Революционеры Зарайского уезда

Евгений Пажитнов
"Краеведческо-генеалогическое общество"
89262371485@mail.ru 89031588923 Евгений Пажитнов
===
Разыскиваем потомков!
===
ПРИГЛАШАЕМ К СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ВСЕХ ТЕХ КТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ЭТИМ МАТЕРИАЛАМ!
===
Приглашаем волонтёров для работы в архивах!
===

ВНЕСИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОПРАВКИ И ДОПОЛНЕНИЯ!
===
==
Обвинительный акт о мещанке Анне Семёновой Голубкиной  и крестьян Марии Яковлевой Качалкиной и Максим Андреев Трушин.
14 марта 1907 года в городе Зарайске в чайную лавку крестьянина Ивана Афанасьева зашёл известный в городе нищий – крестьянин Максим Андреев Трушин, который разговорившись с находившимся там же мещанином Василием Тимофеевым Ларионовым, сказал «Как Вы живёте?», а затем сказал «Надо жить, как здесь в листе написано и передал ему листок, озаглавленный «К крестьянам». Ларионов же ознакомившись с содержанием этого листка, оказавшимся противоправительственным воззванием, предъявил его местной полиции, которую Трушин и был задержан. На возникшем по сему поводу формальном дознании, осмотром отобранного от Трушина листка установлено следующее:Текст воззвания печатный. Озаглавлено оно «К крестьянам». Издание Московского Комитета Российской Социал-Демократической рабочей партии с эпиграфом «Пролетарии всех стран объединяйтесь». В воззвании этом говорится, что сначала крестьянам и рабочим дружным напором удалось выгнать помещиков из деревень, но затем последние арестами и расстрелами поправили своё положение и теперь спешат продать свои земли, а деньги увезти за границу; Вместе с помещиками и Царь продаёт свою землю» … «Жаден он», говорится далее в этом воззвании, если не хочет даром, по добру по здорову, расстаться со своими землями. Вместе с этим в этом же воззвании говорится, что покупка земель через крестьянский банк – обман. В заключении крестьяне призываются к борьбе с настоящими порядками управления, для чего они должны уклоняться от несения повинностей и уплаты податей. Из расспросов полиции Трушин объяснил, что воззвание послужившее основанием к арестованию его, ему дала крестьянка села Карина, Зарайского уезда, Мария Яковлева Качалкина, а та, в свою очерь указала, что получила его от мещанки Анны Семёновой Голубкиной. Эти сведения послужили основанием к производству у названных Качалкиной и Голубкиной обысков, при которых у них было обнаружено следующее: у Качалкиной:
1.22 печатных воззвания под заглавием: «К крестьянам», по изданию и содержанию своему тождественных с вышеописанным воззванием, отобранным у Трушина.
2. Две брошюры под заглавием: «Две опричины» , в которых некоторые военные начальники и солдаты-семёновцы и драгуны именуются современными опричниками, ненавистными для всего населения.
3. Брошюра «Враги народа», именующая чиновников, дворян, духовенство и богачей врагами народа.
4. Ещё другие брошюры и издания, в общих чертах такого же тенденциозного  содержания.
У Голубкиной:
1.В печке пепел от только что сожжённой в большом количестве бумаги.
2. Печатное письмо от русских крестьян Царю Николаю Второму, заключающее в себе оскорбительные выражения по адресу ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и дерзостное порицание управления им Госудаством.
3. Две брошюры «Избирательная платформа Российской Социал-Демократической рабочей партии» с призывами голосовать за социал-демократов, в целях добиться созыва Учредительного собрания.
4. Гектографированный устав Конституционно-демократического клуба в москве.
5. 78 экземпляров разных брошюр и книг, как-то: «Чем могут крестьяне сами себе помочь», "От смуты до смуты», 2Что требуют крестьяне» и т.п.
Привлечённые в виду этих данных к формальному дознанию по настоящему делу вкачестве обвиняемых в распостранении нелегальной литературы оскорбительной по своему содержанию  для Царствующего Императора и возбуждающей к ниспровержению существующего общественного строя  и неисполнению требований закона. Голубкина, Качалкина и Трушин виновными себя в этом преступлении не признали и объяснили:
Голубкина – что она действительно дала Качалкиной какие-то брошюры и воззвания, но насколько она помнит содержание их, они не были преступны.
Качалкина – что найденную у нея по обыску литературу, а также отобранное у Трушина воззвание она получила от Голубкиной для распространения их, но никому кроме Трушина, их не давала, последнему воззвание передала только, как бумагу для курени, не зная даже и содержание его.
Трушин – что отобранный у него листок он получил от Качалкиной, как бумагу для курения, будучи неграмотным, не знал и его содержания и в городе Зарайске дпл его Ларионову только по просьбе последнего.
На основании изложенного, мещанка города Зарайска Анна Семёнова Голубкина, 42 лет, крестьянка села Кирина, Зарайского уезда, 24 лет, и деревни Трегубовой, Трасненской волости, Зрайского уезда, Максим Андреев Трушин, 50 лет, обвиняются в том, что в марте месяце 1907 года распространяли в городе Зарайске, Рязанской губернии и его уезде печатные воззвания от имени Московского Комитета Социал-демократической рабочей партии под заглавием «К крестьянам, заключающие в себе оскорбительные суждения о Священной особе ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и порицание управлению его государством и возбуждающие  к ниспровержению существующего общественного строя и к неисполнению требований закона, в каковых видах Голубкина вместе с другими издателями передала в селе Кирине несколько экземпляров означенного воззвания Качалкиной, эта же последняя там же одно воззвание «К крестьянам» вручила крестьянину Трушину, а Трушин 14 марта 1907 года в городе Зарайске передал его крестьянину Ларионову.
Преступления эти предусмотрены 128 и 3п.1ч.129 ст Уг.Ул. вследствие чего и на основании 2п.1032 ст. Уст.Уг. Суд.
Голубкина, Качалкина и Трушин подлежат суду Московской Палаты с участием сословных представителей.
Составлен июня 1907 года в Москве.
===
==
===
37/110 Воспоминания участников крестьянского восстания в 1905 г. в селе Апотинищах Зарайск. Р-на
1.Афанасьев Иван Михайлович.
=
Помещиком у нас был не дворянин, а купец Потоловский. Суровый он был человек. Вражда у нас ним шла давно. Главной причиной вражды был спорный участок леса, клином врезавшийся в крестьянскую землю. Помещик считал этот лес своим, а крестьяне доказывали обратное. Долгие годы шёл спор про этот лес. "Правда" всегда была на стороне помещика. Но вот прокатилась волна восстаний по всей России. Поколебалась власть помещиков. Свободней стало дышать. 12 ноября 1905 года собрался у нас в Апонитищах сельский сход. Разбирались общественные дела и затронулся спорный вопрос о лесе. Настроение крестьян было революционное. На вековую несправедливость помещика решили ответить самовольной порубкой леса. Для храбрости выпили вина и тут же организаторы этого дела, в количестве 12 человек пошли по домам брать подписку с односельчан об организованном выходе на порубку леса. На 13 ноября решено было итти всей деревней и вырубить спорный участок леса.Не обошлось дело без провокаторов. Потолоцкому ещё 12 –го было известно решение и настроение ерестьян. Он посылал за пломощью к Земскому Начальнику. 13-го числа, как и было решено, все крестьяне вышли рубить лес. Потоловский напуганный этим решительным действием крестьян, отправил в Рязань губернатору ложную телеграмму, в которой писал, что крестьяне приступают к грабежу всего имения. К вечеру в волостное управление съезжалось всё начальство: Земский Начальник, Становой и пр. Около волости собрали сход и сначала посредством угроз, затем мирным путём, начали уговаривать прекратить порубку леса, но крестьяне не соглашались.14-го числа порубка леса продолжалась. В 12 час. дня 14-го на основании телеграммы  Губернатору в Апонитищи прибыла рота солдат из Зарайского Сапёрного батальона. Каждый солдат, как выяснилось после, имел в то время по 10 боевых патрон. Но и солдаты и офицеры роты были настроены, до некоторой степени, либерально. Они заявили, если крестьяне сами не будут применять оружия, то и против их не раздасться ни одного выстрела.
В этот день опять был собран сход, опять уговаривали крестьян прекратить порубку леса. Крестьяне согласились, при условии, вызвать землемера для обмера участка и установить твёрдую границу помещичьей и крестьянской земли. Срубленные деревья крестьяне перевезли себе и прекратили рубку. Ждали землемера, но землемер не приехал.
Тогда вторично пошли дорубать лес. Когда лес был срублен, приехал землемер Севостьянов, промерил участок и признал его собственностью Потоловского. После такого решения землемера, Потоловский передаёт дело в Суд, где главными виновниками выставляет 12 человек, - зачинщиков восстания.
На скамью подсудимых сели:
Гусев Василий Никифорович
Каракин Иван Феоктистович
Иерусалимский
Хряков
Ермилов
Кудрявцев Илья
Антонов
Грачёв
Кудрявцев Николай
Иванов
и др.
Судила их Выездная Сессия Окружного Суда. Крестьяне поручили своё дело вести присяжному поверенному Константину Алекс. Ненашеву. Он очень умело повёл дело и благодаря этого, все зачинщики восстания были оправданы.
Не удовлетворившись этим Потоловский подаёт на крестьян гражданский иск за срубленный лес в сумме 2000 руб. Опять возбудилось это дело. Крестьяне наняли частного землемера Горохова, который измерил весь земельный надел крестьян и срубленный участок признал крестьянским. С помощью присяжного поверенного крестьянам удалось создать комиссию, кторая доказала, что лес принадлежал крестьянам и иск, предъявленный Потоловским, сам по себе отпал. В последствии, когда волнения затихли, Потоловский опять отбил у нас эту землю и владел ей до 1917 года.
Я хотя и не был непосредственным участником этого восстания, но ход его и течение мне хорошо известны потому, что я жил в то время работником у помещика и все эти события протекали на моих глазах.

37/111 Воспоминания участников крестьянского восстания в 1905 в дер. Булыгино.
=
Конов Кузьма Павлович.
=
Старый наш барин – князь Щетинин, был суровый барин, не раз избивал он плетьми наших женщин. Богатый был старик, одной земли имел 524 десятин, тогда как вся наша деревня в 100 душ имела лишь 370 дес. Удобной и неудобной земли.
После себя всё своё состояние барин отдал дочери и зятю, нашему последнему помещику Галтову . Вас интересует, что было в нашей деревне в 1905 году. Я в то время был матросом Балтийского флота. Служил на броненосце "Бородино". Команда наша была настроена очень революционно. Со дня на день ждали мы отправления на фронт. У матросов были некоторые счёты с командным составом броненоносца, последние не оплатили суточных расходов за последнее наше плавание. Мотросы требовали оплаты. Команда бунтовала. Во время бунта матросами был убит ротный командир Нелидов. После убийства вся наша команда была признана революционной и решено было распустить команду, чтобы она не сеяла революционных идей идей среди команд других судов, отправлявшихся на Дальний Восток. На "Бородино" набрали новую команду, а нам всем дали "волчий паспорт", с которым мы не имели права поступить ни на акую работу. Пришлось мне ехать в деревню. В деревне тоже было не всё спокойно,- крестьяне восстали против помещика. Не заезжая домой, я присоединился к восставшим и вместе с ними начал громить помещичье имение. Из барского имущества я увёз себе много досок и ворота. На второй день пошли рубить барский лес. Дней пять я возил с братом барский лес. Инициатором восстания являлся Егоров И.Т. Егорова я знал хорошо. Мы в одном флоте с ним служили. Егоров был революционер. Много ему пришлось пережить гонений от начальства. За самовольный уход на берег, его подвергали домашнему аресту, потом дали ему 6 мес. Тюрьмы, но это не остановило его, он продожал своё дело и получил два года отбывания в дисциплинарном ботальоне. В последствии за революционную деятельность Егоров был осуждён на 5 лет каторги. С каторги он бежал, скрываясь неизвестно где. За несколько времени до восстания Егоров появился в с.Булыгине и сорганизовал крестьян на бунт против помещика. После разгрома имения Егоров  опять пропал, а в последствии говорят, покончил жизнь самоубийством. За разгром имения у нас никто не пострадал. Мы это объясняем тем, что Палтов  сам не пожелал возбуждать дело потому, что его имение было заложено в трёх банках, а пожар избавил его от уплаты долгов.
====
===
==
Прим.
Род Палтовых
=
Калужский дворянский род, внесенный в VI ч. ДРК Калужской губ. В 1903 коллежский советник Владимир Дмитриевич Палтов внесен в VI ч. ДРК Рязанской губ.

Поколенная роспись.

1. Палтов Илья Николаевич .
Капитан-лейтенант. Надворный советник.
Жена ...

2/1Палтов Николай Ильич
Жена ...

3/1. Палтов Дмитрий Ильич
Полковник.
Служил в Нарвском пехотном полку.
15.04.1846 внесен в VI ч. ДРК Калужской губ.
Ж.: ... Екатерина Алексеевна

4/3 Палтов Владимир Дмитриевич
Р. 9.05.1859; крещен 2 июня в Покровской церкви г. Калуги.
Коллежский советник.
Окончил юридический факультет С.-Петербургского Университета 9.02.1884; определен в Департамент Общих Дел МВД 21.10.1883; и.д. помощника столоначальника с 20.02.1884; утвержден в должности 23.04.1884; пожалован в губернские секретари 15.03.1884; награжден орденом Св. Станислава 3-й ст. 1.01.1886; получил Кавалерский крест румынского ордена Короны 20.09.1886; пожалован в коллежские секретари 21.10.1886; в титулярные советники – 21.10.1889; награжден орденом Св. Анны 3-й ст. 1.01.1890; утвержден директором С.-Петербургского Попечительского Общества о тюрьмах 3.05.1890; пожалован в коллежские асессоры 21.10.1892; назначен столоначальником Департамента Общих Дел 31.03.1893; награжден орденом Св. Анны 2-й ст. 1.01.1894; пожалован в надворные советники 1.01.1896; определен старшим столоначальником 23.01.1898; пожалован в коллежские советники 1.01.1899; по прошению уволен 1.02.1900.
18.12.1859 внесен в VI ч. ДРК Калужской губ. В 1903 внесен в VI ч. ДРК Рязанской губ.

Жена(3.11.1896): кж. Щетинина Вера Николаевна. Венчаны в Московской Александринской церкви при Александровском Военном училишще. За ней приданое: 524 дес. земли в с. Булыгино Зарайского у.