Рассуждения Загнобина и Иванова о русских писателя

Светлана Соколова 3
РАССУЖДЕНИЯ ЗАГНОБИНА И ИВАНОВА О РУССКИХ ПИСАТЕЛЯХ 


    И когда вы вывариваете
    из любвей и соловьёв
    какое-то варево,
    улица корчится
    безъязыкая,
    ей нечем кричать
    и разговаривать.

      В. Маяковский

И снова Иванов пришёл в гости к Загнобину. Загнобин, как всегда, лежал на своём любимом диване, растянувшись во всю длину. Он задумчиво смотрел в потолок.

- И права русских писателей всегда ущемляют, - сказал он. До этой умной мысли Загнобин додумался не сам, но почерпнул её у учителя русского языка и литературы Ивана Филипповича. В то время Загнобин работал в школе учителем математики.

Иванов заинтересованно посмотрел на него, ожидая продолжения. Оно не заставило себя долго ждать. 

- А началось это давно, - вещал Загнобин, - во времена Екатерины II-ой. А может быть, даже раньше. Ну, помнишь? Во времена Екатерины II-ой Александр Радищев в обход цензуры издал свою книгу "Путешествие из Петербурга в Москву". Екатерина II очень испугалась этой книги. Она вообразила, что Радищев готовит против неё заговор. А саму её собираются замочить, как замочили в своё время императора Петра III-го, чтобы возвести её на престол. И поэтому Радищева поначалу собирались казнить.

- А что было потом? - спросил Иванов. 

- А потом Екатерину II-ую уговорили не делать эту ужасную бессмысленную жестокость. Тем более что Радищев на следствии чистосердечно признался, что написал книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" ради лёгкой писательской славы. И поэтому ему смертную казнь заменили ссылкой в Сибирь. Если бы смертная казнь произошла, то тогда бы власть во всей своей красе показала свои подлость и трусость. Конечно, ссылкой Радищева в Сибирь она тоже это показала. Но тогда бы она показала это в куда большей степени.

- Но почему Радищев не провёл книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" через цензуру? Видишь, его неправильно поняли, даже собирались казнить.

- Не знаю, - задумчиво ответил Загнобин. - Наверное, шанса получить от цензуры разрешение печатать книгу не было. Иначе бы Радищев этот шанс реализовал, ведь он был богат и влиятелен. Ну а поползновение убивать писателей со временем реализовалось. Например, недавно в Украине убили писателя Олеся Бузину, за его книги. А Украина была частью Российской Империи, так что наследие сказывается.

- Но Екатерина II покровительствовала деятелям французского Просвещения, например, Дени Дидро. Она состояла в переписке с Вольтером. Очевидно, она  была знакома с идеями французских философов и их поддерживала. Почему же она восприняла так негативно попытку русского говорить о проблемах России?

- А вот так, Иванов! Женщины вообще по природе своей двойственны, и поэтому непоследовательны в своих поступках.

Тут Иванов вспомнил свою жену. В поступках она была очень непоследовательна и частенько устраивала Иванову скандалы на ровном месте, без всяких видимых причин.

- Неудивительно, что Екатерину II-ую пленили демократические идеи французских просветителей - то, о чём они говорили: и свобода слова, и свобода мысли, и право на жизнь, и другие идеи. Это же так прекрасно, так демократично: если общество имеет проблему, то можно свободно её обсуждать и искать пути её решения, без всяких там запретных тем. Но на практике Екатерина II к такому оказалась не готова. Когда в своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев написал о проблемах России и русского народа, императрица Екатерина II сильно испугалась. Она обвинила Радищева в какой-то непонятной крамоле. И, чтобы скомпрометировать книгу, Радищева сослали в Сибирь. По-моему, они достигли обратного эффекта. Ну, теперь ты понял, Иванов?

Иванов сидел озабоченный.

- А вот так, - говорил Загнобин, - русскому народу проблемы иметь не положено! Проблем у него никогда не было! И говорить о них - это чернуха!

На улице за окном весело орали стрижи. Они быстро летали туда-сюда и кувыркались в воздухе.

И Иванов изо всех сил попытался понять Екатерину II-ую. Он надолго задумалс, а затем спросил Загнобина:   

- Ну а где же восстание на сенатской площади? Ведь Радищева собирались казнить. И пускай на дворе абсолютная монархия, но ведь Радищев-то - дворянин. Ведь тогда был бы произвол!   

- А не было никакого восстания, - сказал Загнобин. - Более того, восстания не было даже в проекте.   

- Ну были хотя бы тайные склады с оружием? - с надеждой спросил Иванов.   

- Нет, не было. Вот книга была. И, руководствуясь примерно теми же соображениями, что изложены в книге "Путешествие из Петербурга в Москву", царь Александр II отменил крепостное право. Ну а говорить о проблемах России всегда было опасно, мигом пришьют заговор.