НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – умение автора видеть и передавать в произведении различные детали: характера, поведения, обстановки, пейзажа и т.д.
НАБЛЮДЕНИЕ – то, что помогает писателю создавать литературные произведения. Это наблюдение за развитием страны, за жизнью общества, отдельных людей, за жизнью природы. Н. помогает автору найти интереснейшие детали для развития образа человека, природы и всего произведения в целом. Примерами этого могут служить книги писателей-классиков.
НАБРОС – случай переноса, когда фраза начата в середине строки:
Ветер дней, о, развей моё горькое горе.
Дышит вечер в лицо. Всё грустней и грустней
Шепчет небу камыш, в бирюзовое море,
Вторя небу полей, над могилою дней. В. Ковалевский –
НАДУРИ – в Аджарии народные трудовые песни, исполняемые мужским хором.
НАЗАД к Островскому – лозунг, выдвинутый А. Луначарским в 20-х гг. ХХ в. Речь шла о том, что современные драматурги, подобно А.Н.Островскому, должны «чутко наблюдать окружающую нас жизнь и, соединяя в одно глубокую театральность (…) с точным, проникающим в суть вещей реализмом, дать конструирующее и разъясняющее зеркальное отражение наших дней».
НАЗНАЧЕНИЕ поэта – «Поэт – сын гармонии … Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной, безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир» (А. Блок).
НАЗНАЧЕНИЕ творчества – можно сказать, что назначение состоит в следующем: совершенствование человека; удовлетворение потребности в созидании, реализации задатков и способностей; обретение признания; обретение смысла жизни; восстановление душевного равновесия и психического здоровья (Т. Иванюк).
НАИВНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ содержание – направление, которое считает опыт главным источником познания.
НАИВНОЕ и СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ – понятия, выражающие две возможности создания художественных произведений. Термин «сентиментальный» был специально придуман Ф. Шиллером (1759-1805) для обозначения особого рода размышляющей литературы. «Наивный» художник стремится к наиболее полной передаче действительности, он непосредственно чувствует и воссоздаёт сам предмет. «Сентиментальный» – творит художественный образ опосредованно, он только «стремится» к природе – рассуждает о впечатлении, о чувстве, которое производит на него этот предмет и тем самым выражает некие идеи, «идеальный» уровень, т.е. идеал.
НАИВНЫЙ реализм – эпистемологическая (теория познания) позиция в философии и в обыденной жизни, когда реально всё, что человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком.
НАИТИЕ – внезапно пришедшая мысль, озарение, вдохновение.
НАИТТИ – в Сиаме космогонические мифы.
НАЙДА (хуп-хуп) – таджикская народная песня пахаря. Порой состоит из не связанных по смыслу лирических двустиший.
НАКИДА – разновидность жанра осмеяния, в котором стихотворение одного поэта является опровержением стихов другого поэта.
НАКЛОНЕНИЕ (полиптот)– повторение слова в предложении в разных падежах. «Я пережил и многое, и многих, и многому изведал цену я» (П. Вяземский).
НАМИНКОДЖИ – пастушеские песни на языке фульбе (З.Африка). Хвала корове.
НАНДВИНЗАТОДЖИ – жанр бирманской драматургии: большое придворное повествование. Писалось очень сложным языком, длилось несколько дней и предназначалось узкому кругу знатоков.
НАНИЗЫВАНИЕ эпитетов – нагнетание образных определений:
Где наша первая встреча,
Яркая, острая, тайная Е. Белогорская
НАНЬЯЛ – в Мавритании (Африка) вокально-инструментальная песня медленного темпа.
НАПРАВЛЕННОЕ мышление в культуре – критерий объективной оценки.
НАПРАВЛЕНИЯ в изучении литературы –изучение литературы происходит в двух направлениях: теоретическом и историческом. Определяется и анализируется общий принцип создания литературы, как вида искусства, или описывается и осмысляется процесс создания и развития литературы. Или описывается и осмысляется процесс создания и развития литературы.
НАРКОТИКИ и ТВОРЧЕСТВО – главная характеристика творчества – создание чего-то нового, уникального в своём роде. Современная позиция учёных относительно природы творчества говорит о выделении двух подходов, которые идеально применимы к процессу наркомании: употребление наркотиков рассматривают как деятельность, направленную на создание новых личных ценностей. Употребление наркотиков связывают с самореализацией человека, с развитием его мотивации к созданию уникальной продуктивной деятельности. Некоторые авторы перед тем, как приступить к процессу творчества, употребляли небольшую дозу алкоголя или наркотики. Наркотики курили С. Есенин и М. Булгаков, Бодлер, Рембо и др. Но вряд ли с помощью наркотиков возможно достичь высоких результатов в творчестве. Сам Есенин утверждал, что в состоянии опьянения никогда стихов не писал.
НАРОДНАЯ мудрость – накопленный в течении веков опыт народа, выражающийся в пословицах и поговорках.
НАРОДНАЯ поэзия – один из жанров латиноамертканской литературы нач. XIX в. Это демократическое стихотворство, прямо связанное с фольклором.
НАРОДНАЯ речь – такая форма передачи своих мыслей, которой пользуется большинство населения города и деревни в данной стране. «Народная речь проста и могуча, ибо она воплощает в себе плоды умственной работы многих поколений, философию и историю народа» (П. Пустовойт).
НАРОДНАЯ фразеология – в русском национальном языке употребляется множество идиоматических выражений и фразеологизмов. Такие обороты отличаются образностью, позволяют более точно охарактеризовать то или иное явление, предмет, явление и своё отношение к нему.
НАРОДНИКИ – поколение литераторов, сформировавшееся под влиянием 1850-60-х гг. (Н. Добролюбов, Н. Чернышевский, Н. Некрасов, Ф. Решетников, В. Слепцов и др.) и народнических идей, наиболее отчётливо сформулированных П.Л. Лавровым (1823-1900). Наибольших успехов литература народников достигла в прозе. Выходцы из разных слоёв общества Н. по-разному были связаны с общественной практикой, однако основные положения народничества были для них непреложны: «критически мыслящая личность» способна осознать свой долг перед народом, выносящим на своих плечах всё бремя культурного и технического прогресса, и крестьянская община, являющаяся прообразом идеального социалистического общества.
НАРОДНИЧЕСКАЯ литература – возникла в России во второй половине XIX в., когда в литературу пришла разночинная интеллигенция (Слепцов, Успенский, Левиотов и др.). Наивысшего расцвета достигла в 70-х начале 80-х годов. В Н.л. различалось несколько течений: одни проповедовали анархизм, другие – «бланкизм» Ткачёва, третьи во главе с Лавровым призывали к единству критически мыслящих личностей. Идеи народничества нашли своё отражение в творчестве писателей 1860/90-х гг.
Н.л. показала не только униженность крестьянства, но и отметила в нём ростки протеста.
НАРОДНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ школа – в Венгрии традиционно отстаивала реализм, но на основе социального согласия. Главной задачей литературы считалось воспитание нравов и вкуса, а главной задачей реализма – поддержание душевного равновесия.
НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ речь – такая форма речи, которая реализуется в фольклорных жанрах и является одной из функционально стилевых подсистем диалектной речи наряду с разговорно-бытовой и др.
НАРОДНЫЙ писатель РСФСР – звание, принятое постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 29 февраля 1930 г. Присваивается членам Союза писателей за выдающиеся заслуги в области прозы, поэзии и драматургии. Такие звания были установлены и в других республиках СССР.
НАРОДНЫЙ театр – образовался во Франции в 1887 г., во главе его стоял А. Ападуан. Н.т. положил начало театральным реформам в Европе.
НАРОДОВЦЫ и МОСКВОФИЛЫ – два направления в развитии литературы Западной Украины второй половины XIX в. Народовцы – предпочитали ориентироваться в своей деятельности на австро-венгерскую монархию, Москвофилы опирались на русский царизм. Оба эти направления проводили реакционную и даже националистическую политику. В их распоряжении были культурно-просветительские общества и периодические издания.
НАРОКОВАНЬЕ – в словенском фольклоре плачи, причитания.
НАРРАТИВ – повествование, рассказ, исторически и культурно-обоснованная интерпретация, демократическое стихотворство, прямо связанное с фольклором.
НАРРАТИВНАЯ апострофа – обращение автора к одному из героев своего произведения.
НАРРАТИВНАЯ семантика – изучает преимущественно художественные тексты, рассматривая их по аналогии с изучением языка. Но изучает не в целом, а одно произведение. Только в пределах одного произведения действуют определённые аналогии с языком, речью – устанавливаются более или менее однозначные правила означивания, единицы «словаря», правила «синтаксиса» и рождения текста.
НАРРАТИВНАЯ семиотика1 – предметом Н.с. является не искусство в целом, а отдельное произведение искусства. Именно там узнаётся то, какой смысл предаёт автор отдельным словам. Так, у С. Есенина слово «синий» означает «милый, нежный».
НАРРАТИВНАЯ семиотика2 – характеризует искусство как непрерывное единство чувственно-материальных и идеально-смысловых моментов. Первые – выражающие, вторые – выражаемые (смысл, идея). Эта теория имеет дело с глубинными знаковыми отношениями.
НАРРАТИВНАЧ схема -- фундаментальная универсальная повествовательная структура/
лежащая в основе любоготекста.
НАРРАТИВНАЯ теория – мир может быть познан только в форме «литературного» дискурса (речь). При этом всё, что репрезентирует (представительство) себя как существующее за пределами какой-либо истории, может быть усвоено сознанием только в повествовательной форме, в фикции.
НАРРАТИВНАЯ эстетика – предметом нарративной эстетики является отдельное произведение искусства. Только в нём действуют определённые аналогии с языком и речью.
НАРРАТИВНЫЙ эллипсис – условный вариант воспроизведения действительности.
НАСЛАЖДЕНИЕ искусством – в общении с душой мастера. Чтобы истинно Н.и., надо учиться и вдумываться и быть живым (В.Брюсов).
НАСЛЕДИЕ литературное и духовное – богатство, оставленное деятелями искусства прошлого.
НАСТОЙЧИВОСТЬ – умение в своей работе добиваться нужных результатов, не бросать начатый труд из-за временных неудач.
НАСТОЯЩЕЕ историческое – форма настоящего времени, которая используется в виде прошедшего:
Вот бегает дворовый мальчик
В салазки Жучку посадив... А. Пушкин
НАСТРОЕНИЕ – весьма продолжительный эмоциональный процесс невысокой активности, образующий эмоциональный фон для протекания психических процессов; или эмоциональное состояние, вызванное какими-либо предметами или явлениями.
«НАТИВИЗМ» (родной, туземный) – культурное и литературное движение в рамках американского романтизма (1820-30 гг.). Его смысл в эстетико-философском освоении и осмыслении Америки, её природы, истории, нравов, политических и общественных институтов. «Н». отразил тот этап становления национальной литературы США, когда художники слова, с одной стороны, стремились усвоить европейский стиль литературы, а с другой – выражали потребность в самоидентификации, в выявлении самобытности американского общества. Писателей привлекала жизнь, быт фронтира (того, кто осваивал дикий Запад), плантаторский уклад Юга (Ф. Купер); Дж.Лондон открывает читателям красоту Аляски.
НАТУРФИЛОСОФИЯ в литературе – обобщение и приведение в связь знаний о природе, В литературе это стихи Ф. Тютчева, Новалиса, Гофмана, эссе Гейне.
НАТЬЯ – в индийской литературе драматургия.
НАТЮРИЗМ – термин, придуман бельгийским писателем К. Лемонье (1844-1913) и означает верность природе, приверженность сельской жизни. Но Н. это также и мировоззренческий базис, с которым писатель подходит к различным явлением жизни.
НАТЮРМОРТ литературный – изображение неодушевлённых предметов. В виде целого произведения с живописной функцией. Н.л. встречается весьма редко; А.Смирнов «Натюрморт».
Лимона кожура витая
как серпантин на серебре.
Над ней струится, оседая,
пыльца в латунном фонаре.
Как будто бабочка-колдунья,
качаясь, в струях замерла
и развернула над латунью
свой крупный веер, – два крыла.
В тени старинная страница
хранит засохший стеарин,
пыль невесомая струится,
и вьётся жёлтый серпантин.
Н.л. может быть и в прозе, например, у Гоголя при описании жилища Плюшкина. Гораздо чаще встречаются вкрапления литератуного натюрморта:
Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В графинах вина, пунш блистая,
То льдом, то искрами манят… Г. Державин
НАУКА и ЛИТЕРАТУРА – научно- технический прогресс оказывает отрицательное воздействие на внутренний мир человека. Многие писатели в своих произведениях предупреждают людей о пагубном влиянии научно-технического прогресса, о его худших сторонах: О. Хаксли «Прекрасный новый мир», Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Прогресс уничтожает нравственность, искусство и воображение, подчиняя всё и всех логике.
НАУКА и ПОЭЗИЯ – как говорил Карлейль, равно стремятся к познанию истины. «Врата красоты ведут к познанию» (Ф. Шиллер). Разница между Н.и.П. состоит в том, что наука занимается анализом, а поэзия—синтезом. Наука оперирует понятиями, а поэзия – чувственными представлениями.
НАУКИ о духе – так называют с сер. XIXв. все науки, исследующие творчество человеческого духа, культурных образований и таких сфер деятельности, как искусство, религия, наука и т.д. Само выражение пошло от Шиля, переведшего «Логику» Д. Милля (1849).
НАУЧНАЯ истина – знание о существовании чего-либо с необходимостью.
НАУЧНАЯ поэзия1 — разновидность лирики, пафос которой питается научной мыслью, ее духом, материально–техническими достижениями.
НАУЧНАЯ поэзия2 – один из жанров латиноамериканской литературы времён независимости.
НАУЧНОЕ мышление – умозрительность достигает наибольшей выразительности. Исключает образность. Не терпит инверсий.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ литература – литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, написанная доходчивым языком, рассчитанная на массового читателя.
НАУЧНЫЙ стиль – этот стиль речи делится на три подстиля: собственно научный, научно-популярный и научно-учебный. Научно популярный и научно учебный стиль допускает использование разговорной речи и средств языковой выразительности. В научном стиле допускаются все виды речи: повествование, описание, рассуждения и т.д.
НАУЧНЫЙ язык – одна из разновидностей литературного языка, обслуживающая науку и образование.
НАФАС ДЖАДИД – в арабской литературе VIII в. новый стиль. Поэты протестуют против старых правил и тем: запевки о следах ставки возлюбленной в пустыне и кислого молока.
NACHT CESCHICHTE – повествование о том, что будет. Оно даётся иногда в виде вещих снов, пророчеств или предсказаний. Н.Чернышевский «Что делать».
НАЦИОНАЛЬНАЯ библиотека Китая – крупнейшая библиотека КНР. Находится в Пекине. Основана в 1909 г. Объём фонда 27,8 млн. единиц.
НАЦИОНАЛЬНАЯ библиотека Туниса – основана в г.Тунисе в 1885г. В ней находится 1млн книг, 40 тыс. рукописей и 16 тыс. периодических изданий.
НАЦИОНАЛЬНАЯ библиотека Франции – находится в Париже. Создана при Карле V (XIV в.). Фонд её составляет 31 млн. единиц хранения.
НАЦИОНАЛЬНАЯ литература – лозунг писателей Гаити. Они резко критиковали и правдиво отражали жизнь страны.
НАЦИОНАЛЬНАЯ литература Малайзии – с 1971 г. так называется литература на малайском языке.
НАЦИОНАЛЬНАЯ парламентская библиотека (Япония) – находится в Токио. Основана в 1948 г. Объём фонда – 35,6 млн. единиц.
НАЦИОНАЛЬНАЯ романтика – это процесс 40-х гг. XIX в. в Норвегии, когда началось увлечение фольклором и самобытной национальной культурой.
НАЦИОНАЛЬНОЕ возрождение – движение, стихийно возникшее и вошедшее в употребление у чехов, словаков, лужичан, болгар, сербов, словенцев, албанцев для обозначения целой эпохи конца XVIII в. – значительной части Х1Х в. В это время начинается ускоренное развитие литературы. Одновременно или почти одновременно проявляются черты Ренессанса, барокко, Просвещения, романтизма и т.д.
НАЦИОНАЛЬНОЕ искусство – литературно-художественное творчество на языке и тематике того или иного народа, отражающее его национальные особенности.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ классики – писатели, имеющие наибольшую авторитетность в литературе отдельных народов. Национальная классика входит в классику мировую лишь частично.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ колорит – состоит в изображении природы, обычаев и нравов других стран. Один из видов стилизации. Может использоваться иностранный язык или искажённый русский в устах иностранца.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ конфликт в литературе – чаще всего это выражается в борьбе народа против социального гнёта. Так в романе С. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов» говорится о борьбе народников с царским режимом.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ характер – устойчивые особенности, характерные для членов того или иного национального сообщества. Особенности восприятия мира, мотивов поступков (идей, интересов, религии). Проявляется как система социокультукрных (моральных) норм.
НАЧАЛО творчества – у каждого большого поэта есть свои особенности, возбуждающие их душу и разум для начала творческой работы. Иногда они сами говорят об этом. А. Пушкин в стихотворении «Осень»:
И с каждой осенью я пробуждаюсь вновь…
Именно в осеннюю пору наступает период интенсивной работы над стихом (Болдинская осень). В том же стихотворении он пишет:
И пробуждается поэзия во мне.
Душа сжимается в лирическом волненье…
Для Н. Некрасова началом подлинного творчества стал 1845 г., когда он обратился к народной теме. А вот для других авторов началом творчества становятся некоторые внутренние побудители. А. Блок писал:
Пробуждается звук. И подобно щемящему звуку,/ Молодеет душа.
В. Маяковский составлял список того, о чём он будет писать. Но начало каждого стихотворения вызывало в нём определённый гул-ритм и уже к этому ритму придумывался текст. Для других авторов началом работы становится первая удачно написанная строка.
НГОУНЧХИН (плачи) – в Бирме песни, исполняемые на похоронах.
«НЕБЫВАЛИЗМ» (неофутуризм) – группа, которую создал в 1939 г. Ю. Долгин. В начале 40-х гг. XX в. ею был выпущен поэтический альманах, в котором говорилось, что группа создаёт примитив, используя экспрессию, алогизм и дисгармонию. Это был бунт против официального литературного канона. Вот как об этом писал активный участник «Н.» Н. Глазков:
В себя всамделишно поверив,
Против себя я возмущал
Чернильных душ и лицемеров,
Воинствующих совмещан.
С началом Отечественной войны группа «Н.» прекратила свою деятельность.
НЕБЫВАЛЫЕ герои – в литературе (в сказках, баснях, в эпосе) есть такие образы, каких в жизни не встретишь: Змей Горыныч, Баба-яга, Жар-птица, наливное яблочко, скатерть-самобранка и др. Человек наделяет их своими чертами характера, выделяя только одно качество – либо добро, либо зло; хитрость, упрямство или глупость.
НЕВЕЩЕСТВЕННОСТЬ образа – в литературе присутствует изобразительность, но нет прямой наглядности изображений. Обращаясь к видимой реальности, писатель в состоянии дать только косвенное, опосредованное её представление. Писатель передаёт лишь умопостигаемую цельность предмета и явления, но не их чувственно воспринимаемый облик.
НЕВОЗМОЖНОЕ в искусстве – отказ от создания вечных произведений. Это фиксация конкретного, локального события (бедное искусство). Важны физические свойства среды, изменчивость материала. Художник использует простейшие материалы и естественные элементы (футуризм), отказ от слова. Соединение саморазрушающихся произведений – фаустизм, концептуализм.
НЕГРИЗМ – литературное течение в Латинской Америке. Целью его было разработать афроамериканское наследие и ввести в литературу негритянское мировосприятие.
НЕГРИТЮД – – зарождение Н. в 1930 г. связано со стремлением к духовной деколонизации и самоутверждению обучавшихся во Франции антильских и африканских студентов. На формирование идей Н. оказала влияние поэзия афроамериканцев Л. Хьюза, С.Брауна и К.Маккея, а также движение «Гарлемского ренессанса» 1918-1928 г. В стихах и поэмах 1930-60-х гг. Лопольд Седар Сенгор (Сенегал, 1906-2001) воспевал «чёрную красоту», спонтанную отзывчивость африканцев на ритм, песню, танец, их героическое прошлое. В складывающейся с конца 1930-х концепции Н. переплелись идеи особости, исключительности представителей чёрной расы и призыв к союзу всех рас и народов.
НЕЖНЫЙ реализм – литературное течение в США XIX в. Суть его состояла в том, чтобы скрыть от читателя правду, навязать веру в незыблемость существующих порядков, в исключительность американцев.
НЕЗАВИСИМОСТЬ поэтики – претензия построить науку об отдельном искусстве независимо от познания и систематического определения эстетического своеобразия в единстве человеческой культуры.
НЕЗАМКНУТАЯ метафора – метафора, смысл которой не раскрыт ближайшим текстом: В траве брилльянты висли.
НЕИСТОВЫЙ публицистический стиль – зародился в Египте XX в. Автор – М. Камил
(1874-1908). Он писал статьи и очерки. По его инициативе был создан в Каире Университет.
НЕЙТРАЛЬНАЯ межстилевая лексика – это лишённые эмоциональной окраски слова, которые одинаково могут быть употреблены в любом виде литературной речи.
НЕКРАСОВСКИЙ период в поэзии – это тема народного горя. Жанры – песня, поэтическое повествование, поэма о народной жизни. Язык – ориентация на народную речь.
НЕКРОМАНИКОН – книга, с помощью которой древние маги могли общаться с миром мёртвых.
НЕЛЕПИЦА (поэзия нонсенса) – жанр эксцентриады, считающийся чисто английским. Известность ему принёс поэт, художник, автор книг о путешествиях Э.Лир (1812-1888). Н. встречаются в «Похвале глупости» Э. Роттердамского, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле. Есть Н. и в русских сказках и частушках: Ехала деревня мимо мужика… Истоки его относятся к детскому фольклору.
НЕМЕЦКИЕ народные книги – особый вид низовой литературы, адресованной демократическому читателю. Возник в Германии с изобретением книгопечатания. Первые народные книги появились в середине XV в. и получили распространение в XVI веке. Героями народных лубочных изданий выступали как исторические лица (Александр Македонский, Карл Великий), так и вымышленные герои вроде Тиля Уленшпигеля, Рейнеке Лиса и т.д. Значительную роль с конца XV в. играют Н.н.к. обличительного содержания, построенные на материале шванков.
НЕМЕЦКИЕ натуралисты – натурализм в Германии зародился в конце XIX в. Писатели-натуралисты расширили диапазон изображения действительности. Новым для немецкой литературы было требование суровой правды, научной точности изображения. Впервые в литературе были представлены условия труда людей разного общественного положения. Натуралисты описывали маленького человека – пролетария, ремесленника. Они показали рост рабочего движения, успехи социал-демократической партии Германии. Главная их слабость выражалась в изображении характера человека. Н.н. сумели показать условия труда, но не человека, созданного этими обстоятельствами.
НЕМЕЦКИЙ экспрессионизм – поздний символизм, натурализм, акмеизм, имажинизм, дадаизм, сюрреализм – все эти течения вобрал в себя экспрессионизм, став единым и единственно мощным литературно-художественным направлением первой трети ХХ в. в т,н. «экспрессионистское десятилетие» (1911/21), завладев умами писателей и читателей. Появился новый тип художественного мышления. Экспрессионизм был выражением творческого сознания и поисков молодёжи. Его поддержали немецкие писатели И.Бехер, Б.Брехт, а также Р.Рильке, братья Манн. Основными сюжетами этого течения стали Апокалипсис, Страшный суд и его наступление.
НЕОАВАНГАРДИЗМ – современное направление авангардизма, отрицающее существующие художественные формы и ищущие новые.
НЕОГОТИКА – условное неустойчивое название совокупности литературно-эстетических явлений в Западной Европе и США конца XIX–XX в., связанных с художественным переосмыслением и обновлением европейской готической традиции, в частности, готического романа конца XVIII в. – первой половины XIX в., возникшая как реакция на бездуховность, прозаичность и утилитарность современного общества в общем русле неоромантизма, Н. реанимирует готическую традицию в романе и повести, сочетая устоявшиеся её приёмы и стилевые особенности (мистицизм, фантастика, средневековый или экзотический восточный фон) с приметами, рождёнными новым временем. К этому жанру обращались Р.Л. Стивенсон, О. Уайльд и др.
НЕОКОНФУЦИАНСКОЕ литературное течение – в Китае оно представлено четырьмя книгами, включающими литературный сборник Конфуция (V в.), его высказывания и Мэн-цзы, содержащая политические диалоги, доктрины среднего и великого учения. Пять томов классических сочинений, содержащих политическую философию Конфуция и др. Сюда входила Книга перемен, классическая поэзия, сборник обряда Конфуция, классическая история, весенняя и осенняя летопись.
НЕОМИФОЛОГИЗМ – концепция, считающая мифологию характерной формой художественного мышления XX в.
НЕОМИФОЛОГИЗМ постмодернизма – создание культов и стереотипов массового сознания, идеологий и технологий, это формирование смыслового поля.
НЕОМИФОЛОГИЧСЕСКАЯ школа – сложилась в начале ХХ в. Авторами её были Дж. Фрейзер, Д. Харрисон и др. Н.м.ш. утверждала приоритет ритуала над мифом и его исключительное значение в происхождении искусства и философии.
НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ мышление – суть его состоит в том, что во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа. Мифологические сюжеты и мотивы стали активно использоваться в литературе – роман Дж. Джойса «Улисс». Н.м. используются не только мифы, но и исторические предания, бытовая мифология. Основными чертами здесь является циклическое время, игра на стыке иллюзии и реальности и уподобление языка «предъязыку». В русской литературе это роман А. Белого «Петербург».
НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ сознание – оно воспринимает мир и искусство не в хронологической последовательности (не исторически), а одновременно, возникает т. н. диалог культур. Н.с. порождает создание новых мифов, в них реализуется связь текста с подтекстом.
НЕОПРИМИТИВ – наивно-детский или агрессивно-обывательский тип сознания для игры с самыми устойчивыми, близкими, поверхностными физиологически достоверными слоями реальности, поскольку все остальные метафизически неизвестны и поддаются идеологической подмене.
НЕОПРИМИТИВИЗМ – воспроизведение готовых языковых моделей русской классики XIX в. в предельно опрозраченном контексте, как бы лишённом признаков авторской индивидуальности – А. Монастырский, П. Пепперштейн.
НЕОРОМАН – имеется в виду обновление романной формы в ХХ в. Н.р.имеет два направления. Первое – психологическое(суперпсихологизм), с интетресом к сознанию и подсознанию. Второе – вещизм или шосизм (вещь), когда абсолютизируется описание вещей и предметов. Человек при этом лишён связей с другими людьми. Герой изображается во внешних проявлениях своего физического бытия – движения, мимика.
НЕОРОМАНТИЗМ – комплекс разнородных течений в европейской художественной культуре 20/30-х г. ХХ в., возникших как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве. Сюда относятся французский символизм и постимпрессионизм. Н. также течение в английской литературе того же периода.
НЕОСЛАВЯНОФИЛЫ – родоначальником этой группы поэтов можно считать Ю.Кузнецова. Н. соединили в своём творчестве особенности тихой лирики и «громкой поэзии», тяготение к мифологии и фольклору, преданию. Их фольклорные образы воспринимаются в новом историческом времени, в противоборстве человека и цивилизации.
НЕОЭКСПЕРИМЕНТАЛИСТЫ – группа писателей Италии в Х1Х в. Они пытались доказать, будто хаотический мир буржуазии может быть изображён лишь хаотическими средствами искусства.
НЕПАД (новое партнёрство для развития Африки) –программа, разработанная президентами ЮАР, Алжира,Нигерии и Синегала. Большое внимание в ней уделяется «восстановлению культур и поощрение художественного творчеста народа Африки».
НЕПОЛНАЯ тавтограмма – речевой жанр, основанный на гомеопрофероне, когда охватываются не все слова текста: Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его поседним днём (М. Лермонтов).
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ содержание -- характеры и события, поступки и переживания героев (по Л.Тимофееву).
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ЧУВСТВЕННОЕ восприятие – познание чего-либо в процессе восприятия, результат восприятия.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ содержание -- характеры, события, поступки и переживания действующитх лиц (Л.Тимофеев).
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ реализм – реалистическое стилевое течение внутри социалистического реализма. Термин предложен А. Луначарским.
НЕПРАВДОПОДОБНЫЕ речи – чаще всего используются в юмористических рассказах или стихах. Несоответствие действительности: «В Нахичевани всемирный потоп» (А.Чехов).
НЕПРЕДНАМЕРЕННОСТЬ – в произведениях искусства неизменно присутствует нечто запредельное взглядам и творческим намерениям автора
«НЕПРИМИРИМЫЕ» – группа польских писателей конца XIX в., видевших главную цель творчества в борьбе с национальным оппортунизмом, с настроением примиренчества. В эту группу входили З. Милковский, Балуцкий, Лям и др.
НЕРАВНОСЛОЖНЫЕ рифмы – рифмующиеся слова, имеющие после ударного слога неодинаковое число слогов: оборудована – не трудно.
НЕРАЗРЕШИМОСТЬ текста – непонимание текста читателем может зависеть от многих причин. Одна из них – незнание особенностей построения текста в отдалённые от нас времена. Не знание обычаев той или иной страны, где происходит действие героев. Обилие областнических или иностранных слов. Может зависеть и от большой запутанности сюжета.
НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ситуационный фон – то, что могло бы иметь место, но не произошло. Читаем у Н. Некрасова:
Когда б не доблестная кровь
Текла б в вас – я б молчал.
НЕРУДОВСКИЙ период – в истории чешской культуры 60-80-х гг. XIX в. Именно в этот период Ян Неруда (1834-1891)оказал огромное влияние на развитие отечественной культуры своим творчеством.
НЕ-ТЕКСТ – в семиотике информация, не входящая в рассматриваемую знаковую систему. В случае, когда информация не знаковая, система принадлежит одному произведению, фильму, картине и др. – по Лотману – единому текстовому целому.
НЕТОЧНАЯ перифраза – фиксирует не самые главные признаки вещей: царь зверей, остров свободы.
НЕТРАДИЦИОННАЯ герменевтика – этим термином обозначают учение о любом восприятии фактов. Сюда относится даже деятельность самопознания, связанная с заботой человека о себе самом. П. Рикер (1913-2005) различает два вида герменевтики. Целенаправленную, восстанавливающую смысл, он называет телеологической. В ней присутствует внимание к явному смыслу высказывания и высказавшемуся в нём человеческому духу. Другую он называет археологической, которая направлена на первопричину высказывания.
НЕФЕС – одна из народных песенных форм суфийской поэзии.
НЕЦЕНЗУРНАЯ лексика – мат. Ненормированная в литературном языке речь. Она включает диалектизмы, жаргонизмы, варваризмы и выдуманные слова, обесцененную лексику. Такую речь следует отличать от табуированных слов и выражений. Н.л. существует у многих народов.
НЖИЛАЛ – в Мавритании (Африка) сольно-хоровая песня в быстром темпе.
НИБАТКИНГ – народные интермедии в Бирме. Определённого сюжета не имели.
НИНГМАН – нанайские сказки.
НИЗКИЕ стихи – в корейской поэзии так называют произведения, написанные на корейском языке.
НИКАКАЯ поэзия – пишется не от имени какого-то поэта – она лишена авторства, идеи, без уточнения автора, жанра, стиля, времени и места. Это абстрактная поэзия, которая может принимать форму конкретных стихов (см. Графомания) – однако вполне может удовлетворять запросы массовой души.
НИКЕРБОКЕРЫ – группа американских писателей, назвавших себя по имени писателя Никербокера, вымышленного автора «Истории Нью-Йорка» (1809 г.) В.Ирвинга (1783-1859). В группу входили: сам В.Ирвинг, К.Верпланк, Ч.Сандс и др. Многие из них были высмеяны Эдгаром По.
НИМАНКУ—героические сказания народа удэге, Герои исполняют монологи. Они сопровождаются запевками. У кажэдого героя запевка своя. Язык запевок очень отличается от разговорного. Употребляются особые сказочные слова, устойчивые эпические и сказочные формулы, богатые сравнения, иносказания.
НИРАТ – жанр сиамской поэзии. Описательная лирика и эпистолярный жанр. Имеет элегическое настроение.
НИРГУНПАНТХИ – направление в поэзии бхакти (Индия), почитание абстрактного божества.
НИСХОДЯЩАЯ градация – нагнетание синонимов от очень интенсивного к более слабому: «Заклинаю вас всеми святыми, умоляю». (А.Чехов).
НОВАТОРСТВО в литературе – есть развитие уже сложившихся традиций в новых условиях. В прозе – поиск новых героев и показ их характеров или новое восприятие уже найденных характеров. В поэзии – нахождение новых тем и способов их передачи или создание новых образов.
НОБЕЛЕВСКАЯ премия по литературе – наиболее престижная международная премия. Учреждена А. Нобелем (1833-1896). Согласно его воле премия присуждается ежегодно лицу, создавшему выдающееся произведение (идеального направления). Кандидатуры выбирает Шведская королевская академия. Новый лауреат определяется в октябре каждого года,а 10 декабря (в день смерти А. Нобеля) вручается золотая медаль; тогда же лауреат произносит речь программного характера. Он также имеет право выступить с Нобелевской лекцией. Обычно Н.п. присуждается за всё творчество автора, реже – за отдельные произведения. Присуждения премии начались с 1901 года. Размер её колеблется.
НОВАЯ аттическая комедия – существовала около IV-III вв. до н.э. Её тематикой была частная жизнь. Комический элемент в ней играл подчинённую роль.
НОВАЯ афинская школа – с выходом в 1880 г. двух поэтических сборников «Стихи» Н. Комбас и «Паутина» Г. Дросиас) образовалась Н.а.ш. Руководителем её стал Н. Политис, филолог и этнограф. В это время появляются мемуары героев греческой революции, издаются сборники фольклора, народный язык становится языком литературы.
«НОВАЯ волна» – в советской литературе поэзия конца 70-х – начала 80-х г. XX в., когда стал создаваться постмодернизм. Он возник, как общественная ситуация, а не направление или группа, как соотношение стилей в широком диапазоне: от позитивизма до
материализма.
НОВАЯ драма – в начале XX в. знаменовала возрождение тесного союза между большой литературой и сценой, который был в XIX в. прерван почти на целое десятилетие. Появляется новый конфликт. Им становятся события дня. Новую роль играют ремарки; они являются определяющим элементом драмы; это называют «двойным диалогом»; драма как бы анализирует совершившееся событие, завязку.
НОВАЯ критика – зародилась в середине XX в. Главной задачей литературы Н.к. провозглашала разработку методов аналитического чтения и формально-стилистическое толкование текста. Утверждалось, что понять написанное можно лишь путём тщательного изучения внутренней структуры, принципов её организации, поэтической образности.
НОВАЯ теократия – так назвал Леконт де Лиль (1818-1894) себя и своих товарищей по перу. Французские писатели конца XIX в. лелеяли «религию» своего труда, как личное душеспасение и также спасение рода людского через Красоту, она же Истина.
НОВАЯ эстетика – движение в искусстве, культуре, философии. Используется для описания произведений, которые отходят от принципов постмодернизма, выдвигая искренность в качестве основного мотива. Н.э. возвращается к теме гуманистической и экзистенциальной, сохраняя лишь некоторые признаки постмодернизма.
НОВЕЙШАЯ школа поэзии – зародилась в Чехии в ХХ в. Основателем стал Й. Махар (1864-1942), занимавшийся поисками новых путей в литературе.
НОВЕЛЛИЗАЦИЯ -- форма романа. Художественная адаптация сценария или сюжета другой медиапродукции. Н. представляет обратный процесс написанию сценария. Она даёт читателю дополнительную информацию о фильме.
NOVELA de tesis – жанр испанского откровенно тенденциозного социального романа. Этому подчинена вся стилистика произведения, использование резких красок, акцентирование в облике героев одной какой-либо черты характера. Иногда используется подчёркивание этого ироническим именем.
НОВЕНА – в индонезийской литературе стихотворные тексты на библейские и нравоучительные темы.
«НОВЕЧЕНТО» (новечентизмо) – литературное движение в Италии в 1920-е годы. В нём участвовали К. Альваро, А. Моравиа (1907-1990), Э. Чекки, также Дж. Джойс, Д.Г. Лоренс (1885-1930), Илья Эренбург и др. «Н». провозгласило обновление итальянской литературы за счёт творческой фантазии и выдвинуло формулу «магического реализма».
НОВИЗНА произведения – состоит не в обновлении или усложнении тех событий, которые переживает главный герой, а в том, как в этих обстоятельствах проявляется его характер.
НОВОГРЕЧЕСКАЯ поэзия – зародилась очень давно (XV в.) и делилась на три вида: исторические песни, героические и бытовые, в языке которых встречались турецкие и итальянские слова.
НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ поэты – термин введён В.Львовым-Рогачевским (1867-1930), в книге «Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин» (1919 г.) . Сода относятся Н.А. Клюев (1884-1937), С.А. Клычков, С.А. Есенин (1895-1925), А.В. Ширяевец (1997-1924), П.В. Орешин (1887-1938), П.И Карпов (1973-?), А.А. Ганин (1893-1925), а также близкий им Павел Родимов (1887-1967) и П.Н. Васильев(1910-1937). Н.п. не организовали литературной группы, однако большинству из них свойственны общие гражданские, эстетические позиции, религиозно-философские искания. новокрестьянское направление русской литературы было обречено на вымирание - Н.к. поэзия 1910/30-х не представляла единого потока. Это творчество – особая ветвь русского модернизма, в нём выразились тенденции как символизма, так и постсимволистской поэзии. Их искания в поэтике способствовали реанимации художественных систем средневековой литературы и живописи.
НОВООПИСАТЕЛЬНАЯ жанровая проблематика (этологическая) – особенно ярко проявляется в повести, где автор главное внимание уделяет воссозданию социально-бытовых условий жизни.
НОВЫЕ люди – в русской литературе они появились в 1850–1860 гг. Впервые о них сказал И.Тургенев (1818-1883) в романе «Рудин». Это было обусловлено политической и исторической обстановкой в русском обществе. У них новое восприятие времени, пространства, новые задачи. Отсюда и развитие таких людей в будущее. Силы они чувствуют огромные, а сделать ничего не могут. Отсюда их недовольство, угрюмость. А Некрасов (1821-1878) писал о них в стихотворении «Рыцарь на час»:
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано. Н. Некрасов
НОВЫЕ ПЛЕЯДЫ – французская литературная ассоциация, установившая в мае 2005 г. премию имени Л.Сенгора (1906-2001), крупного сенегальского писателя. Вручается ежегодно.
НОВЫЕ проекты чтения – «Успешное чтение» – привлечение молодёжи к чтению за счёт формирования нового имиджа чтения. «Гимназическое чтение» – чтение вслух. «Яблочная полка» – свободный доступ детей к информационным ресурсам. «С книжкой на колёсах» – организация выездных мероприятий для детей на селе и т.д.
«НОВЫЙ Апокалипсис» – английская литературная группа, возникшая в конце 1930-х гг.XIX в. Её создатели – поэты Николас Мур (род.1918-?) и Джон Гудленд. К ним присоединились Дориан Кук, Генри Трис, Джеймс Файндли (1912-1986) и др. Группу объединяла романтическая реакция против «классицизма» У.Х.Одена (1907-1973) и других «оксфордцев» и полемика с «новыми критиками». События конца 30-х привели поэтов Н.А. к выводу не просто о «закате», а об агонии Европы. Сторонники Н.А. провозглашали конец «механистической» цивилизации, отказывались от идеалов западной демократии, называли себя «антирационалистами», «анархистами», принимающими жизнь всеобъемлюще. Пытались создать панорамные, с использованием мифа, риторические, неистово апокалиптические поэтические комментарии к событиям Второй мировой войны, прибегая порой к сюрреалистической образности. Использовали апокалиптическую образность даже в любовной лирике.
«НОВЫЙ Арзамас» – поэтический кружок в Белграде, образованный в конце 1928 г. учениками русско-сербской гимназии и Национального союза русской молодёжи. В него входили А.Н. Неймирок (1911-1973), М.В. Духовский , Ю. Герцог и др. Поэты Н.А. были по большей части последователями акмеизма, почитателями Гумилёва.
НОВЫЙ герой – в русской литературе 60-70-х гг. XIXв. «народный заступник», ставший героем таких произведений, как «Накануне» (Инсаров), «Отцы ти дети» (Базаров) Тургенева, «Что делать?» (Рахметов) Чернышевского, «Кому на Руси жить хорошо» (Г. Добросклонов) Некрасова и др.
«НОВЫЙ гуманизм» – направление в литературоведении и критике США, возникшее на рубеже XIX-XX вв.; основатели «Н.г.» профессора Ирвинг Бэббит (1965-1933) и Поль Элимер Мор (1864-1937). Основная цель – ¬ пересмотр позитивистского литературоведения викторианской эпохи, критика процесса поглощения личности империалистической идеологией ХХ в., сменившей либерализм XIX в., воспитание «надёжного типа индивидуалиста» с помощью неогуманизма, неогуманистических правил и самоконтроля, борьба с романтизмом и натурализмом в эстетике и литературе.
«НОВЫЙ журнализм» – течение в литературе США конца 60-70-х гг. ХХ в. В программных статьях Т. Вульфа (род.1930-?) проявилась подспудная устремлённость литературы США к реалистической эстетике в противовес предвосхищавшему «постмодернистскую чувствительность» конца века тяготению к мифологизации и лингво-метафорической усложнённости художественного текста.
НОВЫЙ литератор – группа индонезийских прогрессивных писателей, созданная в 1933 г. Лидерами были С. Алишахбана (1908-1944), Армейн Панэ, Амир Хамзах. Они хотели вдохнуть новую жизнь в индонезийскую литературу, искусство, общественную жизнь и способствовать развитию индонезийского языка.
НОВЫЙ реализм – литературное направление, демонстрирующее кризис «Пародийного отношения к действительности» и сочетающее элементы постмодернизма, реализма, романтизма «с установкой на экзистенциальный тупик, отчуждённость, неудовлетворённость и трагический жест». (А. Ганиева).
НОВЫЙ стиль – в Китае (618 – 906) вид поэзии, представленный стихотворной формой в четыре или восемь строк, характеризующийся контурной интонацией в каждой паре строк.
НОДЕРУЛИ – у дагестанского народа лазов лирические и трудовые песни.
НОМАДОЛОГИЯ – в постструктурализме новый взгляд на окружающий мир.
НОМИНАТИВНАЯ метафора – используется для называния нового предмета, не имеющего пока названия: ножка стула, ушная раковина.
НОМИНАТИВНЫЙ смысл – смысл, служащий для называния предметов.
НОНКЛАССИКА – не классика. Один из возможных путей развития современной эстетики. В ней нет основного ядра (красоты), лежащего в основе предмета эстетики. Для неё характерно единство всех состовляющих эстетического пространства, переход из метафизической сферы в эмпирическую.
НОНСЕЛЕКЦИЯ – направляющий принцип постмодернистской установки, реализующий себя в широком смысле в контексте общей постмодернистской установки и отказ от видения культуры, как ценности дифференцированной на идеологический центр и враждебной ему несанкционированной культуры периферии.
НОН-ФИКЦИЯ – международная ярморка интеллектуальной литературы.
НОН-ФИКШН – жанр литературы, который строится на реальных событиях с небольшим включением художественного вымысла. (А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»).
НООСФЕРА — «третий мир» сущего. Диалог исчез, мы все говорим хором некоторого аспекта мира с позиций некоторой личности.
НОН-ФИНИТО1 – незавершённость, в литературе, восполняемая воображением читателя. Термин ввёл Р. Адамс (1920-2016) как литературную форму значений, целей, эмфаз, то есть словесных жестов, оставляющих неразрешимым главный конфликт с умыслом показать его неразрешимость.
НОНФИНИТО2 – теория художественного творчества 50/60-х г. XX в. Её авторы И. Гантер П. Михелис и др. Они считали, что основным принципом художественного произведения является его незаконченность, которая получает завершение в субъективном восприятии читателя, зрителя. Именно он обладатель необходимых ассоциаций, эмоций, всего спектра жизненного опыта и личных психологических особенностей.
НООПОЭЙЗИЯ – поэзия разума, каким он выступает в новейшей науке: чем выше уровень науки и техники, тем глубже их поэтичность.
НОРВЕЖСКАЯ идиллия – это переходное явление (XIX в.), подготовившее реалистическую литературу. Происходит процесс разрушения крестьянской идиллии под влиянием развития капитализма.
НОРВЕЖСКОЕ общество – основано в Копенгагене в 1772 г. Основателем его был литератор и поэт Уве Мейер (1742-1790). В задачу общества входило возрождение национальной литературы.
НОРВЕЖСКОЕ возрождение – совершилось в результате создания университета (1811) и подписания конституции. В Норвегию стали возвращаться из Копенгагена поэты и писатели и среди них философ и поэт-сентименталист Нильс Тресков (1751-1893) и Энвольд Фальсен (1755-1808), писавший патриотические пьесы, эссе и стихи.
НОРИТО - в Японии древние тексты, синтоистские молитвы, обрядовые речения, написанные ритмической прозой.
НОРМА читательского восприятия – чтобы диалоги-встречи, обогащающие читателя, состоялись, ему нужен эстетический вкус, живой интерес к автору и его творчеству и способность правильно оценить прочитанное. «Наиболее чуткий читатель всегда склонен перечитывать выдающиеся художественные произведения» (В. Асмус, род.1988). Название получил от тюрьмы в Лондоне.
НОРМА языковая – совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.
НОРМАЛЬНОЕ состояние личности – в этом состоянии человек способен трудиться в полную силу, стремиться к самосовершенствованию, к достижению новых рубежей.
НОРМАНТИЗМ – направление в литературе Финляндии конца Х1Х нач. ХХ вв.
НОРМАТИВНАЯ поэтика – ориентируется на опыт одного из литературных направлений и его обосновывает.
НОРМАТИВНАЯ эстетика – наука о красоте, какой она должна быть в данную эпоху.
НОРМАТИВНЫЕ науки – к ним относятся: логика, грамматика, эстетика и этика.
НОРМАТИВНЫЙ словарь – основывается на литературном словоупотреблении, которое запечатлено в книгах классиков литературы и лучших современных писателей и образованных людей. Нормы словоупотребления бывают строго обязательные и такие, которые допускают отступления.
НОРМЫ художественные – исторически сложившиеся способы и правила создания художественных произведений. Они могут быть общепринятыми и индивидуальными. Например ода, сонет, октава и т.д.; или лесенка Маяковского.
НОТАРИКОН – используется как приём. Москва – Михаил, Осип, Семён, Костя, Виктор, Алексей. Словесная игра: СТО – совет труда и обороны, Нога – Новая газета.
НОЭМА – нарочито неясная речь.
НРАВСТВЕННОЕ содержание искусства – по мнению Чернышевского и Добролюбова – связано с проблемой положительного героя. Через него можно выразить прогрессивные исторические идеалы. Это отразилось, в частности, в романе Н. Чернышевского «Что делать?».
НРАВСТВЕННЫЕ чувства – высшие человеческие чувства. К ним относятся чувство справелоиврсти, долга, чести, совести, достоинства, любви и т.д.
НРАВСТВЕННЫЙ выбор – одним из разновидностей выбора, с которым часто сталкиваются герои литературного произведения, является нравственный выбор. Герои, оказавшись в тяжёлой ситуации, выбирают между тем, что правильно, и тем, что легко. Они размышляют о правах и свободах человека и часто принимают невозможное решение. Н.в. – наиболее частая проблема, используемая русскими писателями. Выбор – это не всегда решение между верным и не верным. Порой просто предпочтение одно другому, без категории правильности.
НРАВСТВЕННЫЙ идеал – мораль является непременной составляющей духовной культуры, которая отражается в произведениях искусства. Идеал – это наиболее общее, универсальное нравственное представление о благом и должном. Образ совершенства в отношениях между людьми; высший образец нравственной личности. При рассмотрении нравственных систем важно понять соотношение в них ореальности и идеала.
Представление о Н.и. выражается в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.
НРАВСТИВЕННЫЙ конфликт – нравственная форма проявления общественно-исторических противоречий, в которой сталкиваются противоположные позиции, убеждения и мотивы. Примером может служить пьеса Г. Запольской (1857-1921) «Мораль пани Дульской».
НУЛЕВАЯ степень письма – ставшая термином литературы фраза Р. Барта (в отношении "белого" письма Камю, когда тот создавал абстракцию вместо литературности). Отрицание литературности – утопия, которая редко достижима и не нужна.
НЭТ – вид азербайджанского стиха повествует о величии и святости пророка.
НЮКТЕ – притча у турок, у иранцев – тонкая, изящная мысль.
НЬЮГЕТСКИЙ РОМАН— новый жанр в литературе Великобритании в 30-х г. XIX в. Описание Великих преступников. Название получил по названию тюрьмы в Лондоне.
«НЮЛАНД» – союз мастеровых, созданный в 1912 г. в Бонне. Назван по крестьянскому двору в Вестфалии. Кружок поэтов и писателей – «технократов» во главе с Йозефом Винклером (1881-1966), Вильгельмом Ферсхофеном (1878-1960), Якобом Кнайпом (1881-1958). В эстетическом плане литераторы «Н.», разрабатывавшие тему труда, были близки поэтике экспрессионизма. В годы нацизма некоторые представители «Н.» приняли участие в ритуале возвеличивания «рабочего человека», культивировавшемся национал-социалистическим государством.
НЯМАКАЛАБЕ – сказители (гриоты) на языке фульбе (Зап. Африка). Делятся на панегиристов, хронистов и лиро-эпиков.
В научном стиле допускаются все видв реси