Казачий свадебный обряд

Валерий Ефимов
В 1904 году прадед Ефимов Филипп Денисович записал этот обряд, который впоследствии вошел в сборник  этнографа Мякутина "Песни  оренбургских казаков", опубликованный и вышедший в Оренбурге через два года. Сюда вошли сто четыре песни  и ритуалы станицы Магнитной станицы, сделанные моим прадедом - поселковым атаманом. Ныне эти рассказы -  библиографические раритеты.

Сватовство

"Если кто вздумает женить своего сына, то сначала спрашивает, конечно, жениха, кого он наметил себе в невесты.Сын должен сказать, что та или эта девушка ему нравится, тогда к ней или ее отцу посылают сватов. Сватьями бывают родственники жениха, мужчина и женщина,на которых жених надеется, что они хаять или осуждать его не будут, а постараются как можно возвысить его в глазах невесты и ее родных.
Сватья приходят к намеченной невесте в дом и начинают раскланиваться, здороваться и потом по старинному преданию садятся под "матку" (основное бревно, на котором держится крыша).Потом, как это всегда бывает, наступает маленькая пауза. Сватья первые прерывают ее и говорят, мол: "Василий Иванович Посылаев просили передать, что у него есть сын Григорий Васильевич, который обожает вашу дочь Гликерию Родионовну и желал бы взять ее в в жены, а с вами породниться".
Если невесте и родителям жених и его родня по вкусу, то тотчас отца с женихом просят вечером к себе, а сами собирают самых близких родственников и обсуждают с ними вопрос о "кладке": нужно ли взять "кладку" и сколько, и нельзя ли обойтись без нее. Обыкновенно берут рублей 20 - 25, а самое большее - 50 рублей.
Родителям жениха отвечают так: "Если вам наша дочь настолько мила, то пожалуйте "кладки" столько-то". Жених и отец его,конечно, протестуют против этого и стараются, хотя бы немного, снизить  требуемую сумму. Тогда отец невесты говорит: "Если товар поглянется, так и ум расступится. Да и моя дочь ведь не вещь: рядиться, как на базаре, я не намерен".
Если у жениха хватит достатка, то соглашается, а если нет, то говорит: "Покорно благодарим за честь, но у нас такого достатка нет, просим извинения, прощайте", - и уходят.
Если невесте желательно за него, то она постарается через родных уговорить своих родителей, чтобы они поменьше просили кладки, и, когда добьется своего, то тайно от родителей посылает к жениху, чтобы он опять посылал сватьев. На этот раз, конечно, во всем сходятся и дают руку. Это называется "рукобитье".

"Рукобитье"

Рука дается так. Невеста собирает самых близких родных. Жених тоже собирает родных и идет к невесте.
Здесь берут чистое полотенце и расстилают на столе. Сначала кладет на полотенце руку вверх ладонью отец невесты и перекладывает ее полотенцем, сверху кладет руку отец жениха и также перекладывает полотенцем. За ним перекладывает руку мать невесты, за ней - мать жениха, брат невесты, брат жениха, их жены и так далее. Когда все складут руки, то кто-нибудь из родных говорит, что "с попятного по сто рублей" (то есть, чтобы ни та, ни другая сторона не отказывались, если кто откажется, то чтобы платили сто рублей). Потом разбирают руки. Сперва  берет верхний, откидывает полотенце, потом следующий и так до последнего, то есть отца невесты.

Запой

Если у невесты есть что-то готовленое для стола, тотчас начинается запой, а если нет, то он откладывается до известного времени.
Запой начинается так: в доме каждого свата собираются родные. Жених со своей родней идет к невесте и несет своего вина. Садятся за столы заранее приготовленные. На столы пока ставят хлеб, соль и холодные закуски: рыбу, капусту, у кого, что есть, закрытое до времени полотенцами.
Когда женихова родня сядет за столы, то один из них просит "теплеца" (то есть спичек, чтобы зажечь на божнице восковую свечу). Когда свечу зажгут, то все молятся Богу. После чего тут же тот из родных, который просил огня, просит позволения сесть. Ему отвечают: "Пожалуйста, садитесь".
Все садятся, за исключений невестиной родни. Отец невесты заявляет, что сулёное на рукобитье он еще не получил, а потому просит с ним рассчитаться. Тогда отец или жених отдает всю ряженую кладку отцу невесты. и просит показать невесту. Кто-нибудь из родных жениха говорит:
"Нашего яблочка поглядите,
 Свою ягодку покажите.
 Было бы за что и водочкой угостить".
Тогда подводят сперва какую-нибудь старую девку или еще того смешнее - старуху, которую за такую дерзость ловят тот час и целуют, приговаривая: "Знай наших!"
Потом выводят невесту, которая, подойдя к столу, кланяется сперва жениху, а потом всем гостям со стороны жениха и уходит.
После этого начинает жених угощать невестину родню водкой или тем, что пьет. Потом уже сватьям, кумовьям и знакомых, которые приглашены на свадьбу.. Когда отец начинает пить, то девки, собранные на свадьбу, поют ему песню "Тятенька, пей, да меня не пропей".
"Тятенька, пей, да меня не пропей.
 Уж ты пей-пропей остальной город,
 Город пропьешь - назад выкупишь,
 А меня пропьешь - и не выкупишь"
Эта песня поется всем родным невесты, пока они пьют. Жених должен подать по три стакана каждому со стороны невесты. При обнесении трех рядовых просят невесту за стол. Просят так: один из родных  жениха, обращаясь к родным невесты, говорит:
"Как голубь без голубки
 Гнезда не вьет,
 Так наш новобрачный князь
 Без княгини сидеть не может".
Тогда невесту подводят подружки к столу, и она, если пожелает, то дарит жениха тем, чем может. Богатая - дарит подарок попышнее,например, пиджак с брюками или фуфайку или шарф пуховый. Если победнее, то дарит перчатки пуховые или бумажные, или жилетку. Жених на это должен отдарить или подарком вроде платья, шали или отреза дорогой материи на шубу или на пальто. И потом уже, по окончании этой церемонии, берет невесту за руку и проводит ее за стол и садит рядом с собой по правую сторону.
С невестой заходят за стол две будущие ее свахи (крестная мать или сестра снохи невесты).Потом жених подает еще по одному стакану, или, как говорят казаки, по "одной рядовой", а потом наливает всю посуду, то есть рюмки и стаканы и спрашивает: "Нет ли обиженных?" На это ему отвечают: "Есть". Жених предлагает налитые стаканы обиженным и просит извинения. Тогда выходят девки и берут налитое вино в стаканах и сливают его в заранее приготовленную посуду. Это они готовят угощение музыкантам. А иногда и сами выпивают его помаленьку.
Потом наливают опять все стаканы водкой и передают их уже невесте или отцу ее. Родные невесты подают всей родне с обеих сторон три рядовых и потом все начинают веселиться, поют плясовые песни. Попляшут и по приглашению жениха идут к нему в дом. Отец жениха угощает у себя дома гостей тоже тремя рядовыми, после чего родные постарше расходятся домой, а помоложе идут все вместе к невесте на вечорку.
Жених с товарищами остается у невесты и по уходе всех гостей, где проводит весь вечер, угощает товарищей водкой, а барышень - закусками вроде пряников, конфет, орехов. Утром все гости похмеляются.
Если сватья богаты, то гуляют еще один день. Только тогда уже водят к себе гостей, угощают. Если не богаты, то похмеляются и расходятся по домам. Сватья договариваются о времени, когда играть свадьбу, и назначают день для девичника или вечеринки.



Девичник (вечеринка)

Когда настанет день девичника, то у обоих сватьев готовят разные кушанья, а невеста с девками приготовляется к девичнику совершенно отдельно.
У них свои правила, разные церемонии. Сначала девки едут к жениху за мылом, потому что на этот день они топят для невесты баню. Жених дает с фунт мыла и бутылку, две водки. Он запрягает пару лошадей и катает девок час или два, потом завозит их к невесте. Когда баня изготовится, то, прежде всего, у невесты расплетают косу.К этому времени собираются в дом невесты очень много посторонних женщин и девиц, потому что это считается самым интересным временем. При расплетании косы невеста воет и причитает. И обращается сначала к отцу:
"Государь ты мой, родимый тятенька,
 Подойди ко мне близехонько.
 Потруди-ка ты свои резвые ноженьки,
 Подыми-ка ты свои белые рученьки
 На мою-то буйную головушку.
 Расплети-ка ты мою русую косыньку,
 Что во первые-то да во последние".
Отец подходит и расплетает только прядь косы.
Потом невеста повторяет ту же просьбу  к матери. Мать тоже расплетает одну прядь. Матери и всем родным и присутствующим причитается один и тот же причет, приведенный выше. Когда невеста будет причитать, тот только и расплетает косу и то по одной пряди.
Если невеста сирота, то она ездит на кладбище и на могиле родителей плачет и в слезах просит их благословения, и потом уже расплетают ей косу ее родные и выдают замуж.
Когда коса расплетена, то невесту ведут подруги ее в баню и там у них происходит чистая оргия. Некоторые из них моются, некоторые друг на друга плещутся, иные песни поют, а постарше и водкой угощаются. Тут они совершенно свободны, проделывают  все, что им вздумается. Когда приходят из бани, то отец невесты запрягает пару лошадей, дугу девки изукрашивают ленточками разных цветов. Это называется "кататься с красотой".
Девки садятся и едут кататься, причем тотчас же запевают такую песню:
"Не на уме было, не на разуме
 Красной девице мне замуж идти.
 Приневолил меня родной тятенька,
 Придокучили люди добрые".
Катаются на невестиных лошадях час или два,потом девки уходят перед вечоркой отдохнуть.
Перед вечером сватья жениха и невесты собирают каждый свою родню к себе. Когда все соберутся, то от невесты девки идут за женихом и его родными с "репьём". Репей наряживают заранее так: приносят куст обыкновенного репья и конец каждый его отростка обматывают тряпицей, обмокнутой в керосин. Вот этот репей зажигают и с ним отправляются к жениху.
Когда придут к жениху, то девки, которые побойчее, выходят вперед и кланяются жениху и просят его в самых вежливых выражениях в гости со всеми его родными.
Жених отвечает: "Рад душой посетить невесту и родных, я горю нетерпением увидеть невесту, кланяйтесь невесте и скажите, что мы за вами прилетим к ней на крыльях".
Тут жених назначает одного из родных "дружкой", то есть главным распорядителем во время свадебных торжеств, одного - "полдружьем", то есть помощником дружки. Если есть крестный отец жениха, то он будет "тысяцким" (он поедет впоследствии с женихом на одной лошади под венец с иконами в руках).
Потом выбирает двух свах от жениха, которые едут под венец вместе на одной лошади. И, когда назначение кончится, то садятся вместе за столы. Жених садится самый первый. По правую руку от него садится мать, если она жива (если нет, то кто заменяет ее ), по левую отец, рядом с ним - тысяцкий или крёстный отец, потом дружка и полдружье, далее другие мужчины, все по порядку, разбираясь по степени родства.
Рядом с матерью - все свахи, а потом все женщины по порядку родства (все это делается для того, чтобы, когда приедут к невесте каждый знал свое место и напрасно не суетился).
Когда вся эта церемония проделана, то встают все на ноги и, помолясь Богу, идут к невесте.
Подойдя к дверям хаты невесты, дружка громко читает до трех раз молитву: "Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас". Из хаты отвечают: "Аминь".
Тогда все заходят, начинается здорованье, пожатие рук, извинения, что долго задержались и заставили ждать.
Отец невесты просит всех беседовать за столы, и каждый,зная свое место, размещается без всякой суеты и быстро все успокаиваются.
Тогда дружке просит как и в запой "теплеца", зажигает на божнице свечу и просит всех присутствующих присесть. Все садятся, кто где может. После маленькой паузы все сразу встают и молятся Богу. Потом дружка просит позволить сесть, и все с разрешения хозяев садятся. После этого дружка кричит:
"Нашего яблочка поглядите,
 А свою ягодку покажите".
И тут проводится все то же, что и при запое. Когда невеста покажется, то начинают угощать водкой, пивом и вином. Угощает жених своей водкой, распоряжается, то есть подает гостям.
Налитые на подносе рюмки и стаканы держит дружка и просит родителей невесты:
"Сватушка, свахонька,
 Пожалуйте выкушать".
Те подходят, берут по рюмке и говорят: "С начатием дела, что желаем, то бы нам получить"., и выпивают.
После этого дружка кричит:
"Сватушка, свахонька,
 Посылайте следующих".
Подходят по очереди родные невесты, выпивают по рюмке. Когда подадут по одной, дружка наливает по другой. Каждый с невестиной стороны старается найти себе товарища со стороны жениха и просит подать тому, дружка, конечно, подает. И вот выходит так, что отец и мать невесты пьют с отцом и матерью жениха, а то ведь жениховой родне не пивши скучновато будет.
Когда подадут известное число рядовых, обыкновенно по три, а у богатых и по четыре, даже по пяти, дружка кричит:
"Все гости довольны,
 А один гость не доволен.
 Просим покорно удовлетворить его".
Тогда невеста подходит к столу с дарами и дарит жениху.  Потом невеста подносит подарки родителям жениха (если состоятельные - то и всей жениховой родне).Это зависит и от количества взятой невестой кладки. Если кладка взята большая, то, конечно, дарить должно всех родных жениха.
Дары бывают такие: жениху, если богатый - парочку (о есть пиджак с шароварами), отцу - рубаху и портки, матери - на платье, и потом по степени родства - рукава на сарафаны, полушалки и платки.
Во время обнесения дарами девки пот песню:
"По городу, городу звоны пошли.
 По высокому терему дары понесли.
 Дарила невестушка своего жениха,
 Дарила она, приговаривала:
 "На мои дары не прогневайтесь!..."
Когда невеста кончит обносить дарами, то садится за стол к жениху по правую сторону его, а с ней садятся свахи со стороны ее и со стороны жениха, и потом жених подает еще по две рядовых. Девки же поют в то время каждому свадебжанину песню и за это получают деньги. Каждый должен девкам за песню деньги, кто сколько может.
При обнесении всех водкой девки выкупают невесту. Делается это таким образом:
одна из девушек берет стакан, налитый вином или водкой, закрывает его тарелкой плотно и потом быстро поворачивает так, чтобы стакан пришелся на тарелке вверх дном. Затем она подносит его жениху и просит покорнейше выкушать. Жених, зная что это значит, высказывает сожаление, что не дали ему посидеть подольше с невестой, берет тарелку и переворачивает так, чтобы стакан очутился снизу, снимает тарелку, отдает ее девушке, выпивает из стакана вино, потом провожает от себя невесту, вместе со свахами. Когда невеста выйдет из-за стола, то берет поднос с вином и угощает всех по одному стакану, а ей за это каждый должен положить на поднос какую-нибудь монету. Это называется "выпить от пирожницы", потому что в это время ставят на стол последнее кушанье - сладкий пирог и суп сладкий. Пирог делается из изюма, а сладкий суп - вареный изюм с урюком, сушеными абрикосами. Откушав последнего, все гости встают и собираются к жениху.
Пока все гости собираются, в это время девки, взяв жениха, уходят к нему вперед гостей. Жених у себя дома садит девок за стол и ставит им какое-нибудь кушанье, подает по рюмочке водки, а потом вместе с ними идет к невесте на вечорку, неся с собой сласти, а для товарищей - водки.
Гости же, пришедшие от невесты, угощаются отцом жениха так же как  на девичнике, то есть им подается по три-четыре рядовых, а затем они расходятся по домам, за исключением молодых людей, идущих на вечорку и там малость веселятся.
Девки играют всю ночь и только на заре проводят жениха домой, а потом сами ложатся отдохнуть.
Утром начинается приготовление к венцу.

Утро свадебного дня

Сначала у родителей невесты собирают постель, одежду, посуду и все, что предназначено за невестой. Родные невесты знают, что в этот день должны ехать с постелью и сами собираются к невесте на лошадях.
Когда родители невесты соберут все приданое, то родные берут каждый, что может увезти - перину, подушки, разные одеяла, покрывала, сундуки и шубы, пальто повседневные и  и праздничные, посуду разную. Последнее несется на руках, а некоторое везется в сундуках. Когда все вещи взяты и положены на лошадей, тогда едут со всем этим скарбом к жениху. Жених должен угостить "постельников" как нельзя лучше.
Пока все это происходит, дружки не дремлют, запрягают лошадь и собирают поезд. Сначала едут к священнику и просят его обвенчать молодых. Священник берет с них за венчание и посылает к псаломщику "подписать обыск"( обыск подписывают жених и невеста и с обеих сторон по два свидетеля, то есть шесть человек).
Потом едут к невесте и просят поскорее приготовиться к венцу, потому что священник готов.
Дружки ездят к невесте три раза. Первый раз - только предупредить, чтобы готовились, второй раз - везут невесте для венца ботинки с калошами, а в третий раз приезжают со всем поездом для следования под венец.
Под венец отправляются на 4-5 лошадях (под женихом с крестным - лошадь, под дружками - вторая, под шаферами - третья, под свахами - четвертая).
У невестиных ворот родные невесты дожидаются поезда с метлами и с палками и, когда, поезд подъедет, то они не пускают к воротам.Тогда дружки вытаскивают из кармана заранее приготовленную бутылку водки и дают ее караулившим ворота. Те берут ее и сейчас же распивают со всеми присутствующими, хотя бы и посторонними людьми. Только тогда поезд въезжает во двор.
У крыльца невесты постилают кошму (войлок) или ковер, и тут жениха встречают две свахи со стороны невесты. Они наливают четыре рюмки водки и подают свахам от жениха, и сами берут по одной и, здороваясь, выпивают. Потом ведут весь поезд в хату, садят всех за стол, ставят три блюда. Два из них кушают, а третье даже и не пробуют.
Девки в это время поют песни дружке "Уж ты дружка ли, друженька".
Шаферам поют "У большого у боярина":
"У большого у боярина да
 Голова была кудрявая да.
 Русы кудри по плечам лежат да
 Словно жар горят, развиться хотят".
За песни, конечно, девкам собирают деньги. Пока еще поезжане не сели за стол, маленькие ребята, сидящие за столом, продают невестину косу.
Косу выкупает дружка, дает каждому мальчику по копейке, и они, радуясь полученному, уходят из-за стола.
После ребят садятся за стол девки и просят свах выкупить у них невесту. Прежде свахи выкупали за пирог, а нонче дают фунт или два орехов или конфет.
Когда это кончено, дружка просит "теплеца", зажигает на божнице свечу. Все молятся и садятся за стол. Дружка кричит:
"Как голубь без голубки гнезда не вьет, так и наш новобрачный князь без княгини сидеть не может".
Тогда выводят невесту и садят ее с женихом. Поезжанам выдается две рядовых. После этого дружка опять кричит:
"Сватушка, свахонька
 И весь православный мир!
 Благословите своих чад милых
 Во божий храм ехать.
 Под злат венец стать
 И закон Божий принять"
Тогда родителям невесты говорят: "Бог благословит". Все встают из-за стола, и потом родители невесты благословляют обоих - жениха и невесту - иконою и хлебом. Благословение происходит так.
Впереди становятся родители невесты, а напротив них - жених и невеста рядом. Отец берет икону, а мать держит хлеб. Жених с невестой молятся на икону, три раза кланяются вместе в пояс и три раза в землю и наклоняют голову вместе. Отец ставит икону к ним обоим на головы так, чтобы икона касалась обеих голов  и говорит:
"Благословение Господне на вас. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь" (и в это время поворачивает на головах их икону крестооразно).
После этого они целуют икону и вновь наклоняют головы, и отец благословляет их точно так же хлебом. Затем следует такое же благословение матери.
Когда благословение кончено, жених берет невесту за руку, выводит ее из хаты и сажает ее со своими свахами, а сам садится рядом с тысяцким.

Отъезд к венцу

Когда все поезжане сядут на лошадей, тогда дружки берут иконы и обходят три раза весь поезд кругом и кричит после троекратного обхода:
"Бояре, бояре - по местам.
 Как ясные соколы по гнездам!
 Все ли сели, все ли взяли?
 Мир православный, благословите!"
При обходе поезда поют песню "Уж ты дружка ли, друженька".
Все садятся и едут в церковь. Девки на особой паре едут провожать невесту и покататься в последний раз.
Постельники же, угостившись как нельзя лучше, расставив и повесив все приданое по указанным местам, оставляют тут около постели одну самую маленькую постельную сваху для присмотра за постелью и сами  разъезжаются по домам.Постельная сваха остается до прибытия поезда из-под венца.

Возвращение из церкви

По возвращении из церкви молодые идут в хату отца молодого. Тут их благословляют отец и мать молодого так же как и у родителей невесты до венца.
После венца жениха и невесту называют уже "молодыми". Их посыпают хмелем, приговаривая:
"Как хмель вьется тесто к тычинам.
 Так и наши детки вейтесь друг к другу".
Потом садят весь поезд и молодых угощают чаем и неизбежной водкой.

Горной стол

После угощения, если еще рано, собирают на "горной стол", а если нет, то оставляют молодых одних разделять брачное ложе, а сами все разъезжаются по домам и предаются отдыху.


Утро второго дня свадьбы (Бужение молодых и "Бешеное утро")

Утром раньше всех является к молодым дружка с полдружьем, топят чем-нибудь для смеха баня и подымают с постели молодых. приглашая их в баню, распарить уставшие кости. Молодые, конечно, откупаются от них, дарят им по платку и благодарят обоих за заботливость и попечение.
Наутро после венца ("бешеное утро") пели песню "Не будите молоду":
"Не будите молоду
 Раным рано по утру.
 Разбудите молоду,
 Когда солнышко взойдет.
 Когда солнышко взойдет,
 Роса на землю падет.
 Роса на землю падет,
 Пастух выйдет на лужок,
 Заиграет  во рожок.
 Хорошо пастух играет,
 Выговаривает:
 "Выгоняйте-ка скотину
 На широкую долину.
 На зелену луговину.
 Гонят девки, гонят бабы,
 Гонят малые ребята.
 Гонят стары старики,
 Пожилые мужики".
Потом дружки забирают родных молодого, предлагают им чай, причем, разливать чай должна "молодушка".
После угощения начинают собираться ехать на лошадях к родным молодой, и в тоже время покататься.Все пришпиливают к головам по красной ленточке , кто берет старое ведро и палку, кто - старую заслонку, и стучит по ним, создавая шум.
Гости постарше берут с собой водку, пиво, вино. Дорогой к родителям молодой останавливаются и угощаются.
Свахи, ездившие с невестой под венец,  привезенные дружкой раньше всех к молодым, войдя в дом родителей молодой, кланяются им в ноги, благодарят их за воспитание молодой.
Затем начинается чистый хаос: бьют в старые ведра, заслонки, кричат, шумят, песни поют, что разобрать что-то невозможно. Привезенной водкой угощают всех родных молодой. За столы тут не садятся, а сейчас же просят всех родных вместе покататься. Со всем этим шумом и гамом выпивают, ездят по улицам. Это называется "Бешеное утро в станице Магнитной".
Когда все дурное надоест и прискучит, а гости напьются, потому что в это утро водки не жалеют, то разъезжаются по домам и маленько каждый отдыхает. А в это
время молодые приготавливаются к столу, так называемому "горному".
На горной стол дружки приглашают и собирают всех вообще гостей, потому что в это время гуляют вместе все родственники молодого и молодой.

Горной стол

Родные молодой собираются у ее родителей, а потом уже все вместе идут к молодому. Теща несет часть мяса и калач. Идут чинно без шума и песен.
Когда приходят на двор к молодым, то родители молодой становятся на заранее постланную кошму или ковер, где их встречают молодые и свахи со стороны молодого. Молодые кланяются родителям в ноги и целуют их, а свахи в это время подают всем по рюмочке водки и потом уже впускают в хату, где начинают здороваться, как будто очень давно не видались.. Теща передает принесенные ею мясо и хлеб со словами: "Благослови, Господи, дом сей в чистоте и достатке". После этого все садятся за столы, за исключением дружки с его помощником, которые угощают гостей.
Молодые сидят за столом в переднем углу. За стол садятся по степени родства с обеих сторон. Например, братья с той и другой стороны вместе, сестры, дядья и тетки.
Когда все сядут и успокоятся, то дружка начинает угощать гостей водкой, вином и пивом. Поварушки начинают носить на стол перемену за переменой. Дружки подают по второй "рядовой".
Когда поварушка кричит: "Гусь нейдет!" теща приглашает ее к столу и дарит ее платком и мылом и просит поскорее угостить их гусем.
Когда дружки подадут по третьей "рядовой", то молодые из-за стола вылезают, а на их месте садятся родители молодого и тотчас же начинают обносить сырами.

Обнос сырами

Сыры - это простые пряники. Их нарезают помельче и накладывают на тарелку. Сначала тарелка накрывается платком и над ней и снизу. Тарелка держится за концы платка, а сверху нее кладутся пряники. Дружка идет с подносом, уставленным рюмками с водкой, а полдружье с сырами.
Дружка, обращаясь к гостям говорит:
"Прошу покорно чарочку выпить.
 Сырами закусить.
 На сыр положить
 Корову с теленочком,
 Кобылу с жеребеночком,
 овечку с ягненочком.
 А там, что Бог послал".
Выпивающему рюмку полдружье предлагает сыры и добавляет: "На шильце, на мыльце, на банничек", а тот кладет на сыры, что может, например, корову, овечку, теленка или что-то из птицы. Кто побогаче,тот всегда дает что-то из скота, а победнее - из птицы или деньгами. Каждый, кладя на сыры, говорит: "Вот, дети, корова (овечка, гусиха или утка)". На сыры жертвуют и деньгами: низкий размер доходит даже до копейки. Молодые же каждому, положившему на сыры, кланяются и благодарят.
Когда повеселятся и маленько подустанут, то все без исключения вместе с молодыми едут кататься.
После катанья все заезжают к теще на блины.

Блины у тещи

Блинный стол всецело принадлежит теще с тестем. Это их первый расход, первая трата, потому что  до сего времени все расходы нес жених. Хотя столы были у невесты, но водка была вся жениха.  Так вот здесь на блинах тесть начинает угощать водкой, вином и пивом. Хмельных напитков не жалеют: пей, сколько душе годно, а теща с поварушками ставит на стол перемену за переменой.
Когда очередь дойдет до блинов, то их ставят только на передний стол и прикрытыми тарелками. Тогда по гостям пробежит удивление с восклицанием: "Блины несут!"
Блины подает непременно теща. Подав блины на стол, она кланяется зятю и покорнейше просит вместе с дорогими гостями покушать блинов собственного ее печения. Зять берет сверху блинов тарелку и говорит:
"Хороши блины да не маслены,
 Хороша теща да не ласкова".
И с этими словами бросает в потолок так, что тарелка разбивается на мелкие кусочки. Тут теща извиняется перед зятем, что пожалела масла и начинает мазать маслом головы сперва зятю, потом всем мужчинам. Зять раскладывает блины по тарелкам и передает их на каждый стол и тут же начинает хвалить тещу, что она у него хороша и ласкова, а блины маслены. Тесть все время угощает водкой.
Когда теща подает блины, то зять дарит ей башмаки, а тестю - сапоги. Теща с блинами подает молодым шаль или на платье, так что происходит обмен подарков. По окончании этой церемонии все встают из-за столов и начинается полное веселье. Запевают, например, песню чтобы теща была ласковой - "Теща для зятя удобрилася":
"Теща для зятя удобрилася,
 Удобрилася да смилостивилася:
 Вздумала для зятя пирог испечь.
 Взяла пива и вина на четыре рубля
 И сладких окуней на двенадцать рублей,
 Стал ей пирог в восемнадцать рублей.
 Теща думала, гадала: семерым пирог не съесть.
 Зятюшка сел - один пирог съел.
 Теща по горенке похаживает,
 Скоса на зятя поглядывает.
 - Как тебя, зятюшка, не разорвало?
 - Разорви, разорви тещу мою,
 Тещу мою со свояченицею.
 Приезжай ко мне, теща, на масленицу,
 Я тебе, тещенька, честь вознесу,
 Честь вознесу - три дубины припасу.
 Первую дубину вязовенькую,
 Вторую дубину березовую,
 Третью дубину осиновую...."
И вот, когда все напоются и напляшутся, тогда идут по гостям (если только рано,а если поздно - расходились по домам до утра).

Третий день свадьбы. Хождение по гостям

Утром всех гостей молодые созывают к себе и угощают чаем и щербой (то есть рыбной ухой) и водкой. У молодых сидят долго, пока не соберутся все.С приходом всех идут или едут к тестю. У тестя угощаются тоже чаем, ухой, водкой, а потом идут все к дружке, потом к полдружью, а затем к тысяцкому, к свахам и так далее, но обязательно сначала по жениховой родне, а потом по очереди - по невестиной. В каждом доме подают обязательно по три "рядовых", а пощедрее хозяин - по четыре, пяти рядовых. На столы ставят перемен от пяти до десяти, а последним блюдом бывает неизменный сладкий пирог и суп.
Кому по очереди следует идти в гости, тот приглашает, чтобы все слышали так:
"Гости званы, гости браны,
 Пожалуйте ко мне
 Во родительский дом.
 Хлеба-соли откушать.
 По рюмочке выпить,
 Прошу покорно".
Ему отвечают: "С полным удовольствием".
При встрече гостей хозяева, если есть из низ молодые, запевают такую песню:
"Уж вы, гости, мои гости,
 Посидите у меня".
А гости подхватывают песню и веселье разгорается.
"Ай, ли, ай, да люли,
 Посидите у меня да
 Поглядите на меня
 Да на беседу на мою.
 Я вам песенку спою
 Про службицу про свою.
 Два мы годика служили,
 Ни о чем мы не тужили.
 Стал год третий наступать,
 Стали сердцем тосковать
 И про смену узнавать.
 Получили мы приказ
 От Варшавы и до нас.
 Получили мы второй,
 Полку нашему домой.
 - Уж ты, дом ли, мой домец,
 Здравствуй, маменька, отец.
 Здравствуй, женушка моя,
 Хорошо ли ты жила?
 - Жила, Иванович, хорошо,
 Хоть бы годик да еще.
 Хоть бы с годик или два
 Погуляла молода".
Эту песню при встрече гостей хозяевами пели на горном столе. Она же и плясовая песня.
Попев и поплясав, гости идут к следующему, там происходит все тоже, что и в первых гостях.
В гости ходят к каждому по два раза. Первый раз за столы, а второй раз опохмеляться. Если, например, у кого сегодня были гости, тот должен назавтра за те же столы, то есть остатки, приглашать гостей на похмелье.

Последний стол

Когда обходят всех свадебжан, то оба свата для своей родни по отдельности делают стол и называется он "последним столом", где сватья благодарит всех гостей за не оставленных при важных случаях. В гостях у сватьев веселье бывает поскромнее, так как уже надоело веселиться. Затем все мирно расходятся, пожелав хозяевам доброго здравия и всего хорошего.
Жизнь входит в свою колею и течет по-старому. Молодые на каждое воскресенье на первых порах ходят к теще в гости, собирают положенную на сыры скотину или птицу. Сперва и сваты тоже почаще как-то видятся и почаще вместе погуливают, потом начинают друг к другу понемногу охладевать, а под послед только и считаются сватами.

Конец свадебного казачьего обряда.