Злата Прага в подарок

Алла Черри
В Прагу я убежала от нелюбимого мною дня рождения. Это было смело и дерзко – лететь туда в мартовские иды, в самую непогоду, всего на четыре дня…

15 марта в Москве ожидался ливневый снег. Именно так и случилось. В 4 утра, когда мы прибыли в Шереметьево, небо словно прорвало. С него сыпались огромные пушистые снежные хлопья. На глазах вырастали сугробы, и на душе становилось неспокойно.

Однако задержки рейса не произошло. Мы сели в самолет и терпеливо ожидали своей участи. Сначала наш воздушный транспорт обвеяли огромным «пылесосом», потом облили из шлангов специальной противообледенительной жидкостью, взлётную полосу очистили от снега. Наконец, всё было готово. Самолет взмыл вверх, прямо в снежную бурю!

Вскоре в иллюминаторе появились белые кудрявые барашки-облака, освещённые приветливыми солнечными лучами, – словно в гости к Богу попали! А через два с небольшим часа облака расступились, и мы увидели неожиданно голубое небо. В Праге было ясно – нас приветствовала весна!

Говорят, что в марте там обычно выпадает три-четыре солнечных дня, и я не надеялась на чудо.

Но эти дни достались именно мне – как подарок к дню рождения! Прага  встретила невероятной ясностью безупречно синего неба, брызжущего в глаза солнца и ощущения бесконечного праздника.

Несмотря на усталость после бессонной перед полётом ночи, едва поставив чемодан в номере отеля, я побежала на свидание с Прагой. Конечно, я сто раз видела её на фото и в кино, но и представить не могла, как она головокружительно и безупречно красива!

Первое, что я отметила в Праге, в районе «Винограды» – это великолепную зелёную крышу Национального музея и ощетинившиеся острые башенки костёла Людмилы, первой чешской святой. Я пошла на этот ориентир. Полюбовавшись массивным зданием Музея,  направилась к костёлу.  Послеполуденное солнце эффектно освещало его высокие готические своды, и тут я поняла, отчего возник этот чудесный эпитет - ЗЛАТА ПРАГА. Залитый солнечными лучами, костёл в это время действительно казался золотым! Золотым было и прекрасное здание театра на площади Мира, и многочисленные тонкие шпили вдали…

 К тому же Прага готовилась к католической Пасхе, и все деревья были украшены искусственными цветами, лентами, воздушными шарами.

Побродив вокруг костёла, я поспешила на Вацлавскую площадь, к знаменитому «Коню» - скульптуре Святого Вацлава на лошади. Эта площадь совсем не похожа на площадь в обычном её понимании, скорее, это широкий бульвар, тянущийся почти на километр вниз.  Пройдя по этой шикарной площади, несколько похожей на парижские Елисейские поля, я переместилась в другой район, в самое сердце города.

Петляя извилистыми улочками по брусчатке, вдыхая средневековый колорит, я, наконец, вышла в такое место (Старо Место), от которого буквально захватило дух, и я даже вскрикнула! Так вот же они, мои подарки на день рождения!
Слева высилась знаменитая ратуша (Орлой) с астрономическими часами, чуть дальше – прекрасный храм Святого Николая, где, как я потом узнала, висит подаренная русским царем великолепная люстра.  Далее зеленел памятник Яну Гусу, а справа, как сказочный замок, рвался в синее небо изысканный Тынский храм! На Староместской площади «выросли» живые берёзки с молодыми листьями, украшенные лентами и шарами, расписные палатки-шале пестрели сувенирами и пряниками. А над всем этим великолепием витал дразнящий запах жарящегося на вертеле над открытым огнём «вепревого колена».
 

Всё это словно говорило мне: это украшено для тебя, это жарится и печётся для тебя, приди, возьми эти чудесные дары! Вот тебе калачи из сдобного теста, а вот - булочки с маком, сыром, повидлом. А вот легендарные, выпекающиеся на открытом огне трдельники (по-чешски trdlo — тесто, накрученное на скалки и обвалянное в орехах и сахаре). Хочешь – прекрасный кофе, хочешь знаменитое пиво – всё для тебя, всё в твою честь!

Оценив это пиршество для желудка, я прошла мимо, ведь для меня интереснее было осмотреть и запечатлеть фасады зданий различных архитектурных стилей. Тут было и барокко, и рококо, и ренессанс, и любимая готика! Душа замирала от благоговения: по этой самой площади когда-то проходили королевские коронационные процессии, следующие в Пражский Град!

И здесь стою я, в свой день, казавшийся мне всегда таким грустным…
А потом были прогулки по Праге – взахлёб, до упаду, до стёртых подошв. Невозможно обойти её за несколько дней, не потому ли почти все возвращаются в неё – золотую, сказочную, стобашенную?

Невозможно спокойным языком описать все её достопримечательности, открывающиеся за каждым поворотом узких средневековых улиц. Невозможно не влюбиться в Карлов мост – один из символов Праги, не благоговеть перед величием собора Святого Вита и всем Пражским Градом, не восхищаться широкой Влтавой.
 
Невозможно пропустить необычное явление – волшебное шествие фигурок, изображающих 12 апостолов на старинных курантах Ратуши. Каждый час символ смерти – скелет – начинает это удивительное действо. Он дёргает за верёвку колокольчика,  в верхней части курантов открываются окошки, и шествие начинается.

Туристы со всего мира приезжают посмотреть на это удивительное изобретение, и радуются, как дети, и смеются, и аплодируют заключительному крику золотого петушка… И этому своеобразному представлению уже более 600 лет!

В Праге есть удивительные мистические места. Недалеко от Карлова моста, омывая остров Кампа, течёт речка Чертовка. Хотя это вовсе и не речка, а всего лишь рукав Влтавы, отделяющей Кампу от Малой Страны. На речушке стоит Чёртова мельница, лопасти которой мерно черпают воду. Рядом – фигурка смешного водяного, издалека похожего на человечка.

Близлежащие дома словно вырастают из воды, отражаясь в ней и создавая зеркальный эффект, и по речке движутся катерки и лодочки…
 
Увидев эту красоту, называемую Пражской Венецией, я мысленно «заказала» себе в следующий раз приехать пожить именно сюда! И моё желание исполнилось...

А ещё на Кампе есть самая узкая улочка в мире. При ближайшем рассмотрении оказывается, что всего лишь тесный проход между домами, на котором не могут разойтись два взрослых человека. Поэтому на «улице» установлен светофор: если надо пройти, нажимаешь кнопку, чтобы на противоположной стороне поняли, что кто-то идёт навстречу. Ступеньки этой завлекательной улочки, конечно же, ведут в кафе.

Рассказав о городе, нельзя не рассказать о реке. Как у россиян есть Волга, у парижан – Сена, так у чехов есть Влтава. Её давно облюбовали лебеди. На той же Кампе есть всем известные места кормёжки этих прекрасных благородных птиц. Лебеди там почти ручные;  вразвалочку выйдя на берег, они терпеливо ждут угощенья и берут с ладони хлеб.
 
По красавице Влтаве ходят прогулочные кораблики, и без них знакомство с городом было бы неполным. Потому что, как известно, с воды всё выглядит иначе. Река перегорожена порогами, вокруг них свирепо бушуют и пенятся белые буруны. Конечно, особо не разгуляешься, но как романтично проплыть под старинным Карловым мостом, мимо Пражского Града, Летенских садов до Охотничьего острова и обратно!

Великий композитор Сметана в 19 веке посвятил крупнейшей чешской реке свою замечательную поэму. Наигрыши флейт в начале изображают спокойное течение Влтавы, звуки труб и валторн – охоту в лесу на её берегах, ритм весёлой польки –крестьянскую свадьбу, тихая мелодия у скрипок на фоне переливов деревянных духовых – ночные хороводы русалок, а мощные аккорды всего оркестра – пороги Святого Иоанна.

В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном.
Вот и заканчивались четыре дня в Праге… И не так уж страшен был этот день рождения, который я встретила в самом сердце волшебного города…

Были ещё Пороховая башня, Пражский Град и Лоретта, Страговский монастырь, концерт старинной музыки в храме Святого Николая на Староместской…
 
А сколько ещё не увидено и не прочувствовано! Впереди, в заветном списке «мечт» стояли Вышеград, подъём на Ратушу, поездки в Карловы Вары, Крумлов, Австрию, Саксонию. Всё это ожидало нас через год. А пока мы с благодарностью прощались с Прагой, и верили, что эта разлука ненадолго…

13 мая 2016 г.