Хобби

Георгий Бойчевский
Уставшие Василий Петрович и его внучка-красавица уселись на поваленное дерево и решили немного от-дохнуть. Путь по кустам, кочкарникам и бурелому лёгким не назовёшь. Особенно когда комары заедают и пот в три ручья. Смородина, особенно чёрная, растёт в таких дебрях, куда не вдруг проберёшься. Уж очень любит эта ягода места сырые, пойменные, поросшие густым кустарником. Но зато раздвинешь куст, а там… красота и загляденье! Кисти ягод наливные, так и просятся в рот.
Через пару часов  вёдра были уже полными, а значит пора возвращаться. Чуть отдышавшись, Анюту вновь потянуло на разговоры:
- Деда, а кроме твоей работы, охоты, рыбалки у тебя какое-нибудь хобби было? Ты ещё чем-нибудь увлекал-ся?
- Конечно! Как и любой человек. Фотографией всю жизнь увлекался, цветные камни собирал, берёзовый кап и всякие коряги иногда собирал и обрабатывал. Это и есть увлечения. А вот хобби, в моём понимании - это немного другое. Это когда что-то коллекционируешь не просто так, а системно. Вот, например, собирал я в детстве спичечные этикетки. Но не все подряд, а строго по определённым темам. У меня были адреса спичечных фабрик, других коллекционеров. Мы обменивались на-клейками. Но куда подевалась эта коллекция, я уже не помню. Во время переезда потерялась. Позже у меня появилась другая «коллекция», которую потерять вообще невозможно.
- А это как?
- Угадай с трёх раз. Эту коллекцию нельзя ни потерять, ни подарить, ни продать.
- Нет, я сдаюсь. Мне кажется, такое невозможно.
- Ну, хорошо, я тебе расскажу. «Коллекционировал» я…  реки, в которых удалось хоть раз искупаться. Мне доводилось очень много колесить по стране, и вот в юности поставил себе задачу - искупаться во всех крупных реках СССР. И ты знаешь, к настоящему времени на территории России не осталось ни одной крупной ре-ки, в которой мне не довелось искупаться. А вот на бывшей территории СССР, увы, остались не опробованными Сыр-Дарья, Аму-Дарья и Днепр. Хотя и пересекал я Днепр на поезде, но искупаться так и не уда-лось.
О первых шагах к этому моему увлечению я тебе уже рассказывал. Помнишь? Когда говорил про то, как научился плавать. Это было на реке Псекупс, левом притоке реки Кубани. Но это тогда. А сейчас Псекупс впадает в Краснодарское водохранилище. А ещё раньше, в конце пятидесятых годов на Чукотке я не купался, но плескался с мальчишками в бассейне реки, созвуч-ной с твоим именем.
- Это как? Река Аня, что ли? Я такой никогда не слышала.
- Нет, река называется Анюй. Есть такая река на востоке нашей страны. Впадает она в Колыму, чуть ниже Нижне-Колымска. Когда я тебе рассказывал про се-верные миражи, устье этой реки я тоже видел, хотя был от него за сорок километров.
Пока учился в школе, мне довелось посетить только три крупных реки нашей страны и искупаться в них. Это Дон, Волга и Колыма. А вот начиная с техникума, всё и закрутилось. По Алдану и его притокам мне довелось много сплавляться. Купаться приходилось даже тогда, когда не очень-то хотелось. То лодка перевернётся, то плот на валун налетит – хочешь, не хочешь, ныряй в ледяную воду.
В Амуре много раз и с большим удовольствием плавал в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре и в селе Красном, что недалеко от устья этой могучей реки.
Воды Ангары впервые опробовал в 1968 году, когда летел из Алдана в Москву. В Иркутске была пересадка и между самолётами три часа свободного времени. Вот их я и использовал. Причём впервые посетил реку целенаправленно – в это время я уже поставил себе такую не-обычную цель. До Ангары реки в моей коллекции были просто потому, что я там жил, работал, учился. Таких рек в моей жизни было очень много: Кубань, Печора, Хатанга, Томь, Обь, Вятка и так далее.
После Ангары таким же образом, то есть проездом, удалось искупаться в Лене, Енисее, Иртыше, Северной Двине, Неве. Знакомство с Леной мне обошлось дороже всего. Но и запомнилось больше всех. А дело обстояло так.
Из-за непогоды наш самолёт задержали на несколько дней. Но это в сумме, а задержки были по 2-3 часа. Никуда не отлучишься. Но однажды ещё утром объяви-ли, что до вечера погода точно не изменится. Этим я и решил воспользоваться. Но когда добрался до реки, оказалось, что основное русло находится далеко, и что-бы до него добраться, нужно пересечь несколько проток и островов. Карты у меня не было, город я плохо знал, поэтому возвращаться, искать другое место и терять время я не пожелал. И сдаваться не хотелось. Упрощать себе задачу тоже не хотелось – казалось бы, подумаешь что протока, всё равно это часть реки. Нет, упорства мне тогда было не занимать.
Разделся, одежду ремнём увязал в тюк и поплыл. В одной руке одежда, а другой загребаю. А в кармане пиджака документы, билет на самолёт, деньги. Силы не рассчитал и на второй протоке тюк макнул в воду. Но до главного русла всё-таки добрался. На обратном пути догадался прикрепить одежду к голове и благополучно миновал все протоки. Но размывы и подтёки в паспорте так и остались, пока не выдали новый документ по возрасту. Ну а деньги только чище стали – что с ними сделается?
А вот на реке Хатанге я чуть было не поставил жирную точку на своём «хобби». Искупаться в этой реке до-велось всего один раз – уж очень холодное время было. А вот второе купание могло быть последним не только в этой реке, но и в жизни. А случилось вот что.
В тот сезон мы работали на северо-восточных отрогах плато Путорана. Добирались в горы вертолётом из посёлка Хатанга. Перед вылетом в поле я несколько дней работал в фондах экспедиции – просматривал геологические отчёты по территории будущих наших работ. Ну а когда выпал выходной, решил «прогуляться» на левый берег Хатанги. А это два с половиной километра ледяной воды. Была у меня с собой двухместная рези-новая лодка – вот на ней я и пустился в эту авантюру. Сейчас я называю это авантюрой, а тогда очень захотелось своими глазами увидеть пути миграции самого крупного в мире стада таймырских оленей.
Утром благополучно перебрался через реку, да по протокам ещё с десяток километров. К вечеру вернулся к реке и стал переправляться на правый берег. Где-то на середине реки мимо меня проплывала коряга с острыми сучьями.  Коряга тяжёлая, пропитанная водой, поэтому почти незаметная. Я чудом успел от неё увернуться. Когда осознал, что могло случиться, если бы не заметил вовремя эту корягу,  мне стало не по себе. Лодка хоть и двухкамерная, но километр до берега я вряд ли бы дотянул. А вода ледяная. Вот что значит не соблюдать технику безопасности.
- Да, дедушка, горбатого могила исправит. То у тебя одиночные плавания непонятно на чём, то одиночные маршруты.
- Анюта, от тебя такого грубого определения я не ожидал. А впрочем, по большому счёту ты права – тягу к неизведанному очень тяжело преодолеть. Об этом го-ворит вся история человечества. Если бы все жили строго по правилам, многие открытия так и не состоялись бы. И Америку бы Колумб не открыл. Впрочем, последнее, может быть и к лучшему. Как поётся в песне:
«Дурак! Он лучше бы открыл
На нашей улице пивную…»
Эх, научились бы люди не только открывать, но и закрывать. Сколько горя можно было бы избежать, не допустить.
- Ну, что, Анна Андреевна, засиделись мы с тобой, - Василий Петрович поднялся, разминая затёкшие ноги. Пора домой.
- Пора. А то комары нас здесь съедят. Да и кушать что-то захотелось.
Анюта подхватила ведро с ягодой и зашагала впереди деда в сторону лодки.