Адвокатура. Что празднуем?

Ольга Макаренко 2
День адвоката. Что празднуем?
(заметки практикующего адвоката)

Ежегодно 31 мая в России в связи с вступлением в законную силу 31.05.2002 года Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» отмечается День адвоката.
При этом никто не замечает абсурдность такого праздника, который как бы провозглашает, что до этого дня в России адвокатуры не было.
Так может настоящая адвокатура началась действительно с этого дня, а до этого она не выполняла свои функции, была плохо организована?
Любой, знакомый с историей России, опровергнет такое предположение. Адвокатура, как организация правозащитников, возникла ещё в середине 19 века. Конечно, на протяжении нашей бурной истории роль адвокатуры в жизни общества и отношение к ней властей менялось. Но её объективная необходимость в любом цивилизованном обществе никем не отрицалась. Даже далёкий от юриспруденции человек слышал о знаменитых адвокатах позапрошлого века, таких как Стасов Д.В., Плевако Ф.Н., Спасович В.Д., Урусов А.И., Александров П.А.
Советская власть, сгоряча отменив вместе с другими «буржуазными» институтами и адвокатуру, вскоре была вынуждена её восстановить, конечно поставив под контроль государства. В те периоды нашей истории, когда в стране была установлена диктатура, роль адвокатов была сведена к минимуму. И только с хрущёвской оттепелью роль адвокатуры стала повышаться. Имея счастливую возможность наблюдать деятельность российской адвокатуры с конца 70-х годов и до принятия ныне действующего закона изнутри, могу с полной ответственностью заявить, что она была и действовала и до принятия федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Более того, сравнивая организацию российской адвокатуры до принятия названного закона и после, могу сказать, что реорганизация адвокатуры не пошла адвокатам на пользу.
Особенность правового положения адвокатов заключается в том, что, с одной стороны, являясь свободно занятыми, они не получают зарплаты, отпускных, им не оплачивается больничный лист. С другой стороны, они выполняли и выполняют публичные функции в интересах общества: обязаны защищать по назначению суда за минимальную оплату лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и не имеющих денег на оплату защитника, в некоторых случаях и по гражданским делам.
П.22 Положения об адвокатуре в РСФСР, действовавшего до 01.07.2002г. года обязывал адвоката оказывать бесплатно юридическую помощь истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел; по искам колхозников к колхозам об оплате труда; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, наступившей в связи с работой, а также гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам по жалобам на неправильности в списках избирателей; депутатам Советов народных депутатов при даче консультаций по вопросам законодательства, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий; членам товарищеских судов и добровольных народных дружин по охране общественного порядка при даче консультаций по законодательству в связи с их общественной деятельностью. Юридическая помощь оказывалась бесплатно и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Кроме того, заведующий юридической консультацией, президиум коллегии адвокатов, а также орган предварительного следствия, прокурор и суд, в производстве которых находится дело, вправе, исходя из имущественного положения гражданина, освободить его полностью или частично от оплаты юридической помощи.
Автор этих строк сидела в 1980 году в огромном неотапливаемой зале судебного заседания в Ростовском областном суде в лютый мороз и 2 месяца защищала подсудимую по назначению суда. Результатом этого явилась высокая температура и бронхит с астматическим компонентом (приступы удушья при понижении температуры воздуха). Чудом удалось избежать астмы, поскольку был найден аллерген и несколько раз ездила на Южный берег Крыма.
Но при этом при советской власти количество адвокатов было ограничено, всем хватало работы, адвокаты были уважаемые люди. Принимая в члены коллегии, президиум коллегии адвокатов направлял адвоката на работу в конкретную юридическую консультацию. В каждом районе города была одна юридическая консультация, так же, как и один районный суд. Каждого адвоката своего района там знали в лицо, поскольку они обеспечивали всю обязательную бесплатную помощь. Президиум коллегии адвокатов обеспечивал адвокатов помещениями, оргтехникой, литературой, платил минимальную заработную плату тем, кто не мог много выработать. В те времена, сейчас трудно поверить, адвокатам платили отпускные, больничные и даже декретные (!), что сейчас бесследно исчезло.
Сейчас согласно ч.2) п.1 ст.17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокат обязан «исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом». В частности, в силу ст.50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Аппарат руководства адвокатурой и количество технического персонала на основании нового закона сильно увеличились. В коллегии адвокатов до 2002 года руководящий орган – президиум коллегии – состоял из 3х человек: председателя и его 2х заместителей, которые избирались на конференции адвокатов. Кроме этого был главный бухгалтер, его заместитель и секретарь-машинистка. И этого было достаточно для руководства всей адвокатурой Ростовской области. При этом президиум ещё назначал заведующих юридическими консультациями, снабжал консультации юридической литературой, проверял их работу.
В настоящее время Совет адвокатской палаты – исполнительный орган региональной адвокатской палаты (15 человек) - в силу п.3 ст.31 действующего закона,  «содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов, организует профессиональное обучение по данным программам (ч.8), защищает социальные и профессиональные права адвокатов; содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями; организует информационное обеспечение адвокатов, а также обмен опытом работы между ними» (ч.10-11). При этом именно он, а не конференция адвокатов, выбирает президента адвокатской палаты. Есть ещё Ревизионная комиссия из 7 человек, Квалификационная комиссия в количестве 13 членов.
Принятому в адвокаты не гарантируется место работы, сама работа, защита социальных и профессиональных прав адвокатов – не более, чем красивая фраза. Лично мне неизвестен ни один случай того, чтобы Совет адвокатской палаты Ростовской области защитил социальные либо профессиональные права адвокатов.
У руководства адвокатской палаты фактически осталась лишь одна приятная обязанность: собирать с адвокатов разовые взносы за принятие к члены адвокатской палаты и ежемесячные взносы на её содержание. (А ведь есть ещё Федеральная адвокатская палата, которую содержат адвокаты всей России и которая не понятно на что нужна адвокатам. Они не контролируют деятельность региональных адвокатских палат, не являются налоговыми агентами адвокатов и т.п.). Стоит ли после этого удивляться тому, что количество принятых и постоянно принимаемых членов ничем не ограниченно и в адвокаты принимают всех желающих? Никто не озабочен тем обстоятельством, что количество адвокатских образований уже превысило количество аптек, а предлагаемые юридические услуги превышают спрос.
Результатом этого является резкое падение авторитета адвокатуры. В настоящее время редко какая организация даёт ответ на запрос адвоката, чаще всего отказывают, ссылаясь на внутренние положения, регулирующие их деятельность и на конфиденциальность сведений. При этом так же, как и раньше в сфере оказания юридических услуг по гражданским делам адвокат не обладает монополией или какими-либо привилегиями. Любое лицо на основании выданной доверенности пользуется в процессе теми же правами.
Хотя ст.55 недавно принятого Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает для представителя требование обязательного юридического образования и обязанность представителей представить суду документы о своем образовании, это требование должно рассматриваться скорее как анекдот, поскольку очевидно, что ни к законным представителям не полностью дееспособных граждан, ни единоличному органу управления организацией, ни уполномоченному представителю ликвидационной комиссии, ни руководителю органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления не может быть предъявлено такое требование, несмотря на то, что ст.54 кодекса даёт им право участия в качестве представителя в административных делах.
Что касается адвоката, что требовать от него предоставления документа о высшем юридическом образовании нелепо, так как иначе он не был бы адвокатом.
Однако наличие юридического образования возможно и не у адвокатов, в административном процессе также нет монополии адвокатов.
Положение адвоката даже хуже, чем у другого лица с высшим юридическим образованием. П.3 ст.9 Кодекса профессиональной этики адвоката запрещает адвокату заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг, за исключением научной, преподавательской, экспертной, консультационной (в том числе в органах и учреждениях Федеральной палаты адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, а также в адвокатских образованиях) и иной творческой деятельности; вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги (правовую помощь), за исключением деятельности по урегулированию споров, в том числе в качестве медиатора, третейского судьи, а также участия в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, предусматривающих оказание юридической помощи на безвозмездной основе.  Иными словами, иных источников дохода, кроме своей профессиональной деятельности, у адвоката почти нет.
Улучшится ли положение адвокатов в том случае, если иным лицам кроме них запретят представительство, о чём сейчас звучат предложения?
Начнём с того, что это мы уже проходили. Почти одновременно с законом об адвокатской деятельности был принят АПК РФ, который закреплял положение о том, что представлять в арбитражном суде коммерческие юридические лица могут только адвокаты или штатные юрисконсульты. Часть «вольных» представителей, пасущихся в арбитражных судах, в связи с этим пошла в адвокаты. Однако наиболее ушлые обратились в Конституционный Суд РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 №15-П  часть 5 статьи 59 АПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системной связи с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций.
Если сегодня ввести монополию адвокатов на представительство, то это приведёт только к росту числа адвокатов, увеличению отчислений на руководящие органы адвокатуры, но не улучшит положение самих адвокатов, поскольку усилится конкуренция и уменьшится количество дел на одного адвоката.
На сегодняшний день защитники интересов граждан и юридических лиц – самая социально незащищённая часть работающего населения. По статистике в 2015 году средняя зарплата всех работающих в Ростовской области составила по одним данным 23164 рублей, по другим – 22800 рублей, а адвокатов, как видно из отчётного доклада президента Адвокатской палаты Ростовской области Дилимова А.Г. за 2015 год, - всего 19 000 рублей. Причём средняя зарплата означает, что наряду с небольшим количеством высокооплачиваемых «корифеев», основная масса адвокатов влачит жалкое существование.
Какой же путь к исправлению положения?
Представляется, что адвокатуру нужно реорганизовать по примеру органов нотариата.
Правовое положение нотариусов, особенно частных, имеет много сходства с правовым положением адвокатов. Нотариус тоже относится к самозанятому населению. Нотариат в Российской Федерации, так же, как и адвокатура, призван обеспечивать  защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Нотариальная деятельность, как и адвокатская, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Так же, как и адвокат, частный нотариус не является должностным лицом, не работает по трудовому договору, осуществляет свою деятельность самостоятельно. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность. Даже наделение полномочиями после сдачи квалификационного экзамена предусмотрено законом и у нотариусов и у адвокатов. Нотариус, как и адвокат, обязан сохранять служебную тайну, нотариус не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Правда при этом нотариус имеет свою нишу. У него эксклюзив в наследственных делах, его не обойдёшь при составлении брачного контракта, завещания, доверенности и в других установленных законом случаях.
Принципиальная разница между адвокатом и нотариусом заключается в том, что согласно ст.12 Основ законодательства о нотариате должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. Практически, каждый нотариус «на вес золота».
На сегодняшний день в Ростовской области работает 176 нотариусов, в том числе в г.Ростове-на-Дону 52 нотариуса, и планируется увеличить количество до 185. Для сравнения: в Адвокатской палате Ростовской области в 2015 году было 2875 действующих адвокатов.
Не пора ли оптимизировать количество адвокатов?
Сложность заключается в том, что руководство адвокатскими палатами не заинтересовано в ограничении числа адвокатов. Можно не сомневаться, что как только возникнет такая инициатива в органах государственной власти, то Федеральная адвокатская палата зарубит её на корню, поскольку заинтересованные лица заранее позаботились о том, чтобы стоять на страже своих прав. В силу абз.2 п.2 ст.35 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» именно Федеральная адвокатская палата является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества.
Иной малоприятный вариант возможен, когда одновременно с сокращением вакансий адвокатов появится желание увеличить официальную (и неофициальную) плату за принятие в ряды адвокатов.
Свой «подарок» ко дню адвокатов сделал и законодатель. С 1 июня 2016г. вступают в силу изменения в АПК РФ и ГПК РФ, в соответствии с которыми большая часть гражданских дел будет теперь рассматриваться в упрощённом порядке, без вызова сторон. А это означает, что необходимость в адвокатах, которые зарабатывают именно представительством в суде, значительно уменьшится, а значит и их доходы.
Возникает вопрос: - «А где же была Федеральная адвокатская палата, которая в соответствие с абз.2 п.2 ст.35 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества?»
Так можно ли назвать после этого 31 мая праздником?
Макаренко Ольга Николаевна, адвокат, канд.юр.наук, доцент