Книга 1 истоки глава 6 юность виктора часть 18 моя

Дудко 3
На фотографии  - Иван Алексеевич, мама – Вера Николаевна Дудко и моя сестрёнка – Марта (Рита).

КНИГА  1  ИСТОКИ

ГЛАВА 6   ЮНОСТЬ  ВИКТОРА

ЧАСТЬ 18    МАМА ВЕРА и МАРТА (РИТА)


               
                МАМА  ВЕРА  И  МАРТА  (РИТА)

ВСПОМИНАЕТ  ВИКТОР

Как-то так получилось, что на каникулы я приезжал к маме в Каменец -Подольский, но письма почему-то писал ей крайне редко.  Когда начал работать, она несколько раз приезжала ко мне в общежитие, в Дзержинку.

У мамы был гражданский, правильнее сказать – командировочный муж – Иван Алексеевич. Он, конечно, удобно устроился. За квартиру платить не надо.  В Каменец-Подольский он приезжал на заработки. Работа его была связана со строительством. Кончался договор и он уезжал домой. Потом приезжал снова.

       Маме было трудно дома одной справляться с печкой, которую нужно было топить углем, и воду нужно было приносить с улицы из колонки, и помои выносить в дворовый деревянный туалет. А главное – нужны были и дополнительные деньги к зарплате учителя для того, чтобы – закупать уголь и дрова на зиму, да и одежду обновить… Поэтому она решилась на то, чтобы сдавать одну комнату квартиранткам. Обычно у неё зимой жили какие-нибудь две иногородние девочки - студентки, которые кроме платы ещё и  немного помогали по хозяйству.

Писала письма мне и сестрёнка – Рита.

Рита училась в Черновцах, в университете и получала Ленинскую стипендию, где и встретила свою вторую «половинку».

Долго готовились к свадьбе. Наконец – поженились. Жить ушли на частную квартиру. Стипендии не хватало. Поэтому понятно, что все обращения в письмах ко мне носили «потребительский» характер. Помогал, чем мог, хотя сам ещё до конца – «не оперился».

За пять лет учебы я получал стипендию, и отец до конца учебы регулярно высылал мне деньги. Хотя он долго сам был без работы. А на его иждивении был Женя. С его матерью отец разошелся…

 В письмах отражено всё их житьё-бытьё в эти - первые годы моей работы в Дзержинке.

Чтобы не пересказывать своими словами то, что сохранили наши письма, просто приведу их здесь. Они тоже, как и вообще все письма того времени, дышат двадцатым веком,  и его настроениями.

Письма мама и Рита писали мне – в Дзержинку и в Пензу, куда я ездил в командировки на стажировку  по освоению новой ЭВМ – УРАЛ-1. Завод выпускал эти машины, и одна из них была занаряжена нашему предприятию.

В пачке писем первым оказалось письмо от Екатерины Фёдоровны ДУДКО  из Фрунзе. Это – жена моего дяди Миши (брата отца). В их семье я жил, когда отец служил в Германии. Во Фрунзе я  окончил школу после чего поступил в Москве, в МАИ.

г. Москва. 80 – Д. Ленинградское шоссе 161, корпус 2. Комната 43. Дудко В.А.  Обратный адрес: Фрунзе 2, Киргизия. Ул. Мичурина 131 . Дудко Екатерине Фёдоровне.

8.01.57 г.        ЗДРАВСТВУЙ,  ДОРОГОЙ  ВИТЕНЬКА!
Получила от тебя открыточку 6.01.57 г. Спасибо за память обо мне. Поздравляю и тебя , дорогой с новым 1957-ым годом, поздравляю с с успешным окончанием пятилетней учёбы в институте. Хочу, чтобы  новый год не был похож на старый, желаю здоровья., счастья, успехов в повседневных делах, долголетней жизни и успеха в будущей работе.

Где будешь работать?

Жизнь моя протекает однообразно. Школа и дом. Думаю переходить на пенсию по старости. Работать больше не могу, устаю и часто болею. Думаю в марте 1957 г. поехать в Ленинград к Юле. Они очень хотят, чтобы я приехала. Ты, видно, знаешь, что у Юли сын Мишенька. Они писали, что ты был у них и особо понравился Геле.

Домашние - Толя и  Нэля живут скверно. Нэля очень самостоятельная, а Анатолий без характера. Есть у них сын, а мой внук  - Володик, хороший мальчугашка, только жаль, что у него паршивые родители. Вся нескладная жизнь детей изматывает меня, и выбивает из колеи нормальной жизни. Поеду к Юле, посоветуюсь, как быть – возможно, продадим дом и я уеду из Фрунзе навсегда.

Дорогой Витенька, хотелось бы отметить твоё успешное окончание учёбы, но сейчас не могу. Помогаю Анатолию. Продадим дом, и в честь памяти дяди Миши вышлю и тебе немного денег. За дом сейчас дают 80 тысяч рублей, но пока не думаю продавать. Надо посоветоваться с Юлей. Может быть, ещё увидимся с тобой. Думаю из Ленинграда проехать к твоему папе в Брест.

Все родные живут по-старому. Живут, и размножаются. Передают все тебе сердечный привет.

Ну, а как ты живёшь? Как проводишь время? Где будешь работать? Кем? Переписываешься ли с папой, сестричкой, мамой? Как они живут? Как их здоровье? Твоя сестричка, а моя племянница присылала мне письмецо, но в таком горе затерялось письмо, ну, следовательно, и адрес утерян. Ответить ей  не могла.

Витенька, всё то, что пишу тебе, оставь при себе. Будешь писать мне, об этом  не упоминай. Делюсь с тобой, потому что горько на душе от такой красивой жизни.

Вот коротенько о всём. Передают привет и большой Анатолий и Нэля. Хочется получить от тебя фото –  как ты сейчас выглядишь, мой красавчик.

Крепко целую тебя.

                Твоя тётя КАТЯ.

P.S.  Адрес Боровика Владлена Васильевича: - « Днепропетровская область. Г. Пятихатки, п/о 1, дом 2, кв. 27. Первомайский переулок.
Пиши мне – Мичурина 131.



Писем от тёти Кати больше не было. Она действительно, продала дом во Фрунзе. Деньги разделила между сыновьями – Юликом и Анатолием.

Юлик купил на эти деньги дачу под Ленинградом. Анатолий  с семьёй уехали в Воронеж, где жили родители Нэли. Кажется, они купили себе квартиру. Мама – Екатерина Фёдоровна переехала с ними.

Но вскоре она перебралась к старшему сыну – Юлику, в Ленинград, где прожила  оставшуюся жизнь, и там похоронена.




А теперь – письма моей мамы.

1.07.57 г.               ДОРОГОЙ ВИТЕНЬКА!

Сегодня, в час дня приехала в Железноводск. Доехала благополучно.  Но измучилась. Мест нет. Эту ночь буду спать в кабинете врача.

Хорошо, что ты купил мне еду в дорогу. На станциях ничего не было.

Витенька! Как ты доехал? Я видела дурной сон. Боюсь, не заболел ли ты? Желаю тебе устроиться хорошо. Будь здоров. Крепко целую.

                Твоя МАМА.

Адрес: г. Железноводск. Санаторий № 5 имени Кирова.
Корпус № 1.  МНЕ.



Письмо из Каменец-Подольского. Ул. Шевченко 61. от Марты.


23.07.57 г.       ЗДРАВСТВУЙ,   ВИКТОР!

Ты так и не выполнил своего  обещания – написать письма мне и маме. Мама так беспокоилась о тебе, спрашивает, пишешь ли ты?

Ты пишешь, но не нам. Бывает ещё похуже. Мама ещё на курорте, приедет первого. Я уже не дождусь этого числа, мне так неважно без неё. Живём мы с Иван Алексеевичем вдвоём. Хозяйничаем.

Я получила ещё на практике свою летнюю стипендию 510 рублей (правда, много?), привезла домой. 350 рублей.  Из них маме выслала 200 рублей. Её, ведь, было не за что приехать, а кто может помочь нам в этом? Счастье, что нам дали стипендию, а то бы зубы на полку. Но маме я всё равно достала бы денег и выслала. Много долгов, денег не хватает, дотянем с И.А. и его пенсией до маминого приезда, а там что… Но не будем жить будущим.

Нужно заплатить за квартиру, а за молоко и думать нечего. А мама приедет, так, хоть легче будет. У меня нет туфель кроме выходных, что делать осенью, не знаю. Это чепуха, мне не привыкать к тому, что нет и не за что купить. Хорошо, что мама подлечиться.

Сижу дома всё время. Сварила варенья, а сахар стоит 15 – 17 рублей кг. Но мама хоть зимой вспомнит меня. Вот, если бы оно удалось, то я бы была счастлива. Очень скучно, никого нет, а, главное, нет мамы около меня.

Никто не пишет. Вот скоро должно прийти письмо от Николая. И только письмами и ожиданиями буду жить.

Все, кого встречаю, говорят, что я худая, но это не страшно, лишь бы была здорова, а поправлюсь осенью, когда поедем на работу, в колхоз.

Виктор, пиши о себе и своей работе, если можешь, и чаще, а то скоро мама приедет, а ты не пишешь. Брось эту привычку, пиши обо всём, даже плохом, а то твоё молчание ещё больше волнует родных.

Желаю хорошо провести время и посмотреть на фестиваль. Видел ли ты Свету? Думаю, что да, но на всякий случай адрес её – «ул. Чернышевского 22/1, кв. 73. ПАЦУЛО».

Будь счастлив и здоров. Привет Свете и твоим соседям.

                Целую. РИТА.

Привет от И.А.  А мне никогда не повидать Москву и что-либо другое.



4.08.57 г.

                ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГОЙ   БРАТИШКА!

Письмо твоё получили. Большое спасибо за внимание.
Виктор! Ты входи в новую жизнь, и очень хорошо, что ты решил заниматься физкультурой (конечно, если тебе можно). Пиши о себе побольше. А то мы очень мало знаем о тебе.

Почему, Витя, ты решил порвать со Светой? Эх. Витя! Ты пишешь – грустить и унывать не нужно. Дорогой братишка! Как же не грустить? Сейчас мне лучше, ибо мама приехала, а то было жутко.

И.А. на работе, а я весь день одна и одна. А с одиночеством не очень приятно соглашаться. Ты очень прав, братик мой, что о моей грусти никому не нужно, и жить я только начинаю. Постараюсь твоё высказывание в хорошем смысле слова как-то применить в своей жизни. О результатах буду сообщать тебе в письмах. И пишешь ты, что очень длинны твои письма. А вот мало мы из них узнаём о твоей жизни. А, главное, дорогой, лучше питаться. Это главное. А затем будешь потихонечку и понемножечку расплачиваться со своими долгами.

Я очень рада тому. Что ты видел немного фестиваль. Что ещё ты видел?

Твою просьбу, братишка, исполню. Высылаю фото, где нас пятеро. Но ты знаешь, оно не удачно, и к тому же фотограф разорвал её. Ты извини меня за это. Но пусть это будет для тебя памятью об одном дне, проведённом в Черновицах.
Понравилось оно тебе? Понравился ли тебе Коля? Какое впечатление о неё у тебя? Напиши. Ведь ты мне ни слова об этом не сказал. Буду ждать ответа.

Витенька! Мама приехала 31-го, она похудела и очень сильно ослабла от всех этих процедур. Она быстро устаёт. И.А. работает понемногу, но скоро это кончится. Пиши скорее о себе.

Витёк! Может, прислать тебе яблок? Если да, то отвечай на это побыстрее.
Привет от мамы, И. А., девочек. Жду ответа.

Узнай, есть ли у Вас мужская обувь 40 – 41 размера, в цене 100 – 120 рублей.

                КРЕПКО   ЦЕЛУЮ   -   ТВОЯ   СЕСТРА.

Письмо в Дзержинку из Черновиц. Ул. Островского 4/24 от Риты.



4.10.57 г.     ДОРОГОЙ,   ВИТЁК!

Даже уже и сейчас ты не отвечаешь на наши письма. Почему? Напиши.  Свету я видела один раз, и то мельком, а на следующий день я уехала. Она слишком долго гостила. И мне с ней не пришлось поговорить. Она сказала, что была у тебя всего один раз, а потом вы ездили на дачу. А больше ничего.

Витёк! Что ты сейчас думаешь делать? Возможно, что ты уже встречаешься с какой-нибудь девушкой? Так ты напиши. И, вообще, пиши мне поскорее,  и почаще. Что ты делаешь? Как с работой? Пиши всё, всё.

Теперь немного о себе. Я очень скучала, пока не было мамы. С приездом мамы стало лучше. Но я простудилась и две недели ходила с ячменём. А потом приехал Коля. Мама, И.А., Коля и я ходили на пляж и все катались на лодке целый час, а потом мама и И.А. ушли и мы ещё катались целый час. Очень  жалко, что ты не побывал там.

Ведь это очень прекрасно. Я была там всего один раз. Потом мы в воскресенье ходили с ним на базар и купили фрукты и послали тебе посылку. Получил ли ты её? Может быть, тебе ещё нужно прислать? Так ты черкни пару слов.

Потом я поехала в Черновицы и снова устраивалась в общежитие. Живу я сейчас в проходной комнате. Нас шесть человек. Три девочки с нашего курса и три с третьего. Сейчас уже третий день занятия. Идёт лекция по методике преподавания, а я сижу и пишу тебе письмо.

У меня пока никаких изменений нет. Обо всём другом ты знаешь. И я думаю, что мы и дальше будем писать систематически друг другу письма и обо всём. Хорошо?

Ты пиши мне сразу, как получишь письмо, а то отложишь в долгий ящик и не ответишь сразу.

Привет твоим товарищам.

Привет от Коли и девочек. Крепко целую.
               

                РИТА.
Пиши. Жду.


 Письмо в Пензу из Каменец – Подольского.

12.10.57 г.

                ДОРОГОЙ   ВИТЕНЬКА!

Я очень виновата перед тобой. Никак не могла собраться ответить тебе, хотя каждый день и ночь мысленно беседую с тобой.

На курорте я подлечилась, но после курорта недели две чувствовала плохо, т.к. произошло обострение. А потом закрутилась с работой, огородами и т.д.

Перед началом учебного года приезжал Коля, пожил у нас с неделю Просил разрешения жениться на Рите. Я предложила подождать до весны. Как они решат, не знаю. Часы он купил на летнюю стипендию. Что теперь готовить ему? В общем, свадьба на носу, а денег у меня, как всегда, нет. Кларина свадьба должна быть на Октябрьскую, но отложили, заболел отец жениха. Они рассчитывали на 50 гостей. А что мы будем делать?

Рита очень худая, Коля живёт только на стипендию, она, видимо, переживает, что у него нет ботинок и т.д., хотя и сама не очень сыта и обута.

У меня с пенсией ничего не получилось Наше ГОРОНО сделало всё, но справка, которую прислал М.Е. из Фрунзе о работе в Садовом, оказалась не правильно оформлена. Е.Ф. прислала подтверждение, и нужно ещё одно лицо. Не везёт, а, возможно, к 1 января прекратят выплату за выслугу.

Живём мы по старому.

Витенька, как твоё здоровье? Как питаешься? Сколько платишь за квартиру?
Как чувствуешь себя в качестве молодого специалиста? Куда тебе прислать орехи? Напиши.

             КРЕПКО,   КРЕПКО   ЦЕЛУЮ   -   ТВОЯ   МАМА.

Тебе за всё спасибо. Привет от И.А. и девочек.



Письмо в г. Пензу. Ул. Фрунзе 11. Кв. 4. Кашициной А.Г. (для Дудко В.А.)  Обратный адрес – Черновцы 4/24 Дудко М.А.

21.10.57 г.   ЗДРАВСТВУЙ,  ДОРОГОЙ  БРАТИШКА!

Наконец-то я получила от тебя письмо. Благодарю. Ты пишешь, что времени много, но, однако очень редко пишешь всем. Пиши чаще.

Я, Витя, на тебя не обижаюсь за то письмо. Ибо мы слали тебе посылку, как все люди шлют. Купили самые твёрдые груши, но почему они так дошли плохо к тебе, я не знаю. Я очень хотела сделать тебе приятное, дорогой. Постараюсь в скором времени исправить свою оплошность.

Ты спрашиваешь меня о том, как я живу. Немного о моей жизни ты знаешь из того, что сам видел. А так живём мы большей частью, чаще бывает ещё хуже, реже – лучше.

Виктор, вообще приходится трудновато. Мирюсь со всем. На занятия хожу регулярно, ибо за три дня пропущенных без причин – выбываешь механически. А это вещь неприятная во всех отношениях. Здоровье пока моё хорошее. У нас здесь свирепствует вирусный грипп. Меня пока он минул, но нельзя зарекаться. А вообще, вид у меня ещё хуже, чем ты когда видел меня. Похудела, подурнела, а главное, у меня цвет лица ещё такой плохой.

 С Колей у нас всё по-старому. Живём понемногу. Вместе делим всё. Ты, ведь, о нём знаешь всё очень хорошо. Он сирота, никто ему не помогает, а прожить на одну стипендию очень трудно. Ты не обижайся, Витя, но тебе легче жилось, да и стипендия больше была. А что у нас? Стипендия маленькая, а, ведь, ещё нужно одеваться. Ты себе можешь представить, как это трудно. Вот мы уже месяц ищем обувь, но её не достать. Когда получили стипендию, то не было совсем обуви, а вчера были ботинки по 300 рублей. Это дорого. Ты знаешь, мне об этом совсем некому написать. Мама и так помогает всем, чем может. И я обращаюсь к тебе. Мне даже не очень удобно писать тебе об этом, но придётся.

Послушай эту печальную повесть о нас. Ни у меня, ни у него нет обуви. Помнишь те туфли, которые купила мне тётя в 9-ом классе Так они совсем у меня разорвались. Ни чинить, ни красить никто их у меня не берёт, да и нести стыдно. Развалились… Хожу почти босая. Модельные туфли не могу же я носить каждый день.

А у Коли ещё хуже положение. У него одни туфли, да и те просят кушать. Ты знаешь, как мне обидно. Что делать? Что? Посоветуй. У меня от дум так начинает болеть голова, что умираю. У меня ещё лучше положение, т.к. у меня хоть есть кому помочь (это не обязательно, чтобы помогали, но живу надеждами). Вот, что делать? Совсем порвалась у меня кофта. А, чтобы купить кофту, нужно заплатить на базаре 300-350 рублей. Видишь, как много нужно средств.

Что же делать?

Виктор, послушай мой план и отвечай скорее. Я думаю, что сделать это можно так. Мы пришлём тебе 150 рублей Коле на ботинки или туфли. Он носит 40-ой размер. Если можешь, купи чёрные или коричневые туфли. Если нет таких, то до 200 рублей, и только не дороже и не на микропористой подошве. За его туфли мы расплатимся с тобой. Я знаю, что у тебя есть вкус. А уж мне, я надеюсь, ты купишь сам. Правда, в первую очередь – ему, а потом мне,  коричневые или светло-коричневые, размер № 35, на среднем каблучке. Я думаю, что ты это сделаешь. Отвечай сразу мне. Говорят, что обувь есть в Пензе и Москве и много.
Ты знаешь, здесь очень трудно с сахаром. По 15 руб. кг. И то, очень трудно достать.

Вот так я живу. Пиши мне сразу. Об изменениях в своей жизни я ещё не думаю, вернее, я не могу тебе сразу написать. Напишу, когда получу ответ от тебя.

Привет тебе от Коли, Розы, Светы и девочек.

Крепко, крепко целую тебя,
               
                РИТА.

Пиши, жду. Писать буду на адрес хозяйки и в Москву – на Октябрьские. Напиши, есть ли кофточки шерстяные у вас, и сколько стоят?



Пенза 6. Ул. Фрунзе 11. Кв. 43 Кашициной А.Г.  (Для Дудко В.А.).  Обратный адрес6 г. Черновцы. Ул. Островского 4/24. Дудко М.А.

12. 11. 57 г.           ДОРОГОЙ,   ВИТЯ!

Ты по-своему обыкновению ничего не пишешь. Даже не поздравил меня с праздником. Почему?

Витя! Как ты провёл праздники? Был ли ты в Москве? Ты сам о себе слишком мало пишешь мне. За всё время я получила от тебя всего лишь одно письмо, а на ответ на моё письмо я ещё до сих пор не получила, и, возможно, не получу.

Ты знаешь, мне порой очень нужно поговорить с тобой. Ты теперь слишком далеко от меня, а ко всему ещё очень редко пишешь. Я думаю, что у тебя теперь есть больше времени, чем раньше, когда ты учился, но ты даже реже стал писать. Ты бы писал маме чаще, а то она очень о тебе беспокоится.

Витя! Как ты живёшь? Как обстоят у тебя дела на личном фронте? Наблюдается ли сдвиг?

Обо всём пиши, да и поскорей.

Мы живём по-старому. Почти всё время вместе, ведь, к тому же мы и учимся на одном факультете.

Я думаю, что ты спросишь об моей жизни поподробнее в следующем письме.

Ты знаешь, Витёк мой, мы с ним уже по-настоящему дружим целый год, хотя знали друг друга до этого два года.

Думаю, что мама тебе уже кое-что писала об нас. Нужно что-то решать нам с ним. Хотя, я знаю, что, если мы будем вместе, то нам будет очень-очень трудно, т.к. мы сами не богаты, а у него нет таких родственников. Я, как только получу от тебя ответ, то напишу тебе подробно  обо всём. Ты знаешь, ведь, я не знаю, получаешь ли ты мои письма. Сразу отвечу тебе. Договорились.

Праздники все мы были тут. Ты знаешь, Витёк, что Клара Скавровская на Октябрьские вышла замуж, за того парня, с которым дружила. Надеюсь, это тебе будет новостью.

Мне хочется обо многом написать о тебе, но это сделаю я сразу же по получении письма.

Желаю тебе всего наилучшего.

Привет тебе от Коли.

Крепко целую.                РИТА.

Пиши скорее и всё-всё.   Жду.



Письмо в Пензу из Черновиц.


17.11.57 г.             ДОРОГОЙ   БРАТИШКА!

Спасибо тебе за посылку, а особенно за обувь. Туфли мне и Коле немного велики, но это не беда. Спасибо большое. Сейчас послали тебе посылку с фруктами, на до востребования. А деньги за Колины туфли будем высылать тебе в рассрочку. Согласен?

Пиши побольше о себе. И отвечай сразу.
У нас с Колей всё по-старому. А как твои дела? Прости, что написала мало, спешу отправить письмо, чтобы оно пришло одновременно с посылкой.

Пиши. Привет от Коли. Целую.

                РИТА.
Надеюсь, на этот раз посылка дойдёт благополучно.
Пишет тебе ли отец?



Письмо в Пензу из Каменец-Подольского от мамы.

21. 11. 57 г.            ДОРОГОЙ,  ВИТЕНЬКА!

Сегодня у меня радость: получила два письма – от тебя и от Риты. Большое спасибо тебе за внимание ко мне и Рите.

Рита пишет, что получила от тебя письмо, в котором ты выслал им туфли. Это хорошо с твоей стороны. Я всегда и всем говорила, что, ты добрый. Ты прав: им надо помочь доучиться. Скоро и они встанут на ноги.

Рита пишет, что скоро будет у них веселье, но конкретно ничего не знаю.

Витенька, в предыдущем письме ты писал, что вышлешь деньги на свадьбу, а зачем ты тратишься на туфли? А я рассчитывала на твою помощь. Может быть, я не поняла? У меня, к сожалению, никаких сбережений нет.

Живём по-старому. И.А. работает на полставки, я на ставке. Хлопочу пенсию. Получила из Фрунзе нужную справку. Екатерина Фёдоровна оказала содействие в этом. Спасибо ей.

На днях получила от неё письмо, в котором она пишет, что у Юли родился второй ребёнок. Пишет, что получила и от тебя поздравительную телеграмму и очень благодарна за внимание. Хотела бы видеть вас с Ритой. Пишет, какие у тебя планы на лето? Я сама ничего не знаю.

Главное, Витя, следи за своим здоровьем. Лучше питайся.

Моё здоровье лучше. Курорт помог. Но я очень похудела. Много в этом году ходьбы. Дома ничего не успеваю делать. Питаемся неважно. У Скавронских свадьба прошла хорошо. Много было гостей. Подарков – на 41,5 тысячи рублей.

На праздники Рита не приехала. Я очень скучаю о вас.

Витенька, одевайся теплее. Иногда мне становится грустно. Раньше я ждала твоих зимних каникул. А теперь ты взрослый человек, на работе, и когда я увижу тебя, не известно.

Витя, смотрел ли ты фильм  - «Любовь матери?» Он показывает правду.

Пиши, Витенька, чаще. Для меня это большая радость. У нас за последнее время похолодало, но снега ещё нет и погода сухая и солнечная.

На днях, в 9-ом классе проходили тему: - «Автотранспорт» и встретила сообщение, что имеется асфальтированная дорога, по которой регулярно ходят автомобили между Пензой и Москвой. А как добираешься ты: по ж/д или авто?

Крепко целую тебя. Привет от И.А. и девочек.

                Твоя    МАМА.



Письмо в Пензу из г. Черновцы.

22. 11. 57 г.                ДОРОГОЙ   ВИТЕНЬКА!

Сегодня я получила от тебя письмо. Спасибо за него. Правда, твоё письмо меня удивило. Я никак не пойму твоих слов – Я получил твоё письмо, но не нашёл в нём того, чего так долго ждал. Описания всего, что раньше было, в нём не было». Я не знаю, что ты имеешь ввиду «что раньше было».

Витенька! Я тебе пишу в Пензу четвёртое письмо, а от тебя получила всего два. Я тебе отправила краткое письмо о том, что получила твою посылку. Очень большое тебе спасибо за всё. Ты меня очень и обрадовал. Всё, что ты прислал – очень хорошее. Правда, обе пары туфель немного велики, но я уже ношу свои. Они очень хорошие. Я хотела хоть на небольшом каблучке, но и в этих ходить удобно, а то я ходила в совсем старых туфлях. Большое спасибо тебе от меня и от Коли – тебе. Очень я обрадовалась тому, что положил печенье и конфеты и сахар. Ты молодец, что прислал. У нас он был, но уже дней пять, как совсем нет его в магазинах. За всё спасибо, а особенно за то, что ты так внимателен ко мне и моим делам.

Здесь, как и дома, с обувью очень плохо. Я вот совсем не знаю, как быть с туфлями Коли. Я тебе относительно этого писала. Мы послали тебе в воскресенье посылку с яблоками и орехами до востребования. Ты напиши, пожалуйста, как дошли яблоки. Хорошо?

Твоё письмо я  получила в тот день, когда  ты по моим расчётам должен был получить посылку.

Дорогой Витёк! Возможно, что ты не так понял моё письмо и критикуешь меня за то, я не пишу тебе. Ведь, дорогой мой, ты мне не задаёшь такие вопросы, мама хоть изредка задаёт. И что я могу ответить?  Мне бы очень хотелось написать тебе обо всём, как это было между нами раньше. И я таки напишу тебе. Поверь мне. Ты пишешь, что мама в одном письме описывает мою жизнь в 10 раз большую, чем я. Ты знаешь, Витёк, мама очень мало знает о моей жизни. Ты знаешь больше. И есть такие вопросы, которые я пишу тебе, но не могу никому написать. Мама, как и я знает, что Коля предложил пожениться после или в конце четвёртого курса. Ты знаешь, мама писала о свадьбе Клары и спросила об моей. Но подумай, Витёк, ведь это требует много средств, но и это неважно, а главное, - где жить? Видишь, это я не говорила маме. Ты знаешь, что пожениться не так долго, а вот как и где жить?. Комнаты нет в общежитии. Оно и так перенаселено. А на квартиру нужно рублей 200. В этом смысле и играет свою роль богатство. Сейчас я не знаю, где их взять. Посоветуй, что делать? Как решить?

Мы могли бы быть вместе и зимой, а что там! Как это решить? Не могу и предполагать. Посоветуй! Как будет лучше?

И вот ещё я очень хочу, чтобы ты был рядом со мной, когда у меня будет такое событие. Можешь ли ты? Я очень хочу. Ибо кроме мамы и тебя, кто же может быть?

Вот я тебе написала то, что я никому не писала. Что мне делать? Я стала раздражительной. Похудела так, что остался один лишь нос (девочки говорят).

Витёк мой, мне так бывает иногда тяжело. Мне хочется посоветоваться с кем-нибудь из близких. С мамой как-то стыдно.

Витёк, Витёк, посоветуй мне. И скажи – нравится ли тебе Коля, и какое он произвёл впечатление при встрече тут?

Ты как-то писал, что высылаешь фотографию, но сам не выслал. Может, сейчас вышлешь? Мне бы хотелось, чтобы ты поскорее ответил! Постарайся сразу ответить.

У меня всё по старому. Пишет мама. Сейчас мы ходим на практику в школу по методике. Как иногда хочется, чтобы уже кончить учиться.

Дорогой Витёк! Пиши скорей и почаще. Я буду отвечать тебе. Что интересует тебя?   Отвечай на мои вопросы этого письма. Пиши маме почаще.

Привет от Коли. Привет от девочек. Целую крепко. Жду ответа.

                Твоя  РИТА.



Письмо в Дзержинку, Заводской тупик из Черновцов.


31.12.57 г.           ДОРОГОЙ МОЙ ВИТЁК!

Поздравляю тебя с новым годом, желаю тебе успехов в работе и большого, большого счастья. А также желаю, чтобы в скором времени у тебя было столько детей, как на этом конверте.

Витёк мой! Отчего же ты не ответил на мои письма? Что плохого я сделала тебе, милый? Я, Витёк, не знаю даже куда писать тебе, где ты сейчас живёшь? Я так истосковалась по тебе, но увы… Ты даже письма мне не написал.

У меня всё по-старому. Хожу уже на лекции. Сдала три зачёта. Остались один зачёт и один экзамен. А там каникулы. Вот и все мои новости.

Пиши скорей, дорогой.

Привет от Коли и девочек.

Целую крепко, крепко.

                Твоя РИТА.

Жду письма, да поскорей.

             

                П И С Ь М А   1 9 5 8  года


Письмо из Каменец-Подольского в Дзержинку.

8.01.58 г.        МОЙ   ДОРОГОЙ  СЫНОЧКА!

Большое спасибо тебе за письмо и поздравление. Прости, что отвечаю тебе с опозданием. Как всегда очень занята. Каникулы прошли незаметно: то писала доклад, то составляла планы, то сидела на конференции и т.д. и т.п.

Мы живём по-старому. С декабря по март – строительство прекратилось. Так что И.А. снова без работы. Я оформилась на пенсию (350 рублей) за выслугу лет, но ещё деньги не получила. Спасибо Е.Ф. – с её помощью получила справку из Садового.

Жду Риту на каникулы. Приедет, так окончательно скажет, как они решили со свадьбой. Как только всё будет известно, напишу тебе.

С желудком у меня стало лучше, а подхватила плеврит.

Вот кратко о себе и своей жизни. Хочется больше знать о тебе. Меня беспокоит то, что жизнь твоя идёт не так, как хотелось бы. Но что же делать, Витенька? Не горюй, у тебя всё впереди. Главное, береги своё здоровье и добивайся поставленной цели. Летом нужно будет тебе хорошенько отдохнуть. Хорошо бы съездить на юг.

Новостей у нас пока нет. Одни будни.. Погода мягкая.

Витенька, если тебя не затруднит, то купи и вышли бандеролью книги:

1. Хрестоматия по географии для 5 – го класса.
2. Хрестоматия по географии для 6 - го класса.
3. Хрестоматия по географии для 7 - го класса.

Буду тебе очень признательна.

Очень беспокоюсь, вдруг это письмо не застанет тебя в Люберцах.
Пока всё. Крепко, крепко целуем тебя. Желаю здоровья и успеха в работе и личной жизни.
                Твоя МАМА.

Привет от И.А. и девочек. Сегодня весь вечер вспоминали о тебе.



Письмо из Каменец-Подольского в Дзержинку.



9.02.58 г                ДОРОГОЙ   ВИТЕНЬКА!

Два дня тому назад проводила Риту, а на день раньше – Колю. И вот, наконец, нашла время написать тебе. Твоё письмо получила при них. Очень и очень была рада я и все мы весточке от тебя.

Витенька! Ты не грусти. Я уверена, что придёт к тебе счастье и успех. Ты не стесняйся, пиши мне хоть пару слов, но чаще и я буду очень довольна.

Мы живём по-старому. Я всё бегаю по урокам. И.А. дома пока.

Рита ездила к Зое в Минск, а затем приехала к нам на неделю. На следующий день приехал Коля и был у нас неделю. Он возмужал, а Рита страшно худая. В отношении свадьбы – никак не решат. Словом, кажется, пришли к тому, что свадьбу сделают летом, в июле. Приедут Юра и Нэля. Очень и очень хочется, чтобы был и ты.

Возможно,  возьмёшь  отпуск или отпросишься. Без тебя будет скучно. Ведь, ты единственный родной и близкий ей человек – брат. А больше у нас и родни то нет. Напиши своё мнение.

Плохо, никаких приготовлений к свадьбе не делаем, нет средств, а уже надо бы приступать к закупке посуды и т.д.

Витенька! Что слышно о Екатерине Фёдоровне? К новому году я послала ей поздравительную телеграмму, но она вернулась за отсутствием адресата. Что ты знаешь о ней? Ходят слухи, что они продали дом за 80 тысяч рублей и уехали в Воронеж.

Я ей благодарна за то, что она помогла мне достать справку для оформления пенсии. Также слышала, что ты бледный, худой, материально живёшь не важно. Так ли это? Почему скрываешь? Может быть, у тебя неприятность? Пиши. Буду с беспокойством ждать ответа.

После курорта чувствую себя лучше, вернее, чувствовала лучше, но сейчас опять стало побаливать. Но не сравнить с прошлым годом. Лучше, если бы ещё раз съездить на лечение, то ещё можно было бы подержаться., но это невозможно.
Когда а у тебя отпуск и как ты его планируешь использовать?

Слышала, что ты хочешь менять работу. Верно ли это? Пиши. Жду ответа.

Главное, береги своё здоровье. Крепко целую тебя. Привет от И.А. и девочек.

                Твоя МАМА.



Письмо из Черновиц в Пензу.


24.03.58 г.                ВИТЁК,   ДОРОГОЙ!

Как долго мы не получали писем друг от друга. Я тебе опишу всё по порядку. Дорогой! На экзаменах, (как я не учила) получила 4. Поехала к тёте Зое. Заезжала к отцу. О тебе ничего не говорила, ответив, что ты очень редко пишешь. Сказала, что выхожу летом замуж. Реакции никакой. Затем поехала домой, к маме. Немного побыла дома и приехала сюда. Отдохнула я на каникулах ничего. Почти всё время ездила. Приехала и сразу погрузилась в школьную жизнь. Мы до 20 марта с 7-го февраля на практике. Практика занимает очень много времени. Я дала уже три урока, из которых один -  4- ка, а по двум – 5-ки. Коля дал три урока – на 4-ки. Сейчас снова готовлюсь к уроку. Вот так идёт, дорогой Витенька, время.

Милый братишка! Получил ли ты мою посылку и телеграмму? Мне очень хотелось, чтобы ты получил её именно на свой день рождения. Как у тебя прошёл этот день? Пиши о себе больше. Как ты живёшь? Как ты проводишь время? Чем и кем увлекаешься?  И, не скрывай, пожалуйста, от меня ничего. Пиши. Скоро у меня день рождения. Думаю  скромно отметить его. Ты, ведь, знаешь, что в общежитии используют каждый повод, чтобы повеселиться. Мама мне прислала денег, а у меня осталось 50 рублей. Нужно раздобыть их где-либо. И ты знаешь, Витёк, все спрашивают – «Что подарить?». А что я могу сказать?! То, чего я хочу, стоит дороже, т.е. у них нет на это возможности. А так я отвечаю – «Что хотите». Только предупредила, чтобы альбомы и сумочки не дарили. Мне их хватает. Много, чего нужно. Но где денег брать?

Вот все свои мысли тебе высказала.

Пиши скорей.

Привет от Коли и девочек. Целую крепко. Жду.

                РИТА.



Письмо из Черновиц в Пензу.


2.04. 58 г.            ЗДРАВСТВУЙ,   ВИТЁК!

Ты по-прежнему не отвечаешь мне. Почему? Я написала большое письмо в Пензу. А от тебя ни строчки. Получил ли ты посылку в Пензе? Пиши о себе побольше. Хорошо? Как твои дела? Что нового? Где ты будешь находиться в апреле и марте? В Пензе или в Москве?

Добился ли отец пенсии? О тебе я ему ничего не говорила.

У меня всё по-старому. Новое лишь то, что хожу на практику в школу. Дала 6 уроков: один на 4-ку, а остальные на 5. Коля  получил за первые три по четвёрке, а за остальные три – отлично. Живу по-старому. Очень устаю. Хожу в школу во 2-ую смену, с 2-х часов до 9-и вечера. Вот всё. В кино не хожу. Была один раз. Ибо финансы немного не совпадают. Спасибо вам за телеграмму. Собрались комнатой и отметили день моего рождения. Девочки кое-что подарили, а Коля подарил шарфик, красивый, он всем девочкам понравился.

Пишешь ли ты маме?  Пиши ей чаще, пожалуйста. Она у нас одна, и очень беспокоится о каждом из нас. Забывать её нельзя.

К 8-му марта я ей сделаю небольшой подарочек, Думаю,  что ей понравится.

Пиши мне скорей и обо всём. Не забывай своей сестрёнки. Как понравился тебе твой племянник? Привет отцу. Привет тебе от Коли. Привет от девочек.
Целую крепко.
                РИТА.
Витя! Посмотри, пожалуйста, есть ли у вас белые босоножки на среднем каблуке кожаные, и сколько они стоят? А, может, есть светло коричневые? А то у меня нет на ноги, когда будет тепло. Пиши об этом скорее.

Один раз я очень рассердилась на тебя, дорогой Витёк, но это прошло, и было месяц тому назад. Ты знаешь, что меня все спрашивали, а что подарил тебе брат? Я отвечала уклончиво, а потом сказала: - «А вам ведь, всё равно, что мне подарил брат». Ты, конечно, не обращай на это внимание! Что говорил тебе об этом отец?  Пиши всё и скорее. Я вот никак не пойму, почему ты не пишешь? Ведь, время-то у тебя есть. И черкнуть пару слов можно.

Витёк, дорогой, как я хочу увидеть тебя, поговорить с тобой. Жаль, что мы так далеко друг от друга, но пиши, хоть, мне чаще. Говорят, что мы поедем на практику (10 дней) в Ленинград. Но поедут не все. Об этом сообщу подробнее, когда буду знать сама.

                РИТА.



Письмо в Пензу из Каменец – Подольского.

4.04. 58 г.
               
                ДОРОГОЙ   ВИТЕНЬКА!

Давно получила от тебя письмо, но с ответом задержалась, то ждала ответа от Риты, то заболела.

Ты не волнуйся, я уже поправляюсь, хотя на работу ещё не хожу.

Витенька! Я всё время думаю о твоём письме, вернее, о тебе, твоей работе, жизни. Как мне хочется, чтобы всё у тебя сложилось хорошо и ты был счастлив. И я уверена, что так оно и будет, но не сразу.

Беспокоит меня и Рита. Как у неё сложится жизнь с Колей? Но что можно сейчас сказать. Жизнь покажет.

Витенька, я что-то не поняла из письма. Ты за это время ничего не смог себе купить, а с другой стороны хочешь прислать на свадьбу деньги, да ещё и подарок привезти, это, наверное, для тебя будет тяжело. Вообще, смотри сам. Помочь им, конечно, надо, но и тебя мне жалко. Хотя, только и надежда на тебя.

Так вот: УССР, Хмельницкая область, г. Каменец – Подольский, Центральная сберегательная касса № 188, счёт 3 3889. Дудко В.Н.

О дне и месяце свадьбы сообщила после 1-го МАЯ, конечно, постараемся так, чтобы день был для тебя удобным, иначе не может быть.

У меня всё по старому. Поместили меня на доску Почёта. Работы много, вернее, беготни. Но на днях попала под дождь, промочила ноги, т.к. боты прохудились, и слегла, была высокая температура.

Витенька! Если тебя не затруднит, то, когда будешь в Москве, в книгторге, то, если увидишь, книгу «Глобус», ежегодник, вышли его мне пожалуйста бандеролью.

Знаешь, Витенька. Если всё будет хорошо, то я летом хочу взяться за дело. Попробую написать опыте своей работы. В вечерней школе. Чем чёрт не шутит. Правда? Может быть. Что и получится. Вот и все мои новости и думы.
А как  твои дела? Что нового у тебя?

Сегодня читала роман «Лётчики». Какая суровая, но красивая у них жизнь. Или только это в романе?

Ты прости меня, я ещё не совсем здорова, а поэтому письмо получилось не связанное.

Крепко, крепко целую тебя, мой дорогой сыночка.
Желаю тебе здоровья и успеха в работе.

                ТВОЯ   МАМА.

Привет от И.А., девочек и знакомых.

Жду с нетерпением твоего ответа.

Что слышно о Е.Ф.?  (тётя Катя).



Письмо в Пензу из Черновиц.


17.04.58 г.                ДОРОГОЙ  БРАТИШКА!

Твои письма получила. Спасибо. Из них я узнала, что ты живёшь не очень хорошо. Ездишь из одного места в другое. Скучаешь. Очень ты не прав, рассуждаешь о выборе. Ты прав в том, что человек, чем старше, тем он более придирчиво относится к людям, с которыми его сталкивает жизнь. Я верю тебе, что бывает время, когда, - «хоть на стенку лезь», но ты мне писал относительно этого, что не нужно поддаваться такому настроению. И я повторяю твои же слова – не поддавайся плохому настроению.

Ты пишешь, что ты остался один. И у тебя нет таких данных, которые нравились бы девушкам. Витёк! Ты, ведь, сам знаешь, что особых данных не нужно. Ты будь самим собой и всё будет хорошо. Ты симпатичный парень и поговорить можешь на разные темы. И не надо так отрицательно говорить о себе. И я верю, что ты встретишь ещё девушку, которая отвечала бы твоим взглядам, хотя, возможно, она полностью не будет соответствовать твоим взглядам, но это будет. И ты будешь ей верить полностью, ты полюбишь её всей душой. А, ведь душа твоя мягкая, отзывчивая. К ней только надо найти ключ – путь. Правда, можно пройти мимо своего счастья, но в большинстве и нет. Я не сужу о твоих увлечениях, но верю, что ты будешь любим и сам будешь любить.

Витёк мой! Не расстраивайся, что о себе писать нечего.

Я живу по-старому. Занимаюсь. Курсовую работу защитила на хорошо, а за педагогическую практику – отлично. Скоро  начнутся зачёты. Мама мне пишет, а больше никто.

Как ты живёшь? Что у тебя нового?

Пиши. А на слово – «скупой», которое сказал отец, не обращай внимание. Ведь, ты совсем не подходишь к слову «скупой».

Ты на меня не обижайся за письмо, которое ты получил в Москве. Больше такого не повторится. Просто я учту на будущее.

Пиши о себе. Привет от Коли и девочек.

                Крепко целую. РИТА.

Пиши мама чаще, пожалуйста, письма! Жду ответа.



Письмо в Пензу из Каменец-Подольска.

10.05.58 г.             ДОРОГОЙ ВИТЕНЬКА!

Прости, что задержалась с ответом. Твоё письмо порадовало меня. Я его получила накануне 1-го мая. В тот день я получила письмо и от Риты. Была очень, очень тронута вашим вниманием.

У меня только и радости – это вы – мои дети. Это твоё письмо написано в бодрых тонах, и я пока спокойна за тебя, береги себя. Следи за здоровьем, добросовестно относись к своим обязанностям по работе, и всё будет хорошо.

Витенька! На 10-ое мая приезжали Рита с Колей. Всё обсудили. Свадьба будет 30-го августа или 1-го сентября, как только Коля вернётся из лагерей. Другого срока выбрать нельзя. В половине июля они кончают и едут на две недели в Ленинград на практику, а после практики сразу Коля едет на месяц в лагеря. Весь сентябрь будет у них отпуск.

Вот так мы решили. Теперь это уже окончательно. Устраивает ли тебя этот срок? Не задерживайся с ответом, пиши, жду.

Написала приглашение в Минск, Ермалюкам, ответа ещё нет.

Витенька! Вчера поступил от тебя перевод на 2000 рублей на мой счёт, в сберкассу. Спасибо, родной, за внимание ко мне и сестрёнке. Деньги пришли вовремя. Теперь постепенно буду покупать необходимое к свадьбе. До свадьбы, кажется, далеко, но эти три месяца пролетят быстро.

Рита очень худая, её вид пугает меня, ей бы лечиться… Как сложится их жизнь? Как хочется видеть вас  счастливыми.

Вот такие у нас новости, планы.

Пиши о своих планах. На свадьбе ты, конечно, должен быть.

В отношении моей обуви даже не обременяй себя, а вот о свадебном подарке надо подумать, хотя ты уже сделал огромный подарок и мне уже неудобно вводить тебя в новые расходы, но раз ты настаиваешь и располагаешь средствами, надо хорошо подумать.

А пока следи за собой. Хотя, конечно, свадьба сестры бывает раз в жизни.

У меня, Витенька, несчастье…

Умерла мама на 87-ом году жизни. Из Тоцкого прислали телеграмму, приглашали на похороны. Конечно, я не поехала по многим причинам. На душе тяжело. Виню себя в том, что редко писала ей, а, главное, столько лет собиралась повидаться с ней и никак не могла выбрать время. Конечно, я столько не проживу. Разумеется, живой о живом думает.

Ну, кончаю.
Не обижайся на моё письмо. Жду с нетерпением ответа. Крепко целую тебя, мой сыночка.

                Твоя МАМА.



Письмо в Пензу из Черновиц.

12.05.58 г.         ДОРОГОЙ МОЙ ВИТЁК!

Как ты поживаешь? Что нового у тебя? Последнее твоё письмо я не очень поняла. Ты иногда так напишешь, что трудновато бывает разобрать.

Как ты встретил праздник? Хорошо ли тебе было?

А теперь немного о своей жизни. Живу я по-старому. Май встречала ничего. Но перед маем заболела. Была температура высокая из-за нарыва в гортани. Глотать было очень больно. На демонстрацию из-за этого не ходила, была дома, а потом взяла и поехала  домой. Врач прописал мне принимать глюкозу и хорошо питаться. Стараюсь это выполнять, но не всегда удаётся. Особенно, уколы. Нужно будет купить на базаре мёд и попробовать его употреблять. Правда, я уже поправилась и вешу 48,5 кг. Думаю дотянуть до 50, но это уже после экзаменов.

Сначала у нас было 5 экзаменов, но один, по иностранному языку сняли, и стало 4. Кончаем 23 июня, а там на практику в Ленинград, Но беда в том, что поедет лишь половина курса, а мне бы так хотелось увидеть Ленинград, но поживём, увидим.

Дома всё по-старому. Видела Свету, она не изменилась. Кончает уже в этом году. А мама всё по прежнему трудится, жаль, что не было тебя. А когда прихожу в парк резиденцию, то останавливаюсь около того места, где мы фотографировались. Помнишь ли ты? Сейчас там красиво. Рядом цветут магнолии. Вот так я живу.

Отвечай мне скорее. Я буду тебе чаще писать. Жду ответа.

Привет большой от Коли и девочек. Крепко целую тебя.

                РИТА.

Высылаю тебе наше фото.



Письмо в Пензу из Черновиц.

17.06. 58 г.      ДОРОГОЙ   МОЙ   ВИТЁК!

Как твои успехи, дела? Как твоё здоровье? Как ты сдал экзамены? Я думала, что ты уже закончил сдавать экзамены, но увы, ты ещё учишься. Это хорошо. Пиши о себе всё мне. Я ещё успею получить письмо тут.

Витёк! У меня таких новостей нет. Сдаём экзамены. Коля и я сдали два экзамена уже. Оба получили по ним отлично. Осталось ещё два экзамена. Думаем их сдать хорошо. Но повышенную. Мы не будем получать, т.к. по курсовым работам получили четыре. Сейчас мы оба с ним, как «с креста снятые». Похудели. Ничего не поделаешь. Нужно сдавать экзамены хорошо, а это стоит здоровья. Да, причём много уносит. Я, Витёк, так устаю, что ничего не могу делать. Мечтаю хорошо отдохнуть.

В парке, в резиденции, где был ты, сейчас хорошо. Помнишь? Ведь, ты в это время приезжал к нам сюда.

Витёк! Мы поедем в Ленинград на 10 дней 2-3 июля, ибо деньги нам дадут 2-го, а большей верности – 3-го. Едем через Львов. В сутки дают 5 рублей. Очень не разгуляешься.

Тебе большое спасибо за письмо. Я теперь буду знать, как добраться к тёте Кате. Что я собираюсь купить себе, не могу сказать. Не думала об этом. Да, к тому же, не знаю, как буду просить у неё деньги. А сейчас не знаю, нужно ли мне что. Я тебе напишу, когда мне нужно будет. Ведь ты написал, чтобы я не стеснялась. Ах, Витёк! Мне бы хотелось увидеть тебя. Но мы так далеко друг от друга, что это трудно сделать. Думаю, что мы скоро встретимся. Спасибо тебе за всё, что ты делаешь для меня.

Привет от Коли и девочек. Крепко целуем.

                РИТА.

Ты как-то рассердился на меня, когда я просила написать мне, есть ли у вас там обувь. У нас нет ничего. Я себе купила тряпочные танкетки, но они уже рвутся. Я думала тебя спросить, а если есть, то прислать денег. Ну, ничего, как-то обойдется и это.

Пиши мне скорей. Я ещё успею получить твоё письмо здесь до 2-го. 3-го поедем.



Письмо в Пензу из Каменец-Подольского.

21.06. 58 г.      ЗДРАВСТВУЙ,   ДОРОГОЙ   ВИТЕНЬКА!

Прости меня, дорогой сыночка, за долгое молчание. Всё ждала ответа от Риты, намекала ей, и толком ничего не узнала. Ты понимаешь, конечно, о чём я говорю. Мне очень неловко перед тобой. И.А. тоже ругает меня за это. Больше этого не будет. Буду писать чаще. А как хочется знать о тебе. Как твоё здоровье? Как самочувствие? Как успехи в работе? И вообще, что нового у тебя?

Куда тебе писать в Пензу или в Люберцы?

У нас всё пока по-старому. И.А. работает десятником. Я сейчас в отпуску по школе. Но домашней работы прибавилось. Кручусь с утра до вечера, как белка в колесе. Об отдыхе не приходится думать в это лето.

Зато, в прошлом году удалось побывать на курорте.

Рита, видимо, числа 1-2-го отправится на практику, в Ленинград, где они пробудут до 14-го июля. После её возвращения из Ленинграда, начнём готовиться к свадьбе
.
Она написала, что ты написал ей, как добраться до Екатерины Фёдоровны.

Теперь, Витенька, о подарке. Всё, что ты подаришь, будет хорошо и ценно. Смотри и располагай. Исходи из своих возможностей, а вкус и смекалка у тебя есть. Хорошо купить бархатную скатерть. Но её даже в Москве трудно, говорят, достать, а тебе, возможно удастся. Или красивое покрывало и две накидки на подушки. А, впрочем, как хочешь сам. У них с Колей ничего нет и всё будет хорошо. Не сердись на меня, Витенька, за бестолковое письмо. От волнений у меня голова стала плохо соображать.

А как у тебя с отпуском? Теперь уже известно?

Как бы там ни было, а на свадьбе ты обязательно должен быть.

Ну, пока всё. Крепко целуем тебя. Будь здоров и счастлив.

                Твоя МАМА.

Привет от И.А. и девочек.

27.06 58 г.


Письмо в Пензу  из Каменец-Подольского.

                ДОРОГОЙ   ВИТЕНЬКА!

Что у тебя нового, мой родной? Как здоровье, самочувствие, успехи в работе и вообще?

Вчера проводила Риту в Черновицы. Приезжала лишь на один день. Она и Коля сдали всё на 5, но повышенной стипендии им не будет. Итак, Рита пятикурсница. Ещё год, и получит путёвку в жизнь. 3 июля они всем курсом поедут в Ленинград, где будут до 17 июля. 20 – 21 июля Рита будет дома, а Коля поедет в лагерь, после лагеря гос экзамен по военному делу, лишь после него приедет из Черновиц в Каменец. Тогда будет свадьба. Это будет или в конце августа, или в начале сентября, в зависимости от конца экзаменов. А как удобнее для тебя? Когда ты будешь в отпуске?

Екат. Фёдор. Прислала письмо. Обещает тоже приехать на свадьбу. Пишет, что Анат. Евст. Был в Ленинграде, и они договорились вместе ехать на свадьбу, если я не возражаю против него. Я не знаю, что на это ответить. Как ты думаешь, Витенька? А, может быть, это не серьёзно? Рите он отказал в поездке, когда она была в Бресте. Он заявил мне, что не на что и не с чем ехать. А теперь говорит другое. А после того, как он был в Москве и видел тебя, то написал Рите ругательное письмо. В нём он писал, что ты очень худой, так как копишь деньги для её свадьбы. Она об этом письме сказала только вчера.

Витенька, я своим материнским сердцем Чувствую, что тебе тяжело, но ты скрывал это в письмах ради сестры. Конечно, это благородно, но здоровье прежде всего. Я даже не знаю, сколько ты получаешь. Стесняюсь спросить об это. Правда, за Ритой и Колей это не пропадёт. Они договорились, что, как будут работать, то будут понемногу с тобой рассчитываться. Ты мне ничего не писал о его приезде в Москву.

Витенька, я всё пишу по старому адресу, а, возможно, ты уже в Люберцах? Очень прошу тебя, коротенько, но ответь мне на это письмо.

Будь здоров. Привет от И.А. и девочек.

              КРЕПКО   ЦЕЛУЮ   ТЕБЯ   -   ТВОЯ   МАМА.



Письмо в Пензу из Черновцов.

28.06.58 г.                ДОРОГОЙ,   МОЙ   ВИТЁК!

Сегодня сдали все экзамены. И теперь мы пятикурсники. Оба сдали мы экзамены на отлично. Но повышенной не будем получать, т.к. у нас по курсовым работам хорошо.
Теперь даже нет мне что-нибудь делать.
А как ты? Что у тебя нового? Пиши.

Я о себе не пишу больше, ибо написала тебе письмо, а сегодня вспомнила, не на тот адрес. Ты пойди и забери. Я написала: Пенза, 12. До востребования. Ты пойди и забери. Уже, наверное, не успеет прийти.

Едем в Ленинград 3-го июля, заказали билеты уже.

Вот все мои новости. Я тебе ещё напишу письмо.

Если хочешь, то напиши мне письмо в Ленинград на Главпочту. Надеюсь, что я её найду. Я постараюсь зайти к тёте Кате. О твоих заботах обо мне я не забуду. В том письме я тебе описала всё. Ты возьми его и всё узнаешь.

Я хочу тебя спросить. Может быть, мне заехать в Москву, если ты будешь там, взяв билет через Москву и Киев? Посоветуй мне, пожалуйста. Наша практика кончается 16-17-го.

Посоветуй.

Привет от Коли. Привет от девочек.

Крепко, крепко целую тебя.

                Твоя РИТА.

Зайди и возьми письмо. Написано: Пенза 12. Моя ошибка, прости…



в Пензу из Каменец-Подольского.

6.07.58 г.           ЗДРАВСТВУЙ,  ДОРОГОЙ  ВИТЕНЬКА!

Получила вчера от тебя письмо. Спасибо, родной, за внимание. Витенька, ты пишешь, что, возможно, приедешь не один. Я буду рада принять вас, но всё же напиши конкретно – с кем ты предполагаешь приехать: с женой, невестой, подругой, товарищем? Это я должна знать. Ты, я думаю, понимаешь почему.

В отношении того, как вы отдохнёте, трудно сказать. Примерно наши условия и возможности ты знаешь, но всё, что от меня зависит, я постараюсь сделать. Вот только плохо то, что я уже буду работать, но что-нибудь придумаем. Думаю, будет не плохо. Тем более, что будут отдыхать и Рита с Колей весь сентябрь. Так что, Витенька, обязательно приезжайте. Обязательно.

Витенька, с ответом не задерживайся. Не заставляй меня мучиться в догадках. Дома всё  по-старому. Я хлопочу по дому, И.А. работает на строительстве. Рита уехала, как тебе известно, в Ленинград.

Погода у нас тоже неважная. Часто идут дожди, но погода, как известно, изменяется. Надеемся, что сентябрь будет солнечный.

Витенька, прошу тебя, береги себя. Лучше питайся.

Пока кончаю коротенькое своё письмецо.

Крепко целую тебя. Всего доброго, сыночка.

                Твоя МАМА.

Привет от И.А. и знакомых.

С нетерпением жду ответа.



Письмо  в Пензу из Каменец-Подольского.

29.07.58 г.     ЗДРАВСТВУЙ,   МОЙ   ВИТЁК!

Прости, что долго не отвечала, родной. Я так  закружилась, что не хватило времени. А тебе большое спасибо за всё. Мне очень понравился Ленинград, правда, жаль, что мы были там мало (11 дней), а, ведь, за это время не увидишь ничего основного, а там есть что посмотреть. Уставали ужасно, но успели немного увидеть.

Была у Юлия. Видела его и Гелу. А в воскресенье приехала с дачи и тётя Катя. А потом увидела и ещё одну свою тётю – жену дяди Сергея.

Видишь, Витёк, не видела никого. А, вдруг, столько увидела своих родных. Вспоминали тебя, родной.

Витёк, мы ходили к Юлику с Колей. Я не знаю, какое впечатление произвёл на них он. С Юлием они не разговаривали много. Не видела я только их детей, так как не было времени съездить к ним на дачу.

Спасибо тебе за деньги. Я купила себе платье белое и босоножки белые. А Коле – костюм за 700 рублей. Вообще, деньги бежали очень быстро.

Дорогой Витёк! Сейчас я дома. Отдыхаю. Из Ленинграда выехала на день раньше. Так достали билеты. Коля сейчас в Лагерях, а после них будет сдавать гос. экзамен по военному делу, а там мы поженимся. И справим маленькую свадьбу. Нужно отметить этот день. Думаем, это будет в конце августа, а, если экзамены задержаться, то в самом начале сентября. Относительно этого, мы ещё напишем тебе письмо.

А как поживаешь ты? Что у тебя нового? Когда ты пойдёшь в отпуск?

Пиши обо всём и скорей. Я тебе пишу на Москву это письмо, а, может быть, ты находишься сейчас в Пензе? Пиши о себе побольше. Ждём от тебя письма.
Мама вечно занята, даже во время отпуска.
Привет тебе от И.А., Коли, Иры.
Крепко целуем тебя.

                Твои МАМА и СЕСТРА.



Письмо в Пензу из Каменец-Подольского.

13.08.58 г.      ДОРОГОЙ ВИТЕНЬКА!

Спешу ответить тебе на твоё письмо. Свадьбу мы назначили на 6 сентября. Это, кажется, тебя устраивает. Очень и очень хочется, чтобы ты приехал. Я уверена, что, если у тебя получится, ты будешь.

Средства, конечно, нужны, но сколько же можно тянуть с тебя?

Приготовление у нас идёт туго. Пока лишь, побелили комнаты и начали красить полы.

Продуктов ещё не запасли. Сейчас начало учебного года, реорганизация школы, я очень, очень занята по школе и очень трудно. Волнуюсь, как оно получится. Это очень будет кстати, если ты кой-чего из продуктов и вин привезёшь. У нас в магазинах, кроме риса, ничего нет, и я тебе сообщу по телефону, но вполне полагаюсь и на тебя.

У нас дома всё по-старому. Рита дома, Коля до конца августа будет в лагере.

Рита написала тебе письмо в Москву, получил ли ты его?

Очень тороплюсь.
Будь здоров, Витенька,  береги себя. Плохо, что ты потерял в весе. Боюсь, что ты успокаиваешь меня. Хочется видеть тебя.
Крепко, крепко целую тебя, Витенька.

                Твоя МАМА.

Привет от И.А., Риты и знакомых.

               

                ДОРОГОЙ МОЙ ВИТЁК!

Я написала тебе письмо в Москву после практики. Спасибо тебе за всё. Я сейчас дома, помогаю маме, а Коля в лагерях. У нас всё по-старому. Понемногу готовимся к свадьбе. Думаю, мама сообщила тебе о дне. Наше мнение совпало с твоим, дорогой Витёк! Ты приезжай к нам обязательно. Мы все будем рады.

Мама пошла на работу. У неё кончился отпуск, а я  остаюсь дома одна.

Витёк! Я тебе написала о своём впечатлении о Ленинграде. Он мне очень понравился. Жаль, что были мало. И ещё много не увидели. А тебе мы с Колей очень-очень благодарны. Спешу, так как мама уходит в школу и отнесёт письма.

Напиши точно, до какого числа ты будешь в Пензе, а то получится так, что мы напишем тебе письмо, а тебя не будет там.
Пиши скорее, дорогой Витёк!
Привет от Коли.  Ждём ответа.
Крепко, крепко целую.
                РИТА.



В Дзержинку из Черновцов.


5.11.58 г.                Поздравляем  с праздником,


                ДОРОГОЙ    МОЙ    ВИТЁК!

Спасибо за письмо, которое принесло нам весточку о тебе. Правда, из него не очень ясно поймёшь о твоей жизни, хотя кое-что понять можно.

Дорогой мой, спасибо за поздравление «без которого жить можно».

Но, ведь все поздравляют друг друга с праздником. Так принято. И не будем исключением из людей.

О себе, Витёк, пиши больше и чаще, а мне сейчас особенно нужна поддержка и совет, а ты как раз на это мастер. А теперь, мой дорогой, опишу своё житьё-бытьё. После твоего отъезда и мы скоро поехали на учёбу. Жили в разных комнатах. Я на третьем, а Коля на втором этаже. Кстати, я живу в прошлогодней комнате и почти сплю на старом месте.

Надеюсь, ты не забыл, что я жила в 24 комнате. Через полмесяца комендант смилостивился над нами и дал маленькую комнатку. И мы только пожили два дня, как он сказал, чтобы мы переселялись на старые свои места. Ничего не поделаешь, ведь, это не в наших силах. Будем жить так… Платить 200 рублей за квартиру у нас нет средств. Братишка.

Занятия наши идут понемногу. Витёк! К дипломной мы не приступали, хотя работать нужно (это только тебе). Коля не играет в преферанс. Не с кем. А фотографии твои мы вышлем, когда будем дома. Думаем на праздники поехать домой. Купили Коле пальто за 500 рублей и наши финансы запели романсы.

Витя, получил ли ты нашу посылочку? Прости, что ящик плохой. Нигде достать в магазине нельзя, а на базаре маленький стоит 10 рублей, да ещё найди его. Это наш подарок тебе к праздникам. Хоть будешь вспоминать нас чаще.

Витёк мой! Кофточку мне ещё не купили. Когда она будет, неизвестно.

А как продвигается выполнение твоих обещаний? А фото ты нам сделал? И маме пиши почаще. Хоть пару слов.


Витёк мой! Как мне хочется увидеть тебя и поговорить. В письме этого не напишешь. Ты не знаешь, родной, что будешь дядей. Нравится ли это? Мне не очень, т.к. припадает под  Гос. экзамены. Посоветуй, что делать. Это проходит у меня плохо. Нужно много витаминов, ибо я очень слабая. Меня это приглушило сообщение, а к тому же у меня хронический аппендицит. Наверное, будет операция. А я так боюсь болеть. Посоветуй, что делать? Мне страшно просто. Буду ждать ответа. Это только тебе. В следующий раз напишу о себе ещё. А ты поскорей отвечай на все мои вопросы.

Крепко целуем тебя. КОЛЯ  И  РИТА.

Высылаю часть фотокарточек.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

19.11. 58 г.          ДОРОГОЙ   ВИТЕНЬКА!

Прости за долгое, долгое молчание. Были неприятности по дому с И.А. Его сняли с работы за аварии. Он не виноват.

Потом заболела. И вот уже вторую неделю болею. Завтра пойду на работу.

Как ты поживаешь, мой сыночка? Что нового в твоей личной жизни? Так всё хочется знать! Я твоё письмо читала и перечитывала. Потом затеряла твой адрес. И вот, неожиданно, нашла. Такая стала, без памяти.  Пиши, дорогой Витенька, хоть несколько строчек.
На Октябрьские праздники были Коля и Рита. Живут они дружно. Но не везёт им. Рита заб6ременела.  Это хорошо, но роды совпадают со вторым Гос. экзаменом. Во вторник у неё обострился хронический аппендицит. Нужна обязательно операция. Представь, наша худенькая, болезненная Рита, за 7 месяцев должна сделать операцию, перенести роды, сдать экзамены, написать и защитить дипломную работу.

Аборт врач не рекомендует. Может потом не быть ребёнка, а они хотят детей. В общем, сегодня, они должны дать мне ответ с окончательным решением. Я не нахожу себе места.

Маленькие дети – маленькое горе, большие дети – большое горе.

Чем ей помочь? Не могу ничего придумать. Вот какие у нас новости. А в остальном всё идёт по-старому.

Квартирантов не имеем, И.А. не работает. Целый месяц не ходил в техникум. На этой неделе снова пошёл. Топлива так и не запасли. Установили мне газ плиту.

Витенька, пиши мне. Я такая одинокая. А ты береги себя, лучше питайся.

Ты, наверное, знаешь, что Юля лежит в больнице. Екатерина Фёдоровна с ним.
Ермалюки молчат. Ну, всего хорошего. Крепко целую тебя.

                Твоя МАМА.

Привет от И.А. и знакомых.