М. М. Кириллов Красный Кут Очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

КРАСНЫЙ КУТ

Очерк

      В 1986-м году офицеры-преподаватели нашего факультета выехали на служебном автобусе в город Красный Кут, что расположен далеко за Волгой. Было нас человек двадцать во главе с начальником учреждения. Смысл поездки: установление связи с учреждениями Краснокутского района, определённого для нас как район эвакуации при возникновении в стране чрезвычайных ситуаций. Такое было указание.
      Дело было летом. В автобусе было шумно, народ шутил, смеялся, рассказывал анекдоты, только руководитель, сидевший впереди, всю дорогу оставался серьёзным и строгим. Поездка была, наверное, необходимой, но необычной и единственной в своём роде за последние годы. Дорога оказалась не близкой – больше 100 км.
       О Красном Куте, одном из центров прежней республики немцев Поволжья, никто из нас почти ничего не знал. Только потом я узнал, что село это (а позже город) возникло за счёт преимущественно переселенцев из Харьковской губернии Малороссии в 20-30 – е годы 19-го века. Были здесь и немцы-переселенцы. Село Красный Кут расположилось посреди степи на берегу речки Еруслан, притоке Волги. Здесь издавна проходил эльтонский (солевой) торговый путь в Россию. По украинск это место называлось Красивый Угол. Сейчас этот район славится  мощным зерновым хозяйством.
      По приезде побывали в райисполкоме, военкомате, посетили рынок, гостиницу и больницы. Город был небольшой. Высокими были лишь несколько церквей. Имелась пагода. Здесь жили и казахи, и калмыки.
     Деловая задача нашей поездки была решена. Познакомились на месте, с властью и специалистами договорились.
     К этому времени уже завершилось возвращение депортированных в период войны немцев Поволжья, хотя статус республики им возвращён не был. В городе чётко можно было отличить  усадьбы жителей-немцев. Их дома и дворы были более зажиточными и аккуратными. А у русских преобладали хибары. Видимо, немцы были рачительнее и бережливее. Русских было больше.
     Город оказался небольшим, населением чуть больше 10000 человек. Но и в нём многого, конечно, за три-четыре часа не увидишь и не узнаешь. Потолкались мы по торговым рядам на рынке. Показалось, небогато. Побывали в городской больнице.
      Там рассказали мне о недавнем случае. Умер у них  в больнице избитый несколькими днями ранее юноша. Дело было так. Его бил здоровенный мужик, местный немец прямо посреди городской улицы. Бил ногами, лежачего. Тот, валяясь на земле, умолял его пощадить, пытался объясниться и оправдаться, просил прощения и беспомощно хватался руками за сапоги. А тот не пожалел, бил и бил, до полусмерти.  Из криков избивавшего, можно было понять, что этот юноша будто бы накануне что-то нехорошее сказал о  его женщине.  Вокруг стояли люди и наблюдали за этой расправой, не будучи в состоянии остановить избиение. Оно закончилось, когда юноша уже был без сознания. Скорая помощь отвезла его в больницу. Но через сутки тот пришёл в себя и синий от кровоподтёков  кое-как доплёлся к себе домой. Дом-то  его был рядом. Это видели. Но ещё через несколько дней он умер.
     Самое страшное (так говорили), что убийцу собирались оправдать, поскольку смерть его жертвы не связывали с избиением, ведь он же был, по их мнению, в состоянии даже ходить после этого.
     Чем дело закончилось, я не знаю, но случай этот мне запомнился не только своей крайней жестокостью, но и тем, что последствия травмы (травматическую болезнь) могли искусственно отделить от самой травмы и таким образом увести этого фашиста от наказания. Наверное, так и было.
     Возвращались уже в темноте. Ели абрикосы, купленные на базаре, хрумкали огурцы. Не знаю, сыграла ли какую-то полезную роль наша рекогносцировка в Красный Кут, но больше мы туда по этому поводу не ездили. Думаю, что мы тогда не до конца понимали подлинный трагический смысл ознакомления с запасным районом нашего размещения на случай войны. Мы живём, не ведая, как тот юноша, что рядом с нами подчас ходит беспощадный убийца. Так и война.
    С тех пор прошло более тридцати лет, уже и нашего Военно-медицинского факультета нет, а я всё не могу забыть поездку в Красный Кут.
Май 2016-о года, г.Саратов