По спирали

Рубцов
Пьеса в одном действии.
(дешевая драма)

Набережная. Где-то около одиннадцати часов вечера. Людей в округе нет. Вдали шумят машины. Он и она сидят на парапете.

Он. Только скажу тебе сразу, чтобы избежать недопониманий: если в окончании разговора я тебе предложу остаться сегодня со мной, а это совершенно исключено, – откажи. Нет, по-другому, просто развернись и иди домой. Не верь ничему, что я скажу. Я все тот же. Просто развернись и уходи. Если надо беги. Ничего не слушай. Закрывай уши и беги. К добру это не приведет.
Она. Хорошо. Я готова.
Он. Ты все запомнила. Ты мне обещаешь, что не пойдешь за мной?
Она. Да.
Он. Точно?
Она. Точно.
Он. Поклянись?
Она. Клянусь.
Пауза.
Он. Хорошо. Что там у тебя?
Она. Это не совсем дело. Мне нужно просто посоветоваться. Хотя и не совсем совет от тебя нужен…
Он. Ну, продолжай.
Она. Мне очень горестно... Нет, мне до безумия больно. Не подумай, это не жалоба какая-нибудь…
Он. Хорошо, что уточнила, а то я уже об этом подумал.
Она. Нет-нет, это не жалоба. Дело в том, что все люди, которых я вижу… то есть, с которыми общаюсь… которые вокруг, перестали для меня существовать. Понимаешь?
Он. У меня такое каждый день, это все?
Она. Нет. То есть как-то совсем не так. По-другому. Каждый день у меня что-то разрывает в груди, до самой ночи. Мешает спать. И ни на секунду не прекращается.  У тебя было такое?
Он. Ты думаешь, мой перегар от того, что вчера у моего друга был день рождения? Это случается со всеми. У меня сейчас то же самое.
Она. Но что же тогда делать? Пить водку как ты?
Он. Водка помогает только уснуть. Наутро к боли в груди добавляется еще и боль в голове.
Пауза.
Тебе нужно переждать.
Она. Но сколько?! Сколько нужно переждать? Уже два года прошло!
Он. Значит, нужно немного больше.
Она. Пять, десять лет? Каждый день чувствуя эту ужасную боль и отвращение ко всему в жизни.
Он. Тебе точно нужно что-то другое.
Она. Спасибо за совет.
Молчание.
Он. А как же твои подруги?
Она. Я совершенно ничего не чувствую рядом с ними. Нет-нет, я, конечно же, их люблю. И они все прекрасные женщины. Они переживают, сочувствуют и пытаются понять, но мне отчего-то становится только больнее от их голосов. От их предположений. Советов. И даже от поддержки. Они постоянно суетятся. Говорят что-то про медикаменты, про сообщества, даже про гадалок. И про что-то там еще. Но я-то знаю и чувствую, что это не поможет.
Он. Может, все же стоит попробовать?
Она. За эти два года я уже все перепробовала. И все новое, что они мне предлагают, только вызывает во мне агрессию. Я злюсь. Очень злюсь, и иногда даже ненавижу их. За это мне очень стыдно. Последнее время я вообще не выхожу с ними на связь.
Молчание.
Он. Чего ты ждешь от меня?
Она. Не знаю.
Пауза.
Просто ты был единственный вариант, который я еще не пробовала. Ведь прошло уже ровно два года с момента, когда…
Пауза. Глаза ее блеснули, и по щеке потекла слеза, хотя лицо не выразило при этом никаких эмоций.
Он. (нерешительно)Я не знаю, чем тебе помочь. Честно. Но если бы знал… обязательно помог.
Она. Мне не нужна помощь. Я просто надеялась, что, может, когда я встречу тебя, я что-нибудь почувствую. Но я ничего не чувствую.
Молчание.
Он. Будешь коньяк?
Она. Всё равно. Хотя давай.
Он достает из портфеля начатую бутылку коньяка и батон, оборванный понемногу с обеих сторон. Протягивает ей. Она отпивает совсем немного, не кривясь, лишь слегка прикрыв глаза. От куска батона отказывается. Протягивает бутылку ему. Он делает глоток побольше, выпускает громко поток воздуха. Отщипывает немного мякоти. И прячет бутылку обратно в портфель.
Некоторое время молчание.
Она. Ладно, я пойду. Я сказала все, что хотела.
Он. Это всё?
Она. Это всё.
Пауза.
Он. Посиди еще немного.
Она. Зачем?
Он. Я не знаю. Просто почувствовал и сказал.
Она.(присаживаясь) Как прекрасно, что ты еще можешь чувствовать.
Молчание.
Он. Мне ведь тоже больно, Вера. Больно.
Она. Сочувствую.
Он. Не ерничай.
Пауза.
Он. Тебе нужен мужчина.
Она. Думаешь, у меня не было мужчин?
Он. (с видным усилием) Да я не про это, я про постоянного.
Она. И кого же из них выбрать, когда ни черта не чувствуешь?
Пауза.
Он. (доставая коньяк) Еще?
Она без ответа протягивает руку и делает большой глоток. Прикрывает немного глаза. Он тоже отпивает и кладет бутылку обратно.
Он. Это злость, Вера. Это злость. И твоя принципиальность.
Пауза. Она смотрит на него оценивающим взглядом.
Она. Вот, не могу понять, чем ты отличался ото всех остальных. Ведь точно такой же. Говоришь также. Интонации те же. И точно также ничего не чувствую.
Он. Ничем. Просто тебе нужен был экстрим. Тебе постоянно нужен был экстрим. Чтобы кровь обливало сердце. Снова и снова. Вот и наступил предел, Вера. Как говорится, по тонкому льду…
Она. К черту. Дай коньяк.
Она отпивает еще немного. Он за ней.
Она. Помнишь, ты как-то рассказывал про суицид? Говорил, если в голове возникают ощущения на мосту или при виде лезвия - это уже вторая стадия. Ты помнишь?
Он. Допустим.
Она. Так вот, Леня, я перескочила сразу несколько стадий. И мне не только мерещится, но я уже и место выбрала. И жду момента.
Он. Что ты несешь. Чушь! Ты захмелела?
Она. Иди ты к черту, Леня!
Она встает и идет быстрым шагом вдоль набережной. Он сидит испуганный в нерешительности. Она отдаляется. Он несколько раз отворачивается в другую сторону, но после рывком поднимается и бежит за ней следом. Сильно хватает ее за плечо.
Он. Мы еще не договорили, Вера.
Она. Мы уже давно обо всем договорили.
Он. Это все злость, Вера. Это все злость и твоя принципиальность.
Она. Как прекрасно, что ты можешь еще что-то различать.
Она идет дальше. Он идет сбоку.
Он. Вера, неужели ты не понимаешь, что дальше ничего не могло продолжаться?
Она. (ускоряясь) Раньше я, может, и хотела в чем-то разобраться, но не теперь. Не теперь, Леня.
Он.  (с надрывом) Ну не было там продолжения! Как тебе может быть непонятно. Думаешь, мне не больно?
Она. (резко остановившись) Леня, что тебе еще нужно от меня? Я попросила о встрече, я все сказала. До свиданья! То есть, прощай!
Она двинулась дальше. Он за ней.
Он. Пообещай, что ничего с собой не сделаешь.
Она. Я ничего тебе обещать не буду. Просто забудь. (иронично) И не читай некрологов.
Он. Что ты такое говоришь, Вера! Ааааа, мне кажется, все стало ясно. Припоминаю твой характер. Ты специально все это так подстроила, чтобы вот так вот меня проучить.
Она. А тебе-то какая к черту разница, если все понимаешь. Просто оставь меня и все. Иди своей дорогой, Леня(идет дальше).
Он. (останавливая ее) Просто пообещай, что ничего с собой не сделаешь.
Она. И ты все тот же. Боишься за свою чистую совесть. Чтобы никто потом не винил тебя в моей…
Он. Что за чушь, Вера!
Она. (иронично) Не бойся, я в записке не укажу твоего имени. Так и напишу: «Только ни в коем случае не вините Его»!
Он. Ты играешь на моих чувствах. Для тебя это все так… игра. Как и прежде. Ты ни капли не изменилась. Все также шантажируешь. Я только жизнь свою залатал после твоих предыдущих шантажей.
Она. Просто иди ты в задницу, Леня!
Он хватает ее крепко за руку. Она пытается вырваться. Его скулы трясутся.
Она. Отпусти! Отпусти! Отпусти меня! Иди своей дорогой. Я все сказала! Мне ничего от тебя больше не нужно.
Он сжимает ее руку сильнее. Она почти в исступлении.
Ты обманщик! (бьет его сумочкой) Ты лжец! Вор! Садист! Неудачник….
Он, не уклоняясь, принимает все удары на лицо, и смотрит на нее.
Я тебя ненавижу! (ослабевая) Ненавижу, ненавижу, ненавижу…
Ее плащ сполз с левого плеча. Косметика размазалась, черные лужицы собрались вокруг глаз. Она, громко набирая воздух, смотрит на него.
Она. (почти шепотом) Зачем ты так со мной?
Пауза.
Пусти… иди своей дорогой…
Он отпускает ее руку. Она поправляет плащ, вытирает глаза. Она некоторое время смотрит на него.
Он. Ты ни черта не понимаешь, Вера. Ведь ты и не пришла сюда, чтобы хоть что-нибудь понять. Ты пришла именно для того, чтобы я побежал за тобой. Чтобы вырываться из моих рук. Чтобы я все это выслушал. Ты за этим пришла. Все по чертовой спирали. Уже даже не по кругу. По спирали.
Пауза.
И это последний виток, Вера. Который непременно закручивается в точку. Последний виток.
Пауза.
Ты всё еще ждешь? Ждешь? Хорошо, я отвечу на твой вопрос… который ты из гордости так не смогла задать… Да, Я все еще люблю тебя.
Пауза.

…больше жизни.
Пауза. Он смотрит ей в глаза, она, тихо всхлипывая, куда-то далеко за него. Некоторое время молчание.
Он. Думаешь, я тут простачком прикидываюсь ради удовольствия? Такой мистер «Мне наплевать». Думаешь, мне действительно наплевать? Да? Ошибаешься. Я знал, что не нужно идти сегодня. Но и ты знала, что я не смогу отказаться. И воспользовалась этим. Я каждую ночь закусываю боль кулаком. Пью. Но несу свое бремя. Несу свой путь. Это моя дорога. А тебе все это игры. Вера, у меня семья, дети! Ты же должна понимать, что это не могло больше продолжаться. Я может вот только-только залатал всё за свои грешные проступки. Только всё налаживаться стало дома. И если я на этот раз взял на себя ответственность за прошлые ошибки - я сдержусь.
Она смотрит куда-то в область горла, но куда-то намного дальше. Челюсть ее содрогнулась. И она обернулась и рывком ринулась, что есть силы, к парапету. Он бежит за ней. Еле дотянувшись, хватает ее за плащ. Она спотыкается и падает в клумбу. Он падает на нее. Сразу разворачивает ее лицо на себя.
Он. (дрожащим задыхающимся голосом) Зачем ты так? Вера, Вера, Вера...
Молчание. Она в исступлении. Всхлипывает и уводит глаза. Он отпускает ее лицо и кладет свою голову в мягкие желтые цветы.
Они лежат так некоторое время. Она тихонько плачет. Он лежит с закрытыми глазами.
Через некоторое время наступает тишина.
Она. (почти шепотом) И зачем нам эта боль?
Он. Не знаю.
Пауза.
Она. Почему это все происходит именно с нами?
Он. Ты думаешь, это происходит только с нами? Таких как мы миллионы. Просто сегодня наш день, да и только.
Пауза. Она поворачивает к нему голову. Осматривает его профиль.
Она. Скажи, нам было хорошо вместе?
Пауза.
Ничего не подумай, я все понимаю. Это ни к чему тебя не обязывает.
Он. Было лучше чем, когда-либо.
Она. Ты не против?
Он. Нет.
Она кладет голову ему на плечо.
 
Молчание. Он нащупывает рукой ее плечо и очень сильно прижимает ее к себе. Зажмуривается. Из правого глаза просачивается небольшая капля, и сбегает вниз по виску.
Он. (еле слышно) Вера, Вера, Вера…

Они лежат так какое-то время. Не издавая звука. По реке проплывает баржа. Где-то вдалеке разрывается сигнализация. Они лежат так еще какое-то время.
Он начинает медленно подниматься, подтягивая ее за собой. Она непослушно поднимается за ним. Они встряхивают одежду.
Она. Можно еще коньяк?
Он. Он вроде бы остался там( указывая в ту сторону откуда они бежали).
Она. Ну ничего.
Пауза. Он продолжает отряхиваться, хотя уже давно чист. Она пристально смотрит на него.
Она. Прощай, Леня.
Пауза. Он поднимает голову.
Навсегда, Леня.
Она поворачивается и медленно идет.
Он. Вера!
Она останавливается. Но не поворачивается.
Вера, останься… пожалуйста, останься… Хотя бы на эту ночь.
Она. (не поворачивая головы) Не могу, Леня, я поклялась.
Она уверенно идет вперед.
Он стоит некоторое время в задумчивом остолбенении. Ее фигурка в течение нескольких минут уменьшается. Перед мостом она словно немного замедлилась, чуть приостановилась, а после быстро свернула под мост.
Он, словно очнувшись, разворачивается и идет в другую сторону.
Он. (бормоча про себя) Все по спирали. Все по еб**ной спирали.
Конец.