От Адама к Христу

Аркадий Костерин
(КАК ЭТО ВИДИТСЯ В МНОГОМИРИИ)

   Для начала, поясню, что такое многомирие, в моём понимании. — Это Мироздание, предназначенное Богом для СВОБОДНОГО ВЫБОРА Его созданий. То есть, это бытие, которое содержит все возможные варианты отношений всех Божьих творений — от элементарных частиц, до человека и Небесных Сил. Такое бытие, собственно, означает все возможные отношения и сочетания всех элементов тварного мира. Этот всеобъемлющий мир, созданный Богом, и представляет собой единственную объективную реальность. В этом мире все создания Божьи, вступая в различные отношения, выбирают свою собственную линию жизни. Однако, свобода выступает на низших уровнях иерархии созданий как случайность или произвол. Говорить об осознанном свободном выборе пути можно, только начиная с человеческого уровня. Состояние же низших творений, в конечном счёте, является производным от человеческого выбора.

   Итак, свобода человека не означает произвола, и создавая свободный мир, Господь преследовал, всё же, Свои Собственные цели. Эти цели, в части, доступной человеческому разумению, указаны в Священном Писании. Можно качественно обобщить их, сказав, что целью Творца было — создать СОВЕРШЕННЫЙ Мир. И как мы знаем из Книги Бытия, Господь создал этот Мир. Мир, который, поистине, хорош! Прочитав это, читатель, возможно, недоуменно поглядит по сторонам — «Где же этот совершенный мир?» — Мир, в котором мы живём, конечно, прекрасен, но в нём, всё-таки, ещё много недостатков. Прежде всего, конечно, мы видим недостатки нашего человеческого существования. Но и в природе можно найти множество явлений, мешающих существованию Божьих тварей. Всякие катаклизмы и катастрофы сильно осложняют нашу жизнь. А в биологическом мире господствует борьба за выживание, твари пожирают друг друга. Где же тут гармония и совершенство?

   Но, тут мы должны спросить свой разум — возможно ли совместить гармонию со свободным выбором всех, абсолютно, созданий? — То, что кажется невозможным человеку, возможно для Бога, как Он Сам об этом сказал. Мы же можем только догадываться, как это должно выглядеть. По-моему, для создания совершенства Господь создал инструмент, который можно назвать «эволюция»*. Однако, наша привычная трактовка механизма эволюции является неполной, а потому и ошибочной. Мы не учитываем, что эволюция преодолевает тенденцию деградации, что она носит направленный характер и её цель — создание совершенства, где Бог есть «ВСЯ ВО ВСЁМ». Эволюция происходит в конкретном времени и пространстве. Бытие же Бога лежит вне времени и пространства.  Как связать бытие Бога с жизнью Его созданий? — Бог решил эту задачу через Воплощение одной из Своих Ипостасей. — Сын Божий воплотился в человека и прошёл путь земного существования, как все прочие люди.

   Полагаю, эволюция, в общем смысле, состоит в том, что человек выбирает материальную реальность, более или менее жизнеспособную, более или менее близкую к идеалу Вечной Жизни, который и является Промыслом Божьим. То есть состояние материального мира, живой и не живой природы тоже определяется выбором человека. Таким образом, и вся окружающая нас материальная реальность является следствием ошибочного выбора прародителей — Адама и Евы, отвергнувших Дар Божий. В этом согласны все Святые Отцы Церкви. Бог — Источник жизни, Он вводит осуществляющие Его Промысл, близкие Ему по духу создания в русло бессмертия, питает их от Своего Источника. Можно представить это так, что ветви бытия, ближе расположенные к стволу Божьего Промысла, цветут и развиваются, а дальние ветви засыхают и отпадают.

   В одной из своих прежних статей я писал, что человечество — это Мировой Адам — то есть, воплощение всех вариантов личности Адама. Иначе, можно сказать, что человечество на протяжении своей истории материализует психический мультивидуум** Адама. Адам был созданием Божьим. — Лучшим и любимейшим созданием, но, всё-таки, не сыном. Через Христа — Сына Божьего — происходит усыновление человечества. По-моему, можно это представить, как вхождение каждого отдельного человека в состав «Тела Христова» — Церкви, которая для этого и была создана Сыном Божьим. То есть, Церковь, созданная Христом — это реализация мультивидуума Христа. И задача Церкви — стать целым человечеством. Это и называется «спасением» — усыновление человечества Богу. Насколько реальной является эта перспектива? — Для многомирия — совершенно реальной, хотя и маловероятной.

   В контексте многомирового миропонимания можно утверждать, что все варианты существования человечества являются реальными, независимо от их вероятности. Среди бесчисленных вариантов различных состояний человечества в многомировом Мироздании, у каждого человека есть шанс стать христианином, то есть, частью Тела Христова. И поэтому, у всего человечества есть шанс, хоть и очень маленький, на спасение. Оно должно стать человечеством, пришедшим от Адама к Христу, ПРИНЯВШИМ ХРИСТА. Убеждён, что только этот образ человечества соответствует Промыслу Божьему о человеке. Только это человечество и останется в Вечности. Оно единственное прейдёт Конец Света, который перманентно длится от первого Христова Пришествия. Все остальные образы бытия сгинут, раньше или позже...

Май 2016.

* Моя мысль состоит в том, что Господь созидает Своё Царство через эволюцию Мироздания, которая охватывает все уровни организации материального и духовного бытия. Естественно, что такая сквозная эволюция носит направленный характер. Низшие уровни бытия формируются под влиянием высших, то есть, Божественный Промысл распространяется, видоизменяясь, с бОльших масштабов Мироздания на меньшие: от Небес духовных на человечество,  на живую природу, и далее, на весь материальный мир. Эта «редукция» Божьего Промысла идёт от будущего к настоящему, то есть каждый последующий уровень бытия создаёт в настоящем условия для своего возникновения.
** Мультивидуум — это цельная совокупность всех вариантов существования психики человека. То есть, в многомировом понимании, мультивидуум — это и есть душа человека.