Книга 1 истоки глава 6 юность виктора часть 8 учеб

Дудко 3
На фотографии – Я (ВИКТОР) – справа – второй.
Обмывали стипендию, а, может быть – это экспромт по какому-то другому случаю.

КНИГА  1  ИСТОКИ

ГЛАВА 6   ЮНОСТЬ  ВИКТОРА

ЧАСТЬ 8   УЧЁБА  В  МАИ


                УЧЕБНЫЕ  БУДНИ


                И   ПОБЕЖАЛИ    ИНСТИТУТСКИЕ   ГОДА,
                ОСТАВИВ   СЛЕД   ПО   ЖИЗНИ   НАВСЕГДА
               
Учёба в  институте шла у меня достаточно легко,  да и учиться мне было интересно.  Первые два курса -  общеобразовательные.  Математика  давалась довольно легко. Некоторые начальные курсы я изучил ещё в 10-м классе. Первый семестр я окончил с одной четвёркой по начертательной геометрии. Тогда я ещё не знал,  что во время семестра (экзаменационной сессии) можно было пересдать этот предмет (это мне сказали много позже в деканате),  тем  более, что какие-то предметы я впоследствии сдавал досрочно.

Физика и химия давались мне также легко.  Лабораторные работы,  практические работы, семинары проходили, как правило, интересно. Особенно, мне нравилась математика и один из ее разделов: комплексные переменные. Интересно и то, что знание математики помогали решать химические задачи с валентностью.


Иногда я по старой привычке что-то записывал в  свой дневник.

30/IX-51 г.

 Прошёл месяц студенческой жизни. Время не ждёт, оно торопит, спешит, и не останавливается. Остановить его невозможно, как невозможно  остановить землю в её вечном кружении, но от него можно отстать, и его не догнать потом. Гигантскими  шагами движет оно всё вперёд. Промедлил,  и опоздал. Время ушло,  - догоняют сейчас же, потом будет поздно. К такому выводу привёл  меня этот месяц.

В мире есть люди хорошие  и плохие. Но не верьте тому, кто говорит, что этот человек хороший: нет, не всегда. Любой человек, будь он наипрекраснейший, всегда бывает и плохим человеком, и наоборот. Чувства и мысли, мысли и действия человека меняются от всевозможных малых и больших причин. И человек, которого ты идеализировал, может стать в одно время таким, как и ты - ОН НЕХОРОШ, А ТЫ И ВОВСЕ.
 Ну, ладно, поменьше «философии». Факты. Живу по-старому, никому на письма не отвечаю: с головой занят нем. языком и черчением. Влен не пишет. Это виновата она, Шура. Какого черта ей надо было писать Влену о наших с ней отношениях в последний месяц. Ведь, письмо попало в руки тёте Кати, и она всё рассказала дяде Мише, который кое-что написал отцу.

 Да, она удружила сразу всем  вместе. Лучше уж молчала бы, и то лучше было бы.
 В нашей группе 16-17 девчат. Несколько из них (Лариса Пл., Ира, Галя, Инна) мне нравятся, а как я им – не знаю. Конечно, со всеми я не смогу дружить, но думаю, что или с Ларисой (меньше) или с Ирой. Остальные более гордые: «не подступиться». (зн. …)

Здесь в корпусах (на Большой Почтовой) познакомился с Зоей. (Эта девушка, когда была маленькой, то сыграла основную роль в фильме «Машина 22-12», чем постоянно гордилась, будучи взрослой).
Уже вчера объяснился с ней. Она сказала, что все их знакомые почему-то решили, что она вместе с матерью, хотят поймать меня и женить. Ну, такого остолопа, как ты Витёк, легко можно обтяпать. Ты, ведь, сентиментальный, эгоистичный, самолюбивый и много влюбчивый парень, и влетишь ты в эту историю как пить дать. И если ты не сумеешь выпутаться (сейчас ещё рано: надо своё получить), то ты действительно олух царя небесного. Тебя, дурака, надо так обтяпать, чтобы ты знал на будущее: на чужой каравай рот не разевай.
 Иду мыться, 12 часов ночи.

2/XI-51 г.    Прошло 2 месяца учёбы и мы идём в «выскочки». Беспорядок царит в моей голове и я не могу записать ничего путного.

Позавчера был в ГАБТе – очень понравилось быть там. Смотрел «Демона», вернее слушал оперу Рубинштейна «Демон», где пел «Демона » - Иванов, «Тамара» - Кругликова, жених её – Козловский.

Думаю,  как-нибудь сходить ещё с нашим комсоргом – Ларисой. Она девочка – ничего, но не для любви – она хороший (может быть таким) друг. И я думаю, именно, так подружиться с ней, не иначе – любовь к ней с твоей стороны Виктор нелепа и недопустима. Вот и всё. Писем долго ни от кого нет. 

5/XII-51 г.

 Дни бегут. Трудно, стало труднее переживать в себе все свои недостатки, все свои страдания, горести, думы и т.д. Неужели, я не нашёл друга! Да, в ней я хотел найти друга, но она как-то безразлично ведёт себя. А ведь друзья должны хотя бы немного заботиться друг о друге. Но, я, я не могу писать. Я влюблён в неё? Нет, и ещё раз нет! Мне просто нужен друг, с которым можно было бы посоветоваться, поделиться мыслями, поговорить попросту.  Нужен такой друг, который,  хоть, немного влиял с хорошей  стороны. А она. А она. Она могла бы сделать это, но увы … Я боюсь предложить ей это. И, не дай  бог, она поймёт меня в другом смысле!?

Снова и снова в сердце приходит опустошение. Приходит,  попросту  говоря, отвращение к жизни или к лени. Лень – она снова догнала меня в начале декабря месяца. Ну, кто мне поможет избавиться от неё, от того, что наз. штурмовщиной и т.п. Время идёт. Все чувства, все помыслы, всё, всё, что было хорошего, тоже постепенно, но неуклонно уходят от меня. Я переживаю, томлюсь, в вагонах и на улицах веду разговоры (в уме) с БаСом, ВВБ, П и М. Куда всё ушло. Неужели, я не могу сделать того, что задумал? Да, не сможешь, если будешь лениться. Но, кто же будет заставлять, что б ты не ленился. Ты сам. А если найдёшь наст. друга, то вдвоём.

БаС – презренно молчит. ВВБ – так и не дождался от него ответа! Таковы наст. «друзья». 

8/XII-51 г.

 Виктор! Ты «пропал» Вика!  Шура совсем ушла из моего сердца. Может быть, где-нибудь в тайниках мозга останется о ней  воспоминание, довольно-таки приятное. Она права. Она не должна была и правильно, что не ответила на твоё последнее компромиссное письмо. Ты почувствовал, как ты одинок среди всего этого мира, как тебе тяжело всё это пережить и ты хотел получить поддержку у твоего бывшего, и обиженного тобою друга, но тебя не поддержат, и ты падаешь.  Ты упал сегодня в объятия Зои, завтра будешь падать ещё ниже и т.д. .

Ха, ха … Наконец, ты понемногу начинаешь понимать, что жить в обществе и не быть в нём, нельзя. Нельзя быть одиноким. Одиночество признак дикарства,  особенно, в нашем обществе.

Но почему ты остался вне? Почему друзья не помогли тебе хотя бы немного войти в него. Почему? Или друзья не были друзьями. Если они бросили друга в критический момент, зная о многих его недостатках, они бросили, оставили в одиночестве, одного среди чужих, и неужели это друзья, или это друзья до поры до времени. Да это те друзья, которые только сочувствуют, выпивают, и развлекаются вместе и больше ничего.

Любовь, говорят, сродни жалости. Да, я теперь знаю, что не пустая фраза. Девушка иногда (и часто) полюбит парня из-за жалости. Но эта любовь – не настоящая. При проверке её жизнью она всегда (или большей частью) распадается. Такая любовь растёт и развивается до поры до времени, пока парень рассказывает жалостливые истории и т.п., т.е. пока она его хорошо ещё не знает. Затем, они сближаются, лучше узнают друг друга. Первый момент сближения – один из лучших, запоминающихся моментов в жизни, потом рост кончается, начинается упадок, разложение и гибель любви - самый тяжёлый момент, момент расставания бывших влюблённых. Почему это происходит. В первое время она мало знает его, её привлекает фантастичность его рассказов, ей станет жалко парня. А что значит - пожалеть такого человека? Это значит - унизить его в его глазах. Кто-то из них первый понимает это. Начинается расхолаживание отношений с одной стороны, что влечёт за собою охлаждение и с другой, т.е. всё гибнет. Нет! Я больше не хочу такой любви! 



Сдавать экзамены я обычно ходил в первой группе из пяти  студентов  и, как правило, отвечать шел первым, давая больше время другим для подготовки. Это было с первого до последнего семестра.

Исключение составил экзамен по сопромату,  когда мой друг и староста группы перед экзаменом заболел гриппом.  И мы с ним сдавали предмет последними.  Я помог Борису,  а также  Никоновой, которая получила отличную оценку, и ещё кому-то.  Это заметил преподаватель и, вероятно, решил это отметить, поставив мне четвёрку (в деканате мне посоветовали пересдать его (наконец-то!),  но я не стал это делать из гордости).  Много лет спустя, на вечере группы Борис весь эпизод со сдачей представил по-другому.

   Припоминается мне эпизод на экзамене по политэкономии. Это было или на 3-ем или на 4-ом курсе. Учебников тогда не было. Знания мы черпали из лекций. Лекции  не  всегда были записаны полностью и хорошо.  Я,  как всегда, пришел сдавать экзамен и начал отвечать первым.

Не знаю, что со мной произошло  Меня "зациклило"…
 Отвечаю на первый вопрос и говорю: прежде, чем ответить на этот вопрос, я хотел бы начать с Адама и Евы, т.е. с истории вопроса. До вопроса я не дошел - преподаватель остановил и попросил ответить на второй.

 Я опять слово в слово повторил: начну с Адама и Евы.  Преподаватель не выдержал:  - все и  спросил мою фамилию. Открыв  зачетку,  удивился, сказав при этом: "может быть вы придете в следующий раз",  отдал мне зачетку,  не поставив отметку ни в зачетку, ни  в экзаменационный лист.

 Еще,  когда я отвечал,  все начали мне подсказывать правильный ответ, но я  не реагировал на это. Выйдя из аудитории, я сказал всем,  что получил пару.  Однокашники очень удивились  и забеспокоились, если я не сдал, то -  что их ждет. Потом я, конечно, сдал, но в этом семестре лишился повышенной стипендии. Вот такой казус был со мной.

    Первые два года я никогда не писал шпаргалок - память у меня была  отличной. Мне надо было прочесть весь материал.  Я не знал только того,  что не прорабатывал сам.
 Видя, что многие пользуются шпаргалками, я стал менее внимательно прорабатывать материал, но шпаргалок не писал и не пользовался  ими почти никогда.  Зато, я брал с собой или лекции,  или писал на листах конспекты и  брал их с собой для "поддержания штанов". Или не прорабатывал весь материал, а всегда надеялся на удачный билет,  что, как правило, и бывало.

 К сожалению, это привело к некоторому ослаблению общей памяти. Хотелось бы отметить, что зубрилой я не был. Посещал все занятия, почти никогда не" филонил". Пропадал почти весь день и вечера в институте. (В дальнейшей жизни у меня так и осталась моя приверженность -  все дослушивать до конца, где бы я ни был, в том числе и на всех конференциях и семинарах, как бы не интересны они не были).   
 
    Самыми неинтересными занятиями у нас,  у ребят, были занятия на военной кафедре (в этот день девочки гуляли).  Занятия проходили на территории радиотехнического факультета, по Волоколамскому шоссе, у поворота  на  Беговую  улицу у моста. Когда преподаватель нудно перечислял длинные номера деталей приборов, очень хотелось спать.

 Только Володе Свечникову удавалось спать с открытыми глазами,  сидя на первой парте в маленькой аудитории.  Остальных грозный окрик заставлял просыпаться  и вскакивать с места. Записи мы делали в секретных тетрадях, хотя многие приборы были уже списаны, и не представляли никакого интереса и уж, конечно, не были секретными...

      Запомнился мне случай с первого курса, когда мы с Борькой готовились к химии у меня на квартире. Накануне экзамена, уже, когда в голову ничего не лезло, я предложил ему пойти на танцы в Измайловский парк. Метро тогда ходило  - до Измайловской, а станция Семеновская называлась тогда Сталинской. Борис сказал, что мы еще не прошли какой-то раздел, и он останется, а я уехал в парк (был или не был я на танцах – не помню). Вечером вернулся и проводил его до метро. На следующий день я сдал химию на отлично, а Борька не сдал его, после чего он сокрушался: «Лучше я бы пошел вчера гулять, толку было бы больше».

Как-то перебирая после 2000 года старые тетради с лекциями, я нашёл следующие строчки:
Из 1-ой лекции  по предмету «Счетно-решающие приборы», прочитанной  в начале февраля 1956 года из раздела «Автоматические быстродействующие цифровые машины»: … «в них все операции производятся автоматически. Необходимо лишь задать программу действия машины. Действие такой машины, изготовленной в Академии Наук СССР  «БЭСМ» было опубликовано в «Правде» от 4 декабря 1955 г. На этой же машине был сделан перевод английского  текста на русский. Машина позволяет решать задачи логического порядка...» .

(Спустя почти 5 лет, мы с Сашей Смирновым побывали на этой машине, да, и сами стали специалистами в этой области, а тогда это были только слова преподавателя в сохранившейся тетради с лекциями).


Бате от Виктора.

                Здравствуй дорогой папа!

Я жив, здоров, чего тебе желаю. Всё, что ты посылал – я получил – за всё очень благодарен. Посылку от дяди Миши получил недавно: простыни, одеяло, костюм пышный и книгу.

Сейчас я очень занят: идёт зачётная сессия (до 1 января), а затем будет экзаменационная. Иногда в институте бываю по 12 – 14 часов. Сдал уже 5 зачётов (24/XI  мех мастер 1 чек. черчение на хорошо). Остальные недавно. Осталось сдать 3 зачёта и 5 экзаменов и я буду дома. Правда, сейчас заниматься труднее: сам знаешь, но всё-таки дела идут по-хорошему. Надеюсь всё сдать хорошо.

У нас здесь пока оттепель, но скоро по прогнозу, будут морозы до 350. У меня нет перчаток – здесь их днём с огнём не сыщешь. У вас, наверное, всё в порядке. Ты не должен болеть, а Женя плакать и сваливать всё на меня: - «почему плачешь?» - «Вити - нет».  Скоро Витя приедет и пускай он не плачет.
Посылаю тебе мою фотокарточку, посмотри, какой я теперь.

Ну, вот и всё.                Передавай всем привет.

С приветом, твой сын                Виктор.

                21/XII – 51 г.   1 ч



Письмо  из Москвы в Брест.
Бате от Виктора.


                Здравствуй    дорогой   папа!

Я жив, здоров, о чём тебе сообщаю. Извини за долгое молчание. Доехал я благополучно. За опоздание мне ничего не было, т.к. выявилась уважительная причина. Правда, до сих пор, всю задолженность не ликвидировал: ещё не переписал 3 лекции и т.п. Заниматься сейчас очень трудно. В неделю 5 раз занимаемся по 8 часов и из них 6 часов практических. Во времени очень стеснён. Дома не бываю по 10-12-14 часов, что меня сильно стесняет, как физически, так и психически. Ем 2 раза в сутки: утром в 7 часов и вечером в 8 или 10 часов. Так всё это изматывает тебя, что придешь домой и делать ничего не хочется. С каждым днем всё слабеет. Такое положение не только у меня, но и почти у всего курса. Таковы мои учебные дела.

 День рождения отметил отменно. 10/02 у себя дома, а 17 у одной девочки.
 Я со своим старостой собрали немного денег и устроили небольшую пирушку. У него тоже был день рождения. Пришёл пешком домой в 4-30 утра.


Из письма – Бате…

27/11 – 52 г. ……………. Пишу письмо на лекции.
  Стипендию получаем в этом месяце прежнюю, но говорят, что в следующем, дадут повышенную.
         С приветом твой сын Виктор.



Действительно, нам стали выплачивать повышенную стипендию, и, даже,  дали её - всем троечникам. Борис Филин был старостой нашей группы, и выдавал стипендию ребятам. Когда наступил момент выдачи повышенной стипендии, студенты нашей группы приезжали в институт, к нам в общежитие, и мы с Филиным встречали их подарком.  Троечники получали больше 2-х тысяч рублей, а хорошисты, не попавшие под это Постановление -  всего около 700 руб. За раздачу стипендии  нам с Борисом немного перепадало – нас вдвоём водили в кафе напротив нашей проходной у 5-го корпуса.

Но далеко не весь факультет получал повышенную стипендию. Наш ректор всё время придерживал выплату, определённую Постановлением, в котором говорилось, что приборостроение в стране отстаёт от мирового  уровня, и для его развития предлагался ряд  мер, одно из которых касалось нас - студентов факультетов приборостроителей и ряда других аналогичных ВУЗов.

(Говорили, что И.В. Сталину доложили высказывание президента США, что мы не сумеем разработать атомную бомбу, так как у нас слаба приборостроительная промышленность. Для её ускоренного развития и было принято указанное Постановление.)

А ректора, вероятно, смущало то, что на нашем факультете была специализация  - «оборудование», и это не подпадало под указанное Постановление, и поэтому многие студенты, к сожалению, получали обычную стипендию, причём,  без троек в семестре.



ТЕЛЕГРАММА   МОСКВЫ НА ВЫПЛАТНОЙ ПУНКТ
ДУДКО АНАТОЛИЮ ЕВТАФЬЕВИЧУ

     поздравляю днем рождения
   желаю здоровья успеха      работе 
 
            ВИКТОР   


ТЕЛЕГРАММА   МОСКВЫ НА ВЫПЛАТНОЙ ПУНКТ ВРУЧИТЬ 1 МАЯ
ПОЗДРАВЛЯЮ ПРАЗДНИКОМ ЖЕЛАЮ ЗДОРОВЬЯ
ПРИВЕТОМ                = ВИКТОР



5 марта умер И.В. Сталин…

 Мы, как и все советские люди в то время, сильно переживали.
 На следующий день всей группой решили пойти в Дом Советов проводить вождя.
 Огромные толпы людей шли к Дому Советов. Мы шли по улице Горького, но у метро Маяковского стояло оцепление, которое никого не пускало и заворачивало потоки в разные стороны. По сторонам через громкоговорители просили всех не бежать, а соблюдать спокойствие и порядок.

 Мы пошли к метро «Чистые пруды», где вдоль бульварного кольца  и дальше - вниз к Трубной площади на трамвайных путях стояли впритык друг другу -  по левой стороне большие военные грузовики, а на них солдаты.

Люди прибывали, толпа уплотнялась, прорываясь к Трубной площади, а дальше к Дмитровке по улице к Дому (где, как показывало телевидение, люди по 3-4 человека, не спеша, двигались к Дому Советов).

Уже на подходе к площади люди давились, а толпа всё нажимала и нажимала. Все были в пальто, что несколько уменьшало давление на них. Нам стало жарко, нечем было дышать.  Лопухин потерял галоши, кто-то из наших девочек закричал, потом кричали и другие. Некоторых людей солдаты поднимали на машину и отпускали с той свободной стороны и они, с облегчением, шли домой.

 Линии оцепления не пропускали людей к Дому, а в обратную сторону – не препятствовали. А мы не могли ничего сделать: ни вперёд, ни назад ходу не было.
Как потом говорили, многие погибали. Мы дотолкались до площади и увидели, что грузовиками закрыли все три стороны. И людям деваться было некуда! Это был замок. Со всех сторон давили, а двинуться некуда! Нас просто предали. Этого мы тогда не ощущали, так как верили своей власти и всё случившееся считали не недоразумением, а не чьей-то злой волей.

 Через грузовики мы продрались на другую сторону и ушли домой, обеспечив себе жизнь и свободу, потеряв некоторое количество собственных вещей.

На следующий день я повторил попытку. С группой пацанов, знающих в центре все проходные дворы, все чердаки, крыши,  подвалы и канализацию, мы прошли, рискуя жизнями, почти до Дома, остановившись где-то в районе театра оперы и балета, но в это время прекратили доступ к телу вождя. И зачем только я всем рисковал?! Так я и не попал в Дом Советов.


Открытка  в Брест НА ВЫПЛАТНОЙ ПУНКТ.
Бате от Виктора.
Поздравляю с наступающим Новым годом. Желаю тебе всего наилучшего в жизни, работе и дома. Будь здоров, береги себя. На каникулы думаю поехать в Ленинград к брату Юлию (д. Миши сын). С приветом, крепко целую

                Твой сын Виктор.                20.12.53 г.

Можешь  писать   мне  только по адресу: Москва, 80, п/я 1612.