Не судить, а исполнять

Михаил Ильичевский
«Не судите, да не судимы будете» (Матфея 7:1)

Стремление людей заслужить спасение делами неизбежно приведет их к тому, что они, желая оградить себя от греха, начнут вводить собственные, человеческие заповеди. Видя, что им не удается исполнить Закон, они окружат себя правилами и предписаниями, пытаясь принудить себя к послушанию. Все это отвлекает их мысли от Бога, и они сосредотачиваются на собственном «я». Его любовь умирает в сердце, а вместе с ней гибнет и любовь к ближнему. Система человеческих вымыслов с многочисленными правилами и требованиями неизбежно приведет ее сторонников к тому, что они будут строго осуждать всех, не выполняющих эти правила. Эгоизм и мелочная критика заглушают в душе все лучшие, благородные чувства, побуждают людей становиться эгоцентричными судьями и ревниво следить за своими ближними.
К этому классу людей принадлежали фарисеи. Совершаемые ими богослужения не приводили их к смирению и сознанию собственной немощи, их сердца не наполнялись благодарностью к Богу за предоставленные им преимущества, напротив, они исполнялись духовной гордыней, а тема их размышлений была такова: «Я сам, мои чувства, мое знание, мои пути». Их собственные достижения служили им мерилом, которым они судили других. Облеченные в одежду собственной праведности, они садились на судейское место, чтобы критиковать и осуждать.
В народе большей частью присутствовал тот же дух; люди вторгались в сферу совести и судили друг друга в вопросах, относящихся к личным отношениям между душой и Богом. Указывая на этот дух, господствующий всюду, Христос сказал: “Не судите, да не судимы будете”. То есть не делайте себя эталоном для окружающих, не делайте ваше собственное мнение, ваши представления о долге, ваше толкование Священного Писания критерием для других и не осуждайте ближних в своем сердце, если они не соответствуют вашему идеалу. Не критикуйте других, не стройте догадок по поводу их мотивов и не выносите им приговор.
«Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Коринфянам 4:5). Мы не можем читать сердце. Мы сами не без вины, а потому не можем судить ближних. Смертные люди могут судить только по внешним признакам. Один Господь, Которому известны все тайные побуждения и намерения, Который с состраданием и нежностью подходит к каждой душе, будет решать участь каждого.
«Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Римлянам 2:1). Критикующие и осуждающие ближних обвиняют самих себя. Осуждая других, они сами себе выносят приговор, и Господь признает этот приговор справедливым.

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего?» (Матфея 7:3)

Даже выражение «судя другого, делаешь то же» не отражает всей тяжести греха того, кто осмеливается критиковать и осуждать своего брата. Иисус сказал: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»
Его слова рисуют нам человека, который быстро замечает недостатки ближних. Полагая, что нашел пятно в чьей-то жизни или характере, он ревностно старается указать на недостаток. Иисус говорит, что если сравнить эту черту характера, которая развивается в результате неправедной работы, с осуждаемым пороком, то она выглядит подобно бревну в сравнении с сучком. Недостаток любви и снисхождения является причиной того, что люди часто делают из мухи слона. Человек, никогда не испытывавший искреннего раскаяния и полного посвящения Христу, не может оказывать смягчающего влияния, свойственного любви Спасителя. Он в ложном свете представляет кроткий и любезный дух Евангелия Христова и ранит дорогие души, за которые умер Христос. Из приведенного Иисусом сравнения ясно, что любящий осуждать виновен в большем грехе, чем тот, кого он осуждает; он не только совершает равный грех, но прибавляет к нему еще высокомерие и придирчивость.
Во Христе мы имеем единственный пример идеального характера, и всякий, выставляющий себя в качестве образца для других, претендует на место Христа. И поскольку Отец «весь суд отдал Сыну» (Иоанна 5:22), то каждый, осмеливающийся судить побуждения других, присваивает себе права, принадлежащие исключительно Сыну Божьему. Люди, желающие быть судьями и критиками, становятся на сторону антихриста, о котором сказано: “Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2 Фессалоникийцам 2:4).
Суровый и непримиримый дух критики, характеризующий фарисейство, является грехом, влекущим за собой наихудшие последствия. Там, где в религиозной жизни отсутствует любовь, там нет и Христа, нет света Его присутствия, и никакое неутомимое усердие или рвение без Христа не может заменить любви. К тому, кто обладает удивительной способностью замечать ошибки окружающих, Иисус обращается со словами: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Кто сам в чем-либо виновен, тот склонен подозревать в том же и других. Осуждая их, он старается скрыть и извинить порочность собственного сердца. Согрешив, люди познали зло, и как только наши прародители совершили первый грех, они сейчас же начали обвинять друг друга. Это и сегодня свойственно человеческой природе, не подчинившейся благодати Христа.
Когда люди предаются духу взаимного обвинения, они не довольствуются тем, что указывают на недостаток брата. Если они не могут более мягкими средствами заставить его делать то, что они считают нужным, то прибегают к принуждению. Они всеми силами пытаются навязать ближнему свои представления о правде. Так поступали иудеи во времена Христа, и то же самое совершала Церковь всякий раз, когда лишалась благодати Христа. Утратив силу Божественной любви, она воспользовалась услугами государственной власти для того, чтобы добиться признания своих догм и исполнения своих указов. В этом секрет всех религиозных законов, когда-либо изданных, и здесь же скрыта причина всех гонений за веру со времен Авеля и до наших дней.
Христос не гонит людей, но привлекает их к Себе; единственная применяемая Им сила есть сила любви. Когда Церковь начинает искать поддержки светской власти, становится ясно, что ей недостает силы Христа и любви Божьей.
Корень же этой проблемы скрыт в отдельных членах Церкви, следовательно, с них и должно начаться исцеление. Иисус советует обвиняющему прежде «вынуть бревно из собственного глаза», отказаться от духа осуждения, сознаться в собственных грехах и оставить их, а потом уже заняться исправлением ближнего. Он говорит: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» (Луки 6:43). Дух осуждения, живущий в вас, есть не что иное, как худой плод, и свидетельствует он о том, что все дерево худо. Нет смысла взращивать в себе самоправедность. Прежде чем исправлять других, необходимо полностью изменить свое сердце, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Матфея 12:34).
Когда в жизни вашего ближнего наступает кризис, а вы стараетесь советом или увещанием помочь ему, ваши слова смогут оказать доброе влияние лишь в той мере, в какой они соответствуют вашему доброму примеру и духу. Чтобы творить добро, необходимо быть добрым. Нельзя оказать преобразующего влияния на ближнего, если собственное сердце не смирилось, не очистилось и не смягчилось благодатью Христа. Если в вашей душе уже произошла эта перемена, то жить для блага других станет для вас естественным стремлением, свойственным вашей новой природе, как свойственно розовому кусту приносить благоухающие цветы или виноградной лозе — сладкие гроздья.
Если Христос будет вашим «упованием славы», то у вас больше не останется желания следить за другими, разоблачать их ошибки. Вместо того чтобы обвинять или осуждать, вы поставите своей целью помогать, благословлять и спасать. Имея дело с заблудшими и ошибающимися, вы будете помнить слова: наблюдай «каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Галатам 6:1). Вы вспомните о своих собственных многочисленных ошибках и о том, как трудно вам было снова вступить на оставленный вами путь истины. Вы не толкнете своего брата в еще большую тьму, но с сердечным состраданием предупредите его о грозящей ему опасности.
Кто часто смотрит на Голгофский крест и помнит, что его грехи привели туда Спасителя, тот даже не попытается соизмерять свою вину с виной других людей. Такой человек никогда не станет судьей ближнему, не обвинит его. Кто действительно ходит под сенью Голгофского креста, тот не может иметь дух осуждения и самовозвышения.
Только тогда, когда вы почувствуете, что готовы пожертвовать чувством собственного достоинства и даже отдать жизнь ради спасения заблудшего брата, вы действительно вынете бревно из собственного глаза и станете способным помочь своему брату, вы сможете приблизиться к нему и коснуться его сердца. Никому еще не удавалось укорами и порицаниями убедить людей отказаться от заблуждения, но многие из-за этого совсем уходили от Христа и навсегда закрывали сердца для Духа Святого. Только кроткий дух и нежное, смиренное сердце могут спасти заблудшего и покрыть множество грехов. Откровение Христа в вашем характере произведет преобразующее действие на всех, соприкасающихся с вами. Пусть Христос каждый день проявляется в вас, и Он явит через вас творческую силу Своего слова, Свое кроткое, но убедительное, могучее влияние, чтобы воссоздать людей по прекрасному образу Господа Бога нашего.

«Не давайте святыни псам» (Матфея 7:6)

Иисус говорит здесь о людях, не имеющих никакого желания освободиться от рабства греха. Из-за постоянного общения с пороком и грехом их характер так деградировал, что они крепко цепляются за зло и не расстанутся с ним. Служителям Христа не следует останавливаться на тех, кто делает Евангелие предметом одних лишь споров и насмешек.
Однако Спаситель никогда не проходил мимо души, готовой принять драгоценные истины неба, как бы низко эта душа ни пала. Для мытарей и блудниц Его слова были началом новой жизни. Мария Магдалина, из которой Он изгнал семь бесов, последней пришла к гробу Спасителя и первая приветствовала Его в утро воскресения. Савл из Тарса, один из наиболее ярых противников Евангелия, стал Павлом, преданным служителем Христа. Под ненавистью и презрением, под вырождением и преступлением может скрываться душа, которую благодать Иисуса спасет и сделает драгоценным камнем в венце Спасителя.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матфея 7:7)

Во избежание неверия, неправильного понимания или истолкования Его слов Господь дает тройное обетование. Он желает, чтобы ищущие Бога верили, что для Него нет ничего невозможного, и поэтому добавляет: «Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Господь не ставит никаких условий кроме того, что вам необходимо почувствовать духовный голод, возжаждать Его милости, совета и любви. «Просите». Прошением вы показываете, что сознаете свою нужду; и если просите с верой, то получите. Христос дал Свое слово, и оно непоколебимо. Придите к Нему с искренним раскаянием в сердце, и не надо бояться, что ваша просьба самонадеянна, ибо вы просите о том, что Господь уже обещал дать. Если вы просите о благословении, необходимом, чтобы ваш характер совершенствовался, уподобляясь характеру Христа, Господь уверяет вас, что ваша просьба опирается на Его обетование и будет исполнена. Сознание собственной греховности уже есть достаточное основание просить о милости и сострадании. Условие, на котором вы можете прийти к Богу, заключается не в том, что вы должны быть святыми, а в том, что вы желаете быть очищенными Им от всех грехов и пороков. Аргумент, с которым мы можем постоянно приходить к Господу, это наша великая нужда, наше крайне беспомощное состояние, делающие Бога и Его спасительную силу необходимыми для нас.
«Ищите». Желайте не только благословений Божьих, но и Его Самого. «Сблизься же с Ним — и будешь спокоен» (Иова 22:21). Ищите, и найдете. Господь ищет вас, и само ваше желание прийти к Нему объясняется действием Его Духа. Покоритесь же этому воздействию. Христос ходатайствует за искушенных, заблудших и неверных, Он стремится восстановить с ними общение. «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Паралипоменон 28:9).
«Стучите». Мы приходим к Богу по особому приглашению, и Он ждет нас, чтобы провести в Свою приемную. Первые ученики, последовавшие за Иисусом, не удовлетворились краткой беседой с Ним на дороге, но спросили: «Равви! Где живешь?.. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него тот день» (Иоанна 1:38, 39). Так и мы можем иметь тесную связь и общение с Богом. «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится» (Псалтирь 90:1). Пусть все, жаждущие благословений Господних, стучат в дверь милости и ждут с твердой уверенностью, прося: «Ты, Господи, обещал, что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Иисус смотрел на множество собравшихся послушать Его людей и искренне желал им познать любовь Божью и Его милосердие. Чтобы показать им их нужду и Божью готовность восполнить ее, Он привел им в пример голодного ребенка, просящего хлеба у своего отца. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» Иисус обращает внимание на естественную, нежную любовь отца к сыну и говорит: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст блага просящим у Него». Ни один любящий отец не отвернется от голодного сына, просящего у него хлеба. Мог бы он подшучивать над ним, дразнить его, пробуждать в нем надежду, а затем разочаровать его? Кто бы мог пообещать ему хорошую и сытную пищу, а вместо этого предложить камень? И позволительно ли бесчестить Бога предположением, что Он не внемлет мольбам Своих детей?
«Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Луки 11:13). Дух Святой, представитель Бога на земле, есть величайший из всех даров. В Нем заключены все «даяния добрые», и Сам Творец не в состоянии дать нам ничего большего и лучшего. Если мы обратимся к Господу с просьбой сжалиться над нами, помочь нам в беде и руководить нами через Духа Святого, Он никогда не откажет. Даже родители могут отвернуться от своих голодных детей, но Господь Бог никогда не оставит без внимания крик нуждающейся и томящейся души. Какими удивительно нежными словами Он описывает Свою любовь! Он обращается к тем, кто считают себя оставленными Богом в дни тяжелых переживаний, и говорит через пророка Исаию: “А Сион говорил: ‘оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!’ Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих ” (Исаии 49:14—16).
Каждое обетование в Слове Божьем должно служить предметом наших молитв, и мы обязаны ссылаться на слово, данное Иеговой. В каких бы духовных благословениях мы ни нуждались, мы имеем преимущество просить о них через Иисуса. Мы можем с детской простотой поведать Господу о всех наших нуждах, будь то потребность в пище и одежде, или духовная нужда в хлебе жизни и одеянии праведности Христа. Отец Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом, и приглашает вас обращаться к Нему с прошениями. Только во имя Иисуса можно получить небесное благословение, и Отец чтит это имя, исполняя в богатстве Своего радушия все наши просьбы, возносимые во имя Иисуса.
Но не забывайте, что, приходя к Богу, как к своему Отцу, вы тем самым признаете себя Его детьми; вы не только уповаете на Его благость, но и во всем покоряетесь Его воле, зная, что любовь Его неизменна. Вы отдаетесь исполнению Его дела. Всем, кому Иисус велит искать прежде Царства Божьего и правды его, Он дает обетование: «Просите и получите» (Иоанна 16:24).
Дары Того, Кому принадлежит всякая власть на небе и на земле, предназначены детям Божьим. Эти дары настолько драгоценны, что получить их мы можем только благодаря крови Спасителя; они удовлетворяют самые глубокие желания сердца, пребывают вечно и могут быть обретены всеми, кто приходит к Богу как малые дети. Примите же обетования Божьи как относящиеся лично к вам, напоминайте Господу о Его обещании, и вы примите полноту радости.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матфея 7:12)

Уверяя нас в любви Божьей, Иисус говорит о нашем долге любить друг друга, сводя таким образом все отношения в человеческом обществе к одному всеобъемлющему принципу.
Иудеи заботились только о том, как бы побольше получить; они старались обеспечить себе подобающие им, по их мнению, власть, уважение и славу. Христос же учит нас не заботиться о том, как бы побольше получить, но думать о том, что мы сами можем дать. Мерилом наших обязанностей по отношению к ближним является то, что мы считаем их обязанностью по отношению к нам.
Общаясь с людьми, ставьте себя на их место, вникайте в их чувства, затруднения, разочарования, радости и скорби, вставайте с ними на одну ступень и поступайте так, как бы вы желали, чтобы они поступали с вами. Это истинное правило честности, основанное на словах закона: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матфея 22:39). Оно было главным содержанием учения пророков. Этот небесный принцип реализуют все, кто готов жить в святом общении с Богом.
Библейское золотое правило лежит в основе человеколюбия, и лучшую иллюстрацию к нему мы находим в жизни и характере Христа. Какие прекрасные и нежные лучи распространялись вокруг нашего Спасителя в Его земной жизни! Какая доброта, какое милосердие исходило от самого Его присутствия! Тот же дух откроется и в Его детях. Если в них живет Христос, они будут окружены Божественной атмосферой, их чистые белые одежды будут благоухать ароматами Божьего сада, их лица будут отражать свет Христа и освещать путь усталому путнику.
Каждый человек, стремящийся к идеалу совершенного характера, непременно будет проявлять сострадание и нежность Христа. Влияние благодати призвано смягчить сердце, облагородить и очистить чувства, наделяя человека обходительностью и тактичностью, которые имеют небесное происхождение.
Но золотое правило имеет еще более глубокое значение. От каждого, по милости Божьей сделавшегося домостроителем многообразной благодати Божьей, требуется, чтобы он поделился имеющимся с душами, находящимися во тьме неведения, в той мере, в какой желал бы этого он, будучи на их месте. Апостол Павел говорит: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Римлянам 1:14). Познав Божью любовь, получив дары Его благодати, вы обязаны поделиться этими дарами с самыми невежественными и опустившимися душами.
Точно так же обстоит дело с благами и благословениями этой жизни: обладая большим, мы становимся в определенной мере должниками тех, кто имеет меньше. Если мы владеем богатством или пользуемся всеми удобствами жизни, то нашей священной обязанностью становится забота о больных страдальцах, вдовах и сиротах; мы обязаны заботиться о них так, как сами желали бы, чтобы они заботились о нас, если бы мы поменялись с ними местами.
Золотое правило учит нас той же истине, что изложена и в Нагорной проповеди: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Добро или зло, которое мы делаем ближнему, всегда возвратится к нам в виде благословения или проклятия. Все, что мы отдаем, то и получаем обратно. Блага, передаваемые ближним, зачастую к нам же и возвращаются. Отданное нами нередко приходит к нам вновь в час нужды в четырехкратном размере монетой, отчеканенной в Небесном Царстве. Кроме того, уже в этой жизни Господь вознаграждает за все дары, полнее изливая на нас Свою любовь, в которой заключается сущность всей небесной славы и сокровищ. Таким же образом и причиненное зло возвращается к нам: каждый, легкомысленно порицавший и осуждавший ближнего, пройдет той же дорогой, которой он вел других, и почувствует то, что испытали окружающие, лишенные его сочувствия и нежности.
Это есть постановление любви Божьей. Господь желает, чтобы мы возгнушались своим жестокосердием и открыли сердце для Иисуса, тогда зло обернется добром, и то, что казалось проклятием, станет благословением.
Золотое правило лежит в основании истинного христианства, а все, что не соответствует ему, есть обман. Религия, не ценящая души, столь дорогие для Христа, что Он отдал за них Свою жизнь, религия, не требующая от нас внимательного отношения к человеческим нуждам, страданиям или правам, есть ложная религия. Если мы пренебрегаем правом бедных, страдающих и грешных на наше сочувствие, значит, мы предаем Христа. Многие называются именем Христовым, а от характера Христа отрекаются, именно по этой причине христианство ныне имеет так мало силы. Из-за этого хулится имя Господне.
Об апостольской Церкви, озаренной в те светлые дни славою воскресшего Спасителя, сказано: «Никто ничего из имения своего не называл своим» (Деяния 4:32); «Не было между ними никого нуждающегося» (ст. 34); «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (ст. 33); «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (2:46, 47).
Ни на небе, ни на земле мы не найдем истины, явленной более могущественно, чем та, которая подтверждается делами милосердия по отношению к нуждающимся в нашем сочувствии и нашей помощи. Такова истина, как она есть в Иисусе. Если носящие имя Христа будут в своей жизни следовать золотому правилу, то дело Евангелия в наши дни будет сопровождаться такой же силой, как во времена апостолов.

«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Матфея 7:14)

Во время Христа жители Палестины обитали в городах, обнесенных стенами и зачастую расположенных на холмах или горах. С заходом солнца ворота запирались, а поскольку к ним вела крутая, скалистая дорога, то возвращавшемуся в конце дня домой путнику при приближении к цели приходилось напрягать последние силы, чтобы успеть войти в город до захода солнца. Опоздавший волей- неволей должен был ночевать вне города.
Такую узкую дорогу, поднимающуюся в гору и ведущую к дому и покою, Иисус использовал как символ христианского пути. Путь, указанный Мной, узок, — сказал Он, — и в ворота войти трудно, ибо золотое правило исключает всякую гордыню и эгоизм. Есть, конечно, и более широкий путь, но конец его — погибель. Если вы изберете путь духовной жизни, вам придется постоянно идти вверх по крутому склону и узкой тропе, идти с меньшинством, ибо большинство изберет более легкий путь, ведущий под гору.
Все человечество с его светским блеском, эгоизмом, гордостью, отсутствием чести и морали идет по пути смерти. Там есть широкий простор для разного рода взглядов и учений, там полная возможность следовать своим влечениям и делать то, что велит тебе себялюбие. Чтобы идти к погибели, не нужно искать дорогу, ибо широки врата и пространен путь, и ноги сами собой направляются туда, где ждет смерть.
Но путь в жизнь вечную узок, и врата тесны. Если вы еще лелеете какой-либо грех, то для вас эта тропа будет слишком узкой. Вам придется отказаться от собственных путей, покорить свою волю и оставить дурные привычки, если вы хотите удерживаться на пути Господнем. Желающий служить Иисусу не может придерживаться мирских взглядов или стандартов. Путь, ведущий к небу, слишком узок для чинов и богатства, слишком узок для честолюбия и эгоизма, он слишком крут и скалист для людей изнеженных и привыкших к комфорту. Труд, терпение, самоотречение, бедность, поношение и противление со стороны грешников — вот какова была участь Христа, и такова же будет наша, если мы желаем когда-либо войти в рай Божий.
Однако не следует думать, будто путь, ведущий вверх, труден, а ведущий вниз — легок. На пути к смерти вы всюду встретите страдания и наказания, скорби и разочарования, на каждом шагу увидите предостережения, призывающие вас остановиться и не идти дальше. Не внимающим голосу Божьему и упорствующим Господь по Своей великой любви затрудняет дорогу к самоуничтожению. Конечно, сатана со своей стороны старается представить свой путь в самом привлекательном свете, но все это обман. На злом пути вы встретитесь с горькими угрызениями совести и гнетущими заботами. Может быть, поначалу нам покажется приятным потворствовать своему честолюбию и гордыне, но последствиями станут боль и горе. Корыстные планы могут льстить нашему самолюбию, суля удовольствие и наслаждение, но очень скоро мы обнаружим, что наше счастье отравлено и наша жизнь горька от несбывшихся надежд, сосредоточенных на собственном «я». На широком пути врата могут быть украшены цветами, но сам он усеян шипами и терниями. Обманчивый свет надежды, сияющий у входа, превращается во тьму отчаяния, и душа, идущая по этому пути, нисходит во мрак бесконечной ночи.
«Путь... беззаконных жесток», пути же мудрости — «пути приятные, и все стези ее — мирные» (Притчи 13:15; 3:17). Всякое послушание повелениям Христа, всякое самоотречение во имя Его, всякое перенесенное испытание, всякая победа над искушением есть шаг, приближающий нас к славной окончательной победе. Кто избирает Христа своим путеводителем, тот находится на безопасном пути. Даже величайший грешник может найти этот путь. Благоговеющий искатель будет ходить в чистом и святом свете. Хотя тропа узка и грех на ней нетерпим, доступ на нее гарантирован всем, и ни одной колеблющейся, трепещущей душе не нужно говорить: «Господь не заботится обо мне».
Дорога может быть чрезвычайно крута и опасна, с обеих сторон окружена зияющими пропастями; наше странствование может быть сопряжено с тяжелым трудом, нам, может быть, придется упорно трудиться, когда мы падаем от усталости, бороться, когда уже нет сил, и надеяться, когда кажется, что надеяться уже не на что. Если Христос ведет нас, то мы достигнем желанной гавани. Он Сам шел этим тернистым путем и уровнял его для нас.
Вдоль всего крутого пути, ведущего в жизнь, находятся источники радости, утоляющие жажду утомленных, и все, мудро избравшие этот путь, преизобилуют радостью даже в минуты испытания и горести, ибо Тот, Кого любит душа их, незримо идет рядом с ними. С каждым шагом вверх они все яснее чувствуют прикосновение Его руки, все больше лучей от славы Невидимого освещает их путь; славословия их становятся все громче и возносятся к престолу Божьему, сливаясь там с пением ангельских хоров. “Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня” (Притчи 4:18).

«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Луки 13:24)

Запоздавшему путнику, спешившему войти в город до захода солнца, нельзя было ни на что отвлекаться, все его внимание было направлено к одной цели — войти в ворота города. Такой же целеустремленностью, по словам Иисуса, должен обладать и христианин. «Я показал вам славу характера, которая является истинной славой Моего Царства. Она не обещает вам земных богатств, и тем не менее она достойна ваших самых ревностных устремлений и усилий. Я не призываю вас к борьбе за верховную власть в великом мировом царстве, но это не значит, что вам не за что сражаться и некого побеждать. Я призываю вас подвизаться войти в Мое духовное Царство».
Жизнь христианина представляет собой сражение и непрерывную борьбу, но победа одерживается не человеческой силой, поскольку полем битвы является сердце человека. Генеральное сражение — самое величайшее из всех, в которых когда-либо участвовал человек, — это подчинение своего «я» воле Божьей и подчинение сердца господству Божьей любви. Ветхая природа, рожденная от хотения плоти и крови, не может наследовать Царства Божьего. Для этого необходимо оставить унаследованные злые наклонности и прежние привычки.
Кто решится вступить в духовное Царство, тот легко заметит, что против него направлены все силы страстей необузданной природы, подкрепленные силами тьмы. Эгоизм и гордость восстанут против всего, что обличает их. Сами по себе мы никогда не можем победить наши злые наклонности и вожделения, стремящиеся господствовать над нами. Сами мы не можем победить поработившего нас могущественного врага. Один Господь в состоянии даровать нам победу. Он хочет, чтобы мы победили самих себя, возвысились над нашей волей и нашими путями, но без нашего согласия и сотрудничества Он не поможет нам. Дух Божий действует через средства и силы, данные людям. Наша энергия должна работать сообща с силой Божьей.
Нельзя одержать победу без ревностной молитвы, без смирения на каждом шагу. Нельзя принуждать нашу волю действовать сообща с небесными силами, она должна добровольно подчиниться воле Божьей. Даже если бы появилась возможность во сто крат сильнее навязать вам влияние Духа Божьего, это не сделало бы вас христианами, достойными стать подданными небес. Крепость врага не была бы сокрушена. Ваша воля должна стать на сторону воли Божьей. Вы сами по себе не в состоянии подчинить воле Божьей свои намерения, желания и наклонности, но если вы хотите, чтобы Господь произвел в вас стремление к добру, то Он совершит это для вас, ниспровергнув «замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Коринфянам 10:4, 5). Тогда вы будете совершать свое спасение «со страхом и трепетом... потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению” (2 Коринфянам 10:5; Филиппийцам 2:12, 13).
Немало людей, привлеченных красотой Христа и славой неба, уклоняются от условий, выполнение которых необходимо для достижения этой славы. На широком пути много людей, не удовлетворенных своим положением. Они желают освободиться от рабства греха и собственными силами борются со своими греховными привычками. Они смотрят в сторону узкого пути и тесных врат, но их эгоистические стремления и любовь к миру, гордость и необузданное честолюбие воздвигают непреодолимую преграду между ними и Спасителем. Чтобы отказаться от собственной воли, от всех своих злых желаний, наклонностей и привычек, требуется немалая жертва, но многие пугаются ее и отступают перед ней. «Многие поищут войти, и не возмогут» (Луки 13:24). Они желают добра, прилагают какие-то усилия для достижения его, однако не избирают узкий путь и не имеют решимости любой ценой встать на него.
Наша единственная надежда на победу состоит в том, чтобы соединить нашу волю с волей Божьей и каждый час и день трудиться сообща с Ним. Мы не можем оставить при себе свое «я» и надеяться войти в Царство Божье. Если мы и достигнем святости, то это произойдет, когда мы отречемся от собственного «я» и воспримем ум Христов. Гордость и самонадеянность должны быть пригвождены к кресту. Готовы ли мы уплатить требуемую от нас цену? Готовы ли мы привести нашу волю в полное согласие с волей Божьей? Если мы не возжелаем этого, то преобразующая благодать Божья не откроется в нас.
Предстоящая нам борьба является нашим «добрым подвигом веры». Апостол Павел говорит: “Я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно” (Колоссянам 1:29).
В критический момент своей жизни Иаков обратился к Богу с молитвой. Он был всецело поглощен стремлением изменить свой характер. Но в то время, как он умолял Бога, мнимый враг наложил на него руку, и Иаков целую ночь боролся за свою жизнь. Однако, несмотря на опасность, грозившую ему, намерение его не изменилось. Когда силы начали оставлять его, Ангел обнаружил свою Божественную силу, и Иаков понял, наконец, с Кем он боролся. Разбитый и беспомощный, он припал к груди Спасителя и молил о благословении. Он ни за что не хотел отступить или отказаться от своего прошения, и Христос, по Своему обетованию, внял мольбе этой беспомощной и раскаявшейся души: «Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда путь заключит мир со Мною» (Исаии 27:5). Иаков решительно сказал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Благодаря своему постоянству и твердости патриарх получил благословение Того, Кто боролся с ним. Он дал ему победу и переменил его старое имя Иаков на новое — Израиль, говоря: «Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Бытие 32:26, 28). То, чего Иаков старался достигнуть собственными силами, он получил благодаря своей крепкой вере и покорности воле Божьей. «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоанна 5:4).

«Берегитесь лжепророков» (Матфея 7:15)

Восстанут лжеучители и будут стараться увести вас с узкого пути и от тесных врат. Берегитесь их! Одетые в овечьи одежды, внутри они суть волки хищные. Иисус указывает нам на особый признак, по которому мы можем отличить лжеучителей от истинных наставников: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?»
Христос не говорит, что мы можем отличить истинных учителей по красивым речам или возвышенным обетам — нет, о них нужно судить исключительно на основании слова Божьего: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаии 8:20). «Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума» (Притчи 19:27). Какую весть несут лжеучители? Ведет ли она вас к благоговению и страху Божьему? Побуждает ли она вас явить свою любовь к Богу в исполнении Его заповедей? Если люди не осознают всей важности нравственного закона, если они легкомысленно относятся к повелениям Божьим, если они нарушают малейшую из Его заповедей и других учат тому же, то мы можем с уверенностью сказать, что их служение не признается на небе и их притязания тщетны. Они делают работу князя тьмы, врага Божьего.
Не все, носящие имя Христа и Его знаки отличия, в действительности являются христианами. Христос говорит, что многие, выступающие от имени Его, будут в конце концов найдены легкими. «Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: ‘Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие’” (Матфея 7:22, 23).
Поступая беззаконно, эти люди считают себя правыми. Заявляя, что признают Христа своим Господом, и совершая великие чудеса во имя Его, они в действительности являются орудиями беззакония. «Они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их». Возвещающий слово Божье «для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иезекииля 33:31, 32).
От простого исповедания своего ученичества мало пользы. Вера во Христа, имеющая силу спасти душу, отличается от той, что на устах у многих. Они говорят: «Верьте, только верьте, и вам незачем соблюдать заповеди Божьи». Но вера, которая не приводит к послушанию, является самонадеянностью. Апостол Иоанн пишет: «Кто говорит: „я познал Его“, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Иоанна 2:4). Пусть никто не думает, будто какие-либо особенные или чудесные явления могут служить доказательством того, что их дела и убеждения, которые они отстаивают, действительно соответствуют истине. Если кто-либо с недостаточной серьезностью относится к Слову Божьему и ставит свои личные впечатления, чувства и переживания выше Божественного мерила, то о таком человеке можно безошибочно сказать, что он не имеет в себе света.
Послушание является критерием принадлежности ко Христу. Соблюдением заповедей мы доказываем, что наши уверения в любви к Богу — не пустые слова. Если принятое нами учение убивает в нашем сердце грех, если оно очищает нашу душу от скверны и приносит плод святости, значит, мы знаем, что это Божественная истина. Если в нашей жизни проявляется благотворительность, доброта, нежность и сострадание, если мы с радостью в сердце делаем то, что справедливо и верно, если мы превозносим Христа, а не самих себя, мы можем быть полностью уверенными, что наша вера истинна. “А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди” (1 Иоанна 2:3).

«Он не упал, потому что основан был на камне» (Матфея 7:25)

Народ был глубоко тронут словами Христа. Всех слушателей привлекла Божественная красота принципов истины. Торжественные предостережения Иисуса звучали, как голос Божий, проникающий в глубину души, и в корне разбивали прежние взгляды и убеждения людей. Последовать Его учению означало для них полную перемену их образа мыслей и действий. Это привело бы к столкновению с их религиозными учителями и к низвержению всего строения, над которым из поколения в поколение трудились раввины. Вот почему, несмотря на исключительное внимание, проявленное слушателями к словам Иисуса, лишь немногие действительно готовы были принять их как руководство в жизни.
Свою нагорную проповедь Иисус закончил иллюстрацией, с удивительной ясностью показывающей необходимость применения в жизни высказанных Им поучений. Среди толпы, окружавшей Спасителя, было много людей, всю свою жизнь проведших в окрестностях Галилейского озера. Когда они сидели на склоне горы и внимали словам Иисуса, перед их глазами расстилались поля и равнины, по которым текли к морю горные потоки. Летом эти речки почти совсем исчезали, оставляя лишь сухое и пыльное русло, но с наступлением зимнего дождливого периода, когда над холмами проливались ливни, эти ручьи превращались в бурные реки, временами затоплявшие всю лежащую внизу местность и уносившие с собой все, встречающееся на пути. Даже крестьянские дома, расположенные среди зеленых равнин и находившиеся, казалось, вне всякой опасности, уносил разбушевавшийся поток. Но вверху, на скалах стояли другие дома. В некоторых случаях они были целиком выстроены из камня и уже веками оказывали сопротивление непогоде. Такие постройки являлись плодом трудной и утомительной работы, и доступ к ним был затруднен. К ним было нелегко добраться, и местоположение их казалось менее привлекательным, чем у тех домов, что располагались внизу, на зеленой равнине. Но эти дома стояли на скале, и ни ветер, ни буря, ни вода не были им страшны.
Иисус говорит, что принимающий Его учение и делающий его основой своего характера и жизни подобен этим строителям, построившим свои дома на скале. Еще за несколько сот лет до этого пророк Исаия писал: «Слово Бога нашего пребудет вечно» (Исаии 40:8). И Петр, цитируя эти слова спустя много лет после Нагорной проповеди, добавляет: «А это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Петра 1:25). Слово Божье есть единственное основание, пребывающее вечно, единственно верное и надежное основание в мире. Христос сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Матфея 24:35).
В Нагорной проповеди содержатся великие принципы закона самой Божьей сущности. Всякий, кто основывается на них, строит на Христе, Скале веков. Принимая Его слова, мы принимаем Самого Христа, и только принимающие Его слова истинно строят на Нем. “Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос”. “Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (1 Коринфянам 3:11; Деяния 4:12). Христос — Слово и откровение Божье, проявление Его характера, Его закона, Его любви, Его жизни, — единственно надежное основание, на котором можно строить вечный характер.
Мы строим на Христе, повинуясь Его словам. Праведен не тот, кто просто радуется праведности, но творящий правду. Святость — это не состояние экстаза, но результат полного посвящения Богу и исполнение воли нашего Отца Небесного. Когда народ израильский находился на границе обетованной земли, то знания Ханаана и пения песен о нем оказалось недостаточно для того, чтобы овладеть чудесными виноградниками и масличными садами этой благодатной страны. Евреи могли по-настоящему сделать ее своей, только захватив ее, исполнив определенные условия, проявив живую веру в Бога, применив к себе Его обетования, повинуясь Его указаниям.
Сущность христианской религии состоит в том, чтобы исполнить слова Христа — не с целью заработать благосклонность Божью, а исключительно как знак благодарности за незаслуженно полученный дар Его любви. Не одни слова исповедания спасают людей, но вера, проявленная в делах праведности. Последователь Иисуса должен не только говорить, но и делать, ибо благодаря поступкам формируется характер. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Римлянам 8:14). Не те люди, к сердцам которых прикоснулся Дух Божий и которые лишь временами поддаются Его влиянию, но те, кого водит Дух, являются сынами Божьими.
Может быть, и вы желаете стать последователями Христа, но не знаете, с чего начать? Может быть, вы еще окутаны тьмой и не знаете, как найти свет? Следуйте тому свету, который имеете. Покоритесь требованиям Слова Божьего, которые вам известны. Вся Его жизнь и сила сокрыты в Его Слове. Если вы примите Его слово с верой, оно даст вам силу к послушанию. Если вы внемлете свету, который имеете, то получите еще больший свет. Строя на слове Божьем, вы строите свой характер по подобию характера Христа.
Христос есть истинное основание, живой камень. Все, строящие на Нем, становятся причастниками Его жизни. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный», «на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (1 Петра 2:5; Ефесянам 2:21). Камни превращаются в одно целое с основанием, ибо одна жизнь пребывает во всех. Это здание не может сокрушить ни одна буря.
Всякое же сооружение, возведенное на ином основании, чем слово Божье, упадет. Каждый, кто, подобно иудеям во дни Христа, основывается на человеческих идеях и мнениях, на формах и обрядах, придуманных людьми, или на делах, которые он может творить независимо от благодати Христа, воздвигает свое здание на зыбком песке. Бурные потоки искушений смоют песчаное основание, и все здание рухнет, а его обломки останутся на брегах времени.
«Посему так говорит Господь Бог... И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства» (Исаии 28:16, 17).
Сегодня милость Божья еще зовет грешника: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иезекииля 33:11). Голос, пока еще призывающий к покаянию, есть голос Того, Кто с глубокой скорбью воскликнул, глядя на возлюбленный город: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст!» (Луки 13:34, 35). В Иерусалиме Иисус видел символ мира, пренебрегшего Его благодатью и презревшего дар Его любви. Он плакал о тебе, жестокосердный! Даже тогда, когда Иисус на горе проливал слезы об участи Иерусалима, этот город мог бы покаяться и избегнуть наказания. Бог все еще ждал, что Его дар будет принят, но он был отвергнут. Так и тебе, о сердце, Христос все еще говорит с любовью: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20). «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Коринфянам 6:2).
О вы, возлагающие свои надежды на самих себя, вы строите на песке, но еще не поздно избежать надвигающейся гибели. Бегите к твердому основанию, пока еще не разразилась буря! «Так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного». «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог Твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей». «Вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков» (Исаии 28:16; 5:22; 41:10; 45:17).