всё на месте и ты выздоравливаешь.  Первым ты заметил ,что их изба горит. Бросился не задумываясь в огонь. Спасибо тебе от всех нас. А там детишки малые спали. А мать на дежурстве на ферме была. А детишек малых, Титовны всех вынес из огня. Как она будет рада ,что ты поправился. И почему пожары случаются ночью или утром рано? Когда все люди ещё спят,вот вопрос не понятный. Не знаешь Вань?
-Не знаю,теть Маш.
Вытерев накатившую слезу краем своего платочка зашла в свой двор. И через пять минут вышла на улицу.
-Всё,считай уже весь наш город будет знать. Что ,ты живой и пришёл в себя. Видишь теть Маша приоделась и побежала в сторону центра. Через час ,жди гостей .Радио не надо,все новости она нам принесёт и разнесёт.
-Нам ,сейчас только гостей не хватало. Так мне хочется побыть с тобой. Обнять своих детей,особенно дочурку Аленушку. Наверно невеста уже,вся в тебя.
-В тебя тоже.Глаза твои и подбородок. Все они наши. Скоро она придёт со школы,увидишься. Потерпи малость.-Ответила жена.
 
  Первым пришёл старший брат Михаил со своей дородной, супругой Анной Петровной. За последние годы,сильно по старевший. Но такой же большой и добрый ,как их отец. Красавец мужик был,прямой как гвоздь. Всегда страдал за свою прямоту,за правду в лоб. И всегда говорил,если с кем то  шёл на конфликт. Отстаивая свою точку зрения в споре. Его любимое изречение было:
-Правда,брат! Это, как проститутка. Все её хотят.Но,ни кто её не любит..

 Порой Иван обращался к брату как к отцу.  Он был сильно похож на него, копия на все сто процентов.
  -Батя,как ты сдал. Что с тобой не так? Иль жена,Анна Петровна достаёт?
 -И он строго посмотрел на его жену. Тот махнул правой рукой и ответил:
-Всё так!
-Отнекивался  ,доставая гостинец .Четвертинку виноградного вина из своей сумки. На два с половиной литра. Одну поставил на стол,другую придержал в сумке. А жена его, разложила свои гостинцы на стол. Села рядом на стул у стола.
Сам ,молча подошёл к серванту открыл дверцу и достал из правого угла стаканы. Они всегда находились там,для него. Он любил всегда пить из гранёных стаканов вино.  Другую посуду и не признавал.
Потом подошёл к брату,обнял его. Поцеловал,налил в стакан вино .И подал его ему со словами:
 -С возвращением братушка. С возвращением мой младшенький,любимый  братишка. Давай выпьем за твоё здоровье и здоровье наших жен и детей.
Иван пригубил немного вина и поставил стакан на стол. Брат посмотрел на него и равнодушно оценил его поступок. Промолчал,налил себе второй и выпил сам не дожидаясь закуски. Пока  супруга Ивана,что то готовила на кухне.
 -С днём инвалида ,тебя брат.
Брякнул он.
- Ты,что мелешь? Старый хрыч,какой ещё день инвалида?
Сказала со злобой его жена, толкая того в бок и продолжила:
- Руки, ноги,голова на месте.  Главное живой и в здравом уме. А то, что в ранах и худой. Подлечим и  откормим. Что ,ещё за инвалид? Хватит болтать ,дурень старый.
-Не встревай баба в наш разговор,не то получишь ты у меня?
-Это,ты у меня получишь.
Стала распаляться та,ставя свои руки в свои бока. Это,первый признак. Буза не на шутку началась. И пошла на мужа,выставив свою грудь вперёд и продолжила:
-Ты ,у меня давно в сарае ночевал? Ну расскажи своему брательнику,как там было?
Он,муж улыбаясь стал рассказывать со смехом:
  -Да.Захожу в сарай с бодуна. Темнота,ударяюсь головой о перегородку на потолке. Наступаю на коровью лепёшку. Подскользнулся,падаю, к стене мордой. А там корыто с кормом для свиней. Потом с шумом со стены срывается лопата и бьёт меня по хребту. Вскакиваю,наступаю на грабли. Они бьют ,меня в лоб. Темнота,а потом искры из глаз как из трансформаторной будки.
Помнишь,как нас отец в детстве спас. Когда туда мы влезли с машинками.
 Упал,через не которое время прихожу в себя. Встаю,выхожу во двор. И у меня,откуда не возьмись вырываются слова:
- Ох .Б..Это не сарай! А форт Баярд,какой то!
  -Да,как вы дожили да такого?
Смеялся хозяин дома, Иван.
-С ней доживёшь?-И он взглядом указал на свою жену и продолжил:
-Про день инвалида. Вот,что я хотел сказать,Ваня.
У тебя машина брат есть? Дом новый есть?
И сам ответил:
-Нет. У нас простых работяг ни чего такого,путёвого нет. Зарплату не выдают месяцами и пожаловаться не кому. Бардак,он и в Африке бардак. Выживаем за счёт огорода и своего хозяйства. И не будет при этой власти ни чего доброго для простого человека. Доедаем остатки той страны. В которой мы родились и выросли. Получается ,мы инвалиды. Братка! Если ни чего себе позволить не можем? Так,брательник или не так?
-Так! Братишка,смотрю ты изменился за год. Стал агрессивный ,какой то.
-Будешь,агрессивный с этой жизнью. Мы как мураши,нас засыпают песком. А мы хотим жить,выползаем..
Только начнёт,что то налаживаться в стране. Опять опыты над народом. Да ну их всех,давай выпьем. Всё не поделят власть и не на воруются в верхах. Чтоб им пусто было. Чтоб они все жили на нашу зарплату,какую нам платили.
 Сам посмотрел в окно на улицу. Где у домов начинала расцветать вишня. И легкий ветерок не навязчиво носил её запах  по округе. День был светлый и тёплый. Словно чувствовал,что больной человек выздоравливает. Пускай ещё не совсем,но всё идёт в правильном направлении. В сторону любви и жизни.
-Глянь на улицу братишка! Природа с нами радуется ,что ты живой.
Он обнял Ивана.
- Как за это не выпить. Давай ,пока моя ушла на кухню к твоей помогать, выпьем. То опять,будет придираться к моим словам. Устал я уже от неё брат за сорок лет. Везде контроль за мной. Куда пошёл,кто пришёл? Достала по всем правилам жизни. Давай ,будем! За тебя братишка! Будь здоров!
И они выпили ,радуясь жизни.
 
 -Тут,не давно  я за шёл по ошибке .Так случаем,сказать в публичный дом. Потом я это до петрил,задним числом. Что ,это бардель. Думал,забегаловка  какая то. Хотел выпить. А там вывеска ,баба красивая с бокалом. Ну думаю ,быстренько управлюсь. Зашёл,всё чистенько .Красиво и я при костюме. По чему не гульнуть. Пенсия вся при мне. Меня радостно приглашают,вежливые женщины. Угощают ,бокалом вина. Я выпил,одна моих годов потом спрашивает:
-Какую будешь брать? И показывает на полуголых баб. А они как,курицы колхозные. Синие какие то,а может там свет такой был. Я рот открыл,не соображу о чём речь? А тут бац милиция. Я сразу весь промок. Я за свою жизнь,брат.  Дела с ней не имел. Бог миловал пока,до того дня.
 Рассадили нас в зале и пошёл допрос,спрашивают у баб по очереди:
-Ты кто,проститутка?
Та:
- Нет. Я уборщица.
С такими ногтями и вся мазанная. Ни фига,себе думаю уборщицы пошли? Все ,как Марлин Марло. Которую ,когда то по телеку видел.
 Мент спрашивает потом мужика всего размалёванного. Смахивающего своей манерой на бабу. И походка у него как у бабы и ногти крашенные.:
 -Ты,кто?
Тот:-Я зашёл делать педикюр.
Вот,тут я брат обалдел. Впервые услышал такое слово,педи..! Наверно по нашему б..ть? Как ,ты думаешь братка?
Тот уже не мог говорить,смеялся. А брательник продолжал,со всей своей наивностью и с глуповатым выражением лица рассказывать. Как попал в переплёт житейский:
- Потом другая врёт,что и она не проститутка. Третья и так далее и я не вытерпел и брякнул в слух:
 -  Охренеть! Сейчас окажется,что я один здесь, проститутка в этом доме!
 Видя меня и мою испуганную репу.   Слыша ,что я сказал. Менты попадали на пол от смеха. Потом узнав,за чем я здесь. Дали под зад,со словами:
- Дед. Чтоб больше ты нам не попадался. Не то,посадим..
-А это мне надо ? Под старую жопу. И я бегом оттуда. Не оглядываясь до бежал до   своего дома.
-Ты,только моей не говори. Узнает,что я был том заведении утопчет в асфальт.
Иван смеялся,держась за живот со словами:
-С её весом ,это точно,втопчет тебя брательник в асфальт. Даже глазом не моргнёт и ты там..
И он испугано,огляделся по сторонам.
- Не дай бог,кто чужой услышит. Тогда не сносить мне головы.
Сам подошёл к окну:
- Можно я его приоткрою немножко. Тебя братка, не про дует? Если что, скажи закрою. Тот кивнул головой в знак согласия. Приоткрыв окно,хотел было уходить сказал:

 -Во,смотри! Вон наша сеструха со своим мелким  идёт.  Самка богомола со своим ужином. Как её мужика перекосило в право,несёт сумку тяжёлую. Здорово она его загрузила,под завязку. Так и смотри,коньки откинет от тяжести. А сама налегке. Дама с Амстердама! Как думаешь,когда она своего Юрика есть начнёт?
-Зачем, ты так об ней?
- Брак,это отношения. Где один прав,а другой муж.
-Да,мужик без бабы,как пёс без блох. Жить можно,но скучно. А баба ,без мужика? Как блоха без собаки. Жить может,только кусать не кого.
Так,что всё в этом мире правильно и  повязано между собой. Давно и не нами,смирись братишка. И живи,как бог даст. Она всё же наша сестра,она кровь наша.-Сказал  Иван.
-Кровь,одна! А мозги разные. Сколько за неё краснеть мне приходится в этой жизни. За её придурь. Как девчонка.
 Как, что у чудит. Хоть стой и падай.
 Тут давяча ехала в автобусе на рынок..
 Автобус полный,давка. Она между парнем и девкой зажата. Парень подмигивает к девке ,прижимается к ней ближе.
-К сеструхе нашей?
-Да ,нет. Что ты! Кто к ней прижмётся,к этой интеллигентке старой. Провокаторше нашей,приколистке!  По её физиономии сразу видно,что училка. Не перебивай,сам собьюсь. Я говорю со слов кума. Он рядом был там в автобусе.
И так,парень прижимается к девке   всё ближе и ближе. Та,как вдруг заорёт:-Извращенец!
 И бьёт того коленом в пах,тот приседать стал. Так и не смог ,до конца присесть автобус полный. Отдышался,весь красный и говорит:
- Ты. Чё орёшь,дура? Сама уже пять минут мне яйца гладишь.
Девушка:
- Я даже не касалась твоих яиц.
Пауза в автобусе,потом все взгляды на бабку. А та, с невозмутима, включила дуру и ответила  всем:
-Я просто хотела,чтоб они подружились. Посмотрите на них,какая бы была пара красивая..
-Правда,они и подружились. Потом часто их видели вместе в парке. Я не верил сам,сноха показала. Красивая пара,вот где их судьба свела.
Смеясь, Иван сказал:
-Значить не зря сестра старалась. Есть у неё зачатки свахи. Видит,то. Что нам не дано. Судьбу человека,так ?
Старший брат,засомневавшись,не уверено сказал:
-Может зря, я на неё наезжаю иногда. Наверно ,быстро старею.  Стараюсь у всех видеть всё плохое,а это уже плохо. Надо исправляться ,не то совсем озверею.
-Ладно не заостряй на этом внимание. Не обижай её больше,не придирайся к ней. Если не можешь ,только сегодня оставь их в покое в моём доме. Хорошо братишка.
-Ладно,пусть живёт сегодня. А там поглядим на её поведение. Ведь она,сама в каждую дырку нос свой суёт. Тут,вчера в аптеке отличилась. Там,как её увидят улыбаются. Соседка,моя там работает .Потом рассказывает :
 -Видала давеча твою сестрёнку у нас в аптеке. Всё та же юмористка,не меняется даже с годами. Стоят она и какая то молодуха в очереди. Твоя впереди,молодуха за за ней. Сестра купила лекарства ушла в сторонку и укладывает их в сумку. А девица говорит в окошко,обращаясь тихо:
-Мне, пачку прозервативов и валерьянку.
На,что твоя живо с реагировала. Не поворачиваясь и успокоила молодуху:
 -Волнуешься дочка! А зря!  Это не плохое дело в нашей жизни. И ни чего страшного в этом деле нет..

- А ,ты сам .Помнишь?-Сказал Иван:
-Свою жену. По молодости,когда её впервые увидал. Что сказал своей будущей жене в той же аптеке. Когда она там покупала лекарства для своей семьи. Когда,она заказала свечи. Вспоминай,она до сих пор помнит. Эх,ты! С памятью плохо становится.
Брат,Михаил расцвёл в улыбке. Лицо помолодело,глаза заблестели. И он ушёл в своё доброе,далекое прошлое. Увидал,свою жену молодую ещё. Красавицу в той далекой своей жизни и сказал:
-Как она мне братка!  Приглянулась тогда сразу. Приворожила своей красотой. Волос смола,братка. Кровь с молоком. Огонь,  а не девка..
Спасибо,что напомнил. Есть радость в воспоминаниях о прошлой жизни. И тогда,я ей сказал:
-Красивый у тебя подсвечник,детка. Есть куда свечи ставить..
И та покраснев, быстро собрав купленные ею лекарства положила себе в сумку.И выбежала из аптеки. А дальше,сколько времени я за ней ухаживал. Потом свадьба,дети,работа. И жизнь пролетела как комета в космосе. Оставив свой яркий след на небе. Я ,ни одного дня не жалею и не жалел. Что на ней женился и она моя жена с большой буквы.
Иван:
-Сам,теперь .Понял,откуда мы. Почему сестрёнка юмористка,мы все такие от своих родителей. И они, ни когда не падали духом. Прошли по жизни с достоинством. Не нарушая заповедей божьих,прожили жизнь как люди. Пусть земля им будет пухом..
 Иван сам наполнил стаканы и молча помянули родителей не чокаясь, стоя..
 
Заскрипели полы в прихожей и послышались голоса вновь прибывших родственников.Где сестра давала указания своему мужу,что б тот занёс сумку сразу на кухню.А сама ,поправляя причёску зашла в зал. Где находился собранный на скорую руку стол ,а  за ним седели её братья. Смахнув накатившую слезу подошла к Ивану и прижалась к его плечу.Склонив голову и всхлипывая сказала:
-Я верила братишка! Что ты, выкарабкаешься. Спасибо тебе,ты снова с нами. Живи теперь долго.
И поцеловала его в щёку. И они крепко обнялись,как будто боялись потерять друг друга. Повисла теплая семейная пауза,где слова были уже не нужны. Тепло и любовь наполнили этот дом.
Зашёл в комнату её муж ,молча подошёл к ним. Обнял их обоих,радуясь,что все живы и сказал:-
Всё ж,маленькая пьянка лучше.Чем большие похороны..
Старший брат присоединился к ним. Потом обнял каждого в отдельности ,поцеловал.
-Иди ты. Стала отталкивать его сестра и продолжила:
 -И так,всю уже обслюнявил. И спросила:
-Где ваши жёны? И сама себе ответила:
-На кухне. И убежала к ним,легкой походкой. Словно девчонка,помахав им рукой.
Хозяин дома пригласил вновь прибывшего родственника к столу. Достал дежурную чашку и вилку и подал мужу его сестре со словами:
-В какие азартные игры, вы сейчас играете?
Он знал,что родственник ответить с юмором,как всегда в их компании . И тот ответил,не моргнув глазом:
-Выжить на зарплату..
-И как,ваши успехи?-Встрял в разговор старший брат.
-С переменным успехом. Нашёл дополнительный заработок,электриком. Не зря, я ,труд в школе преподавал. Кой ,что соображаю и в электричестве.
Все провода делятся на две категории..
1. -Вроде этот..
2.-А..Твою мать..!
Старший со смехом:
-Я знаю всю эту братию.  Или,как рассказывают мужики:
-Пришли два электрика на заявку с бодуна. А индикаторную отвертку  забыли. Подходят к дому,на земле провода валяются от столба оторваны. Негабаритная техника здесь проехала и их порвала. Что делать? Возвращаться на базу далеко,бросать опасно. Вдруг,кто наступит или решит утащить на цветной металл. Отвечать им,они прибыли на заявку. А как узнать,какой ноль и где фаза?
Мимо идёт бабка в калошах со сталинских  времён. И всё ещё как новые в блеске .Наверно парадно выходные,из сундука только, что достала? Сама худая,высокая. Как смерть страшная, но подмалёвана в цветущем виде. Видно удачно у неё денёк начался. Один из электриков ей говорит :
-Бабуль,вам провод не нужен?
Та:
-Какой провод ,милок?-Беззубым ртом.
-Вон,что на земле лежит.-Махнув головой  в сторону лежащего провода.
Старая подошла взяла один из них,покрутила в руках и бросила со словами:
-Старый,какой то! И весь грязный больно,не надо.
А электрик ,что по старше молодому говорит:
-Ну вот,видишь! А ты боялся,фаза?  Это Фаза..Лезь на столб, крути его на место..
   Мужская компания веселилась,как и в былые времена. Как будто и не было этого тревожного года. Где они всей роднёй не уходили из медицинского учреждения,где лежал их брат. Менялись друг другом,неся своё дежурство у кровати больного. Покупали за свой счёт ему лекарства и поддерживали друг друга надеждой. Что будет всё хорошо? И это,хорошо пришло в их дом. Они были счастливы сейчас и подшучивали друг над другом.