Поэт и бард Григорий Глазов. По Сергиеву...

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Лицом к Лицу
Поэт и бард Григорий ГЛАЗОВ:
ПО СЕРГИЕВУ…

Среди живущих ныне в Сергиевом Посаде поэтов и музыкантов имя Григория Глазова стоит особняком. Он необыкновенно талантлив, самобытен и, на наш взгляд,  непредсказуем. Пожалуй, он лучший среди лучших, он первый среди первых – и поэтому, отдавая ему дань своего глубокого уважения, мы пригласили его на передачу «Лицом к Лицу» ПЕРВЫМ среди поэтов. Потому что он этого заслуживает. И, как вы позже заметите,  мы постарались минимально отвлекать его надоедливыми вопросами, чтобы осталось побольше времени для того, чтобы послушать его стихи и песни…

- Григорий, мы знакомы с тобой очень давно, мы оба журналисты, долгие годы руководили Сергиево-Посадским отделением Союза журналистов России, вместе ездили на пленумы Союза журналистов Подмосковья и съезды журналистов области и России, вместе принимали новых членов в наш профессиональный союз. Поэтому в журналистских кругах мы с тобой люди известные. А вот в писательских кругах известен ты один. В том числе не только как бард и поэт, но и как член Союза писателей России. В каком году ты вступил в эту организацию?
- Это был 2001 год, то есть, пятнадцать лет тому назад. Но дело, думается, не в членстве в неких Союзах, а все-таки, наверное, в том, что каждый человек делает по жизни. И как сказал наш земляк, поэт Анатолий Филиппович Чиков: «Поэзия есть во всем – даже иногда в стихах» (смеемся).
Поэтому все то, что вы делаете на Радио Посад, все, что делают другие добрые люди – каждый на своем рабочем или творческом месте, - это и есть самая главная поэзия. Ну, и в стихах поэзия тоже иногда встречается, что тоже не может ни радовать…

- Кстати, ты вспомнил про Анатолия Чикова, а в предыдущей передаче «Лицом к Лицу» с нашим известнейшим писателем-краеведом Юрием Николаевичем Палагиным, на мой вопрос назвать лучших поэтов города, он как раз и назвал Смолдырева, Чикова, а затем и Григория Глазова. Это обязывает?
- Очень почетно это услышать. Конечно, хочется по мере сил оправдывать. И все же, дорогие товарищи, мои стихи, наверное, это как некий побочный продукт исследования мира, себя, своего места в этом мире. То есть, это то, что вырывается подобно тому, как, допустим, у токаря, который вытачивает какую-то деталь на токарном станке, вылетает стружка. И вот эта стружка иногда получается весьма содержательной, причудливой и практически применимой, например, для неких духовных исканий и саморазвития тех, кто все это читает….

- А деталь в твоей метафоре – это что?
- Свое место в этой жизни. Чтобы принести максимальную пользу себе и окружающим. Себе – я имею в виду то духовное стяжательство, о котором говорил еще Серафим Саровский. То есть, нужно заниматься духовным стяжательством, товарищи, - У ГРОБА НЕТ БАГАЖНИКА… (хохочем)

- Замечательно! Ну, и чтобы не только разговаривать, но и порадовать наших слушателей песнями нашего сегодняшнего гостя, предлагаю начать нашу музыкальную часть с моей любимой вещи, которую Гриша написал уже достаточно давно, и которую я считаю истинным ГИМНОМ Сергиева Посада. Называется она соответствующе  – «По Сергиеву»…

По Сергиеву

По городу ехать можно,
а можно пешком идти,
И спутника нет надёжней,
чем этот простой мотив.
И пусть шофёр-молодчина
счастливый продаст билет…
Клементьевка – не Вакцина,
но тоже не ближний свет.

Какая тёплая ночка!
Шагаем к руке – рука.
Но Звёздочка – не Рабочка,
а Углич – не ПМК,
Порою в пылу азарта
решиться может судьба…
Кирпичка – это не КвАртал,
а Кировка – не Скоба.

Проспектом Армии Красной
военный идёт парад…
Гражданка – не Лакокраска,
а Ферма – не Птицеград.
И мы свои песни лихо
поём до самой зари,
что Северный – не Козиха,
а Центр – не Грабари.

Южнее, знамо, - столица,
но здесь я как-то привык…
И курица – вряд ли птица,
и женщина – не мужик…
Различны средства и цели,
имел – не значит достиг.
И деньги – не панацея,
и песня – это не стих.

Нас много – вроде бы, странных,
презревших тоску и страх, -
летаем на парапланах
и мчимся на буерах.
Жить хочется интересней.
Кто ищет… Кто-то нашёл…
А смысл нехитрой песни –
что нам везде хорошо!

- Услышав эту замечательную песню, многие наши земляки наверняка подумали, какой ты молодец!
- Спасибо, конечно,  но хочется не только что-то приятное, но и полезное привносить в жизнь свою и окружающих. И хочется верить, что иногда это даже получается...

- У тебя много друзей в литературных, музыкальных и театральных кругах. Как ты оцениваешь общее состояние культуры в нашем городе? Наблюдается ли какое-то поступательное развитие в этой сфере?
- Развитие, безусловно, есть. И это не может ни радовать. Вот, например, во что превратился, в хорошем смысле этого слова, культурно-просветительский центр «Дубрава» в Семхозе – а превратился он, благодаря стараниям его директора, Александра Владимировича Миронова, в прекрасный центр музыкальной жизни, где появилась даже школа современной музыки.
Прекрасно и то, что 20-й год подряд в библиотеке им. Горловского проводится городской поэтический конкурс «Посадская лира». 20 лет – это веха!

- Не могу не заметить, что в редакции газеты «Сергиевские ведомости» так же не первый год проводятся выставки художников и детских рисунков, за что огромное спасибо ее главному редактору Сергею Большакову. Да и сам ты работаешь в редакции этой газеты, сам все видишь…
- Цикл этих выставок называется «Сергиевские сезоны». Я больше скажу, 9 мая, второй год подряд, мы провели акцию «портрет для ветерана», во время которой наши земляки, известные посадские художники, рисуют портреты ветеранов Великой Отечественной войны либо какие-то картины и дарят им на память. Такая замечательная благотворительная акция…
Очень радостно, что третий год подряд наш замечательный драматический театр-студия  «Театральный Ковчег» проводит международный театральный фестиваль «У Троицы». Затеяно большое дело, люди взвалили на себя тяжелую ношу, но они способны это делать -  и делать достойно. На этот фестиваль приезжают театры со всех уголков России и ближнего зарубежья.
То есть, даже по итогам нашего небольшого блиц-обзора, видно, что движение вперед есть… 

- А теперь пора что-нибудь послушать.
- Я думаю, что не только в плохом, но и в хорошем смысле, как говорят в Одессе, мы по жизни имеем то, что имеем. Поэтому следующая песня так и называется…

Мы имеем то, что имеем

Приходя, приходи, не мешкай,
и по-крупному повезёт –
ты из белой, унылой пешки
станешь сразу чёрным ферзём,
для фигур своих галереи
ты придумаешь новый сказ:
мы имеем то, что имеем,
и всё это имеет нас.

На радаре не обнаружен
вожделений слепых объект.
И не ждёт тебя дома ужин,
только пишется дней конспект,
улетает воздушным змеем,
превращаясь в дым, ганджубас…
Мы имеем то, что имеем,
и всё это имеет нас.

Кто смекалистей – взял огниво,
кто хитрее – спирта бутыль.
Если стало любить лениво,
значит, ты, брат, - уже не ты.
У огня сижу, коченея,
и молюсь, чтоб он не погас…
Мы имеем то, что имеем,
и всё это имеет нас.

Вот тебе миллион развязок
и пятёрка заветных рун.
Этот мир не настолько вязок,
чтоб за жизнь выдавать игру.
Но огонь в маяке алеет!
И покуда не сбит компАс,
мы имеем то, что имеем,
так и вы полюбите нас!
И мы тоже полюбим вас!
И мы с вами полюбим всех!
И мы – с вами!..   

- У нас в этом году 55-летний юбилей полета в космос первого советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, именем которого, давай это не забудем, назван еще один центр нашей культуры – Дворец культуры им. Гагарина. И ты, насколько я знаю, посвятил полету Гагарина одну из своих песен.
- Пять лет назад, к полувековому юбилею полета Гагарина, телекомпания «Тонус» и Игорь Еремеичев создали фильм, который называется «Отрыв». И моя одноименная песня написана как раз для этого фильма.

- Ну, давай «оторвемся»…
- Поехали…

Отрыв
 
Ты ходил по Земле, ты на звёзды глядел.
Очарованный светом космических тел,
ты стихи и сонаты писал о Луне,
только этих стихов не хватало вполне,

только музыка эта звала в небеса
ну, хотя бы без малого нА два часа,
ну, хотя б на один вокруг «шара» виток…
Так зарёю становится первый «Восток».

Отрыв.
Сопла выбросят газ раскалённый. Планета, прости.
Отрыв.
Отделение первой ступени. Начало пути.
Твердь земная ушла, неохотно тебя отпустив.
Отрыв!

В это краткое слово запаяны сны,
и расчёты, которые были верны,
и удары судьбы, и режима нажим,
и все те, кто приблизил, и кто не дожил…

В нём вода и огонь, и земля, и металл,
и великая радость для тех, кто мечтал,
и для тех, что ещё даже не родились –
в этом слове коротком, взмывающем в высь.

Отрыв.
И в ступени второй баки, как барабаны, пусты.
Отрыв.
С притяженьем Земли мы так переходили на «ты».
Есть у каждого дела свой флаг и зовущий мотив –
отрыв!

И был первый – в истории он на века.
Это – наш человек, это русский Икар,
это тот, кто гордился, кто верил в страну,
это тот, кто влюблён в высоту и весну,

это гриф, разрезающий воздух крылом,
это «Кедр» устремившийся в небо стволом,
это очень земной и родной позывной,
что полвека назад мчался к звёздам весной.
 
Отрыв.
Ради Первой Космической третья ступень горит.
Отрыв.
Говори, человек, как тебе наверху? Говори!
Но орбита – лишь только начало больших перспектив.
Отрыв!

«Минутная готовность»,  «Ключ на старт», «Протяжка-1», «Продувка»,
«Ключ на дренаж», «Пуск», «Протяжка-2», «Зажигание»,
«Предварительная», «Промежуточная», «Главная», «Подъём»…
Отрыв!

- Здорово, Гриша, здорово! Не все сегодня читают книги, не все покупают пластинки и ходят на концерты, а мы их добровольно-принудительно «Загоним железной рукой в счастливое завтра!», как писали большевики на лозунгах времен Гражданской войны. Покажем людям твою замечательную музыку и не менее замечательные стихи. Так?
- А кто не захочет быть счастливым, тот сам пускай пеняет на себя (в очередной раз смеемся)!

- А теперь что-нибудь из стихотворений. Коротеньких, чтобы сэкономить время для песен.
- Хорошо. Временами появляются какие-то этюды из жизни, которые просто требуют отражения, причем отражения краткого, тезисного. Чтобы уместилось в ваше короткое эфирное время. Вот романтические просветительские стихи. Мы же с тобой просветители, не так ли?

Начни издалека

- Сын в возрасте, когда гормон игрив,
коль просветить - не натворит ошибок.
Скажи, что аист и капуста – миф,
начни со всяких пчёлок, птичек, рыбок…

Отец хлебнул кваску чтоб вышел хмель,
чтоб не был разговор мудрён и долог:
- Сынок, ты помнишь фильм «Эммануэль»?
Вот так же вот у птичек и у пчёлок…

Бюро переводов

Увидел объявление в газете свойства светского,
и умывается щека в слезы ручье:
«ПЕРЕВОЖУ
с армянского, еврейского, немецкого
на Ново-Девичье».

Самооборона

Как защитить себя от водолаза
на глубине, где мускулы свело?
Совет простой даёт Григорий Глазов:
шнур выдернуть и выдавить стекло.

- Гриша, хотелось бы услышать еще одну из самых любимых мною вещей – песню про персик маракуйя. Расскажи немного о ней…
- Это такая немного абстрактная история, и, тем не менее, в ней отражены какие-то переживания, и кому-то они, думаю, будут близки – интуитивно, трансцендентно (улыбается)…

Крапива, конопля, арбуз
и персик маракуйя

Оставьте ваши имена
на память в этой книге.
Задача наша, старина, -
нести свои вериги.
Зачем мы тащим этот груз,
мозги от дум страхуя:
крапива, конопля, арбуз
и персик маракуйя.

Но, видимо, пришла пора,
а нервы были крЕпки,
и сразу из-под топора
взлетели шумно щепки,
Советский развалив Союз,
без логики меркуя:
крапива, конопля, арбуз
и персик маракуйя.

Засыпьте в следующий раз
воронку от снаряда.
Карман не тянущий запас –
коньяк без шоколада.
Гусар расправит длинный ус,
торжественно ликуя:
«Крапива, конопля, арбуз
и персик маракуйя».

Опять поставим на зеро
упорно и упрямо:
Ведро, ещё одно ведро
и с коромыслом дама.
Семёрка, тройка, дальше – туз.
Я выиграл, банкуя,
Крапиву, коноплю, арбуз
и персик маракуйя.

Остановитесь на бегу
в саду цветущих вишен!
Я ЗДЕСЬ пропеть ещё могу
и буду ТАМ услышан.
Когда-нибудь остановлюсь,
не дописав строку я
«Крапива, конопля, арбуз
и персик маракуйя».

Со мною будут говорить
и предлагать в награду:
«Какую вечность повторить
на бис и для отрады?».
Спасибо, право, откажусь.
Не надо никакую
крапиву, коноплю, арбуз
и эту маракуйю.

Теперь обсудим-ка припев
растительного свойства.
Я, строчку дописать успев,
учу мироустройство.
Спросить себя не побоюсь:
«Скажи, какого… собственно…
крапива, конопля, арбуз
и персик маракуйя?».

Вот так проходим сквозь миры,
чертоги и казармы
и с наступлением поры
рассыплемся на дхармы.
Но я, товарищи, вернусь
как дуб, иль, скажем, туя,
крапива, конопля, арбуз
и персик маракуйя.

- Нам на радио очень важно твое профессиональное поэтическое мнение. Кого бы ты мог выделить среди ныне здравствующих поэтов Сергиева Посада? На ком советуешь остановить наш взор, чтобы показать затем его слушателям, порадовать людей извивами рифм и метафор, задеть их чувства за живое?
- Мы уже называли сегодня фамилию Сергея Большакова, правда, называли в качестве главного редактора «Сергиевских новостей», а он ведь еще и замечательный поэт. Надеюсь, слушатели Радио Посад встретятся с ним когда-нибудь в вашем эфире.
Обязательно не забудьте и про замечательного поэта и писателя Игоря Еремеичева, имя которого мы тоже сегодня упоминали, так как он является главным режиссером ТК «Тонус».
А вообще - огромное количество удивительно талантливых, неповторимых, самобытных и очень ценных для культуры нашего города людей живет и творит в нем. Ценных и творчеством, и своими житейскими делами, на которых и держится вся наша жизнь. А поскольку жизнь – она как театр или как кинематографическая лента, а мы в ней активно действующие персонажи…

- Ты прямо как Шекспир…
- Кто первый украл – тот и автор (смеемся)! А поскольку 2016 год объявлен у нас годом российского кино, то хочется подарить слушателям Радио Посад песню, написанную к фильму, который делали те же «Тонус» и Еремеичев, и назывался он «Математика кино». А моя одноименная песня посвящена кинорежиссеру Юрию Музыке.
 
Математика кино

Выверить можно, можно поверить
гармонию алгеброй. Что ерунда
эта метОда – не прав Сальери.
Просто тут нужен особый дар.

Всё совершенное в мирозданьи
математически решено
столь безупречно, что созиданье
ищет проекцию и в кино.

Есть идея и зерно,
есть событий волокно,
есть процесс и сверхзадача,
чтоб связалось всё в одно.

Паровоз не так давно
сквозь экрана полотно
дал отсчёт координатам
математики кино.

Есть Архимед и, конечно же, Лейбниц,
с ними Декарт, Лобачевский, Ньютон,
а Пифагор и пифагорейцы
задали свой исторический тон.

Век с небольшим дал учителей верных,
у синематики мэтры свои –
Роом, Эйзенштейн, и Тарковский, и Бергман,
Чарли и братья Огюст и Луи.

Всё вполне естественно:
где Феллини – там вино,
ну а если Куросава,
значит, в кадре кимоно.

Рви, тапёр, форте-пьянО,
ибо удивительнО
иллюстрирует МузЫка
математику кино.

Вот уравнения. Их систему,
право, непросто решать всегда:
вычислить всех неизвестных членов
и безошибочно роли раздать.

Вот и сценарий, и цепь событий,
функции выбраны: кто артист,
кто костюмер, гримёр, осветитель…
(В титрах откроется этот лист).

Но до титров дел полно:
что там, в кадре быть должно –
где запрятать микрофоны,
где дать светлое пятно?!

Как снять сцену в казино
(где зелёное сукно),
чтоб недорого. В том тоже
математика кино.

Эти движенья не любят поспешность.
В драматургии крутые дела:
вечно высчитываем погрешность,
и извлекаем корень зла.

Дублей растёт прогрессия в муках,
чтобы игра не была, как игра…
Истину ищем в жестах и звуках
и постигаем степень добра.

Почему герой в окно
выподает не смешно,
и почто в постельных сценах
героиня, как бревно?!

Что достойно, что грешно,
чУдно что, а что чуднО –
нам поможет разобраться
математика кино.

За эпизоды «непризнанный гений»
свой результат получил не вполне.
Если зависит он от вычислений,
то бухгалтерия здесь здесь на коне.

В этом поваришься – сведаешь сам ты,
методы разные, как не понять:
складывают, умножают – таланты,
бездари любят делить и отнять.

А когда завершено,
да ещё разрешено,
пусть лютует кинокритик,
что, мол, полное …оно...

Тут мы веско скажем: «Но
так у нас заведено,
что не всякий понимает
математику кино».

Вычислим… Что ж, неплохие шансы,
если есть сердце, разум, душа…
Ну, режиссёр, смелее, решайся!
Да, режиссёр, вернее решай!

Вот мы с условиями и условились,
вот мы задачу и обозначили,
Тишина на площадке! Все приготовились!
Мотор! Камера! Начали!

Закрутить веретено,
небо показать и дно
и ответить на вопросы
в этом фильме суждено.

Всё, что здесь сотворено,
это Вам посвящено,
и для Вас, любимый зритель,
математика кино!

Стоп! Снято!..

Беседовал, слушал и восхищался
Вячеслав СУХАНОВ
(Для Радио Посад.
Тексты песен и стихов изложены в транскрипции автора)