Сёстры 4

Надежда Кравченко 3
    - О, привет, заходи!- Открывая дверь, радостно говорил Юра.
   - Кто там, - послышался голос Любы с кухни.
 - Дядя Саша, дядя Саша! Я самолет почти собрал, ну папа мне немного помогал. Пошли, посмотри.
 - Да, подожди ты, дай хоть раздеться,- остановил Ивана папа.
 - Ну и холодно на улице,- раздеваясь, сказал Саша. А у вас,  как всегда тепло.
 - Ага, и вкусно пахнет,- сказал Юра,- не прогадал я, женившись на сестре друга!  Пошли  сразу на кухню.
- Заходите, заходите у меня всё готово. Юра хлеб нарежь. Ваня, а ты не прыгай около дяди Саши, садись на своё место.
 -Я руки помою,- сказал Саша, направляясь в ванную комнату.
    После ужина мужчины вышли на балкон покурить. Молча, закурили, и молча, стояли некоторое время.
 - Морозно, - нарушил молчание Юра. Что ты хотел сказать?
Саша помолчал, не зная, как начать:
- Да, мне надо с кем-то поговорить,- и снова замолчал.
 Было видно, как трудно давался ему этот разговор, но кроме  друга он ни с кем не мог поделиться своими домашними проблемами. С Юрой они дружили со школьной скамьи, и были, как говорят «не разлей вода». Они были совсем разные: Саша спокойный, не многословный;
 Юра – заводила во всех их школьных делах, они дополняли друг друга.
Как говорил покойный, Сашин папа, что они как «лычко с ремешком».
- Не знаешь с чего начать? Начни с начала, - решил разрядить длинную паузу Юра и помочь другу.
 - Да, конечно, с начала.  … Ты же знаешь, у нас с Викой долго не было детей… Всё заканчивалось раньше времени… И вот наконец родился Максим…
 Александр опять замолчал. Закурил новую сигарету. Юра его не торопил, ждал.
 - Я так радовался!.. Но… вот Вика… она была, какая- то странная. Я думал, что для неё роды… тяжёлые роды были стрессом… Теперь я знаю, - Саша часто прерывался, молчал потом снова начинал говорить.
- Теперь я знаю, почему она не хотела… ухаживать за сыном… Она не смогла его полюбить…
Он снова замолчал, затушил сигарету… и снова закурил.
- Вы, что здесь долго, холодно ведь?- выглянула в дверь Люба.
- Скоро придём, поставь чайник.
- Закипел и уже успел остыть!
- Ну, снова поставь,- не много раздражённо, сказал Юра.
Люба закрыла дверь. Она поняла, что мужчины разговаривают о чём – то серьёзном.  «О чём это они? – подумала Люба,- Саша! Да, что-то у Саши. Он приехал какой–то не такой». Больше она их не тревожила.
- Когда я узнал…  У неё появлялись какие-то дела, Максима она оставляла  у подруги… - Он снова замолчал. Выбросил сигарету…
- Максим не наш сын! – выдавил из себя Саша.
-Как!!! – вырвалось у Юры, - ты уверен? Не твой?!
 Снова наступила пауза. Александр пытался закурить, но спички ломались, сломал и сигарету, достал новую, но, не закурив, продолжал:
 - У Вики подруга – гинеколог, и она как раз дежурила, когда Вика рожала…  В общем мой… моя дочь…  Да, дочь родилась мертвой. А той же ночью… когда… ну,..  родила одна студентка мальчика. Она заранее написала отказную…  Ну, ты понимаешь? 
 - Максим её сын?!- догадался с ужасом Юра.
- Да!..  Но ты не подумай, я Максима люблю, как своего, … он же по документам мой. Мой сын!.. Он снова замолчал. Теперь уже закурил…
- Но, это ещё не всё. Вика так и не смогла его принять. Она его ненавидит! Предложила его отдать в детский дом! Представляешь?!.
 - А, ты?  Я надеюсь, не согласился?
  - Да, разве можно! Он мой сын. И всё,- уже спокойно закончил Саша.   
  - А, Вика?- спросил друг.
  - Она? Она ушла от нас.
 -  Ушла?
  - Да, ты верно понял. Мы расстались.
  - Но… Но может ещё помиритесь?
  - Не думаю. Был уже суд, нас развели.
   -Так скоро?  А как Максим?
  - Он остаётся со мной. Вика дала на это согласие.
- Суд не узнал, что он не родной?
- Я просил об этом Вику… Вот ты теперь знаешь всё, но пока ни кому не говори.  Я не знаю, что будет дальше, но я не мог поступить по -другому. И как рассказать маме.
 - Но ты же знаешь, что она одобрит твой поступок.
 - Да, но для неё будет ударом наш развод.
 - Я думаю надо рассказать Гали и Любе, они подготовят мать.
 - Я тоже об этом думал. И я не хочу говорить, что Максим не мой сын.
 - Я сам расскажу Любе, попрошу, от твоего имени, чтобы она с Галей подготовила  мать. Про Максима не скажу.
Спасибо тебе. Наверно я должен сказать сам, но мне надо время. А мама после болезни ещё слаба…  Как-то легче стало.
- На то мы и друзья! Пошли в комнату, чай пить. Может покрепче?!
- Да, не мешало бы.
 
                ---------------------------------------------

         Ольга шла по школьному коридору, направляясь к выходу. Были ещё каникулы, детей в школе не было. У самой двери её догнал физрук:
 - Ольга Сергеевна, ты домой? Может, прогуляемся? Зайдём в кафе, получку  «обмоем».
- Нет, Сергей Владимирович, мне в магазин надо и на почту.
- Ну и я с тобой.  Можно?
Они вышли на улицу. Оля остановилась, посмотрела снизу вверх на стройного, красивого парня.  Он всем своим видом показывал, как он хорош и не отразим. Он давно уже пытался ухаживать за ней, но безрезультатно. Открыто он об этом не говорил, но все знали, что Митин 
«не ровно дышал» и пытался завоевать Ольгу Сергеевну. И вот сегодня он, наконец, решился.
- Оля, может, вечером в кино сходим?
- Нет, Сергей… Владимирович, - она сделала ударение на отчестве,- мы взрослые люди. Нет!
Ольга повернулась спиной к Митину и сбежала по ступенькам.
- Я все - таки буду надеяться!
Оля, не оборачиваясь и не останавливаясь, пожала плечами. Она не могла принять его ухаживаний, он не нравился ей своим высоким мнением о себе. «Уж очень много «якает»»- думала она.
    Ей действительно надо было в магазин за пряжей. Решила связать себе шапку и шарфик. Остановила свой выбор на белом  цвете, проходя мимо отдела игрушек, не могла не купить Максиму машинку. Потом отправила перевод сестрёнке. По пути домой, зашла в продуктовый магазин, купила кое-что из продуктов.  Дома ждало письмо от Светы.
 Она писала, что у неё всё нормально. Передавала от соседей и знакомых привет. Пашка всё еще в Москве, ему предлагают там работу, и он не знает, что делать – принять или отказаться. Оля поймала себя на мысли, что её не волнуют  его дела, как будто и не жили они вместе. После ужина Оля пошла, прогуляться с Максимом на улицу.  Был прекрасный зимний вечер, тихо падал снег. Между домами дети         сделали горку  из снега, полили её водой, конечно с помощью взрослых, и теперь катались, кто на ногах, кто на картоне, а кто прямо на животе. Детям было весело, они смеялись, визжали от удовольствия, так что Оли самой захотелось прокатиться, да ещё и Максим просился на горку.
- Ольга Сергеевна, айдате с нами, - кричали узнавшие её ребятишки.
 Своё желание она подавила, а вот Максим несколько раз прокатился вместе с мальчиками.
Ольга еле утянула Максима с горки, надо было уже идти домой. Они вёсело шли, топая ногами по тротуару, рассказывая стишок: «Мишка косолапый, по лесу идёт…»…  Вдруг Оля поскользнулась, и упала, подвернув ногу. Позади их в нескольких шагах, шли двое мужчин, они, не сговариваясь, бросились на помощь. Помогли встать. Оказалось, что под пушистым, только что нападавшим снегом, был раскатанный лёд.
- Вам помочь дойти до дома?
- Нет, спасибо, - Оля, прихрамывая, взяв Максима за руку пошла вперёд.

     - Это же она!- сказал Андрей, когда Оля ушла немного вперёд.
- Кто она?- спросил его друг.
- Не знаю!
- Как, не знаешь?.. Не понял!..
- Ну, та, которую я встретил около больницы. Серёга, я же тебе говорил. У неё глаза, я…
- Понял, понял. Пошли быстрее догоним.
- Нет. Что я скажу?
- Ну,… скажешь, что ты утонул в её глазах, не можешь выплыть, пусть поможет…
- Я тебе серьёзно говорил, а ты…
- Да, ладно не обижайся. Пошли, узнаем, где живёт.
- Пошли. А если она в гости?... И замужем…
- Ну, ты, друг, даёшь! В гости. Муж. Я тебя не узнаю. Не ты ли учил меня знакомиться! А моя жена, не ты ли познакомил нас?!...   Вообще то у неё  ребёнок. Не заметил? Слышал, он её «мамой» назвал?
Андрей остановился:
- Нет.
- Что, нет? Да, вон смотри, свернула в калитку. Пошли быстреё.
Когда они подошли к калитки, Ольга была уже в доме.
- А я знаю, кто здесь живёт.
- Кто?
- Зинаида Ивановна, моя учительница. А, насколько я знаю, она одна живёт. Ну, есть дети, с Сашкой я в одном классе учился. Он уехал учиться, кажется на юриста, там и женился. Я его после школы один раз мельком видел. Может она его жена?... Я слышал, что у него с женой не всё в порядке. На Новый год он приезжал, но я его не видел.
- Пошли отсюда. Ты забыл, куда мы идем? Нас ждут, опаздываем.
- Пошли,- согласился Сергей.
- Как бы узнать, кто она, эта незнакомка.
- Если хочешь, я узнаю. Обещаю написать.
- Да уж, ты напишешь! «На деревню дедушки»
- Сейчас узнаем, на какое число билет, может не завтра ехать. И я успею помочь другу найти его судьбу.
               
                ---------------------------------

      Скоро март. Месяц - весны, но весной еще не пахнет. Ольга любит запах весны. Он какой-то особенный ни с чем несравнимый. Морозы ослабели, но два дня назад была метель такая, что замело все дорожки.
Чистить дорожки это любимое её занятие. Так приятно чувствовать себя немного уставшей, разгорячённой на свежем воздухе, что не хочется заходить в дом. Раньше ей это делать не приходилось, жила на третьем этаже, а во дворе чистил дворник. На работе всё было хорошо. Она себя чувствовала так, как будто работала здесь не один год.  К восьмому марта готовили общий концерт для родителей начальных классов. Её класс, конечно же,  будет принимать участие в этом концерте. Она довольна своими первоклашками, своей работой. Любимой работой! А иначе как работать в школе, если не любить детей и школу. 
    Ольга торопилась домой, по пути, как всегда зашла в магазин. Давали кур, по две на руки. Она отстояла в очереди с полчаса, взяла ещё колбасу «хлебцем» и ещё кое- что из продуктов. Завтра воскресенье и она запланировала сходить по магазинам купить, что ни будь к весне.
- Я дома, - весело сказала Оля, зайдя в дом. Из зала выбежал встречать Максим, заглядывая в сетки с продуктами пока Оля раздевалась.
- Где мне?- Растопырив ручки, сказал  Максим.
Оля достала из сумочки машинку, дала мальчику. 
- Сиба,- поблагодарил за игрушку ребенок.
- Ну, теперь пошлите кушать,- сказала Зинаида Ивановна, унося продукты на кухню.
   Когда, переодевшись в халатик, Ольга зашла на кухню,  на столе уже стояли тарелки с наваристым супом.
 - Как вкусно пахнет! Максим, давай положим пока машинку, покушаешь,  потом будешь играть.
- Неть, моя!
- А мне дашь поиграть?- спросила бабушка.
 Ребенок отдал игрушку, бабушка положила её в сторонку.
- Покушаешь, будешь играть.
- Вы, плакали, Зинаида Ивановна? Глаза красные.
- Да, взгрустнулось немного, альбом смотрела. Сегодня моей маме день рождение… Да ещё и про Шурку всё думаю, про Максима. Как можно матери отказаться от своего ребенка? - А про себя подумала ( вот уже в который раз) «сошлись бы Шурка с Оленькой, хорошая мать была бы, да и жена. Лучшей не пожелаешь»
-А мне можно посмотреть Ваш альбом.
- Отчего ж нельзя, конечно можно. Он в зале на столе, я там смотрела.
      Когда на кухне все дела были сделаны, Зинаида Ивановна взяла не довязанный носок села на диван, приглашая к себе Олю.
 - Присаживайся рядом, бери альбом.
Оля  уселась поудобнее, на диване, положив тяжёлый альбом на колени, погладив рукой по его бархату.
 -Какой красивый!
 - Да, мне он тоже очень нравиться. Это подарок моих выпускников.
     Ольга раскрыла альбом и почитала:
- … 1960год.- и добавила,-  двадцать лет назад…
 Потом вдруг замерла, «ойкнула»…
- А – а –а…а эта… фотография… фотогра-афия… откуда?- взволнованно еле выговорила  Оля.
- Какая? А-а, это мои родители, сестрёнка, братик и я.  А, что?- Зинаида Ивановна смотрела на Олю и не понимала, почему та, так отреагировала на этот довоенный снимок.- Это фото было сделано перед самой войной, на мамин день рождения…
- Я… я знаю,- произнесла, бледнея Оля. В голове стучало, сердце бешено билось.
Теперь удивилась Зинаида Ивановна.
- Откуда ты знаешь?
- Это… это моя мама… Таня, - выдавила из себя Оля, смутно догадываясь, что она живёт у своей родной тёти.
- Оленька, Оленька… Таня… Таня… - только и смогла сказать Зинаида Ивановна, обняла племянницу, и слёзы радости и горечи потекли по щекам.
     Как долго она искала свою сестру, делала запросы, но безрезультатно. Уже совсем потеряла надежду и вот… судьба подарила ей встречу.  Она плакала от радости встречи и от потери сестры. От Оли она давно знала, что её родители погибли в аварии. Они обнимали друг друга и всё плакали, забыв про играющего ребенка.  Максим уже не играл. Он смотрел, удивлённо, на плачущих женщин, и вдруг сам разревелся… 
     Когда слёзы закончились, начались воспоминания. Оказалось, что Зинаида Ивановна не могла найти сестру, потому что в детском доме
Тани  дали другую фамилию. У девочки нашли фотографию, ту самую, на ней имена: Иван, Мария, Зиночка, Костя, Танюша. 27 февраля 1941год. Девочка свою фамилию не помнила, и видно, поэтому её записали – Иванова Татьяна Ивановна.
- Я помню, когда мы ехали в поезде, в нашем вагоне было много детей из детского дома, где мама работала. Началась бомбёжка, поезд остановился, все бежали к лесу. Был такой страшный гул,  взрывы. Я бежала с Костей, держала его за руку. Он плакал,- Зинаида Ивановна от воспоминаний снова начала плакать. Успокоившись, продолжала:
-Я остановилась, хотела найти маму, звала её…  И увидела, она бежала сзади с  детьми, а Таню держала на руках…  потом взрыв… Вместе с Таней она упала…  Потом мне сказали, что мамы больше нет.
Таню я не нашла…
 - А Костя?- Тихо сказала Оля.
- Его тоже нет. Он сильно простыл и умер в детдоме… через год…
Было видно, как тяжело было вспоминать. Зинаида Ивановна снова замолчала.
- Моя мама хромала на левую ногу,- заговорила Оля,- наверное, её тогда и ранило…
      Когда, уложили спать Максима, они ещё долго разговаривали, смотрели альбом. А на завтра на обед договорились пригласить в гости семьи Гали и Любы, для знакомства с сестрой.