Часть 2. Симонетта Веспуччи
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о прекрасной Симонетте.
Если Галатея вначале была изваяна в мраморе, а потом Пигмалион влюбился в нее, и она ожила, то с Симонеттой все произошло наоборот. Вначале Боттичелли в нее влюбился, а после ее смерти пытался увековечить ее образ.
Там, где обожествляют красоту, там расцветает искусство.
При дворе Лоренцо Великолепного все были взращены на историях Беатриче и Лауры. Все писали стихи, все восхищались живописью и архитектурой, а потому появление 15-летней очаровательной Симонетты попало на правильную почву, на которой ее красота расцвела незабываемым цветком.
После изучения всех предполагаемых ее изображений я пришел к выводу, что наиболее близкое ее изображение представлено Боттичелли в полотне «Венера и Марс»
http://www.proza.ru/2016/05/22/834,
и в образе Святой Екатерины из алтарной композиции для церкви Святого Варнавы во Флоренции
http://www.proza.ru/2016/05/22/903
Но точнее всего, не в буквальном сходстве, но во впечатлении, является, конечно, Венера из «Рождения Венеры»
http://www.proza.ru/2016/05/22/966
Так как образ Симонетты эфемерен, и сведения скудны, приведу еще одну АНАЛОГИЮ, поразившую меня самого.
Была еще одна Галатея в грустной истории человечества, пережившая своего Пигмалиона. Звали ее Наталья Гончарова.
В. А. Сологуб в воспоминаниях:
«… Много видел я на своем веку красивых женщин еще обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана… Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные, даже из самых прелестных женщин, меркли как-то при ее появлении. На вид она всегда была сдержанна до холодности и мало вообще говорила. В Петербурге она бывала постоянно, и в большом свете, и при дворе, но ее женщины находили весьма странной. Я с первого же раза без памяти в нее влюбился».
Это описание да и внешний вид (см акварель Александра Брюлова)
http://www.proza.ru/2016/05/22/1639
oчень совпадает с тем, что мы знаем о Симонетте.
Нужно иметь ввиду два обстоятельства, Наталье было 19 лет, когда она появилась при дворе.
Ее холодность, сдержанность, странность и малоразговорчивость, отмеченная Сологубом и другими, объясняется, образно говоря, мраморностью скульптуры до оживления. В действительности же, отчасти молодостью, и отчасти отсутствием у нее предметов для разговора.
(подробно моя концепция в книге о «Моцарте и Пушкине», в главе «Розы Гименея»
http://www.proza.ru/2016/05/22/1639)
Большинство мужчин были влюблены в нее платонически, как в красивую модель.
Аналогичная ситуация с Симонеттой. Она вышла замуж когда ей было 15 лет.
Естественно, особо умных разговоров от нее никто не ожидал. Но доброжелательностью и сердечностью она отличалась. Через 7 лет она умерла. Наталья, кстати, тоже после 6 лет жизни с Пушкиным исчезла из виду на два года, уехав в родовое имение Полотняный завод.
И опять история вывернута наизнанку, как и у Боттичелли. На этот раз погиб Пигмалион, а его Галатея-Гончарова пережила его и умерла в 54 года.
О Симонетте написаны сотни статей и историй. Вот краткие сведения о ней.
Она была первой красавицей Ренессанса по прозванию "la bella Simonetta".
Родилась в 1454. В пятнадцать лет она вышла замуж за Марко Веспуччи, родственника Америго Веспуччи, известного своим путешествием в 1501 году, когда он обнаружил что Южная и Северная Америка не часть Азии, а отдельный континент. Поэтому континет и получил свое имя Америка. Случай в истории открытий уникальный. Никто так не прославился.
Необходимо учесть фактор окружения, который мы выпускаем из виду. Применительно к нашей жизни это звучало бы так. Папа был преподавателем в ГИТИсе и у нас дома всегда собирались .... и так далее.
Боттичелли и Веспуччи жили по соседству и ходили в одну приходскую церковь, а именно, в семейную церковь Веспуччи – Оньисанти (Ognisanti) (Всех Святых).
Веспуччи были преданными друзьями Медичи, что в постоянной кровавой войне за власть играло решающее значение. И первыми покровителями молодого Боттичелли были Веспуччи. Их покровительство и рекомендации обеспечивали его заказами на протяжении всей жизни.
Выйдя замуж за Марко Веспуччи, Симонетта, естественно, оказалась при дворе Лоренцо, остальное сделала ее красота и очарование, называемое поэтами одухотворенностью.
В Симонетту были влюблены многие, в том числе брат Лоренцо Великолепного Джулиано. Она была на рыцарском языке его «прекрасной дамой».
На знаменитом, отмеченном историками и поэтами, рыцарском турнире в 1475 году Джулиано победил, завоевав приз – портрет Симонетты, нарисованный Боттичелли (не сохранился). Внизу портрета была надпись «Несравненная» ("La Sans Pareille").
Но Симонетте не повезла, она быстро сгорела от чахотки, и через 7 лет,
на 23м году умерла в ночь с 26го на 27 апреля 1476 года. (Дата важна лишь только потому, что ее рыцарь Джулиано Медичи был убит во время заговора семьи Патти через два года в тот же день).
Вся Флоренция погрузилась в траур, флорентийцы проводили ее, следуя за гробом, до церкви Всех Святых, там она и покоится по настоящий день.
См картинку церкви.
http://www.proza.ru/2017/08/17/1924
Боттичелли попросил похоронить его у ее ног, - возвышенные традиции Петрарки и Данте продолжились. Его воля была исполнена, и он был похоронен в этой же церкви в 1510 году. Через 34 года после ее смерти.
Если вам придется побывать там, не ищите могилу Боттичелли. Он похоронен под своим настоящим именем Alessandro di Mariano Filipepi