Божья коровка. 12. Студентка

Людмила Москвич
      
      Годы мчатся, как весенний ручей. В мае  Тося  отметила свой второй юбилей. Ей, студентке третьего курса педагогического института, исполнилось двадцать лет. И все эти годы рядом с ней была верная подруга Лариса. Та самая девушка, которая в первый студенческий день протянула руку помощи растерянной и потерявшейся среди равнодушных больших людей маленькой и испуганной крошке с детским прозвищем Божья коровка. Тося и Лариса  сдружились, сдружились и их родители. Теперь девушки были неразлучны.
    Зимние сессии обе жили в комнате Тоси, у ее родителей, а весеннюю сессию проводили в домике в селе Ларисиных родителей. Готовились к экзаменам в саду среди деревьев и цветочных клумб. Загорали на солнце среди огородных грядок. Приезжал папа, отвозил их на очередной экзамен, помогал отнести в библиотеку тяжеленную авоську с кучей книг, и, забрав очередную кипу книг,стеденток отвозил в село до следующего экзамена. Девчата разработали свою методику подготовки. Проштудировав очередную тему, повторяли вслух поочередно, внося свои поправки и исправления. Результатами были "пятерки" по всем предметам. Тося была более начитанная девочка, с хорошо развитой речью. Ларисе приходилось труднее, но их союз приносил неизменные плоды:  отличные оценки.

    Единственной трудностью оставались лестницы. Преодоление их, даже с помощью Ларисы, было болезненно трудным. Еще на первом курсе, когда однажды Тося ожидала папу, чтобы ехать домой после окончания занятий, к ней на садовую скамейку подсел  ректор института. Его интересовало, как учится эта необычная студентка, не обижают ли ее. Тося сказала, что учится она почти на одни "пятерки", никто ее не обижает, но ей очень жаль, что в институте нет лифта. Ректор, как-то смущенно, почесал за ухом и виноватым голосом пробормотал.
    - Да, да, лифт – это было бы хорошо. Постараюсь что–то сделать.
Результатом этой короткой беседы было то, что в одном из корпусов лекции в их потоке стали проводить на первом этаже. Но продолжалось это не долго. Уже на следующий год, как и раньше, каждый учебный день девочке-инвалиду приходилось дважды карабкаться на третий  этаж. Очевидно, не имело смысла для одной студентки менять расписание занятий. Или ректору больше не попадалась на глаза эта крошечная  мужественная девушка, а остальные педагоги делали вид, что « все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!» Они, похоже, для себя решили, что девушка напрасно тратит годы учебы, работы ей не найти. Кому она такая нужна!

     И еще одна проблема неожиданно объявила о себе. Оказалось, что знания, полученные в школе  по английскому языку, мягко говоря, недостаточны. Тут папа нашел выход из создавшегося положения. В городе открылись курсы английского языка для взрослых. Занятия велись по вечерам. Теперь несколько дней в неделю папа отвозил Тосю туда. Результат не заставил себя ждать:  "тройка" по английскому превратилась в твердую "пятерку".

     И представьте себе, как все были шокированы, когда у ректора появилось заявление от Анастасии с просьбой разрешить ей свободное посещение занятий четвертого курса в виду поступления на работу в новую центральную библиотеку!  И он дал такое разрешение. Не мог не дать.  Тосина мечта работать с  книгами претворилась в жизнь. Первое время она занималась обработкой книг, потом ее перевели в юношескую библиотеку. Это было именно то, о чем она мечтала: работать с детьми, прививать им любовь к чтению, изучению русской литературы, познавать мир, окружающий их.  Она занялась помимо выдачи книг,  организацией обсуждения любимых книг, встречи с писателями, литературных вечеров.

    А в институте все не уставали удивляться, что студентка, которая редко появляется на занятиях, обе сессии на четвертом курсе смогла сдать, как и раньше, отлично. И даже иметь все конспекты, какие требовалось. Да, Тосе приходилось после работы еще подолгу сидеть за своим столом, переписывая Ларисины конспекты лекций, выполнять  письменные работы, сдавать их, как и все студенты. Но она шла к своей цели, которую поставила перед собой: стать учителем. Стать наперекор утверждению многих, что такая « малявка» не может быть учительницей, ее просто не будут слушаться  дети, которые даже в начальной школе выше ее, учительницы. Так не бывает! Но ей все чаще и чаще снилось во сне, что она стоит перед классом и рассказывает детям что- то такое интересное, что они слушают ее с раскрытыми ртами.  И даже звонок, извещающий о конце урока, не может их оторвать от интересного рассказа. И просыпаясь, она сама себе давала клятву добиться этого. Добиться этого, невзирая ни на что.

    Но не все относились с уважением к старательной студентке. Однажды куратор их факультета подняла вопрос о том, надо ли студентке выплачивать стипендию, если она работает и получает зарплату. Поддержке она не дождалась. Весь коллектив встал на защиту девушки.

    Незаметно подошел конец учебы в пединституте. Последние экзамены. Получение диплома. Теперь Анастасия была дипломированным  филологом и могла на законных основаниях преподавать в школе. Правда, она еще сомневалась, сможет ли она быть достойным преподавателем, справится ли с этим непростым делом. Но она твердо знала, что работа в библиотеке будет еще одной ступенью, которую ей предстоит перешагнуть, чтобы приблизить свою мечту.  А преодолевать ступени она за эти годы научилась.
   
                ***
                Книги, человеческие судьбы -
                Мир, открытый тысячам ветров.
                Как порою обо всем мы судим,
                Будто на планерке докторов.

                Мысли, человеческие души -
                Мир, закрытый от мильонов глаз,
                Иногда, что словом бойко рушим,
                Не растет на клумбах даже час.
               
                Чувства, человеческие страсти -
                Мир, изменчивый по воле звезд.
                Только лишь любовь мужчин и женщин -
                Лотос, распустившийся из грез.

                Л Кабанюк

        Картинка из интернета