Прогулки по Москве. Театр им. А. С. Пушкина

Татьяна Азарова Плесовских
     Москвичка Наталья, с которой в прошлом году мы посетили музей А.С. Пушкина на Арбате (о чём я тогда писала), давно и настойчиво приглашала меня  приехать в Москву, чтобы совместно сходить на какой-нибудь спектакль в её любимый театр  имени А.С. Пушкина.

      Так прошла холодная зима, весна наступила, потеплело, я, наконец, созрела и попросила её взять билеты на тот спектакль, какой она сама выберет.

      27 апреля 2016 года. Приехав в столицу, я сначала побывала в Кремлёвском музее "Оружейная палата" и  уже оттуда поехала на Тверской. Выхожу из метро -  ничего понять не могу. Какие-то скульптуры, палатки с торговлей. Ничего этого в прошлом году не было. Неужели я , провинциалка, заблудилась и не туда попала? Огляделась. Александр Сергеевич, наш великий поэт, погружённый в свои думы, стоит на том же месте, на пьедестале, и нет ему никакого дела до нашей суеты. Нет, я не ошиблась, изменился сам Тверской. Дело к Пасхе. Потому столько праздника, торговли, ну а народа по вечерам здесь всегда должно быть много.

       Время ещё есть, и я не спеша иду по бульвару, сначала к белым скульптурам в стиле ретро, раньше таких много было в парках, садах, скверах и пионерлагерях: девушка, читающая книгу, девушка с мячом, девушка с веслом и  девушка-пловчиха. Скульптурная композиция из трёх пионеров меня просто умилила. Вспомнилось далёкое-далёкое детство: и у нас перед школой, где я училась стояли подобные скульптуры: пионер с горном и пионерка, отдающая салют.

      На бульваре были ещё зелёные скульптуры в виде дам и кавалеров из прошлых веков. Я присмотрелась - нет, это не трава, это какое-то покрытие, имитирующее зелёную траву. Вполне парковые вещи. Там были и современные, цветные, модерновые скульптуры - из пластика, видимо. Все скульптуры на подставках: постоят, потом  их перевезут в другое место.

      Но вот и театр моей мечты - он самый имени А.С. Пушкина. Натальи пока нет. А, вижу, спешит с большим букетом цветов. Прекрасно! Такой красивый букет будет приятно подарить любимому артисту. Это от нас двоих. У меня особое настроение: я впервые иду в московский театр.

      Наталья хорошо здесь всё знает и выступает моим гидом. Она рассказала мне, что здание это построено ещё в 18 веке, оно пережило нашествие французов в 1812 году и  тогдашний московский пожар. В 1914 году  это был особняк братьев Паршиных.  Тогда - то  в этом здании открыли Камерный театр. Главным режиссёром театра стал  Александр Таиров. Его  любимая женщина, Муза, жена, - талантливая актриса Алиса Коонен исполняла главные женские роли, и своей игрой всегда вызывала восторг зрителей. У них не было детей, и театр  в их жизни был всё.

       Но в 1949 году грянули перемены. Камерный театр закрыли, и открыли театр им. А.С.Пушкина. Таиров не перенёс удара и вскоре умер. Коонен прожила ещё 25 лет, но на сцену не выходила, а лишь участвовала в концертах.

       При входе в фойе на белой стене мы видим автопортрет А.С. Пушкина с рукописи  "Осень" 1883 год. Этот автопортрет входит в логотип театра.
       Ещё на первом этаже висят портреты нынешних артистов театра и мемориальная доска в память о Таирове и Коонен, где Коонен в костюме Федры.
       Также в одном месте на стене нарисованы виды домов  на Тверском бульваре. И есть ещё мемориальное фойе с фотографиями артистов Камерного театра.

       На втором этаже тоже интересно. Здесь расположены три анфиладных зала, которые называются "Пушкинским фойе". В первом зале находится поясной скульптурный портрет самого Александра Сергеевича. Он смотрит на нас и словно вопрошает: "Ну как, господа, нравится вам в моём театре?". Да, очень нравится, очень.

       Во втором зале можно увидеть костюмы к спектаклю "Камерный театр. 100 лет". А так же мемориальную мебель.

       В третьем зале в стеклянный витрине находятся костюм Алисы Коонен к спектаклю "Мадам Бовари" и ещё какой-то мужской наряд. В сегодняшнем пушкинском театре бережно сохраняют память о своих предшественниках.

       Мы занимаем свои места в зале. Сегодня будем смотреть комедийную пьесу американского автора Кена Людвига "Одолжите тенора!". Пьеса с успехом идёт во многих странах мира, да и в этом театре она не сходит со сцены уже 11-ый сезон.

       В ролях:

Тито Мерелли, знаменитый певец - Александр Арсентьев.

Мария, его жена - Наталья Корогодова.

Сондерс, директор Кливленд Гранд Опера - Александр Матросов.

Мэгги, дочь Сондреса - Стася Милославская.

Макс, ассистент Сондреса - Евгений Плиткин.

Джулия, председатель оперной гильдии - Ирина Бякова.

Диана, сопрано - Екатерина Клочкова.

Посыльный в гостинице - Александр Анисимов.

       Действие происходит в тридцатые годы  в Америке. Двухместный номер гостиницы. По радио звучит сладострастный голос итальянского тенора Тито Мерелли (на самом деле голос Марио Ланца). А герои в нетерпении ждут его самого, он должен в их театре выступить в роли Отелло. И он появился - с женой, между прочим. (Аплодисменты).

       Как и подобает звезде, красавчик, в белом костюме, в белом плаще и белой шляпе и... мертвецки пьяный. Жена объяснила, что Тито очень нравится большая женская грудь. В поезде проводница с большой грудью что-то им приносила, подавала, наклонялась, он засматривался, просил ещё и ещё. В общем, теперь ему надо в СОРТИРО. Ясно без перевода. Пошловато , конечно,  что вполне в американском духе. Но ничего, ведь весело же.

       И закрутилась карусель забавных моментов. Всё время кто-то прячется, для этого есть САРТИРО и какая-то кладовка, убегает, прибегает. Мы привыкли что у нас чуть ли ни за каждой шуткой , а то и жестом, есть намёк на что-то, подтекст. Зрители понимают и смеются. Ну, например, в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Царю на стол подают большое блюдо. Икра чёрная! Ещё большое блюдо. Икра красная! И маленькое блюдо, где содержимого не больше ложки. Икра заморская, баклажанная! (Торжественно). В зале хохот. Иностранцам не понять.

       Но здесь просто юмор, просто шутка. Смотри и смейся, хоть ты русский, хоть англичанин, хоть француз.

       Вот Тито с женой ложится в постель. Мария требует интима, но тенор ещё не протрезвел и оплошал. Происходит скандал со всем итальянским темпераментом, из которого зрители из уст супруги поняли самое главное: "ИМПОТЕНТО!". Бедный, бедный Тито.

       Великий тенор узнал от маленького, тщедушного очкарика Макса, что тот тоже любит петь, но стесняется. За несколько минут обучения добрейший Тито научил Макса тонкостям оперного пения. (Оба артиста  весьма хорошо пели своими голосами). Движение, пластика, позы, всё очаровывает и смешит.

       В это время оскорблённая Мария пишет на плакате с  большим портретом  Тито Мерелли слова прощания  и уходит от него. Тенор, найдя плакат, с горя напивается и засыпает, накрывшись этим плакатом.

       Но вот пора и на спектакль. Напрасно Сондерс с Максом пытались разбудить тенора,  его садили, ставили, трясли, но  всё напрасно. Наконец они увидели плакат и решили что Тито  умер и написал им слова прощания.

       Директор принимает решение, что партию Отелло будет исполнять Макс. Старо, как мир. Подобное бывало не раз. Звезда по какой-то причине не может выступить и тут откуда-то берётся молодой, талантливый, но неизвестный публике артист. Пришло его время, его шанс.

       И Макс этот шанс использовал. Публика за чёрным гримом на лице сочла его за Тито Морелли и приняла с восторгом, на ура. Но тут и Тито проснулся, переоделся в костюм Отелло, и побежал в театр, но его туда не впустили, наоборот приняли за ненормального. (Встреча двух Отелло в совершенно одинаковых костюмах, нос к носу, как в зеркале в гостиничном номере, ещё впереди).

       Два с половиной часа длилось это весёлое сумасшествие, эти забавные приключения итальянца в Америке, праздник наивности  и дурашливости. И всё закончилось счастливым концом. К Тито вернулась любимая жена (хоть и этот "ИМПОТЕНТО" успел ей изменить. И поделом: не бросай мужа без присмотра, Мария! За этими тенорами глаз да глаз нужен). Макс, влюблённый в Мэгги, стал звездой оперы  и девушка полюбила его. А у  директора театра Сондерса появился свой доморощенный тенор, не хуже Морелли.

       Артисты играли легко, казалось никаких репетиций и не было, просто вышли на сцену и  само собой, без забот сыграли самих себя, таких же артистов, как и сами. Причём, как мне показалось, основная нагрузка легла на мужские плечи: Тито, Макса и Сондерса. Ещё время от времени появлялся посыльный и вносил свою лепту во всеобщий хаос. Ну, а женщины, будучи на вторых ролях, периодически  подыгрывали им.

       А какие были поклоны! Нет, не то что обычно, вышли, поклонились и ушли, и так несколько раз. Они летали, парили, исчезали, появлялись, совершали немыслимые пируэты, мгновенно показывали  какие-то мизансцены из спектакля, чтобы ещё раз напомнить, посмешить зрителя. Сыграв на подъёме весь спектакль, они так же и закончили его, и сами получили удовольствие, и  нас порадовали.

       Аплодисменты, аплодисменты, аплодисменты...

       Не забыть бы о режиссёре Евгении Писареве, сумевшим организовать весь этот забавный дурдом без дураков, не утомить, а порадовать зрителя.

       Мы с Натальей вручили букет цветов А.С. Арсентьеву. После спектакля можно было задержаться и подождать артистов у служебного входа. Я сказала несколько слов Арсентьеву и ушла, торопилась. А у Натальи была возможность сфотографироваться с любимыми артистами.(На коллаже она с Арсентьевым и Матросовым).

       Впечатления. Они самые лучшие. Да, живой спектакль ни с каким сериалом  по телеку не сравнишь. Стоило из Калуги приехать в Москву, чтобы  увидеть столичный театр, получить большое удовольствие от спектакля и помечтать о том, что встреча может повториться.


       В коллаже использованы фотографии Натальи Ромодиной, автора, из Интернета и с программки спектакля.