Книга 1 истоки глава 6 юность виктора часть 16 в п

Дудко 3
На фотографии  - СМИРНОВ САША И  Я (ВИКТОР)  В  ДУБНЕ  НА БЕРЕГУ  ВОЛГИ (60-е года).

КНИГА  1  ИСТОКИ

ГЛАВА 6   ЮНОСТЬ  ВИКТОРА

ЧАСТЬ 16   В  ПОИСКАХ  РАБОТЫ
               
                В  ПОИСКАХ  РАБОТЫ

         Эта часть главы я посвящаю    моему самому верному и надёжному другу – АЛЕКСАНДРУ   ВАСИЛЬЕВИЧУ   СМИРНОВУ.

Говорят, дружба не исчисляется годами, но проверяется временем. Так вот, с Сашей мы дружим больше 65 лет. Я благодарен СУДЬБЕ, за то, что она подарила мне такого верного друга.
 

ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР

  Всё начиналось так……. 
 
    Защищался я 9 февраля 1957 года.  Завершить обучение мы должны до 1-го марта, а с 1-го апреля должны приступить к работе на предприятиях в  соответствии с  распределением.

 За месяц март мы должны с предприятия получить подъемные. Нашу десятку вызвали в деканат, и объявили,  что от нас  отказалось заявившее нас предприятие.

 Кто-то выяснил, что нас заказали атомщики. Мы не знали, где находится министерство, но кто-то подсказал, и мы все поехали на Новокузнецкую. Вызвали представителя Управления кадров, который объяснил, что предприятие не успело сдать в эксплуатацию  дом,  в  котором нам хотели предоставить по комнате.  И, не извинившись, удалился, сообщив, что они в нас (отличниках) не нуждаются. Так мы оказались не у дел.

В деканате нам  сообщили,  что  половина ребят направлена в министерство авиационной, а половина (в том числе я,  Смирнов и Колосов) в оборонную промышленность  и нам туда  надо подъехать и решить свои проблемы,  хорошо бы,  если бы вы с кем-то договорились (нам предлагалось свободное распределение,  что  тогда не практиковалось  и даже осуждалось).

  До 1-го апреля мы еще могли жить в общежитии.

(Дальше последовательность может быть нарушена,  так как не все точно запомнилось).


Разочарованные вернулись мы в институт.

Потом мы поехали в министерство, на площадь  Маяковского. Министерство оборонной промышленности находилось  в здании напротив метро Маяковского, и занимало целый квартал, т.е. находилось на углу площади Маяковского и улицы Горького. В здании находились кинотеатр Москва и на 1-й Брестской архитектурное  управление.

 Мы втроем поехали в министерство в управление кадров, где к нам вышла женщина и сказала, что нам предоставляется «свободное» распределение и мы сами должны искать кому мы, отличники, нужны. В их числе оказались Саша Смирнов, Колосов, я и ещё двое.

К такому повороту событий мы не были готовы. Тогда получить свободное распределение в условиях планового распределения нельзя было, а, если кто и хотел его получить, считалось огромной удачей. А для нас оно обернулось трагедией.

Я встретился со своим руководителем дипломного проекта - тогда  членом корреспондентом АН СССР Б.Н. Петровым, который предлагал раньше мне поступить в аспирантуру при ИАТе. Не воспользоваться таким прекрасным предложением академика, которое может выпасть раз в жизни – чудовищно!


Об этом я уже писал. Предложение  Б. Н. Петрова тогда сводилось к тому, что учась в аспирантуре -  жить я буду в Подмосковье в общежитии и ездить на работу электричкой. Зарплата у меня до защиты диссертации - 1000 руб. и ещё 1000 руб. мне будет положено в год на приобретение литературы. Я почему-то на этот шаг не решился, особенно, после блестящих предложений п/я  590.Тогда он мне предложил работу в Подлипках,где он работал Главным Автоматчиком, чего я тогда, естественно, не знал. И опять - общежитие.
И опять я по недальновидности и по незнанию,что такое - "ПОДЛИПКИ, отказался...

    Мы возвратились в Москву и пошли в министерство.  Это было время реформ Н.С. Хрущева с объединением райкомов, министерств и т.д. Объединялись два министерства,  а тут мы неприкаянные. Нам сказали, что, если мы найдем место и  оттуда будет запрос,  то нас туда и направят.  Но мы-то не были к этому готовы: нужно время и знакомства. Этого у нас не было.

Тогда я обратился опять за помощью к академику. Борис Николаевич обещал помочь. И, через несколько дней, он сообщил мне,  что он договорился в организации  Подлипки  и мне нужно  туда  подъехать в отдел кадров. (Тогда еще не было достаточно известно, что это фирма Королева - мы, по крайне мере, в тот момент этого не знали).

Приехав в институт, я предложил Саше Смирнову и Колосову, поехать в Подлипки. Им предложение понравилось и мы, раструбив всем о таком предложении, шумно отметили его.

И только на другой день мы собрались и поехали в Подлипки.  Ехали мы с Ярославского вокзала. В переполненной электричке,  без билетов, повиснув на поручнях. (Тогда ходили старые электрички, у которых двери не закрывались автоматически, и ступени спускались почти до полотна железной дороги, а входные двери были утоплены внутрь вагона).

 Как сейчас помню, после остановки Лосиноостровская поезд проходил туннель и кого-то зацепило за бетонную стену туннеля.

 Прибыв на станцию, мы стали спрашивать, куда пройти и многие не знали, что нам нужно. Наконец мы увидели табличку крупными буквами: ОТДЕЛ КАДРОВ.  Мы немного подождали,  пока нас примет начальник отдела кадров.


  Выслушав меня,  он сказал, что уже были от Бориса Николаевича. Мы удивились.  Я сказал, что я делал диплом под руководством академика и я его попросил помочь.  Кадровик сказал,  что все надо делать во время и не трепаться понапрасну.  Он сжалился над нами и предложил посмотреть общежития, которые освободятся только летом. 

Мы пошли по улице Карла  Либкнехта  мимо дома директора завода (где впоследствии стал жить Боря Фили, о чем я узнал много позже), вдоль улицы, которая много лет спустя перешла в проспект Космонавтов. Позже выстроили многоэтажные дома,в одном из них -  во втором доме, получил квартиру на 7-ом этаже Толя Князев с семьей. А тогда здесь стояли  одноэтажные домики.

 Мы зашли в один.  Это было общежитие. Обшарпанные стены, неказистые двери, неуютный дух,  где нам предстояло прожить несколько лет. Нам не понравилось.

 Мы не вернулись к кадровику. Только Колосов потом попробовал устроиться на фирму. Так закончился наш поход за работой по блату (знакомству, по протекции, которую не использовали). Так мы с Сашей не попали в фирму Королёва, тогда нам неизвестного!!!

Мы вновь поехали в министерство. Там дали направление на Красногорский оптико механический завод.  Мы приехали на завод, но там нам не обрадовались:  им нужны были специалисты по оптике. Общежитие нам не обещали. Работа –  в цехах.

 Мы, конечно, не согласились и попросили написать на путевке, что завод от нас, отличников, отказывается. Но какой кадровик  так  напишет:  в следующий раз министерство не направит ни одного молодого специалиста даже,  если это очень будет нужно (это мы поняли гораздо позже). Они написали, что предоставить общежитие не имеют возможности и мы, мол, отказались снимать жилье в частном секторе. Так или, примерно, так закончилось наше первое "свободное" распределение с помощью министерства.
  (Хотелось отметить, что этот же эпизод в воспоминания Саши Смирнова в ПРОЗА.РУ описан совсем по-другому, что говорит о том, что двое одно и тоже событие могут запомнить и потом вспоминать по разному.

     Поскольку мы всегда, вернувшись в общежитие МАИ -  обсуждали вопросы трудоустройства, то одна сокурсница предложила нам со Смирновым помощь в устройстве на работу.

Нам дали адрес далеко от Москвы. Мы поехали по указанному адресу.  От ВДНХ два раза в день ходил автобус в город Красноармейск. Шел он туда довольно долго.  По пути нам  показали  вход  в подземный завод  (ничего не скроешь от населения!).  Когда мы приехали (почти конечная остановка),  нас приняли в отделе кадров и предложили:  мне работу в  КБ,  а  Саше  работу на местном аэродроме - ответственным за все оборудование самолета-мишени:  беспилотный самолет взлетал с  аэродрома, пролетал над определённой территорией страны, затем летел вдоль Волги, пока его не сбивали с земли.

 Но мы же только кончили институт и еще не знали все приборы и  оборудование самолета.  Мы подумали и отказались. Много позже, когда мы ездили на дачу с Ярославского вокзала, видели как  от Софрино отходил электропоезд  в  Красноармейск (он тоже ходил  от Ярославского вокзала,  и здесь сворачивал на одну колею).  Так закончилась еще одна попытка устроиться на работу.

Время шло, а у нас не было ни работы, ни зарплаты, да из общежития нас попросили. Уже несколько месяцев мы болтались без дела.

Опять мы пошли в министерство и попросили направить нас на работу. Мы были согласны на всё. Нас направило министерство в город Ковров, выделив нам подъёмные. И мы с Сашей поехали поездом в Ковров. Нашему приезду там удивились и предложили нам жить на частном секторе, а зарплату дали небольшую. Вообще-то, главный инженер сказал, что отличников им не надо, а нужны дельные производственники. Мы попросили его написать на наших путёвках отказ, что он, скрепя сердцем, и сделал, а мы с радостью вернулись в Москву.

 Однако, здесь нас тоже не ждали. В это время по предложению Н.С. Хрущёва началось объединение министерств и работники Управления кадров сами не знали, где они будут работать, а тут ещё два выпускника болтаются. Да, это был прикол: никому мы не нужны!

    В конце концов, у нас с Сашей кончилось терпение,  деньги, нас выселили из общежития и мы, наконец, сдались и согласились выехать по предложенному варианту Управления  кадров  в Ижевск.

 Чтобы сплавить нас побыстрее и заняться своим трудоустройством, нам даже дали подъемные из кассы министерства. Мы на них купили билеты,  и Саша раньше меня выехал в Ковров, где жила его мама.

 Когда мы заявились на завод, там удивились - они никого не заявляли. С нами поговорили и опять -  жить негде:  самим снимать,  зарплата маленькая, работа неинтересная - технологами.  Мы стали роптать. На путевках нам написали:  в таких специалистах не нуждаемся (что нам и надо было!).

    И опять мы в Москве!  Круг замкнулся.  Кончался май месяц. Министерства объединялись, а мы тут болтаемся и самим кадровикам мешаем. И отправили нас в министерство сельскохозяйственного машиностроения,  вероятно, для подъема сельского хозяйства, расположенного на Миусской площади, недалеко от нашего райкома партии и комсомола.

 Мы приехали на Новослабодскую и мимо общежития ЦК,  справа от него находился Менделеевский институт, по скверику дошли до большого многоэтажного мрачного здания.  Вошли через главный вход и оказались в большом холле. Справа от входа стоял столик и за ним сидел вахтер (или милиционер). Нас направили к нему.

 Мы объяснили, зачем мы здесь оказались. Он  сказал,  что это Управление спецхимии и проходить в него можно только по пропускам.  Мы позвонили в Управление кадров и нас приняли,  поскольку из МОПа им позвонили.  Нам предложили съездить в Люберцы,  и,  если нас там примут, то они выпишут нам путевки.

 Так мы с Сашей первый раз поехали в Люберцы в поселок Дзержинского.  От Казанского вокзала мы электричкой доехали до Люберец,  нашли автобус до поселка и приехали  на  площадь. Сойдя с автобуса,  вдоль обшарпанной и сильно разрушенной стены,  дошли до ворот с часовым, и спросили, где отдел кадров. Нам показали на дверь рядом с воротами. Мы зашли и только там увидели табличку "Отдел кадров". Там куда-то позвонили и сказали, что сейчас придет сопровождающий и нас отведут к замдиректора, который с нами побеседует.


  Наконец,  сопровождающая пришла и провела мимо ворот ко входу в четырехэтажное здание на второй этаж, где нас принял замдиректора по науке Леонид Алексеевич Смирнов.

  Он расспросил нас о том, кто мы, откуда, как учились и, услышав, что я работал на вычислительных, правда, моделирующих,  т.е.  аналоговых,  машинах обрадовался:  он давно мечтал приобрести ЭВМ для предприятия. Он позвонил или сходил (сейчас не помню) к директору, и, вероятно, получив добро,  сказал, что предприятие может нас принять, поселив нас в общежитии.  Мы согласились (а иного выбора у нас и не  было!).

 
Он позвонил в министерство и отослал нас за путевками.  Мы поехали в Москву за направлениями, обрадованные тем,  что будем находиться рядом с  Москвой,  к которой мы уже привыкли.  Получив направления и приехав на предприятие, мы опять прошли тот же путь,  только в конце нас заставили заполнить  анкеты для допуска,  хотя  мы сказали,  что в институте мы уже имели допуск.  Нам сказали, что допуск надо ждать месяц.  Мы спросили, а можно мы  съездим  в это время домой, нам разрешили, посоветовав устроиться в общежитии. Мы это сделали.

Поскольку это был год  Всемирного фестиваля молодежи  и  в  Москву пускать не будут,  нам выдали справки, что с июля месяца мы должны прибыть на работу в город Люберцы (правда, она нам не пригодилась!).

    Надо отметить,  что  в период подготовки диплома по подсказке мамы,  у которой я был осенью,  я познакомился с моими родственниками -  дядей Костей и его женой тетей Лией Слабковскими,  которые жили недалеко от института.

 Я к ним приехал в Тушино. Дядя Костя бывший военный летчик сейчас летал на гражданских самолетах, а  затем  работал  диспетчером  сначала на военном аэродроме (есть фильм про летчиков,  где он снят  в диспетчерской, как он сказал, -  это в Луховицах), а потом и на гражданском аэродроме.

 Он злоупотреблял спиртным. Тетя Лия была маленькой (миниатюрной) карманной женщиной. Всегда хорошо и со вкусом одевалась. Она работала начальником отдела кадров 3-го медицинского стоматологического института (об этом я узнал гораздо позже, а в первые приезды я не обратил на это никакого внимания). У них был сын Борис, учившийся в то время в 10-ом классе.  Приняли они меня хорошо, тем более, что я был бедным студентом, а затем - таким же бедным выпускником ВУЗа.
 
  Когда, после защиты диплома, я был уже без денег, и без жилья, и в очередной раз был у них, тётя Лия предложила мне  переночевать. Разразился  грандиозный  скандал:  меня выгнали из дома и предложили больше не приходить.

 На следующий день мы встречались с их сыном - Борисом: он очень извинялся, но я решил больше туда ни ногой.  (Я тогда не догадывался, что причиной был я сам:  дядя приревновал меня к тетке.  А у меня не только  в мыслях ничего такого не было,  но и не мог я, провинциальный юноша, воспитанный в строгих правилах семейного общежития и иерархии,  даже обратить внимание  на тетю,  как на обыкновенную женщину).

 Итак, мы с Сашей поехали по домам,  а в начале июля месяца появились в поселке, поселились в общежитии,  которое находилось прямо против ворот и проходной (где впоследствии находилась наша медсанчасть).

 Вышли мы на работу 6 июля 1957 года, дату,  которую мы отмечали потом ежегодно как дату  окончания  наших мытарств и дату начала работы.

 Хотелось  отметить,  что  приказ  о приеме на работу по правилам нужно было оформить с момента подачи всех  документов,  но  кадровики  нам  этого не сделали! И мы потеряли месяц стажа!

 Зато, мы получили второй раз подъемные, а наш работодатель «потерял» огромную сумму в две тысячи рублей!!!, без которой наша оборонка "не смогла бы" двигаться семимильными шагами вперед к новым достижениям.