22. Культурные бабушка и дедушка

Дарья Колдина
Иногда я приезжаю к другим бабушке и дедушке. Я не очень люблю бывать у них. Но папа считает, что это мне на пользу. Дедушка Юра и его жена - тётя Валя - очень культурные и воспитанные люди.
Для меня раньше есть с ними за одним столом было просто мучение. Сейчас-то уже привыкла. На колени нужно обязательно положить льняную салфетку. Не забыть пожелать всем "приятного аппетита". А какой уж тут аппетит, да ещё и приятный, если мясо надо нарезать ножом. А я же не… как его там… не хирург… И операция над мясом чаще всего заканчивается упрыгиванием его под стол. Ну и конечно ни о каком чавканье, локтях на столе или разговорах с набитым ртом не может быть и речи. Да, не забыть бы ещё после еды рот вытереть салфеткой и сказать "Спасибо. Было очень вкусно".
Дедушка Юра и тётя Валя всегда говорят вежливо, ровно и спокойно. И не понятно, сердятся они или радуются. Квартира у них сверкает ослепительной чистотой, а для каждой вещи отведено своё строгое место. И вся эта культурная атмосфера невольно побуждает меня обращаться к ним на "Вы". "Тётя Валя, вы не видели мои варежки?" - спрашиваю я.
Дедушка Юра работает профессором истории. Его студенты ездят на раскопки, отыскивают ушедшие под землю древние города. Привозят ему интересные находки: старинные глиняные кувшины, наконечники от стрел, медные монетки.
Дедушка Юра не обращает на меня никакого внимания - как будто меня нет. Только, если я сильно разыграюсь, выходит из своего кабинета и спокойным голосом говорит, что в доме не кричат и не бегают.
- Почему? - всегда удивляюсь я.
- Девочка, это не прилично, - отвечает дедушка Юра.
Похоже, он даже не знает, как меня зовут. Настоящий профессор! Но я всё равно бегаю и кричу.
Но один раз дедушка Юра всё же немножко обратил на меня внимание. Я хотела пойти гулять, но боялась ехать на лифте. И он вызвался спустить меня вниз, на первый этаж. Лифт приехал, я вошла. Дедушка Юра тоже сделал вид, что заходит в лифт. А на самом деле нажал кнопку первого этажа, двери захлопнулись, и я оказалась одна. Я ехала в лифте, и при малейшем его замедлении или покачивании, сердце прыгало внутри меня как маленький мячик. Когда двери открылись, я вылетела из лифта.
Дедушка Юра, конечно, хотел показать мне, что на лифте ездить совсем не страшно. Как ни странно - это сработало. Я действительно потом стала сама подниматься и спускаться на лифте.
Но мне больше нравился мой другой - некультурный дедушка. Хотя он тоже старался быть культурным. Когда автобус останавливался на нашей остановке, дедушка первым выходил из него и шутливо говорил:
- Дамы! Прошу вас!
И галантно подавал руку мне, потом бабушке, а потом помогал спуститься и всем остальным женщинам с их тяжелыми сумками.
Мне так нравилось, что мой дедушка такой добрый и называет нас с бабушкой дамами. И я повисала на нём как обезьянка.
Тётя Валя - третья жена дедушки Юры. Она молодая, намного моложе дедушки. Мне даже неловко называть её "бабушкой", поэтому зову тётей Валей. Я её сначала немного побаивалась - ведь она не настоящая мама моего папы. А мачеха. А все мачехи в сказах злые, заставляют девочек работать и заколдовывают их. Вот я и думала - а вдруг превратит меня в лягушку. Но нет, тётя Валя оказалась хорошей. А ещё тётя Валя умеет водить машину. Я больше женщин-водителей в Москве не видела. Тётя Валя, наверно, единственная. И она очень любит рассказывать, как её оранжевый "Запорожец" иногда ломается посреди дороги. Тогда вокруг тёти Вали и "Запорожца" образуется машинный затор. И водители, вооружившись гаечными ключами, расталкивая друг друга локтями, спешат к ней на помощь.
У тёти Вали нет своих детей. Меня этот вопрос очень волнует. Ведь я-то мечтаю, что у меня будет десять детей - пять мальчиков и пять девочек.
- Тётя Валя, а почему у вас нет детей? - спросила я как-то.
- Я когда была маленькая, как ты, не слушала маму и садилась на холодные камни, - ответила она. - Вот у меня живот и застудился.
- А вы бы хотели, чтобы у вас была такая дочка, как я? - стала допытываться я.
- Хотела бы, - вздохнула тётя Валя и погладила меня по голове.
И мне стало её жалко-прежалко. Захотелось обнять тётю Валю. Но я не знала, обнимаются ли такие культурные люди.
Тётя Валя с дедушкой Юрой часто ездят за границу - в Германию, Францию, Таиланд, Китай, Индию и другие страны. Привозят оттуда много разных интересных вещей. Я таких нигде не видела. Например, засушенного маленького крокодильчика. Или статуэтку вождя индейцев с настоящими перьями, копьем и луком. А один раз привезли белый коралл со дна моря. Трогать его не разрешают, но я, конечно, потрогала - он колючий, как ежик.
Квартира дедушки Юры и тёти Вали напоминает музей. Я люблю играть в "экскурсовода". Вожу воображаемых посетителей по комнатам (их всего три) и рассказываю:
- Посмотрите направо, перед вами на полке бронзовое зеркальце и гребешок. Посмотрите налево. Это перья из хвоста павлина. Павлины живут в Индии.…
Однажды я нашла у тёти Вали малюсенькие красные коньки с пластмассовыми лезвиями. Коньки вкусно пахли клубникой. Я подумала и решила, что это маленькая фея потеряла свои коньки. Но коньки оказались просто ластиками. Я, конечно, выпросила один конёк у тёти Вали. Берегу его и совсем им не стираю.
Нет, всё же мне интересно бывать у дедушки Юры и тёти Вали. Уж очень там всё необычно. Не так как дома. Так что когда папа уговаривает меня - приезжаю.