Несколько слов о любви

Анатолий Пеньшин
Это самое простое, то с чем мы встречаемся каждый день. Да и вообще кто не знает, что такое любовь? Все знают. Или все-таки не все? Или все не знают?   Это так просто и оказывается очень даже и непросто.

Посмотрим что нам говорит о любви Писание.
-Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.  [Ин. 13,34-35]

-Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? Мф.5,46

-Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся. Сол 24,17

-Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». Притч.24,29

-Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку. Притч.27,19

-Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. Тов.4,15

-Нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих. Ин.15,13

-Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. Лк.6,27

-Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим.13,10

-..благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Лк.6,28

-..возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. -Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Лк.10,25-28

-..истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Мк.12-32,33

-Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 2Ин.1,6

-Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна. 1Ин.2,10

-Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской. Втор.10,19

-Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. 2Ин.6

-А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Рим.8,30

-Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Рим.8,33

-Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. 1Пет.4,8

-И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 1Кор.13.3

-Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. 1Кор.13,8

-А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. 1Кор.13,1

-Всё у вас да будет с любовью. 1Кор.16,14

-Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Рим.5,7

-Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Кол.3,14

-Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. 1Кор.13,4-8

-Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть. Притч.15,17

-И живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Еф.5,2

-Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Отк.2,4

-Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. 1Кор.13,2

Исходя из сказанного, наверное мы не ошибёмся, если скажем, что любовь - это соединение. Без соединения ничего невозможно понять в другом. Ни в Боге, ни в человеке, ни в природе. Только в соединении души человека со всякой травинкой, кузнечиком, человеком мы обретаем возможность понять и принять всё и всех в себя и через то относиться ко всему как к себе, как творению Божию и значит любить, а не судить.

   Что касаемо обретения любви, то получивший её дар изменяется совершенно. Всё уже видится не так как всегда. Уже по-старому у него ничего не получится, хотя некоторые случаи рефлексии и возможны, но скоротечны.
   Любовь - это благодать соединения человека со всем человечеством, со всем тварным и нетварным и через то познание Бога, соединение с Ним.
доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; [Еф.4:13]
   Любовь это тяжелая ноша. Христос понёс наши грехи именно в результате любви к нам. О чем молился Господь на горе Елеонской? До кровавого пота. Бог Творец, отождествляет себя с любым из "малых сих".

 "И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю". [Лк.22:44]

С чем борение? Может с отвращением, кое вызывали у Него наши грехи. Ведь их все и за все времена надо было принять м пропустить через себя.
 Вот она чаша, о которой говорит Христос. Не распятие страшило Его. Ибо и нам говорил, чтобы не боялись убивающих тело, а душу Христову убить никто не может.

Воплощение Христа это новое рождение человека с помощью любви.

Довольно часто любовь называют жертвой. Это не совсем так. Если уж говорить о жертвенности, то она есть результат, проявление любви, но не сама любовь.

Вот тут прямо любовь противопоставляется жертве: 32    Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
    33    и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
    34    Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его. (Мк. 12)

Любовь открывается в прощении.
   «Естественным основанием любви, – писал профессор СПбДА С.М. Зарин, – является единство происхождения людей, тождество общечеловеческой душевно-телесной природы всех людей». Каждый человек, будучи лишь «частичным, далеко не полным, выражением общечеловеческой сущности»  чувствует, с одной стороны, неполноту, недостаточность своей личной жизни в ее отдельности, обособленности от других личных человеческих жизней. Человек стремится к восполнению этой недостаточности психическим содержанием других личностей во взаимообщении с ними. С другой стороны, он ощущает потребность поделиться с другими людьми своими личными природными дарами, – тем особенным,  что он получил от Творца. Влечение одной личности к другой для возможного тесного объединения их жизней в целях взаимного восполнения – составляет природу и сущность естественной любви. …….. христианская любовь-агапе не только эмоция, но это и разум, и воля и все остальное вместе и целостно.
   Иоанн Зизиулас. «Мы можем любить, только если мы представляем собой личности, то есть, если мы позволяем другому быть по настоящему другим, вместе с тем пребывая в общении с ним. Если мы любим другого несмотря на то, что он отличается от нас – или, точнее, он совсем другой, не такой как мы, – то тогда мы переживаем свободу как любовь и любовь как свободу».

   Архимандрит Софроний (Сахаров): «любовь перемещает жизнь любящего в лицо возлюбленного: существование возлюбленных мной лиц – становится содержанием моей жизни».

Мартин Бубер описал два типа отношений между людьми : Я-ОНО и Я-ТЫ.
Я-ОНО – это когда один человек для Другого является средством, функцией без взаимности. «Я» в этом случае – наблюдатель, «ОНО» – анализируется. Здесь нет равенства, взаимности, это – иерархические, вертикальные взаимоотношения.
Отношения Я-ТЫ – это взаимное переживание ДРУГОГО, эмпатическое отношение «Я» к ДРУГОМУ. Здесь нет « Я», есть – «Я-ТЫ». С каждым «ТЫ» в каждое мгновение отношений « Я» создается заново.  «Я» нуждается в «ТЫ» для своего становления. «Я» формируюсь ответом Другого. «Я» слышу «ТЫ». Отношения «Я-ТЫ» – это горизонталь, не иерархия, это – равенство, и форма этого равенства – диалог. Бубер далее пишет: человеку приходится жить главным образом в мире Я-ОНО; живя исключительно в ТЫ-мире, мы бы сгорели в белом пламени.
Вступления в отношения « Я-Ты» говорит о взаимном перихоральном намерении позволить своему «Я» узнать бытие «Ты» и обратиться вновь к самому себе.
Святые отцы писали о перихорезесе Троицы – Их взаимопроникновении Друг в Друга как способе Существования.

   Любовь это взаимопроникновение душ, присоединение души моей к душе другой.
Любовь это и состояние и процесс, ибо иногда она требует некоторого усилия.
Учение Христа это учение любви о любви, а не учение борьбы, хотя и со злом.
Достижение любви через преодоление зла? Думаю это принципиальная ошибка. Зло преодолевается через обретение любви, а не наоборот, когда кажется, что одолевается зло и потом в следствие этого обретается любовь. Поэтому Бог предупреждал об убийстве Каина.

Вот ведь!
Мир наполнен любовью.  Не сатаной, а Богом.
Посмотрите вокруг. Вот идут держась за руку бабушка и внук.

Бабушка.
Для неё нет ничего более высокого чем любовь к этому несмышлёнышу.  Пожалуй даже больше чем к сыну оболтусу, который уже вырос и немного не такой, как его ей хотелось в то время, когда она его растила.

Малыш.
Идёт держась за руку бабушки, вдруг делает полшага влево чтобы наступить в яму выбоины. Зачем ему это? А затем, что он любит этот мир и он в каждую выбоину его хочет наступить и исследовать и значит впитать в себя. Весь мир для него это он сам. Он сам пропитан любовью.
Посему Господь и говорит: «будьте как дети».

Мир пропитан любовью.
   Любовь не есть оправдание грешника и греха его, она есть сочувствие грешнику, ибо обнимает не только праведность, но и всю вселенную.

   Но есть один интересный вопрос. Разве Христос всех любить призывал? Может только ближних? Иных псами и свиньями называл. Призывал не метать перед ними жемчуга. А вот любить призывал только Бога и ближнего. Кстати ближний, при ближайшем рассмотрении оказывается Христом. Отсюда вывод, что любить Христос призывает  только христиан, братьев Своих. Может я ошибаюсь?

   Если любовь рассматривать как духовное единение, то опасно для спасения любить язычников, ибо это означает соединится и с их верой, противной Христу и значит это погибель. Об этом в самом начале Бог предупреждает Адама.  Чтобы не ел плода от древа познания добра и зла.

   И ещё. Почему Христос всё время называет себя сыном человеческим? Не говорит: "Я нечто среднее между Богом и человеком", а сын человеческий. Этим Он призывает нас искать наше единство с Ним, искать в Нем себя и в себе Его. "Царство Божие внутрь вас есмь".  "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".[Ин.13:35]
Именно между собою, а не между собой и язычниками. Ведь соединяясь душой с язычником, мы обязательно должны соединиться и с тем, чему принадлежит душа язычника, принять это в себя. А это уже смерть, ибо не живут в одном доме Бог и сатана. Нет общего у Христа с Велиаром.

 Как же тогда относиться к иноверцам? С уважением как к образу Божиему, как к будущему брату во Христе.
   
   Любовь ко всему прочему ещё и необходимое условие жизни на земле. Без любви всё погибнет, даже и мать убьёт своего ребёнка когда он будет ей просто мешать в чем-то, если не имеет любви.

Любовь это всемирный закон всеобщего единения. Как закон тяготения во вселенной. Убери его и всё рассыплется.
И еще два слова. Часто слышим правильные слова, что любовь это когда отдаёшь, делишься своим. Но думается более того это способность принять в себя чужое, пусть и не вполне приятное. Только так любовь есть единение,слияние,взаимопроникновение. [Мф.8:17] да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.