Книга 1 истоки глава 6 юность виктора часть 11 пра

Дудко 3
На фотографии  -  часть группы   на экскурсии в Ориенбауме.

КНИГА  1  ИСТОКИ
ГЛАВА 6   ЮНОСТЬ  ВИКТОРА
ЧАСТЬ 11   ПРАКТИКА


                ЛЕНИНГРАД    
               
В начале 1952-го года после первой сессии  мы всей группой ездили в Ленинград. 

Заканчивая первый семестр, несколько наших студентов и  из других групп, договорились на зимние каникулы съездить на экскурсию в Ленинград, что мы и осуществили. Мы побывали в Эрмитаже, съездили в Александра-Невскую лавру, где побывали на всех трёх кладбищах, сфотографировались у памятника Чайковскому, были и у других знаменитых людей прошлого, в том числе и у Стасова.

В этой поездке я останавливался у Юлика и Нэли.
Юлик – сын Дяди Миши и Екатерины Фёдоровны, у которых я жил во Фрунзе.

Когда Юлик женился на Геле,  они стали жили  в квартире её родителей в Ленинграде.

 Их квартира состояла из двух проходных комнат и размещалась в помещении лавры. Я запомнил, что потолок в жилом помещении лавры находился на высоте более 5 метров, а высота стены комнаты, выходящей в длинный коридор, соединявший несколько жилищ, достигала не больше 4 метров.

Позже я сюда  приезжал в командировки несколько раз, останавливаясь на постой.

А ещё позже я останавливался в гостинице филиала ИПК Минсудпрома, проезжая мимо лавры.


 А тогда, в 1952 году, приехав с группой сокурсников в Ленинград,  я побывал в общежитии Авиационного Приборостроительного института, в котором стал учиться двоюродный брат из Фрунзе Юлик Дудко.



Сохранилось письмо в конверте  без адреса -  Дудко Анатолию Евстафьевичу.

Бате от Виктора.

                Здравствуй батько!

Я жив, здоров, чего и тебе желаю. Всё ждал от тебя письма, да не дождался, и решил сам тебе написать. Сейчас учусь, занят по горло. Работаю над проектом. Учёба продвигается медленно, но верно. Осталось ещё половина учиться. Как я живу, расскажет Женин отец. Питаюсь неплохо. Правда, в марте месяце имел затруднение с деньгами, ибо пришлось платить за учёбу. Деньги за эти два месяца получил. Ты  зря их посылаешь с уведомлением о вручении. По-моему этого делать не нужно.

Посылаю тебе фото я и Юлик в Ленинграде. От дяди Миши получил письмо, в котором он пишет, что ты ему ничего не пишешь, и он послал тебе последнее письмо, если ты не ответишь, то он больше писать не будет. Ты ему напиши – он, ведь, твой старший брат. Надеюсь, у тебя теперь наладится переписка.

У меня к тебе есть две просьбы:

1. Деньги мне не высылай, а откладывай, а потом, когда я напишу, ты их вышлешь. Хорошо? 

2 . Прошу тебя прислать фотоаппарат. Я хочу немного пощелкать себя, друзей и свой проект. А летом я буду у тебя и верну. Это честное слово комсомольца. Надеюсь,  ты сможешь это сделать. Сделаешь?

Летом приеду почти на месяц. На этом курсе у нас практика. Она будет в Москве, или Ленинграде, или Куйбышеве. Где буду я, ещё  неизвестно, но в одном из этих городов. Практика длится 7 недель.
Но, вот, о себе пока всё. Пиши о себе, о Жене. Привет ему. Привет всем сослуживцам и знакомым.
 
                С приветом твой сын      -      Витя.

P.S.  Надеюсь, ты исполнишь просьбы?!

                Пиши. Жду.

                28/IV – 54 г.

P.S.  Брюки получил – они очень длинные. Ещё не носил.
Спасибо за них и за деньги.

                Витя.

Можешь только писать мне по адресу: Москва, 80, п/я 1612



  Вложен маленький листочек: (две строчки написаны рукой Юлика и две мной, вероятно, к фото).    
             
        Дяде Толе и родне от племянника   Юлия, на долгую и добрую память.
        От сына Вити на добрую  память отцу.
                28/111 – 54 г.

                Ленинград   I – II – 54 г.



После окончания первого курса мы должны были пройти первую производственную практику.

 Мы должны поработать на рабочих местах: токарями, слесарями и т.д.  Нас направили в г. Раменское на какой-то оборонный завод. Конечно, нас не допускали до выполнения заданий, но некоторые научились включать – выключать токарный станок, устанавливать на нём деталь, вытачивать какую-нибудь симметричную деталь.

Некоторые из нас поселились недалеко от завода, а некоторые ездили из Москвы с Казанского вокзала на электричке. Вот тогда я впервые обратил внимание, что от остановки Панки куда-то в сторону отходят пути, и на остановке стоят 4 вагона, изредка, когда мы ехали в Москву, они вместе с нами отправлялась в путь. Это нас удивляло, но не трогало (тогда я еще, естественно, не знал, что несколько лет подряд, спустя пять лет, я буду пользоваться этой электричкой, чтобы добираться  к  себе домой, в Дзержинку).

Где мы постоянно жили во время практики, я не помню. Практика длилась один месяц.

Вторую практику наша группа проходила в Ленинграде.

Я пробовал вести дневник о поездке в Ленинград, но дальше отъезда из Москвы у меня дело не продвинулось.

Вот эти записи из дневника…


14.06.55 г.

9 ч. вечера. Постепенно наша группа начинает собираться на Ленинградском вокзале. Самой первой на вокзал явилась Вожова, которая преспокойно уселась не в тот поезд.

За несколько минут до отхода поезда  явились остальные члены нашей группы в сопровождении многочисленных родственников и знакомых.

В это время на перроне можно было видеть трогательные картины: вот, еле переставляя ноги, сгибаясь под тяжестью непомерно – тяжелого чемодана и закрывая себя и своих провожающих его огромными размерами тащится Нина Скоморохова; затем выписывая ногами кривые n-го порядка появляется фигура В. Свечникова в сопровождении двух «гавриков»; вот на   предельной скорости, обгоняя и сшибая с ног встречных, несется знаменитый комсорг  4-ой группы - Пучкова Регина.

Остаются считанные секунды до отхода поезда.

Все мы запихнулись в вагон и безуспешно пытаемся объясниться с провожающими знаками  - через закрытые толстые стекла. Увы, все попытки тщетны!

Наконец, раздается последний свисток и поезд трогается; родственники плачут от радости, что отдохнут от нас...

Москва остается позади.

В вагоне сразу же начали устраиваться, причем, обнаружилась крайне важная пропажа – исчезла Валя Важова. Мы старательно обыскали весь поезд. (На этом заканчивается этот единственный листок... ).



Второй раз мы попали  в Ленинград - на практику, как одна из лучших групп,  после третьего курса, вместе с ещё одной группой. Там мы были два месяца летом во время белых ночей. У меня случайно сохранилась первая страничка дневника, который хотели вести в нашей группе. Вот он дословно:


21.06.56 г.

После вчерашнего театра с трудом продрали глаза.  Даже Нина на этот раз не предприняла никаких попыток разбудить нас и сама  проспала вместе с нами до 7 ч. 25 м.

Потом начались обычные сборы и на ходу, и, весьма не тщательно пережевывая пищу,  выкатились по направлению  к заводу.

 Еле досидев в состоянии спячки с открытыми глазами до 11 ч., кинулись на лекцию о борьбе с преступностью. За 15 м. до начала обеденного перерыва мы поспешно покинули свои рабочие места и отправились домой, т.к. нам предстояла экскурсия в Эрмитаж.

 Пообедав, завалились спать, проклиная предстоящие мытарства и сожалея о затраченных на экскурсию 8 рублях, которые по выражению Регины можно было использовать более рационально, купив на них целых 2 банки хрена. С трудом поднявшись, мы  все же потащились  в Эрмитаж; проскакав  галопом во главе с хромоногим экскурсоводом по всем залам и затем, слегка прошвырнувшись по магазинам, вернулись домой.

О, Господи! Неужели мы, наконец, ляжем спать во-время?



(На этом закачиваются записи в кусочке тетради случайно попавшей ко мне и сохранившейся до сих пор. Да, писатели из нас не получились, да и терпения не хватило, чтобы записи заносить в тетрадь ежедневно.)

В Ленинграде, на завод нужно было приходить – во-время, не опаздывая. Жили мы то-ли в школе, то-ли в техникуме.

 За время практики мы всей группой побывали в Петергофе, в Ориенбауме, в городе  Пушкине, в лицее и т.д.

 У меня сохранилось несколько  фотографий того периода, т.к. я у бати взял аппарат,  но, к сожалению,  - никому его не давал (такой я в то время был скряга!).


    
И последнюю - преддипломную практику мы проходили в Москве.

Преддипломную практику и диплом все делали на своих будущих  предприятиях, куда они были распределены. А наша десятка была как-то разбросана.

 Я проходил практику и делал диплом в ИАТ (институте автоматики и телемеханики АН СССР) под руководством академика Бориса Николаевича Петрова,  где он руководил отделением,  а у нас в МАИ заведовал кафедрой ТАР - теории автоматического регулирования.
 (Потом в газетах он назывался Главным автоматчиком,  так как фамилии ученых по космосу не назывались). 

Еще в институте я стал работать на вычислительных машинах - аналоговых. Придя на практику, я продолжил осваивать новую технику - тем более она была и мощнее  и намного интересней, чем в учебном институте.
               
Академик поручил меня двум молодым кандидатам, которые помогли мне освоить новую технику. Я смоделировал полет самолета в момент бомбометания  в  возмущенной  атмосфере  (спустя 3-5 лет я во французском журнале прочитал,  что двое французов за подобную работу получили степень  магистра).

Работа меня заинтересовала. Я попал на практику, когда в Москве организовывался ЦНИИКА,  куда некоторые сотрудники хотели бы попасть.  Тем более,  что  поговаривали  о  возможном  переходе  туда директором или замом Петрова,  которого многие любили (он уже был директором ИАТ,  но из него не получился  хороший руководитель - слишком мягким он был).

 Когда я показал готовую работу,  он предложил мне поступить в аспирантуру в его  институт, но разъяснил,  что я буду получать 1000 руб. и еще 1000 руб. в год на приобретение литературы, и жить в общежитии за городом до момента защиты диссертации (обычно, не обязательно нужно было защититься).  Я сказал, что подумаю. Потом я вежливо отказался от этого лестного предложения.  (До чего же я был тогда лопух, если тебя берет в аспирантуру академик – это же такая редкая удача!!!  И не воспользоваться??!!!  Наверное, я уже давно был бы академиком!!!)



                Здравствуй дорогой папа!

Я жив, здоров. Прохожу практику здесь в Москве. О работе ничего не слышно и ничего пока не известно. Большое спасибо за яблоки. Я их получил, и вчера закончил их есть. Они прекрасно сохранились. Папа! У меня к тебе просьба. Если ты можешь, то вышли аппарат с телеобъективом. Надо напоследок  сфотографироваться здесь. Если ты это сможешь сделать, то сделай поскорее, пока ещё имеются листья на деревьях,

Вот, пока и всё. Всё остальное по-прежнему. Единственный недостаток – это нехватка денег. Но ничего не поделаешь. Приходиться экономить и на еде.

Как ты поживаешь, как со здоровьем? Как с пенсией? Как живет Женя? Он уже ходит в школу. Интересно в какую?

Вот, пока и всё. Пиши. Буду ждать от тебя письмо и, если сможешь, то выполни мою просьбу.

С приветом, крепко, крепко целую    твой  Витя.
 
Передавай привет Жене и пожелание отлично учиться.

                Витя.

                20/IV – 56 г.