И у меня был БАМ. Ч - 2

Владимир Островитянин
       Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2016/05/24/1044               

                Против движения

     Во время той же известной кампании по экономии ресурсов  нарисовалась у нас весьма серьезная проблема.
     В недрах двух министерств – химии и путей сообщения родилось даже  не предложение,  а  радикальное  изобретение!
 
    Оказывается,  в терминологии железнодорожных перевозок существует такое понятие как противопотоки.  Это встречное направление перевозок грузов из одной части страны в другую. Наиболее активно происходит их перемещение  из западной и центральной частей страны за Урал и далее  в Сибирь.  И такие же потоки  грузов идут в обратном направлении.

     На направлениях запад – восток и обратно существуют два основных  пути.  Первый через Горький (все названия городов прежние), Киров,  Свердловск и Тюмень. Второй, что южнее,  через Пензу,  Сызрань, Куйбышев, Уфу, Челябинск и далее на Курган.

    И вот вышло  неожиданное для нас  постановление по которому потоки грузов из Сибири и Урала планировалось  перемещать  в центр по двухпутке северного направления. А грузы  из западных и центральных областей страны должны пойти   по обоим путям  южной ветки. Это предполагало, по мнению авторов,  значительное увеличение грузопотоков без дополнительных затрат.

        Все бы хорошо. Только вот наше предприятие получало из Стерлитамака  (Башкирия) огромное количество негашеной извести для нейтрализации кислых стоков в производственных циклах.  Это была южная ветка, а теперь  по ней предполагается движение грузов в обратную сторону. Но о нас, как бы подумали,  и сделали прикрепление  к  Сенгилеевскому известковому производству в Ульяновской области.

       Известь тоже была моя позиция, а потому я немедленно выехал в Ульяновск. Поселился там  в гостинице с одноименным названием.   На первом этаже гостиницы расположен ресторан с большими освещенными окнами-витринами  А  недалече в тупиковом переулке был КПП (контрольно пропускной пункт)  на территорию танкового училища.  И именно здесь, а не на училищном плацу занимались по вечерам  строевой подготовкой будущие офицеры танковых войск.

  - Р-р-аз! Р-р-аз!  Р-р-аз, два, три!    Тверже  шаг! Р-р-аз! Р-р-аз!
  Ну, точно ребята-курсанты в чем-то провинились и вот до отбоя перед витринами ресторана,  а за ними народ выпивает, закусывает и слышна веселая музыка,  им устроили вот такой воспитательный процесс. И  финал, когда кабак закрывается, а  дамочки с кавалерами  и песнями вываливаются на разъезд…
     - Не отвлекаться,  рычит прапор, - Р-р-аз!  Р-р-аз!  Р-р-аз, два, три!
   Вот так воспитывалась воля и выдержка будущих офицеров. Кстати, в те годы выпускники этого училища отправлялись  на службу исключительно в Германию и Венгрию.

        Разобрался я с Сенгилеем. Известь там была значительно  худшего качества с меньшим содержанием активного вещества. А это означало,  что выделенного количества нам  хватит закрыть только   половину потребностей, а если  и добавят фонды, то возникнут  огромные проблемы с утилизацией многих тысяч тонн лишнего известкового шлама.

     Итак, вновь Москва,  минхимпром и полное нежелание руководства возвращать все на круги своя.  Как же! Такая красивая  идея. И не просто красивая,  а претендующая  на  солидное поощрение. А еще  в соавторстве  идеи значились  высокие чиновники обоих министерств.  А значит,  нет  никакой веры нашим выкладкам, анализам,  заключениям специалистов – химиков,  а потому – иди туда, не знаю куда! И ходи там подольше.

       Пошел. В контору под непонятным названием «Нерудстром».  Это оказалась центральная организация, что заведовала нерудными строительными материалами.
     Находилась она в районе Трубной площади,  а подразделение, что ведало известковыми карьерами на улице Станкевича (ныне Вознесенский переулок). Это между Большой Никитской и Тверской.

     В старинном особняке,  где в советское время  жил известнейший  академик – архитектор  Жолтовский  и  находилась та контора.
     Красивый дом, который помнил поэта Сумарокова  и самого Пушкина расположен  в небольшом сквере за ажурным металлическим забором. В бывших  столовых, гостиных, спальнях   за рабочими столами  сидели внешне очень занятые многочисленные сотрудники.

    Руководство обитало  в каминном зале и за столом начальника в арке огромного камина  на полках стояло множество  деловых  папок  с наклейками на торцах.
    С этой конторой оказалось сложнее всего.  Сотрудники не проявляли ко мне никакого понимания. Полагаю, с ними была проведена предварительная работа. Начальник не велся на мои приглашения поужинать – живу далеко,  и дома ждут.  А там теща больная и дети малые. От подарочных  коньяка и кофе открещивался как от нечистой силы.

   А потому я почти три месяца носил им заключения химиков из Стерлитамака ,   Сенгилея и нашего предприятия.  Потом с меня потребовали  и сами образцы извести оттуда для своей независимой экспертизы.  И  так называемая «независимая» экспертиза  раз за разом выдавала  абсолютно противоречивые результаты.  Налицо была  явная  «заказуха» по затягиванию процесса.
   
      Но прошли мы и это. И, наконец, в минхимпроме было назначено совещание   при участии всех заинтересованных лиц.  В положительном  для нас исходе я почти не сомневался.  Но  за несколько часов до начала  совещания  спросил у секретарши  начальника главка – все ли участники подтвердили свое присутствие?
  - Конечно! Только вот старший инженер отдела перевозок, кто готовил это постановление и вел всю переписку, вчера ушла на больничный. А у нее все материалы. А без нее…. Извините…

     Все понятно! Быстро бегу к ней в отдел и там я смог невероятным образом найти ее подругу в соседнем подразделении, а та дала мне ее домашний адрес.  Беру такси и по свободной в те годы Москве лечу к ней на квартиру.  Застал уже на выходе. Сослался на устное распоряжение  начальника главка немедленно прибыть на совещание. Врал очень убедительно, ссылался на цейтнот с временем,  а мобильников тогда  еще не было и проверить меня она не могла.
  Правда,  по пути в министерство  вспомнила, как за пару дней до этого ее начальник посоветовал ей уйти на больничный именно со вчерашнего дня.
    Совещание состоялось  и  все для нас сложилось положительно. Получается, что при моем непосредственном участии была решена огромная проблема для нашего предприятия.

     После описываемых событий прошло ровно тридцать лет.  Но по -прежнему с огромным сожалением  вспоминаю  о наших героических, но бестолковых трудозатратах в период распада регулируемой экономики.  Что бы мы тогда  не делали,  как бы ни старались,   крах ее был неизбежен.
     А потому  безумно жаль , получается бесполезно растраченных в молодые годы,  сил!
      Правда, мне все же повезло.  Уже  в  50-ти летнем возрасте я пришел в совершенно другую модель  экономики,  и меньше, чем за десять лет добился результатов больших, чем за всю свою предыдущую жизнь.

 На фото из интернета – так выглядят  вагоны-хопры для перевозки извести.