На рубеже эпох. Резкий поворот в моей судьбе

Иван Краснов 2
 
В   конце  августа  1988   года  я   после  отпуска  зашел  в   отдел  кадров  артиллерийской  академии   сдать  отпускной   билет и  узнать все  новости.    А  они  были  и  еще  какие! Кадровик   сообщил  мне,  что пришел  приказ Министра  обороны  СССР  о  моем  увольнении  в  запас.

Итак,  после    тридцати  шести  лет  службы в     Советской  армии, а вместе  с  суворовским  училищем и  все  тридцать    девять  я   уходил  в  новую  жизнь.  Обычно    офицеры   с  некоторым  волнением  ожидают,  увольнение  в  запас,  особенно  те,  кто  прослужил  в  армии   большой  отрезок   своей   жизни, так  как  многих  ожидало  неизвестное  будущее.   Офицеры  моего   поколения,  которые  начинали  службу  в  начале  пятидесятых  годов  прошлого   века  имели    среднее  военное  образование, нужно  было  серьезно  думать,  где и  как  устроиться на  работу.

Я  закончил    2-е  Ленинградское   артиллерийское   училище  и  получил  диплом     по  профессии   "Командир  взвода   корпусной  артиллерии". Можете представить   себе ,  если  бы  я не  учился  заочно  в   государственном   университете , не   защитил  кандидатскую  диссертацию,    кто  бы   меня  взял  с  этим     дипломом  на  работу?    Конкурс   по  приему в   средние  училища     падал,   шла  холодная  война,   старшее  поколение   офицеров-фронтовиков  увольнялось  в  запас, офицеров  младшего  звена  не  хватало. 

И тогда  государство  пошло на то,  чтобы  преобразовать средние  военные  училища  в  высшие,  увеличив  срок  обучения  до   четырех-пяти  лет.   Теперь  уже    военные   училища  после  выпуска  выдавали  своим  выпускникам   диплом    о  высшем   образовании    общегражданского    образца,  но  со   средним   военным  образованием.  Чтобы   получить  высшее  военное  образование,  офицеры  должны  были  закончить  военную     академию. Без  высшего   военного  образования   у  офицера не  было  продвижения  по   службе.   Требование  о  повышении  уровня    подготовки и  образования   было   всегда  в  русской  армии,  начиная  с  Петра  первого.  Вспомните   рассказ  А.Куприна   « Поединок».   Как  стремились  младшие  офицеры    поступить  в  военную  академию,  чтобы    уехать из  отдаленного военного  гарнизона  и  продолжить  службу  в  новом  качестве. 
 
Продолжу   свое  повествование    о  моей  жизни  после   увольнения  из  армии.  Через  неделю  после    увольнения     я  уже  начал  думать  о своей жизни  на   «гражданке».  Для   меня  не  было  вопроса ,  куда  пойти  работать. У  меня    была  ученая  степень  кандидата  исторических   наук,  ученое  звание    «доцент»,  только    год  назад    в  1987   году    я  прошел   курсы  повышения  квалификации  по  специализации    «политология»    в  Военно-политической академии  в  Москве  и  был  готов  преподавать  общественно-политические  дисциплины    в    гражданском   вузе.  В  артиллерийской  академии   мест на  кафедре  не  было - шло  сокращение  преподавателей. Из  двух  кафедр  общественных   наук  сделали  одну.

Первым  делом  я  посмотрел  объявления  о  проведении    конкурса  на  замещение  должности    доцента    или    преподавателя  в   гражданских     вузах.  Такие  объявления  публиковались   в  газете    «Вечерний  Ленинград».   Посмотрел  газету  «Вечерний  Ленинград»  за  последние   дни,  нашел  такое  объявление.   Звоню   по  указанному   телефону  заведующему  кафедрой,  представляюсь:  - Только  что  уволился   из  военной  академии,  доцент,  т.е.  тот,  кто  им  нужен.    Ответ:   - «Иван  Иванович,  добрый  день.  Чувствуется,  что  вы  из  военной академии. В  армии  на  должности  преподавателей  назначаются,  в  гражданских  вузах  преподаватели  избираются   по  конкурсу.  И  это не все.  Заведующий  кафедрой   подбирает   преподавателя,  которого  хорошо  знает. И  в  нашем  случае  кандидатура  уже   подобрана,  а    объявление    о  конкурсе  в  газете   чистая  формальность,  которую   нужно   соблюдать.  Таков   уж  порядок  в  стране». Правда,   мой   новый    знакомый     сказал  мне,    что   заведующий   кафедрой текстильного   института  ищет  себе  подходящего  преподавателя   политологии,  сходите  к  нему   и  дал  его   телефон.   Я  поблагодарил  своего  нового  знакомого   и   позвонил  по  данному  мне   телефону  заведующему  кафедрой  текстильного   института.  Он  подтвердил,  что  ищет    преподавателя   и  назначил       мне      встречу   через   день  на  кафедре.

В  назначенный  день  и  час   прихожу   на  кафедру   института,  ищу  кабинет   заведующего. Мне  подсказывают,   что    заведующий  сидит  в  общей  комнате  с  преподавателями.     Захожу   в  комнату,  увидя   меня,   из-за   стола,  стоящего  у  самого  окна  комнаты,  поднимается    симпатичный   мужчина  лет  сорока,  прилично  одетый  и  идет  мне  навстречу.    
-Я  Краснов   Иван  Иванович - представился  я.
-Извините,  у  меня  нет  отдельного   кабинета,  придется   поговорить  в  коридоре,  разговор  будет    без   посторонних.
 Я  коротко  рассказал  о  себе,    кандидат  исторических  наук,  доцент.  Работал  в  должности  заместителя  начальника  кафедры  в   Высшем  общевойсковом  училище,  старшим  преподавателем   политологии  в   военной  академии,  общий   педагогический  стаж   в военных   вузах  восемнадцать  лет.
 -  Я  буду  рад  видеть  вас  на  нашей  кафедре.   Но  пока  эта  должность  занята  конфликтным   преподавателем,  он  на  всех  жалуется и  на  меня  тоже.  Иван  Иванович,  напишите  на  мое  заявление о  приеме  вас  на  работу и  дайте  мне  слово,  что  вы  придете   к  нам на  кафедру,  я  больше  искать  преподавателя  не  буду.  Я  оставил    заявление  и  мы  дружески  расстались.
Но  жизнь  повернулась  иначе. Я  был  принят на должность  преподавателя  в  Военно-медицинскую  академию,  о  чем  я  расскажу  дальше.  Через много   лет   я  хочу  поблагодарить   заведующего  кафедрой  общественных  наук  текстильного   института. Сегодня    бывший  текстильный  институт  носит   наименование  академия  дизайна

Мне   повезло с  работой.  Придя  на  кафедру  марксизма-ленинизма  в Военно-медицинской      академии,   я  в  первый  же  день  встретил  своего  старого   знакомого  доктора  философских  наук,  профессора  Тихонова  Михаила  Ивановича.   Мы   одно  время   служили    в  одной  воинской  части  и  Михаил  был     даже  моим  подчиненным.  Затем  наши  пути  надолго  разошлись - я  поехал  служить  в  ГСВГ,  Михаил Иванович  ушел на  партийную  работу  в  один  из  научных  институтов.

В   восьмидесятые  годы  я  служил    в  артиллерийской  академии,   полковник  Тихонов   М.И. успешно  защитил  докторскую  диссертацию  по  философии,  был   начальником  кафедры  общественных  наук  одного  из  военно-морских  училищ  Ленинграда.  В  эти  годы  мы  нередко  общались   с  Михаилом  на  различных     научных  конференциях   преподавателей   общественных  наук    в  Доме   офицеров    или    в  одном  из  вузов  города.  Затем   Михаила   Ивановича  Тихонова   пригласили  профессором  на  кафедру  философии  Военно-политической   академии   им. В.И. Ленина  в  Москву.

Когда  в   медицинской  академии    Ленинграда   в  1988 году   освободилась  должность  начальника  кафедры  марксизма - ленинизма,  то  долго   искать  кандидатуру  в  Москве не  пришлось, предложили  моему товарищу   профессору  Тихонову  Михаилу  Ивановичу.  Совпадение-  я  в  августе  1988   году  уволился  из  артиллерийской  академии   по  возрасту - мне  исполнилось  пятьдесят  пять  лет    и    занялся  поисками  работы  в  вузах   города.    От  знакомых   я  узнал,  что  в Военно-медицинской академии   появился  новый  начальник  кафедры  по  фамилии  Тихонов.   Решил  проверить - не  мой  ли  бывший   коллега    прибыл   руководить  кафедрой   в  медицинскую  академию.  Прихожу  на  кафедру  марксизма-ленинизма,  стучу  в  дверь начальника:  слышу   знакомый  голос - Заходите!   - Захожу  и  вижу  моего  старого  приятеля   Мишу  Тихонова -  копну  рыжих  волос,  большое  широкое  лицо,  высокий   лоб,  широкое  открытое   и  доброе   лицо.   Мы   оба  обрадовались  нашей    встрече.    Я  рассказал  Михаилу -- только  что  уволился  из   армии,   кандидат  исторических  наук,  доцент.  Ищу  работу.   
-Считай,  что  ты  уже  нашел  работу - ответил    Михаил.  У  меня  есть  должность  преподавателя   политической  экономии, давай  пиши  заявление  и  иди  в  отдел  кадров  оформляйся,  потом  будем  думать, какой  предмет  тебе   читать.    Михаил  Иванович  рассказал,  что  последние   три  года  работал  профессором   в  Военно-политической  академии  им. В.И.Ленина   на кафедре  философии.   Затем,   кадровые  органы,  зная,  что  я  ленинградец, предложили  мне  должность  начальника   кафедры  марксизма-ленинизма   в Военно-медицинской  академии и  вот я здесь.

Через  пару  дней   я  попросил   Михаила  Ивановича     разрешить   мне  съездить   на  недельку  к  сестре  в  Таллин,  давно у  неё  не   был.  Ответ  был  категоричный:  -   Нет, не  разрешаю. Давай  подавай  документы  на  конкурс,  иначе  упустишь  и  время,  и  работу.  Пришлось  отложить  свою  поездку   к  сестре  и  впрягаться  в  работу на  кафедре.

Прошел конкурс  и  Михаил Иванович    предложил  мне   работу   преподавателя  научного   коммунизма,  где   уже  работали    полковник  Фролов    Анатолий  Федорович, полковник  запаса   Василий  Павлович   Гудков.  Читали  лекции  по  потокам,   семинарские  занятия  проводили  по   взводам.  В  стране  общественно-политическая обстановка  накалялась - объявленная М.С. Горбачевым  перестройка  и  свобода  слова   привела   к  резкой  критике  в  прессе    марксистско-ленинской  идеологии,  в  вузах  студенты  подвергали   лекции  преподавателей  по  общественным  дисциплинам  обструкции.   Проводником   антисоветской  пропаганды     стал  журнал  «Огонек»   под   руководством    главного      редактора    Коротича,   в  армии  ярым  антисоветчиком     стал      начальник   управления  пропаганды  и  агитации  профессор  генерал-полковник   Волкогонов.   Следует  отметить,   что   за     три  года   до    этого  Волкогонов  на   центральном  телевидении   вел   передачи  о  духовных   силах  страны.   Эта  важная  и  нужная   сторона   жизни  советского  общества  была  темой  докторской  диссертации  Волкогонова  в  Военно-политической  академии .

Когда   я  учился  в  адъюнктуре Военно-политической академии и   писал  кандидатскую  диссертацию,  я   внимательно   читал  эту  докторскую  диссертацию,   я    почерпнул   много  полезного  из  этой  работы.  Поступок  главного   идеолога  Советской  армии   удивил   и   поразил    большинство   офицеров   армии    и   флота  - как  можно  предать  свои  идеалы  и  стать  на   противоположные  взгляды, враждебные  тем,  которые  он  раньше  пропагандировал. Казалось, из  всех  щелей  стали     выползать   антисоциалистические    типы,  которые   умело,   затаились  и  маскировались,    ждали  только  момента,  когда  можно  нанести   удар  по  советской  власти  и  КПСС.    Михаил  Иванович  призвал    преподавателей  кафедры   выступать    в  средствах  массовой  информации  в  защиту  советской   власти,   государственной     идеологии,    сам   выступил  как   профессор  с  критикой   новоявленных    идеологов  -  антисоветчиков  в  газете   «Красная  Звезда».   В  Ленинграде  ядром  антисоветской   пропаганды  стала   молодежная   газета  « Смена».   Я  выступил   в  этой  газете  в  защиту  Октябрьской  революции,  так  как  один  из  авторов  раскритиковал  необходимость    пролетарской  революции  и  пытался  доказать,  что  все  задачи,  стоящие  перед  народом  России,   решила   февральская   революция.

Из-за   этой  статьи  в   газете «Смена»  у   меня  произошел  полный  разрыв   отношений  с  моим  близким  другом   старшим  научным  сотрудником  научного      института   полковником  Шатиловым  Радий   Андреевичем.    Мы         были    хорошими  друзьями   и  дружили  даже  семьями.  Как-то  в  это   смутное  время  я звоню  своему  другу,  чтобы  поделиться  своими  новостями,  что  после  увольнения        из  артиллерийской  академии  я принят  на  преподавательскую  работу  в  военно-медицинскую   академию. Радий  Андреевич  молчит,  чувствую   с ним  что-то   неладное.

Вдруг  он мне   отвечает:   - Иван  Иванович,  ты  мне  больше не  звони.  Я  прочитал  твою  статью  в  «Смене» и  не  разделяю  твоих  взглядов.  -  Я  попытался    убедить  своего  друга, что  мои  политические  взгляды   остались  прежними,  я  их не  менял  и  на  наши  дружеские   отношения  наши взгляды  на  политику  не  должны   влиять  никоим  образом.    Напомнил  своему  другу,  что он,    будучи    преподавателем  артиллерийской  академии,  разделял   взгляды   Коммунистической  партии,  состоял  в  рядах  членов    КПСС.  Ничего  не  помогло.  Так  нашу  дружба    разрушилась  вместе  с  разрушением  стержня  Советского   Союза  рушилась  и   коммунистическая   идеология.  Кстати  в  нашей  стране  сейчас  нет  никакой   идеологии.  Некоторые   политологи и  политики  убеждены,  что  без  государственной  идеологии  государство не  должно быть. Я  придерживаюсь   этих  взглядов.  Идеологию  можно  сравнить  с  компасом,  который  указывает   правильный  путь  следования.

Главным  организатором  антисоветской   и  антипартийной  пропаганды  стал   лидер   всех  антисоветских   сил  Б.Н. Ельцин,  бывший   первый  секретарь   Свердловского    обкома  партии,  кандидат  в  члены   Политбюро  ЦК   КПСС.  По  всем    фронтам   развернулась  яростная   идеологическая  борьба.  Шла  эта  борьба    и    на  занятиях  с  курсантами   по  общественным   дисциплинам.     Помню  я  читал  лекцию  четвертому  курсу  морского   факультета  по  теме   « Социалисты-утописты - предшественники   Великой   Французской   революции».     Казалось  бы,  ничего   особенного    я   не   говорил,   рассказывал  об  учениях  Сен-Симона,  Фурье,  Оуэна,  уважаемых    писателей  и    пропагандистов     социально  - справедливого    общества  в  будущем,  об  их  трудах,  что   социалисты-утописты    подготовили   почву   Великой  Французской  революции. Но  наши  курсанты,  будущие  врачи,  зараженные     бациллами     антисоветизма,  противниками     советского      общества,   которые  постоянно    вбивали  в  их  только  что   формируемое   сознание ,   идеологию    западного  мира .  Оголтелая  антисоветская  пропаганда  в  средствах  массовой   информации  дала  свои  плоды,   развязанный     антикоммунизм  давал  свои  всходы  в  молодых   головах  курсантов .  Теперь  будущие  врачи   и   лекции  своих  педагогов    по  общественным  дисциплинам   воспринимали     как  навязывание  им    социалистической   идеологии.

Моя  лекция  проходила   в    жаркий  майский  день,  температура  в  лекционной  аудитории  была невыносимо     душной,   эта  духота      еще  подогревалась  бунтующими   молодыми   сердцами  будущих  терапевтов,  хирургов,  кардиологов  и  т.д.   Аудитория  военных  курсантов  превращалась  в  толпу,  которая   уже не приемлет    разумного    увещевания.    На  моей    лекции  присутствовал  заместитель  начальника   морского  факультета,  он  подошел   к  трибуне  и  сказал   -  « Иван Иванович,  в  данной  ситуации   лучше  сейчас  завершить  лекцию .  А  дальше  разговор    с  курсантами  продолжу    я,  как  их  начальник.»   Я  так  и  поступил.  О    всем  происшедшем  я  доложил  начальнику  кафедры и  мы  стали  с  ним  думать,  как  нам  дальше  построить   преподавание     этой      дисциплины.   Меня   очень     возмутило   поведение  на  заседании  предметной   комиссии  по  научному  коммунизму  полковника  в  отставке,  участника  Великой  Отечественной   войны  Гудкова  Василия  Павловича ,  который  всегда  хвалился  перед     молодыми  преподавателями  ,  как  он  проводил  линию  партии,  работая  в  политическом   отделе   армии.  Теперь  он  уже  забыл  то,  что  рьяно  защищал  раньше  взгляды  партии  и   встал  на  позиции                ревизионистов   от  идеологии  таких  как  генерал-полковник    Волкогонов    и   другие  представители    так  называемых  демократов.

В  стране  был  в  полном  разгаре   экономический  и   политический     развал.  В  средствах  массовой  информации   резко   критиковали    важные  государственные    институты  и   такой  важный   институт  государства  как    армии. В   результате    активизации   антисоветской  пропаганды  шел  развал   государственной    власти.   Антиармейские    настроения  усилились    после  участия   армии  в   усмирении  антисоветских выступлений в прибалтийских  республиках    и  в  Грузии.

 Весной   1990 года  Литва,  первой  из Советских  республик,   провозгласила  независимость  и  объявила  о   своем  выходе  из   Советского   Союза. Попытка  центральных  властей   остановить   центробежные   процессы  не  достигли   своей   цели.   Пика    напряженности  между   Литовским   руководством    и   московскими   властями   достигли  в  конце 1990 - начале  1991 г.  Руководство  компартии Литвы   инициировали   вступление   Советских  войск  в  Вильнюс,   13   января    1991 года    в   ходе  операции  с  использованием   бронетехники    по  захвату  зданий  литовского  парламента     и телевидения   закончились  трагически:  В  Вильнюсе  погибло  13  человек,  десятки   человек  были  ранены. На  следующий   день  Горбачев   заявил ,  что о  кровопролитии узнал   из  средств  массовой   информации.  16  января   газета    «Московские  новости»  вышла  в  траурной  рамке  с  заголовком  на  первой  полосе  «Преступление   режима ,  который не  хочет  сходить  со  сцены».

Подобные  события   происходили   в  ряде  других   городов   Литвы,  в столице  Латвии  Риге   и     Грузии.    В  апреле 1989  года        части  Советской   армии      по  приказу    руководства   страны          разгоняют  участников  митинга  в  Тбилиси,    которые   требовали  выхода  из  СССР.  Поскольку  солдатам   не  разрешили  применять  оружие,  а  грузинская   молодежь   налетали  на  солдат с   арматурой,  для  своей  защиты  солдаты  применяли   саперные   лопаты,  В  результате   столкновений   были  погибшие  и  раненые. Все  это  широко   обсуждается  в  средствах  массовой   информации,  в  них  резко  критикуют  верховную власть   страны  и  воинов   Советской   армии,  которые  выполняли  лишь  приказ.  В  результате    всех  этих  событий  в  стране  авторитет  армии  и  особенно  офицеров  падает. Большая  часть  населения    стала  враждебно  относиться  к  офицерам,  допускать   хамство  и  оскорбления.   Командование   академии   посоветовало   при   поездках на  службу    офицерам   одевать   гражданские    одежду,     а  на  службе    переодеваться  в  военную  форму.    Денежное  довольствие  офицерам  было невысоким  и   нередко задерживалось  надолго. Шел   активный  процесс  развала  всей  политической  системы государства.  Особенно  этот развал усилился  после  августовского   путча  и  введения  в  стране   чрезвычайного   положения  лидерами  ГКПЧ  и  прихода  к  власти   Ельцина.               

Несмотря  на  все  эти  трагические  события  в  стране,  жизнь  и  работа  кафедры  продолжалась. Новостью  для  меня   явилось,  когда  Михаил  Иванович  Тихонов предложил  мне  преподавание на кафедре новой  дисциплины   «Военное право».
- Иван  Иванович,  как  ты смотришь  на предложение  читать  курс   «Военное   право»,  эту  дисциплину  передали   нам    с  военной  кафедры,  увеличив  количество часов.  Только тебе нужно пройти переподготовку в  государственном  университете».  -  Согласен,-  ответил  я. - Тогда   через  неделю    подготовь     тематический  план и  программу     этой    дисциплины.  Нам  на  эту  дисциплину  дают  ставку    доцента. Если  согласен,  подавай  документы  на  конкурс.

Следует  заметить,  что  тогда  было  принято  перед  проведением    конкурса  в  вуз   нужно  было  объявить  в  газете,  что  проводится    конкурс  на  замещение  должности  преподавателя,  особенно  доцента  или  профессора. В   Ленинграде  такие   объявления  публиковались  в  газете   «Вечерний  Ленинград». Как  правило,публикации  эти  носили чисто  формальный  характер,  так  как  заведующий  кафедрой    уже   подобрал  кандидатуру,  побеседовал  с  ним  и  под   него   подавалось   объявление  на  конкурс.

В  частности  в  Военно-медицинской  академии  объявления  о  конкурсе   публиковались  в  академической  газете «Военный  врач».  Если  учесть,  что  газета  академии не продавалась в  газетном  киоске, а распространялась  внутри  академии,  то  за    пределы  военного  учебного  заведения              она и не  попадала.   

Следует  заметить,  что  мне  уже  приходилось   раньше    читать   курс   военного  права  в     Высшем  Военно-политическом  училище  ПВО.    Так  с  легкой  руки    моего  товарища  и  начальника  кафедры  я  стал  доцентом   и читал курс.      

В  связи  с  увеличением   часов  на  кафедре  и   необходимостью  читать  этот  курс  на  всех  факультетах старших  курсов  на  «Военное право»  прибыли  и  новые    преподаватели.  Из    округа  к  нам  были  переведены  офицеры-юристы  Гой   Г. П.,   Лавров  Игорь,     Тищенко   В.И.,  половник  запаса  Богачев  Валерий   Петрович.  Поскольку   я  не  имел  юридического   образования,  я   пошел  на  курсы повышения  квалификации и   переподготовки  в  Республиканский   институт   при  Ленинградском   государственном  университете  им. Жданова  на  пять  месяцев. 

Занятия   были   вечерние.  Лекции  нам  читал   полковник   запаса,  заслуженный   юрист  России   профессор     Петр   Петрович  Глущенко.    Поскольку  теперь  преподавателей  права  было  достаточно,  то    нас   закрепили  по  факультетам.   Мне  дали   морской  четвертый  факультет.  Я  всегда  поддерживал  связь  с   руководителями  факультета  и  если   возникали  какие-то  проблемы,  то  я  всегда  их  решал  сам, не  прибегая  к  помощи   начальника  кафедры.  Я  был  доволен,  что  перешел  на  преподавание  военного   права.

Особенно  я   сблизился   с  Валерием   Петровичем      Богачевым.  Во-первых,  потому   что  мы  были  с  ним   уже в  запасе,  т.е.  гражданскими,   во-вторых,  мы  начинали  свою   преподавательскую  работу  в  одном   учебном  заведении -  Высшем  Военно-политическом  училище  ПВО    на  одной  кафедре,  только  Валерий  пришел  в  училище  в 1976  году, а  меня  раньше    всего  на  два    месяца  в  этом  же  году  перевели  заместителем    начальника  кафедры  в   Высшее    общевойсковое   командное  училище  имени   С.М.  Кирова.   Все  равно  мы    пришли   с  ним  из  одного   училища,  где  остались  общие  друзья.  По  характеру  Валерий  был  очень  мягкий  как  в  обращении  со  своими  коллегами, так и  с  курсантами.  Валерий   Петрович   советовался  со  мной   не  только    по  работе,  но  доверял  мне  свои   сердечные   тайны.  У  Валерия  не  сложились  теплые   отношения  с  женой,  поэтому  у  него  появилась близкая  подруга.     Как  сказал  один  из  наших   русских  писателей, у  каждого  из   нас  была  своя   «Дама  с  собачкой». Но  Валерий   очень  любил  свою  даму  сердца.  Весь  год  он  откладывал  деньги  на  поездку  с  ней   в  отпуск  к    морю.  Для   подработки  он  уговорил   меня   читать   лекции по  праву   в  филиале  Московского  Народного   университета.

Интересно   отметить  для  читателей,  что  купил  лицензию  на  право  владения  филиалом  полковник  запаса, ранее  не  работавший  преподавателем  в  Вузах,  но  хваткий  на  руку и  показавший  себя,  что  он  умеет  организовать  бизнес  в  вузе,    нанять  преподавателей,  профессоров,  доцентов  и   выжимать  из   них   максимум   возможного,  платя  нам   минимум  возможного.  Этот  директор   создал  целую  сеть  отделений   университета,  как  в  городе,  так и  в  области.  В  поездках  по   учебным   центрам    области  мы   очень  сблизились с  Валерием,  он  мне  рассказывал  о   своей  службе  на  Курилах,   где   он  был  начальником  политотдела   зенитно-ракетного   полка,  о  богатых  природных  условиях,  отличной  рыбалке  и  охоте  в  тех   краях.    Иногда  за  вечер   руководители  отделений    университета   в  области   планировали  нам   читать   лекции  по   двум   дисциплинам.  Для них  главным  было  отметить,  что  тема  прочитана.

Вскоре   пришел к  выводу,  что  я   участвую в настоящей  халтуре,  а не   в  подготовке кадров   с  высшим  образованием  ушел  из    этого  университета.    К  сожалению,   по  стране  таких  липовых  вузов   великое   множество  и   молодежь  получает по  окончании  платных  вузов   дипломы   без  глубоких  знаний. На   мой взгляд,  нужно как  можно  быстрее  ликвидировать   коммерческие  вузы, чтобы  не  плодить  работников  с  липовым  высшим  образованием.

К  сожалению,  жизнь  Валерия  Петровича  оборвалась  внезапно. В  один  из  вечеров  я  допоздна  засиделся  за  компьютером  и где-то  около   двенадцати  ночи  мне  позвонила  жена  Валерия.  Со  слезами  она  сообщила,    только  что Валерий   внезапно  умер. Как  оказалось, тромб  перекрыл    доступ  крови к  сердцу.  Я    проинструктировал  жену  Валерия,  что   нужно  делать  и  позвонил   дежурному  по академии,  чтобы  выслали   санитарную  машину  на квартиру    Валерия  Петровича.  К  счастью,  дежурным  по академии   оказался   наш  коллега  по предметной  комиссии  полковник  медицинской  службы   Леонтьев  Валентин.
 
После     увольнения   начальника  кафедры  и  моего  приятеля  профессора  Тихонова  Михаила   Ивановича и  его  отъезда    в  Москву  у  меня не  сложились  нормальные  отношения  с  новым  начальником  кафедры  полковником  Мухиным  А.П.   Поэтому  я  был  вынужден  в  скором  времени  уволиться  с  Военно-медицинской  академии   и  уйти   доцентом   в   Государственный   университет   управления   и   экономики ,  где  приобрел   новых   хороших  товарищей.  В   общей  сложности   после  увольнения   из  Военной  артиллерийской  академии    я  проработал  в   гражданских   учебных   заведениях  еще  двадцать два   года.

Но об этом я напишу еще в других повестях и рассказах.