Из рассказа поляка Витольда 61 год

Ран Нуш
Моя мама родилась в 1920 г. После начала войны и немецкой оккупации (маме уже было 19 лет) она попала в тюрьму , устроенную немцами в замке Мальборк, на два года. Произошло это потому, что кто-то донёс, что мама обучала детей польскому языку в подпольной школе. В немецкой зоне оккупации обучение можно было вести только по-немецки. После тюрьмы мама была на поселении в Гданьске, на принудительных работах. Мама была девушкой до прихода Советской Армии в Гданьск (30 марта 1945 г.), при немцах никто на неё не посягал, но говорит, что очень быстро "добровольно-принудительно" потеряла девственность после освобождения от немцев, т.к. солдаты "требовали", чтобы она уступила кому-то из них. Мама впоследствии переехала в Варшаву, встретила мужа (моего отца) и вышла замуж, родила сына Витольда (меня).
  Я. Я очень любил путешествовать и был альпинистом-любителем. Наша группа в 1974 г. добралась на Кавказ, где мы прошли интересным маршрутом. Я познакомился с молодой русской туристкой, Татьяной. Мы договорились вскоре встретиться, я с ней пережил свою первую большую любовь. После похода наша группа отправилась на пляжи Батуми, а я поехал в Феодосию, где меня ждала весточка от Татьяны. Феодосия (как и часть Калининградской области) была закрытым городом. Кажется, коммунисты там устроили секретную подземную базу подводных лодок, куда они заходили через туннель прямо из Чёрного моря. Я спросил y милиционеров, где находится почта. Они мне показали, и спросили, не из Прибалтики ли я приехал (из-за моего акцента). Бог надоумил меня сказать "да". Иначе меня бы задержали и выслали из Феодосии как гражданина Польши. На почте меня ждало письмо от Татьяны. Моя фамилия начинается на "ш" кириллицей, но на букву "с" латиницей. Когда сотрудницы почты поняли, что я - иностранец, то очень испугались, но всё же пожалели меня и дали адрес Татьяны с её письма, отправленного мне до востребования.
  Наша группа провела несколько дней в Крыму. Мы находились возле маленького посёлка, где жили очень бедно. У них был один общий туалет на всех, надо было ждать в очереди и затем прыгать по камням, т.к. туалет находился посреди большого пруда. Никто не ходил в кустики, из-за скромности и воспитания.
  Через 20 лет я снова посетил Россию и встретился с Татьяной. У неё был муж, мы с ним хорошо посидели и выпили. По телевизору показывали информацию о преступлениях большевиков против народа, правду об исторических событиях. Было время Ельцина. Татьяна не верила фактам, она была воспитана как убеждённая комсомолка. Онa не могла поверить, что Ленин мог приказать жестоко уничтожить целый городок с людьми. Она нервничала и переживала, расставаясь с иллюзиями советского человека. Её муж не переживал, подливая мне водки. Впоследствии я нерегулярно созванивался с Татьяной. В один из звонков кто-то чужой мне сказал, что Татьяна уехала куда-то в Италию. С мужем развелась или же он спился и умер, не знаю. Я хотел бы сейчас снова увидеться с Татьяной. По случайности, я тоже прожил в Италии некоторое время.
  Я приезжал в Россию неоднократно. В одну из поездок, я двигался из Китая, через Монголию, в Сибирь (Иркутск), откуда вылетел в Москву. Меня поразили просторы Сибири и я видел под собой квадраты и прямоугольники света - поселки или городки, спланированные по квадратам, как гулаг.
 В последние годы я приезжал в Украину (западную), Литву, Латвию. Меня очень удивили изменения, которые там происходят. В Вильно (Вильнюсe) почти все молодые литовцы говорили со мной по-польски. Эта территория когда-то принадлежала Польскому государству - Речи Посполитой, что заметно в архитектуре и даже в местной культуре...Молодые литовцы прагматичны, амбициозны, очень любят новые автомобили. В Литве чисто, прекрасные дороги, ухоженные дома и парки. Попадая из Литвы в Польшу, сразу видишь грязь, свалки, неухоженность. Я склонен приписывать это наследию Русской Империи. Та часть Польши ("конфедерация"), которая находилась в границах Российской Империи в течение 140 лет, унаследовала наплевательское отношение к чистоте. Напротив, другие части Польши находились в составе Австро-Венгрии (Львов и Краков) и прославлены за чистоту и ухоженные памятники архитектуры. Львов ведь считался самым чистым, культурным и ухоженным городом в СССР.
  - Май месяц 2016, рассказ дан в переводе с оригинала на английском и польском с использованием русских слов.