Вера в бытие... - размышления

Татьяна Радичкина
               Вера в бытие Бога должна бы всех людей объединить, все распри людские погасить!
               Ведь, видя ценности духовные извечные, понимать бы люди должны малозначимость споров своих земных да притязаний пустых!
               Перед Величием Любви и Силы Божьей — все бы себя Его детьми должны ощущать, братьями и сёстрами друг другу!
               А вот пока — иначе выходит! И за земли люди воюют, и за власть, за богатства земные! Спорят люди и о верах, в о ю ю т «за веру»!…
               Если бы поняли люди, что все их мысли Богу ведомы, все дела, даже «тайные», — явны Ему, и за всё ответ держать им придётся, — то больше порядка и мира на Земле было бы! Ведь всегда наступает расплата за зло! А благо приходит — к совершающим благие дела!
                На что есть возражение, что не видно,  чтобы в жизни всё так  и выходило! Не настигает расплата всех, кто совершает зло! И не часто одаривает добром судьба — тех, кто добро творит!
             
  Далее текст из творений святого Дионисия Ареопагита, который  был первым сановником и мудрецом Греции: он председательствовал в ареопаге, этом верховном судилище Афин, куда со времен Солона, основателя его, переносились на окончательное решение труднейшия дела из всех греческих республик, а в последнее время не редко и из римских областей. Говорят, Дионисий Ареопагит был красноречивейший из ораторов, глубокомысленнейший из философов, прозорливейший из астрономов, правдивейший из судей, наконец, — что это был человек украшенный всем блеском наук, искуств и добродетелей1.


       ---  ..."Зат;мъ сл;дуетъ глубокое и обширное изсл;дованіе вопроса: откуда и какъ существуетъ зло въ мір;, если Богъ таковъ, какимъ Онъ описанъ выше? Главныя мысли св. Діонисія объ этомъ предмет; можно изложить такъ: зло не могло произойти отъ всеблагаго Бога; потому-что холодъ не можетъ происходить отъ огня, или, какъ говоритъ Писаніе, не можетъ древо добро плоды злы творити. Зло и не существуетъ, какъ что-либо самостоятельно: иначе оно разрушило-бы само себя; потому-что, какъ свойство добра — производить и сохранять, такъ свойство зла — разрушать. Если зло и бываетъ, то не иначе какъ въ прим;си къ добру, которое одно обладаетъ истиннымъ бытіемъ. Вотъ почему зло не им;етъ ни опред;леннаго вида, ни единства, ни прочности, но безпрестанно принимаетъ разныя формы и падаетъ всегда ниже той ц;ли, къ которой порывается. Вотъ почему ни одно существо не стремится къ злу иначе, какъ воображая его добромъ. Т;мъ бол;е самъ Богъ ничего не представляетъ Себ;, какъ зло: въ Его очахъ самое небытіе им;етъ видъ возможнаго добра. Итакъ зло не есть бытіе; оно ниже даже небытія, а есть только случайное уклоненіе отъ истиннаго добра къ мнимому. Если-бы зло им;ло самостоятельное бытіе; тогда, во-первыхъ, Богъ не былъ-бы независимъ и не могъ-бы наслаждаться в;чнымъ покоемъ, во-вторыхъ, въ мір; повсюду царствовалъ-бы непримиримый хаотическій безпорядокъ: но нельзя допустить ни того, ни другаго. Безпорядокъ есть, — но безпорядокъ частный, а не всеобщій, т. е. не р;шительное зло, но только несовершенное или поврежденное добро.  — Скажутъ: зач;мъ-же Провид;ніе попустило и попускаетъ имъ быть злыми? — Но Провид;нію не свойственно свободныя существа удерживать насильственно въ добр; или влечь къ добру противъ ихъ воли: это значило-бы лишать ихъ свободы, лучшаго ихъ украшенія и преимущества предъ животными безсловесными, — значило-бы искажать природу, которая создана совершенною. — Такъ-же, и еще легче, можно уб;диться, что р;шительнаго зла н;тъ ни въ людяхъ, ни въ животныхъ неразумныхъ, ни въ ц;ломъ состав; міра, ни въ т;лахъ, ни въ матеріи, — вопреки мн;нію н;которыхъ. — Все, что ни существуетъ, даже то, что оказывается зломъ, им;етъ добро и началомъ своимъ и концомъ, къ которому предназначено; — и Богъ всегда былъ, есть и будетъ верховная благость, св;тъ духовный, красота и любовь."