Жестокость

Анатолий Григорьев2
Это было в восьмидесятых годах прошлого века .

   Мы с Андреем ловили рыбу сетями в Байкале .
Андрей был моложе меня лет на двадцать и относился ко мне уважительно .
Жили мы на берегу в автомобильном вагончике ,  неизвестно кем и когда поставленным и оборудованным для жилья .
В вагончике было двое деревянных нар .   В углу ,  у входа стояла  "буржуйка" . Двери вагончика имели прочный и надёжный засов .

Байкал качало уже четверо суток .

   Дул  "Баргузин" .   Ветер этот приносит из Баргузинского залива . Ещё говорят , что он  "рыбный" .
Батюшка разгулялся не на шутку ! Волны ,  короткие ,  но высокие  -  два с половиной ,  три метра !


Заухало , загикало , завыло !
И понесло - поехало , гудя .
А полчаса назад ведь тихо было ,
Теперь - ревёт , сознанье теребя .

Нанесло прохладою с Байкала -
Вновь задул холодный "Баргузин"
Ничего подобного не знала
Никакая из морских глубин.

Здесь волна коварна и опасна ,
Потому , что коротка она
И поэтому предельно ясно
Что в Байкале ты не сыщешь дна .

Каждый год он прибирает души
Некогда грешивших рыбаков .
Кто посмел его покой нарушить
Уж прибрал господь во тьму веков .

Сколько раз ходил и я по краю
Восторгаясь силою твоей !
Величавее тебя не  знаю -
Я прирос к тебе душой своей .

   Нечего было даже думать ,  чтобы выйти в море и снять сети ... .
За четверо суток мы отлежали все бока .
Наш досуг скрашивал транзисторный приёмник  "Альпинист" ,  да собака Андрея "Дамка" - очень умная и казалось , всепонимающая животина .
Стояла осень .  По ночам было холодно .  Пожалев собаку ,  мы отвели ей место в вагончике под нарами ,  но вскоре пожалели об этом...
   Последние две ночи  "Дамка" периодически злобно рычала и не давала нам спать .
Вокруг вагончика кто - то ходил .
- Наверное  "хозяин"  шляется ,  подумал я ,  засыпая...

  На пятые сутки ,  под вечер ,  шторм утих и мы на деревянной лодке ,  длинной , но лёгкой на вёслах ,  вышли в море ,  чтобы снять сети .
 
   Пользуясь ориентирами на берегу ,  сети нашли быстро и начали выбирать их в лодку .  Сети были привязаны одна к другой ,  а общая длина составляла около километра .
   Рыбы попало много .  В основном это был хариус .  Но половина её была не пригодна для еды ,  она просто испортилась от длительного нахождения в сетях . Как говорят местные рыбаки - её  "заболтало" .

   Затишье было не долгим... "Баргузин"  задул  снова .  Пошла волна . Не выбранных две сети пришлось обрезать и срочно грести к берегу . Чем ближе  он становился ,  тем сильнее  шумел  прибой .

Лодку выбросило набежавшим валом на песок ,  следующий вал накрыл нас сверху...
Холодный душ не оставил на нас ни одной сухой нитки . Лодка была до краёв наполнена водой... .
 
   Стояли вечерние сумерки и мы решили оставить сети в лодке до утра .   Привязав лодку к торчащей из песка коряге ,  пошли в вагончик сушиться .
   Растопили "буржуйку" ,   переоделись в сухое ,  а снятую одежду развесили на верёвке ,  натянутой у потолка .

 С Байкалом шутки плохи ! Кости многих рыбаков на дне его покоятся.

Ночью "Дамка" снова зло рычала ,  но мы уже не обращали на неё внимания . Настойка и усталость сделали своё дело...

   Я проснулся рано .
Вышел из вагончика и обомлел :  оглушительная тишина ,  а над водой ,  белым молоком стелился туман .  Деревья стояли не шелохнувшись .

   Лодка была привязана метрах в пятидесяти от вагончика . Решил пойти к ней .
Не доходя метров десять до лодки , понял , почему собака рычала по ночам - от лодки тянулся косолапый след .  Следочки были небольшими .

   "Пестун " - только подумал я ,  как услышал лай  "Дамки" ...
Медвежонок сидел на толстой берёзе и вертел головой вслед за крутящейся внизу собакой .
  -"Дамка"! Как тебе не стыдно ,  он - же маленький  - пристыдил я её . Собака прекратила лаять , как бы поняв , что я ей сказал и визгнув обиженно , села у моих ног .
  -Не трогай ты его ,  пойдём завтракать !
Я двинул к вагончику .  "Дамка"побежала следом...
Видимо мать убили ,  вот и шатается один  - подумал я .

Мы с Андреем подкармливали медвежонка . Даже  "Дамка перестала лаять на него...

Так прошла неделя .Но случилось непредвиденное...я пожалел , что мы приручили его. 


   Утром собрались проверить сети ,  но на поляну ,   левее нашего вагончика метров сто выкатил старенький  "Москвич"  с прицепом .   На прицепе была лодка .

Из машины ,  громко  разговаривая ,  вышли трое - двое мужчин и одна женщина...

   Я подошёл к ним ,   поздоровался .
Приезжие были из города .   Решили порыбачить и отдохнуть пару суток .

Я показал им направление ,   где стояли наши сети ,  чтобы они не залезли на нашу территорию и пошёл к лодке ,  где меня уже ждал Андрей...

   Мы поплыли проверять сети .
Чтобы быстрее найти поплавок ,  привязанный к концу сетей ,  я брал всегда с собой бинокль .
Отплыли уже на приличное расстояние от берега - до сетей рукой подать !
И вдруг раздались два выстрела...внутри у меня похолодело....
Я поднёс к глазам бинокль и увидел напротив машины приезжих ,   на берегу , чёрное пятно . Сразу понял ,  что случилось...
   -Разворачивай ,  Андрей !  Они малыша завалили...
Андрей развернул лодку и с силой и злостью начал грести к берегу .

   На берегу ,  гордо задрав голову ,  стоял с ружьём в руке водитель "Москвича"...

   Лишь только лодка ткнулась носом в песок ,  Андрей пулей вылетел на берег и правым прямым опрокинул стрелка навзничь !

   -Что-же вы сволочи делаете ?!    Он же у нас с рук ел !

Второй мужчина стоял ,  опустив голову и молчал .  Криком исходила женщина :
   -Фашисты ,  гады! И зачем я только поехала с вами !?   Слёзы ручьём катились из её глаз .

   Чёрный комочек лежал на песке и из его полуоткрытого рта с розовым языком медленно ,  капля за каплей ,  вытекала жизнь... .

   Мы ушли в вагончик.
Налили по стакану  "Перцовки"  и выпили не закусывая .
Каждый чувствовал вину за случившееся .   Даже  "Дамка" тихо поскуливала...

   Через полчаса пришёл тот ,  кто не стрелял... извинялся за своего друга а в конце спросил ,  нет - ли  у нас патронов с картечью двенадцатого калибра ?

   -Что ,  спросил я ,  мамы  боитесь ?

   -Это вы правильно...не простит !

   -А патроны ,  хоть и есть ,  да не дам ...  и мой вам совет - уезжайте быстрее...
 

Через некоторое время ,   загрузив лодку и все пожитки в прицеп ,  они уехали .

Осталась боль в душе .  Она и сейчас ,  когда вспомню порой ,  комом стоит в горле... .



Стихи автора.