М. М. Кириллов Татищево Очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

ТАТИЩЕВО

Очерк

      Когда едешь на поезде из Москвы, то за час до Саратова проезжаешь станцию Татищево. Небольшой вокзал, круглая водозаборная башня, близко к путям, почти у самых вагонных окон. Жалкая зелень и грунтовые дороги, убегающие в степь. Это всё, что успеваешь рассмотреть за время краткой остановки. Да и стоит ли особенно рассматривать, ведь впереди желанный Саратов.
     Но пришло время,  и пришлось  в Татищеве побывать.  Это произошло в семидесятые годы. Наш Саратовский Военно-медицинский институт курировал тогда, как и поэже, татищевский военный госпиталь. И я не раз ездил туда, консультируя тяжёлых больных. Тем более, когда в нём начинали работать наши выпускники, в том числе ставшие терапевтами. Один из них даже, работая в этом госпитале, защитил кандидатскую диссертацию. Помню, отмечали мы это событие в лесочке возле Татищева. Диссертант, в последующем ставший профессором, постарался всё это там организовать.
      С Татищевым меня связывала срочная служба моего племянника (и тёзки). Он был из студентов мединститута. После полковой школы он проходил службу на дивизионном стрельбище и почти всё время там и находился с напарником. Это было вольготное время для них: когда подразделения отстреляются, им нужно было оперативно заменить мишени, привести всё в порядок и можно было отдыхать. Нареканий от начальства за все два года работы к ним не было.
      Командование воинской части доброжелательно относилось к солдату, а, узнав, что у того рядом, в Саратове, родной дядя – профессор, раз в две недели специально посылали за мной командирский газик и привозили в госпиталь консультировать больных. Это позволяло нам видеться. А в благодарность обязательно угощали меня и племянника вкуснейшей жареной картошкой и котлетами из столовой. Это скрашивало  стрельбищное однообразие службы моего родственника. Его там так и звали «племянник». Однажды я даже заехал на стрельбище посмотреть на их домик, оборудованный  печкой. У них там даже гитара имелась. Чем не служба! Спустя десяток лет мой служивый стал известным ленинградским терапевтом-кардиологом.
      А однажды как-то, уже после его увольнения, меня вызвали к его бывшему заболевшему командиру, подполковнику, начальнику полковой школы. Тот лежал в реанимации с тяжёлым инфарктом. Вёл его очень хороший врач, наш выпускник Виктор Егорович К. Я внимательно осмотрел больного, изменил лечение, добавив ряд препаратов. Посидел у его постели. Вспомнили о моём племяннике. Я читал в его глазах мольбу о помощи и старался его поддержать, но, спустя пару недель, мне передали, что он всё же скончался от сердечной недостаточности.
     Городок я видел всякий раз недолго, но он запомнился мне чистотой улиц, множеством жилых зданий, казарм. Трёхэтажный госпиталь стоял в зелени и был окружён ухоженными дорожками. Рядом где-то в городе протекала река Идолга, приток реки Медведицы, впадавшей в Дон.
     Об истории возникновения городка Татищево здешние жители знали мало. Городок возник на берегу этой речки в ходе строительства железной  дороги от Козлова (Мичуринска)  до Саратова в 70-80 –е годы 19-го века. Здесь был перевалочный пункт при перевозке поваренной соли из озёр Эльтон и Баскунчак. Возили здесь в те годы  и зерно. А почему именно Татищево назвали это место тогда, осталось неизвестно. Может быть , какой-нибудь купец прославился.
      В 1984-м году к нам на кафедру приехала делегация Всесоюзного НИИ пульмонологии МЗ СССР во главе с академиком Н.В.Путовым, его руководителем. В делегации были: профессора М.М.Илькович, Н.А.Богданов, А.Н. Кокосов, Т.Е.Гембицкая и другие специалисты института. Для врачей-пульмонологов города ими, в течение трёх дней читались лекции и проводились клинические разборы больных. Наша кафедра тоже докладывала свои материалы.
    Когда рабочая программа встречи закончилась, мы решили сделать гостям что-то приятное.     Вышли мы тогда через главного врача нашей больницы на командира Татищевской дивизии, генерала (он был нашим пациентом),  и при его помощи организовали поездку в плавательный бассейн военного городка.
     50-тиметровый бассейн нас оздоровил. Кроме того, там была подготовлена сауна и в раздевалке угощение из салатов и сваренной в солдатском котле пшённой каши с котлетами. Ленинградцы были довольны.
     Николай Васильевич Путов наизусть читал Пушкина, в том числе всю поэму «Евгений Онегин». Я больше никогда не встречал академиков, которые бы знали наизусть так много стихов.
    Уезжали мы из Татищева в автобусе уже  ночью и в некотором подпитии, но очень довольные неожиданным отдыхом.  На следующий день ленинградская делегация улетела домой.
     И в наши дни городок Татищево всё также живёт близостью к Саратову, укрепляет  военное могущество и безопасность нашей страны, но также затерян на бесконечных просторах Поволжья, как и в прошлом.
Май 2016 г., г. Саратов.