Бриллиантовая заколка. Михаил Таль

Евгений Хацкельсон
Савелий Тартаковер однажды сказал, что шахматная теория — это подслеповатая дама. Как же это было близко «пирату шахматных полей», который часто делал ходы, идущие вразрез с требованиями теории. До него все знали, что играть надо по позиции. Так всегда играл и Ботвинник. А вот Таль часто делал такие ходы, которые вроде бы даже ухудшали его позицию, он любил жертвовать фигуры, любил спровоцировать противника на активные действия, позволял заманить себя в ловушку, заготовив при этом свою, еще более глубокую ловушку. Порой он, как японский ниндзя, пускался в притворное бегство для того, чтобы внезапно повернуться к преследующему противнику лицом и вонзить ему меч прямо в сердце.

Шахматный стиль Таля неповторим и тесно связан со структурой его личности прирожденного бойца, наделенного к тому же богатейшей фантазией. Таль еще раз доказал всем, как сильно ошибались Капабланка и Ласкер, когда предрекали шахматам «ничейную смерть». Шахматы оказались намного глубже, чем их описывала теория. До него многие думали, что в партии, в которой оба партнера «не делают ошибок» неизбежна ничья. Следовательно, с ростом мастерства игроков они будут делать все меньше ошибок, а значит, со временем все партии будут заканчиваться вничью. Таль доказал, что это не так, что само понятие «ошибки» зачастую условно, поскольку при одной глубине анализа один ход может показаться проигрывающим, а при большей глубине анализа может выясниться, что он выигрывающий. Но кто мог нырнуть в своем анализе за доской так глубоко, чтобы это увидеть? На это был способен только Михаил Таль.

Своими непонятными и нелогичными ходами он выманивал противника с широкой и светлой позиционной дороги на узкую и темную тропинку запутанной комбинационной игры, полной неясностей и взаимных завуалированных угроз. Это был боец, который предпочитал сражаться на шпагах не в чистом поле и не на городской площади, а на перекинутом через пропасть веревочном мосту без перил, где любое неловкое движение может стоить жизни. Вот таким «неудобным» противником был Михаил Таль, любивший ставить своим оппонентам хитрые задачи, решать которые необходимо было немедленно. Как сказал однажды югославский гроссмейстер Костич, «Таль ставит перед своим партнерами такие проблемы, на которые нужно дать ответ сегодня, а завтра будет поздно».
***

Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию свой сборник новелл "Бриллиантовая заколка".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и посвящена четырем гениальным шахматистам XX века — чемпионам мира Эммануилу Ласкеру, Хосе Раулю Капабланке, Александру Алехину и Михаилу Ботвиннику, их взаимоотношениям, соперничеству друг с другом, личной жизни, любимым женщинам, истории их взлетов и падений, побед и поражений. В тетралогии прослеживается жизнь и творчество знаменитых виртуозов в историческом контексте эпохи: русской революции, русской эмиграции, прихода к власти в Германии нацистов, сталинских репрессий, двух мировых войн. Каждая часть тетралогии написана с точки зрения главного героя. Об одних и тех же событиях рассказывается с разных позиций, в каждой содержатся размышления и воспоминания главного героя о своих великих противниках.

https://ridero.ru/books/brilliantovaya_zakolka/