Об обиде и прощении

Евгений Терещенко
Одним из самых горьких, болезненных человеческих чувств является обида. Всем нам неоднократно приходилось ее испытывать, по отношению к близким и посторонним людям. Обида на постороннего человека не затрагивает нас глубоко и быстро забывается, обида на человека близкого очень мучительна и не сразу оставляет нас. Чем ближе и дороже нам человек, тем сильнее поражает нас понесенная от него обида. Тем не менее, рано или поздно, эта обида заканчивается прощением и примирением. Можно долго «дуться» на обидчика, не разговаривать с ним, но если обидчик осознал свою вину и попросил прощения, обида постепенно стихает.

Но проходит ли обида раз и навсегда, без всяких последствий, является ли прощение всегда полным и окончательным? Возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, бесследных обид не бывает, каждая из них оставляет невидимый рубец в нашей душе. Сознательно, на словах, не желая разрыва с близким человеком, мы прощаем обидчика, но наше внутреннее отношение к нему неизбежно меняется. Это изменение, возможно, неспособна произвести одна обида, но в отношениях между людьми, находящимися в постоянном общении, одной обидой дело обычно не ограничивается. Обиды же имеют свойство накапливаться, даже в тех случаях, когда мы прощаем обидчика и, после очередного примирения, не испытываем к нему недобрых чувств. И эти накопленные обиды влияют на внутренние отношения близких людей, вносят в них иное качество. К примеру, муж, постоянно прощая свою жену за грубость, бранные слова в свой адрес, может сохранять к ней привязанность, благодарность, чувственную страсть, жалость, но он неизбежно утратит к жене чувство нежности и уважения. В отношениях с людьми менее близкими, чем наши семейные сожители, обида ведет к утрате доверия, открытости, искренности, внутренней теплоты.

Мне скажут: есть люди толстокожие, которые редко обижаются, легко прощают и забывают обиду. Несомненно, «порог обиды» у каждого человека разный. Но даже самый необидчивый человек, если кто-то его обижает постоянно, меняется в отношении обидчика, «закрывается» для него.

Под прощением, мы, обычно, понимаем сознательное прощение, считаем достаточным сформулировать и выразить его в словах. Нам кажется, если мы сказали другому человеку, что прощаем его, на этом все заканчивается. Мы верим в то, что простили. Такое прощение, по-видимому, является для нас предельно возможным и достаточным. Но оно, боюсь, не очень глубоко и далеко не окончательно. Тайники нашей души скрыты от нашего ума, а происходящие в них процессы, неподвластны нашей воле. Увы. Возможно, только очень религиозные, святые люди, для которых взаимоотношения с Богом важнее, первичнее, отношений с другими людьми, прощают обидчиков полностью, а скорее всего, они вообще не обижаются. Не могу утверждать это точно, но что-то подсказывает мне, что это так.