Аристотель, квантовая физика и модель общества

Виталий Шолохов
Приведем необходимые определения из трудов Аристотеля:
Бытие – живая субстанция. Бытие подчиняется 4 специальным принципам, началам, условиям:
1. Материя.
2. Форма
3. Действующая причина
4. Цель.
Логическое учение Аристотеля
• Центральная часть: категорический силлогизм и учение о доказательстве.
• Основной принцип силлогизма: связь между родом, видом и единичной вещью.
• Это есть связь также между следствием, причиной и носителем причины.
• Исходные начала доказательства – сущности.
• Доказательство способно получать из сущностей свойства, вытекающие из их природы.
Биосоциология
• Биосоциология это применение концепций и научных методов Аристотеля к системному изучению человеческого общества, коллективного поведения людей, человеческих отношений и институтов социальной координации.
Метод познания общества – «пример»
• «Пример» Аристотеля есть заключение по аналогии от одного частного случая к другому, тоже частному случаю.
• Синергетика установила, что при определенных условиях человеческое общество может переходить в состояние хаоса.
• В статье делается предположение, что результаты исследования физических стахостических ансамблей могут быть перенесены на человеческое общество.
Основной вопрос философии Аристотеля
• Статья не является чисто философской или чисто научной работой, хотя автор касается и тех и других тем. В соответствии с философской позицией Аристотеля традиционный вопрос философии «Зачем?» автор заменяет вопросом «Как?».
Обоснование применимости модели
• «Единица измерения энтропии есть иерархический адиабатический инвариант данной системы с размерностью действия, величину которого определяет принцип максимума производства энтропии. ... Для каждого уровня иерархии роста энтропии этот множитель имеет свою величину»
• (Хазен А.М.. Энергия и информация в классической и квантовой механике. Сборник: Введение меры информации в аксиоматическую базу механики. Москва. 1996. С.24. )
Принцип холизма
• Хруцкий считает, что для этого (для получения прогнозов будущего) необходимо найти (и потом исследовать) “универсальные фундаментальные принципы” организации и жизнедеятельности общества (Хруцкий 2011). Физика, используя математику, давно показала высокую эффективность прогнозирования, основанного на решениях уравнений (часто дифференциальных), в которых запечатлены инварианты вариаций различных преобразований изучаемых явлений. Этими инвариантами оказываются все экстремальные принципы в природе. Биокосмос с его идеей “универсальности” и субъектности позволяет перенести результаты исследований из одной области в другие именно благодаря тождественности происхождения всех космических (в том числе, биологических и социальных) объектов.
Цель – поиск экстремума функции цели
• В докладе анализируеются специальные принципы /начала/ бытия Аристотеля, и в первую очередь «цель», с точки зрения свойств алгоритмов поиска экстремумов функций целей. По этим алгоритмам действуют системы поисковой оптимизации, которые формируют материальную сущностную структуру всех Субъектов бытия и оказываются движущими причинами эволюции Субъектов бытия.
Фундамент возникновения и развития живых организмов
• Результаты испытаний в промышленных условиях показали работоспособность «оптимизатора» даже в условиях высокого уровня помех и при большой величине инерции и запаздывания в объектах управления. Лабораторные исследования выявили ценное свойство параллельного включения нескольких регуляторов: пропорциональное увеличение скорости поиска экстремума функции цели или улучшение качества регулирования. Эти свойства были обобщены как свойство абсолютной устойчивости систем поискового экстремального регулирования. Автор выдвигает гипотезу, что свойство абсолютной устойчивости оказывается фундаментом возникновения и развития живых организмов. В ходе эволюции это свойство позволило природе создать организмы, которые занимают несколько уровней иерархии бытия (эта иерархическая модель бытия разработана Сергеем Николаевичем Гринченко) и  которые реализуют возможность диалектического познания в природе.
Метод  дедуктивного познания
• Своим изобретением и исследованиями алгоритма поисковой оптимизации автор был обречен с самого начала стать под знамена философии Аристотеля. Синтетический дедуктивный метод Аристотеля был положен  автором в основу его метода философствования «сверху» как единственного метода адекватного философскому познанию. Автором была также разработана двух - зеркальная модель диалектического процесса познания, которая используется им также для классификации элементов системных объектов/субъектов. Модель диалектического процесса (диалектической логики) оказывается сущностной структурой организма/организации, а структура организации используется автором еще и для классификации возможных форм философии.
Свойства экстремального регулирования
• Исследование свойств алгоритма поисковой оптимизации выявило свойство не достижения экстремума системой экстремального регулирования функции цели из- за неустранимого фона помех, что приводит к нулевой величине информации в потоке обратной связи и к неопределенности дальнейшего регулирования после достижения зоны экстремума. Отклонение от максимального значения было преобразовано методами дифференциального исчисления в сумму выражений математического вида с физическими размерностями. Эти размерности были интерпретированы автором как полная система физических переменных, которыми описывается человеческое общество.
Алгоритмы самоорганизации
• Алгоритмы поведения самоуправляющихся систем были изучены нами в лабораторных условиях и были выявлены некоторые свойства алгоритмов поиска экстремума функции. Экспериментальные исследования поведения самоуправляющихся систем, показывает, что этот класс систем в природе является уникальным и обладает свойством абсолютной устойчивости. Данный класс систем обладает и целым рядом особых свойств. Например, подключение нескольких "экстремальных регуляторов" к процессу достижению одной цели улучшает показатели работы всей самоуправляющейся системы: цель достигается быстрее или точнее (Шолохов 1966). Другое важное свойство самоорганизующихся систем – наличие вокруг цели зоны нечувствительности, в которой шум больше полезного сигнала, то есть значения функции цели в отсутствии шума. Так как шум – помеха для регулирования принципиально не устранима, то истинное значение цели не достижимо. Особые свойства алгоритмов поиска экстремума функции «цели» имеют определяющее значение для предельных достижений эволюции.
Квантовая механика
• Величина не достижения с математической точки зрения есть приращение (отрицательное) функции энтропии. Приращение функции энтропии можно выразить методами дифференциального исчисления через производную значения функции энтропии около зоны/радиуса нечувствительности. Постоянная Планка К  оказывается размерной величиной и имеет размерность “действия”, то есть размерность произведения энергии на время. В стационарных условиях функция S энтропии хотя и не достигает максимально возможного значения, но равна постоянному числу. Производная функции S’ есть только производная размерной части функции энтропии (отметим, что при изучении функции энтропии мы использовали вариационный метод Л.Д.Ландау, 1964). Эта размерность часть имеет вид:
•  
• W*T 
•  
• где W – размерность  энергии, Т – размерность времени.
• Так как в иерархической системе каждый уровень имеет свою “постоянную Планка”, то энтропия-информация нормируется по отношению к энергии и к числу элементов системы. Результат дифференцирования имеет следующий вид:
•  
• dW/W + dT/T 
Механика
• В случае объема газа постоянная Планка К  также оказывается размерной величиной и имеет размерность “действия”, но эта размерность имеет другой вид:
• M*X2/T 
•  
• где М – размерность массы, Х – размерность расстояния, Т – размерность времени.
• Результат дифференцирования имеет следующий вид:
•  
• dM/M +2*dX/X – dT/T 
•  
Человеческое общество
• Энтропия – сложная структурная функция, содержание которой раскрывается применением эквивалентных преобразований размерностей (Кузнецов 1975). Эквивалентным преобразованием размерной части функции энтропии мы можем получить другой вид размерности функции энтропии:
•  
• [время *(масса)2 *энергия *площадь канала* период* (1/массовый расход)* (1/скорость)2 *(1/объем)]
•  
• После дифференцирования, новым переменным мы даем названия, которые определены эвристически и соответствуют социально-технологической деятельности в человеческом обществе. Это: труд (размерность – время); продукт (размерность – масса); ресурс (размерность – масса); энергия (физическая размерность энергии); инфраструктура (размерность – оставшаяся часть приведенной формулы размерности действия); и ценность, которая может быть выражена любой из перечисленных переменных Близкую систему переменных использовали члены Римского Клуба при исследовании «Пределов роста» (Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й., Бернс У. III, 1972). Модель была построена на пяти параметрах — численность населения Земли, объёмы производства, продукты питания и природные ресурсы и пятый параметр - загрязнение окружающей среды. Каждый из них имеет свою динамику развития и влияет на остальные параметры.
•  
Триединство и 3-мерность
• Опираясь на исключительно новый – нео-Аристотелевский – космологический фундамент, мы получаем следующие результаты. “3-мерность” принимает конкретный вид отношений: общества (общая сфера), человека (конкретная сфера) и социально - технологической деятельности (промежуточная, но фундаментальная сфера) – “носитель фундаментальных жизненных процессов” (Хруцкий). То есть, первый Субъект есть Общество, а второй Субъект есть Человек. Каждый из Субъектов в силу фундаментального функционализма имеет одинаковую систему переменных, что дает нам возможность оценивать и сравнивать эти два уровня бытия.
Модель обмена
• Исследование свойств алгоритма поисковой оптимизации выявило свойство равного не достижения экстремума функции цели системой экстремального регулирования, которая включает два «оптимизатора», действующих в общей среде. Это свойство было использовано автором для построения математической модели процессов обмена
Общество – организация
• Субъектный подход к бытию предполагает, что все субъекты познания имеют сущностную структуру в форме организации (организма).
• Самая обобщенная модель организации имеет четыре блока (смотри, например, Оптнер (1970)): вход, функциональный блок, выход и блок цели. «Вход» предопределяет механизм познания, который в форме диалектической логики был исследован Гегелем. До настоящего времени никто не пытался уточнить эту «телескопическую» конструкцию, которая позволила самому Гегелю детально и точно рассмотреть такие вопросы социологии, как структуру общества в целом, труд, собственность, мораль, семью, гражданское общество, народ, общность, системы общественного и государственного управления, тонкие нюансы общественного и индивидуального сознания, духовность общества, всемирно-исторический процесс, и, наконец, реального человека в его связях с обществом и мировой историей.
Основные социологические точки зрения
• К.Маркс менее эксплицирует свои идеи по сравнению с Гегелем ввиду объективной очевидности реальности. Его идеи «живут» в своеобразно преломленном виде, который можно назвать «стихийным аристотелевизмом». «Именно в таком конструктивно-прикладном ключе рассматривались им вопросы законов общественного развития, классов, прогресса, революции, движущих сил и т.д.» (Барулин 2000). Идея Аристотеля об универсальности Субъектов ведет К.Маркса к доктрине равенства, которая через анализ фактического неравенства, возникающего даже через эквивалентный обмен, приводит его к выводу о необходимости революционного переустройства мира. В результате возникло уникальное переплетение политико-идеологического и практически-прагматического подходов к анализу общественной реальности. О.Конт понимал общество как сложный целостный организм (Субъект-концепция Аристотеля!), имеющий свою качественную определенность и отличный от составляющих его индивидов. При анализе общества О.Конт ввел в разделение на социальную статику (функционирование общества) и социальную динамику (эволюция общества), то есть стоял на точке зрения «центрального процессора». Макс Вебер также понимал общественные организации как сложные целостные, но иерархически устроенные образования и развил «понимающий» подход к их анализу, исходя из которого он создал концепцию «идеальных типов» общества, социальных институтов, экономических систем, семьи, бюрократии и так далее. Вполне правомерно можно определить его позицию как «целеполагание». Все перечисленные выше позиции и подходы надо рассматривать как части Субъектной концепции Аристотеля, для которой всегда на первом месте стоит категория «цель».
Заключение
• Философия Аристотеля и его средства познания оказываются базисом для максимальной обоснованности математической модели общества и создания в будущем на этой основе системы социальных наук – Биосоциологии.

2011