Нина Усатова. актёр - режиссёр...

Ив Жовайр
25.05.16




        Нина Усатова, народная артистка РФ…  «Холодное лето…», «Станица» и еще множество фильмов и сериалов, в которых она снялась… На мой взгляд, равных ей по дарованию нет у нас сегодня других актрис. И кажется несправедливым, что не было на ТВ ни творческих вечеров этой актрисы, ни посвященных ей передач типа «творческий портрет артиста».
        Но потом я засомневался, -  а будет ли интересно то, что расскажет по телевидению Нина Усатова? Сможет ли она общаться с аудиторией так, чтобы ее рассказ был так же интересен, как ее роли и игра в кино? Пожалуй, что нет, решил я. И еще  осознал, что как-то и представить себе трудно Евгения Евстигнеева, или, скажем, Олега Борисова, ведущих интересно свой творческий вечер, отвечающих на вопросы зрителей, живо с ними общающихся…  Или, например, Е. Леонова, или Н.Гриценко …  Да я и не помню таких программ с участием наших корифеев…
        А вот  молодые «звезды» сериалов, не особенно хоть и талантливы, но зато очень мило, а часто, и умно, рассуждают на всякого рода номинациях-презентациях …
        Нет ли тут какой-то закономерности? Наверное, есть …
       У Голсуорси в его «Саге о Форсайтах» мне вспоминается эпизод, когда писатель, которого пригласила на пикник группа почитателей и от которого все ждали интересной и занимательной беседы, конфузливо отмалчивался, преувеличенно внимательный к репликам других участников пикника… И комментируя это, Голсуорси написал: «Как всякий писатель, он писал гораздо лучше, чем говорил» …
       Умение взглянуть на себя и свою работу со стороны, оценить себя по достоинству, определить свое место в этой жизни, выстроить все это и изложить перед аудиторией - этой способностью титаны сцены не обладают. По-видимому, большой талант исключает такую способность.
        Я как-то пытался решить, чьей заслуги больше в успехе фильма – постановщика или актера? Если принять, что каждый из них талантлив в одинаковой мере … И схема их взаимодействия в работе над, скажем, какой-то мизансценой, мне представилась такой. Режиссер хорошо знает, что должен выразить актер в данном эпизоде. Но очень смутно представляет себе интонации голоса, выражение лица, пластику движений актера, чтоб воплотить то, что задумано… А актер в этой схеме, представляет себе еще более смутно, чего хочет добиться режиссер, но черпая в кладовых своей актерской наблюдательности, интуитивно, почти наугад предоставляет один за другим варианты воплощения, пока режиссер не воскликнет восторженно: Вот!.. Вот оно!.. Именно так! Так и никак иначе!.. Ты гений, Женя!..
        Не ум соседствует с  большим талантом, а мудрость. И, наверное, это разные вещи…